Скачать 227,05 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» Воспитательные и развивающие возможности уроков литературного чтения (Из опыта работы) Автор: Брулетова Марина Альбертовна, учитель начальных классов г. Усинск Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем просто задача обучения. Суть её определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам, в своей личностно-мотивационной деятельности создаёт, сотворяет свой образ по неким нравственным общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве. И трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания особенно в наше время, когда современная жизнь и СМИ, скорее разрушают вечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании юного поколения. Итак, цель уроков литературного чтения – нравственное воспитание и общее развитие учащихся при изучении литературных произведений. ^ – чтение и анализ художественного текста, создание собственных текстов и опыт художественно-творческий деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроках литературного чтения:
Основной методический прием, которым пользуется учитель, анализируя произведения на уроках, - вдумчивое, медленное чтение текста и многократное его перечитывание с остановкой на «непонятных» словах. ^ считал главной целью обучения школьников развитие личности ребенка, причем достижения каждым учеником оптимального для себя уровня в общем развитии (то есть развитие ума, воли, чувств), выделяя особо нравственное воспитание. Великий педагог говорил в те годы о воспитании как главной задаче школы и о личностно-ориентированной педагогике как основе успешности этого воспитания. Главным воспитывающим средством является, по мнению ученого, деятельность школьников на уроке и вне его, причем эта деятельность должна быть проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей. Содержанием этой воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, изображенных в произведении, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными вопросами жизни. Иными словами, Л.В.Занков говорит о серьезной читательской деятельности, самостоятельном анализе художественных произведений учениками-читателями на уроках литературного чтения, осмыслении и освоении детьми в процессе этой работы нравственных ценностей, заключённых в произведениях. (Приложение № 2) В системе Л.В.Занкова (по которой я работаю) курс литературного чтения представлен двумя комплектами. Комплект Свиридовой Виктории Юрьевны и Чураковой Наталии Александровны известен давно. Автор второго комплекта – Валерия Алексеевна Лазарева. На характеристике данного комплекта я хочу остановиться. Согласно изложенным выше представлениям о целях, задачах и способах их достижения разработан УМК, состоящий из
^ для 2 класса. В основу его построения положен проблемно-тематический принцип. Ведущими проблемами являются нравственные. Сюжетная основа учебника: детство – семья – школа – родная природа. Перед каждым текстом введены упражнения, которые одновременно решают задачи и развития техники чтения, и литературного развития («Предварительное чтение» - цепочки слов). В учебниках всех классов заложена система отслеживания читательского развития ребенка. Это самостоятельные работы, которые, по сути, являются контрольными, поскольку позволяют учителю увидеть, как учащиеся поняли учебный материал и как владеют определёнными навыками анализа текста. (К/р стр. 58, стр. 84, стр. 148). Контроль в развивающей системе обучения является не репродуктивным воспроизведением знаний, топтанием на месте, а шагом вперед, так как контролировать знания или сформированность навыка анализа текста можно и на новом материале. Задачи развития учащихся, независимо от уровня школьной зрелости, реализуются за счет вариативности заданий. Для более способных и развитых детей есть задания повышенной трудности, они отмечены *. ( - Л.Толстой «Прыжок» - Только ли о прыжке мальчика с мачты рассказывает автор? Кто еще совершает «прыжок», но другой? - Г. Цыферов «Как лягушки пили чай» - Как автор оживляет туман, березку, дождь, вербу, солнышко). В учебнике есть подсказки. («Собачкины огорчения» Б.Заходер – Как автор относится к героине? Подсказка – словарь: серьезно, сердито, сочувственно, с юмором, с уважением). Эти подсказки напоминают забытое или предлагают алгоритм деятельности. Автор учебника принял во внимание недостаточность лексического запаса младших школьников и поместил в учебнике небольшие словарики, к которым могут обратиться ученики, затрудняющиеся в поиске точного слова. ^ , отмеченные значком (перо) - Представьте, что вы идете вслед за автором в глубь осеннего леса. Расскажите, что вы там увидели. (Бунин «Листопад») (Приложение № 4) - Придумайте свою сказку о животных, в которой мать учит своих детишек. Помните, что ваши герои должны говорит на своем языке. (Горький «Воробьишко») - Попробуйте и вы вспомнить, описать и нарисовать какое-нибудь «обыкновенное чудо» («Как лягушки пили чай» Цыферов Г.) - Запишите свои рассуждения по любому из этих вопросов или по всем сразу: - Что такое дружба? Кого можно назвать настоящим другом? Как люди становятся друзьями? Почему у одних много друзей, а у других нет совсем? – Придумайте историю или вспомните случай, который подходил бы к пословице «Сам погибай, а товарища выручай». Запиши её. ( Приложение № 5) Вопросы и задания к текстам способствуют, с одной стороны, глубокому анализу художественного произведения, а с другой – направлены на осмысление нравственных проблем, содержащихся в тексте. Во 2 классе начинается работа над характеристикой литературного героя (В.Драгунский «Он живой и светится…», А.Гайдар «Чук и Гек»). В учебнике много весёлых стихов и рассказов, дидактических игр, что поможет сделать процесс обучения не только полезным, но и приятным, интересным, не снижая, разумеется, серьёзности учения, а наоборот усиливая познавательную активность детей. Хрестоматия структурно повторяет учебник, в ней те же разделы, что и в учебнике, и вопросы к произведениям, помогающие в самостоятельной работе учащихся. Учебники по литературному чтению автора Валерии Алексеевны Лазаревой интересны, увлекательны, познавательны. Работая по данным учебникам, дети находятся в постоянном поиске и знания открывают сами, а не получают в готовом виде. Поисковый метод в получении учащимися новых знаний я всегда считала ведущим на уроке, но сейчас, имея данный учебник, мне ничего не приходится изобретать, искать, придумывать, - материал учебника даёт учителю логическую установку для проведения урока. Вопросы и задания, мини-словарики для определения настроения автора и героев и составления характеристик пейзажей, игровые упражнения, задания для творческой работы – всё это помогает учителю сделать уроки интересными и познавательными. Приложение № 1 Отзыв о прочитанном произведении Я прочитала повесть А.П.Гайдара «Чук и Гек». Мне очень понравилось это произведение. Понравились Чук и Гек, их мама, у которой был удивительный характер. С огромным увлечением я читала о всех делах, проделках и приключениях мальчиков, как будто сама в них принимала участие. Много интересных случаев происходило с Чуком и Геком. Больше всего мне понравился эпизод, когда Гек спрятался в сундук, думая, что потом напугает маму м Чука, когда те вернутся с водой! А сам заснул. Его тогда очень долго искали и взрослые, и собака. Я обязательно прочитаю и другие произведения Гайдара. Думаю, они мне тоже понравятся. Умярова Алина, 2Б класс Я прочитала повесть А.П.Гайдара «Чук и Гек». Мне очень понравилось это произведение. Мне понравились мальчики – главные герои повести. Конечно, у них были недостатки, но были и хорошие качества. Если бы меня спросили, с кем из них я хочу подружиться, то я ответила бы, что с обоими. Чук был забияка, он всегда первым затевал ссоры и драки, мог обмануть. Но мне нравится, что он любил помогать маме, что у него было хобби – собирать разные интересные безделушки, что Чук был общительным. Я думаю, мне было бы с ним интересно, потому что я люблю общительных людей. Гек хоть и был растяпа и разиня, но был добрым, мечтателем, фантазёром, выдумщиком. Он всегда что-то придумывал, чтобы ему было не скучно. А ещё он хорошо пел. С ним я бы тоже подружилась. И вообще, хотела бы, чтобы со мной такие же приключения происходили, как с мальчиками. Ярошенко Ульяна, 2Б класс В рассказе Аркадия Петровича Гайдара «Чук и Гек» мы знакомимся с двумя братьями, которые часто ссорились, но любили друг друга. Писатель описывает много приключений из жизни Чука и Гека: как однажды они получили письмо от папы, которое так и не смогли прочитать; как ребята с мамой поехали на поезде к папе, и Гек заблудился в вагоне ночью; как Чук помогал маме; как семья приехала к отцу, который задержался в экспедиции. Все эти истории очень интересные и увлекательные. Особенно мне понравился эпизод, когда мальчики с мамой украсили новогоднюю ёлку в комнате отца и ждали его возвращения. Вот это был сюрприз для папы! Книгу интересно читать, потому что там описываются такие же мальчишки, как все мы. Мы тоже любим и поспорить, и пошалить. Васильев Илья, 2Б класс Приложение № 2 Тема урока: Самые добрые, самые близкие – бабушки, няни… Цели урока:
Материал для чтения: А.С.Пушкин. Зимний вечер. Оборудование урока:
1. Вступительное слово учителя. - Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина, в котором поэт говорит о своей няне Арина Родионовне. Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. - Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. ^ - На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу. - Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывал в ссылке в Михайловском. Об этом он потом напишет: «Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей» - В долгие тёмные зимние вечера эта добрая и мудрая крестьянка скрашивала одиночество поэта: пела народные песни, рассказывала сказки (а их она знала очень много!). Речь няни была выразительна, богата пословицами, поговорками, присказками да прибаутками. Александр Сергеевич не только слушал няню, но и записывал за ней, а потом это народное творчество использовал в своих литературных произведениях. - Пушкин очень ценил любовь няни, ей он посвятил стихи, писал о ней с большой нежностью: называл голубкой, подружкой. О днях, проведённых в ссылке вместе с доброй няней, Пушкин и написал своё стихотворение «Зимний вечер». 2. Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» 3. Обмен впечатлениями об услышанном произведении. 4. Чтение текста стихотворения с анализом. - Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину. ^ 1 часть. - Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»? (Мгла – это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек). - А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю. (-Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; -С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»; -С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»). - Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера). - Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением. - Найдите в этой части стихотворения «рисующие» слова: («Буря мглою небо кроет…», это значит, буря закрыла всё небо так, что кругом темно, ничего не видно. «Вихри снежные крутя…», за окном ветер, который поднимает снег, несёт и кружит его по земле и в воздухе, образуя снежные вихри. «…По кровле обветшалой ^ - А ещё автор рисует бурю с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя: (р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»; (с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»; (а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д. - Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (-Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. -Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства. -Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения). 2 часть. - О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне). - Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. ( «Моя старушка», «Мой друг»). - Какое настроение у автора? найдите подходящие слова в «Словаре настроений». А какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»). С помощью «Словаря настроений» и текста стихотворения ребята приходят к выводу о тяжёлом и безрадостном состоянии и переживаниях автора от такого жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта. Дети, читая эти строки, отмечают созвучие чувств поэта с описанием в первой строфе стихотворения тоскливого пейзажа, унылой и безрадостной картины зимней вечерней природы. 3 часть. - Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»). ^ - Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»). - С какой просьбой он обращается к няне? («Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»). - Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? (Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»). 4 часть. - Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы). - Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (-Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину. -Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. -Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые). 5.Обобщающая беседа. - Для чего автор написал это стихотворение? (-Чтобы рассказать о своих чувствах. -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями. -Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека. -Здесь картина природы дана автором тоже для раскрытия его чувств). - Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими).
Предварительно, чтобы создать лирическую атмосферу перед чтением этого стихотворения, дети слушают отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька». Камелёк – это небольшой камин, очаг для обогревания. - Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька. Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно и при помощи музыки.
Домашнее задание:
Приложение № 3 Тема урока: Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии. Цели урока:
Материал для чтения: И.А. Бунин. Листопад. Оборудование урока:
1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова с одноименным названием «Золотая осень». - Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов. Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень». - Рассмотрите эти картины и ответьте на вопросы, записанные на доске: - Одинаковую ли осеннюю пору изобразили художники своих картинах? - Почему картины так называются? - Какая картина вам больше понравилась? Почему? - Чем они отличаются? - Что из увиденного художником наблюдали и вы во время осенней прогулки? - С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать? - Сумели ли художники передать вам свое настроение? - Хотели бы вы ещё раз побывать в осеннем лесу? 2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения. - Сейчас мы будем читать ещё одно стихотворение об осени. Написал его Иван Алексеевич Бунин. Послушайте и определите, какие чувства выразил в нём автор. Учитель читает стихотворение И.А.Бунина «Листопад». 3. Беседа по содержанию стихотворения. - Какое настроение выражено автором? - Чем восхищается автор? 4. Чтение стихотворения с анализом. - А сейчас, читая текст, проследите, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как. 1 часть. - Какие слова и выражения вам показались непонятными? (Лиловый, багряный, лазурь и другие). - Найдите в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины? (Дети находят «рисующие» слова). - Как понимаете выражение «лес «стоит» «весёлой, пёстрою стеной»? (-Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами. -^ -А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны: «стоит над светлою поляной»). - Найдите другие «рисующие» слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. ( -Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба. -Поэт ещё говорит о ёлочках, сравнивает их с тёмными вышками, они не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз: «Как вышки, ёлочки темнеют». -А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остроухова: «А между клёнами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца…». - Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились). - Нет, они не договорились. Просто красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно. 2 часть. - Опишите картины, которые вы представили, читая 2 часть. ( -Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: «Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра». -А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток. -Это последний мотылёк, уже нет насекомых. Мотылёк пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: «И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом…» -День солнечный, яркий: «Сегодня так светло кругом…») - Прочитайте последнее четверостишие. Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? ( -Он услышал «мёртвую» тишину: «…такое мёртвое молчанье…») - А разве тишину можно услышать? Почему о тишине автор говорит, что она – «мёртвая»? (-Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине». -А ещё чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: «…что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье»). 5. Наблюдение цветовой гаммы изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении. - Обратимся снова к картинам. Какие цвета использовали в них художники? Какие цвета здесь преобладают? - Найдите в стихотворении, какие цвета использует Бунин в изображении осенних картин. (Лиловый, золотой, багряный, жёлтый – «жёлтою резьбой», голубой – «в лазури голубой», синий – «в синей вышине», серебристый – «как есть из серебра», белый – «белый лепесток»). 6. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта. На доске совместно заполняется таблица.
7. Выразительное чтение стихотворения. 8. Определение главной мысли стихотворения, подбор заглавия. - О чём же это стихотворение? (- Об осени. -О красоте осенней природы. -О чувствах от увиденной красоты). - Для чего И.Бунин написал его? (-Чтобы обратить наше внимание на красоту природы. -Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею. -Чтобы выразить свои чувства и настроения, своё душевное состояние. -И свою любовь к природе). - Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено ли в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения? (-Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «расслышать листика шуршанье», а во всём стихотворении говорится о красочных картинах осени. -А я считаю, что соответствует. Это название подразумевает не само явление листопада, какое мы видели в стихотворении Берестова, когда листья облетают с деревьев, а именно эту пору осени – пору листопада, когда листья меняют окраску перед тем как упасть с деревьев, необыкновенно красивые. -А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не всё произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада). - Попробуйте подобрать своё название к произведению. ( «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения»).
-Дома, читая ещё раз стихотворение И.Бунина «Листопад», представьте, что вы идёте вслед за автором в глубь осеннего леса. Расскажите, что вы там увидели (напишите небольшой рассказ или сказку). ^ Приложение № 4 Тема урока: Основы настоящей дружбы. Какие они? Цели урока:
Материал для чтения: Ю.Ф.Ярмыш. Добрый Клён. Оборудование урока:
- Прежде чем перейти к чтению нового рассказа, я хочу прочитать вам одно четверостишие: «Подарил мне друг мой Красивого коня. Я люблю его за это, Ну а он меня!» - Что вы можете сказать об этом стихотворении? (-Я думаю, что друг любит героя: во-первых, герой об этом сам прямо говорит, а во-вторых, друг подарил ему коня). - А герой любит своего друга? (-Он говорит, что любит. -А я сомневаюсь, что он его любит по-настоящему: герой любит друга за красивый подарок, а не просто за то, что он его друг). - А как бы вы охарактеризовали человека, который из дружбы извлекает пользу для себя? Учитель знакомит детей со словом «корыстный» и объясняет его значение: корысть – выгода, личная польза для себя. Ребята составляют цепочку: КОРЫСТЬ – КОРЫСТНЫЙ – БЕСКОРЫСТНЫЙ.
- Назовите героев этой истории. - Знаете ли вы, что такое плющ? - Похожа ли эта история на сказку? Чем?
-А сейчас нам предстоит очень важная задача, которую автор поставил перед своими читателями: определить, можно ли взаимоотношения героев этой сказки назвать настоящей дружбой. Составление карты отношений героев. Учитель выносит её на доску.
Работая над словами «приятель» и «сосед», которыми автор называет Плюща, учитель сначала выясняет понимание учащимися данных слов. - Как вы понимаете слово «приятель»? Это друг? (- Да, это почти друг. -Это хорошо знакомый человек, с которым дружеские отношения. -Это человек, с которым приятно находиться рядом). - Да, именно приятно, не случайно слова похожи: «приятель» и «приятно». Был ли Плющ для Клёна приятелем? (-Не. Находится рядом с ним не было приятно: он душил Клён, использовал его, а сам для него ничего не делал). - Каким приятелем автор называет Плющ? (-«…Ползучим приятелем»). - Что вам напоминает слово «ползучий»? (-Что-то неприятное, змею, например. –или насекомое какое-нибудь). - А кого называют соседом? (-Того, кто находится с кем-то рядом). - А Плющ можно так назвать? (-Да, он жил с Клёном по соседству). - Найдите в тексте слова, где вы начали понимать, что Плющ несёт Доброму Клёну гибель. - Прочитайте последнюю часть. Чем она закончилась? (-Ребята срезали Плющ и спасли Добрый Клён). - ^ - Что хотел сказать автор нам, когда писал эту сказку? Чему хотел научить? - Только ли о растениях идёт речь? (-Нет, автор говорит о людях, под растениями он подразумевает людей. -Автор хотел сказать, что не может быть дружбы между людьми, если кто-либо хочет из этой дружбы извлекать для себя пользу. -Если один угнетает другого, то это не дружба. -Друзьям должно быть хорошо друг с другом, они должны любить друг друга и помогать во всёи. -Настоящие друзья должны быть взаимно уважительными и добрыми, а здесь добрым был только Клён, поэтому и сказка так называется). - Вот мы и решили главный вопрос, который поставили в начале урока: какой должна быть настоящая дружба.
--Что такое дружба? Кого можно назвать настоящим другом? --Как люди становятся друзьями? --Почему у одних много друзей, а у других нет совсем?
* «Друзья познаются в беде» * «Старый друг лучше новых двух» * «Хоть не вдруг, да буду друг».
|
![]() | Программа начального общего образования муниципальное общеобразовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1» | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» |
![]() | Управление образования администрации города благовещенска муниципальное общеобразовательное Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 (моау сош №28) | ![]() | Свердловская область Верхнетагильский городской округ Муниципальное... Верхнетагильское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Контактная информация |
![]() | 1. общая характеристика учреждения «муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Артема» на «муниципальное казенное общеобразовательное... | ![]() | Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными муниципальному... Муниципальное учреждение Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» |
![]() | Приказ №3 от 01. 09. 2011 Министерство образования и науки Российской... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большевистская основная общеобразовательная школа №19» | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» |
![]() | Директора моу сош ст. Луковской бигаевой к. К Моздокский район. Рсо-алания, ст. Луковская, ул. Усанова, 35. Это общеобразовательное муниципальное учреждение, прошедшее государственную... | ![]() | Рабочая программа по истории 10-11 классы Никитина Е. А. Муниципальное... Муниципальное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа |