Муниципальное общеобразовательное учреждение




Скачать 227,05 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение
Дата публикации18.08.2013
Размер227,05 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»


Воспитательные и развивающие возможности

уроков литературного чтения

(Из опыта работы)

Автор:

Брулетова Марина Альбертовна,

учитель начальных классов
г. Усинск
Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем просто задача обучения. Суть её определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам, в своей личностно-мотивационной деятельности создаёт, сотворяет свой образ по неким нравственным общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве. И трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания особенно в наше время, когда современная жизнь и СМИ, скорее разрушают вечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании юного поколения.
Итак, цель уроков литературного чтения – нравственное воспитание и общее развитие учащихся при изучении литературных произведений.
^ Путь достижения этой цели – чтение и анализ художественного текста, создание собственных текстов и опыт художественно-творческий деятельности.
Основные виды деятельности учащихся на уроках литературного чтения:

  • Правильное, осмысленное, выразительное чтение художественных произведений;

  • Деление текста на смысловые части, составление сюжетного плана;

  • Пересказы текстов кратко, подробно и выборочно;

  • Чтение по ролям, инсценирование;

  • Определение жанров художественной литературы;

  • Определение темы художественного произведения;

  • Выделение основных проблем произведения, определение его главной мысли;

  • Составление характеристики, нравственная оценка литературного героя;

  • Создание текстов: повествования, рассуждения, описания;

  • Построение диалогов по сюжетной картинке;

  • Написание литературно-творческих работ по образцу и алгоритму;

  • Рассмотрение иллюстраций и репродукций, соотнесение их с литературными текстами;

  • Придумывание загадок и рассказов по пословицам; сочинение сказок;

  • Участие в «живых картинках» и театрализованных играх;

  • Написание отзывов на самостоятельно прочитанные произведения, ведение читательских дневников (Приложение № 1) ;

  • Сочинение рассказов по придуманному или заимствованному сюжету;

  • Написание сочинений по картинам художников;

  • Иллюстрирование литературных произведений


Основной методический прием, которым пользуется учитель, анализируя произведения на уроках, - вдумчивое, медленное чтение текста и многократное его перечитывание с остановкой на «непонятных» словах.

^ Л.В. Занков считал главной целью обучения школьников развитие личности ребенка, причем достижения каждым учеником оптимального для себя уровня в общем развитии (то есть развитие ума, воли, чувств), выделяя особо нравственное воспитание. Великий педагог говорил в те годы о воспитании как главной задаче школы и о личностно-ориентированной педагогике как основе успешности этого воспитания.

Главным воспитывающим средством является, по мнению ученого, деятельность школьников на уроке и вне его, причем эта деятельность должна быть проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей.

Содержанием этой воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, изображенных в произведении, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными вопросами жизни. Иными словами, Л.В.Занков говорит о серьезной читательской деятельности, самостоятельном анализе художественных произведений учениками-читателями на уроках литературного чтения, осмыслении и освоении детьми в процессе этой работы нравственных ценностей, заключённых в произведениях. (Приложение № 2)
В системе Л.В.Занкова (по которой я работаю) курс литературного чтения представлен двумя комплектами. Комплект Свиридовой Виктории Юрьевны и Чураковой Наталии Александровны известен давно. Автор второго комплекта – Валерия Алексеевна Лазарева. На характеристике данного комплекта я хочу остановиться.

Согласно изложенным выше представлениям о целях, задачах и способах их достижения разработан УМК, состоящий из

  1. программы курса «Литературное чтение»;

  2. учебников для 1 – 4 классов общеобразовательной школы;

  3. поурочных методических разработок к учебникам, в которых технологически прописаны подходы к работе над каждой темой и каждым уроком;

  4. методического пособия «Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе»;

  5. «Хрестоматии по литературному чтению»;

  6. конспектов уроков к учебнику В.А.Лазаревой.

^ УЧЕБНИК для 2 класса.

В основу его построения положен проблемно-тематический принцип. Ведущими проблемами являются нравственные. Сюжетная основа учебника: детство – семья – школа – родная природа.

Перед каждым текстом введены упражнения, которые одновременно решают задачи и развития техники чтения, и литературного развития («Предварительное чтение» - цепочки слов).

В учебниках всех классов заложена система отслеживания читательского развития ребенка. Это самостоятельные работы, которые, по сути, являются контрольными, поскольку позволяют учителю увидеть, как учащиеся поняли учебный материал и как владеют определёнными навыками анализа текста. (К/р стр. 58, стр. 84, стр. 148).

Контроль в развивающей системе обучения является не репродуктивным воспроизведением знаний, топтанием на месте, а шагом вперед, так как контролировать знания или сформированность навыка анализа текста можно и на новом материале.

Задачи развития учащихся, независимо от уровня школьной зрелости, реализуются за счет вариативности заданий. Для более способных и развитых детей есть задания повышенной трудности, они отмечены *.

( - Л.Толстой «Прыжок» - Только ли о прыжке мальчика с мачты рассказывает автор? Кто еще совершает «прыжок», но другой?

- Г. Цыферов «Как лягушки пили чай» - Как автор оживляет туман, березку, дождь, вербу, солнышко).

В учебнике есть подсказки. («Собачкины огорчения» Б.Заходер – Как автор относится к героине? Подсказка – словарь: серьезно, сердито, сочувственно, с юмором, с уважением). Эти подсказки напоминают забытое или предлагают алгоритм деятельности.

Автор учебника принял во внимание недостаточность лексического запаса младших школьников и поместил в учебнике небольшие словарики, к которым могут обратиться ученики, затрудняющиеся в поиске точного слова.

^ Творческие работы, отмеченные значком (перо)

- Представьте, что вы идете вслед за автором в глубь осеннего леса. Расскажите, что вы там увидели. (Бунин «Листопад») (Приложение № 4)

- Придумайте свою сказку о животных, в которой мать учит своих детишек. Помните, что ваши герои должны говорит на своем языке. (Горький «Воробьишко»)

- Попробуйте и вы вспомнить, описать и нарисовать какое-нибудь «обыкновенное чудо» («Как лягушки пили чай» Цыферов Г.)

- Запишите свои рассуждения по любому из этих вопросов или по всем сразу: - Что такое дружба? Кого можно назвать настоящим другом? Как люди становятся друзьями? Почему у одних много друзей, а у других нет совсем? – Придумайте историю или вспомните случай, который подходил бы к пословице «Сам погибай, а товарища выручай». Запиши её. ( Приложение № 5)

Вопросы и задания к текстам способствуют, с одной стороны, глубокому анализу художественного произведения, а с другой – направлены на осмысление нравственных проблем, содержащихся в тексте.

Во 2 классе начинается работа над характеристикой литературного героя (В.Драгунский «Он живой и светится…», А.Гайдар «Чук и Гек»).
В учебнике много весёлых стихов и рассказов, дидактических игр, что поможет сделать процесс обучения не только полезным, но и приятным, интересным, не снижая, разумеется, серьёзности учения, а наоборот усиливая познавательную активность детей.

Хрестоматия структурно повторяет учебник, в ней те же разделы, что и в учебнике, и вопросы к произведениям, помогающие в самостоятельной работе учащихся.

Учебники по литературному чтению автора Валерии Алексеевны Лазаревой интересны, увлекательны, познавательны. Работая по данным учебникам, дети находятся в постоянном поиске и знания открывают сами, а не получают в готовом виде.

Поисковый метод в получении учащимися новых знаний я всегда считала ведущим на уроке, но сейчас, имея данный учебник, мне ничего не приходится изобретать, искать, придумывать, - материал учебника даёт учителю логическую установку для проведения урока. Вопросы и задания, мини-словарики для определения настроения автора и героев и составления характеристик пейзажей, игровые упражнения, задания для творческой работы – всё это помогает учителю сделать уроки интересными и познавательными.
Приложение № 1
Отзыв о прочитанном произведении
Я прочитала повесть А.П.Гайдара «Чук и Гек». Мне очень понравилось это произведение. Понравились Чук и Гек, их мама, у которой был удивительный характер. С огромным увлечением я читала о всех делах, проделках и приключениях мальчиков, как будто сама в них принимала участие. Много интересных случаев происходило с Чуком и Геком. Больше всего мне понравился эпизод, когда Гек спрятался в сундук, думая, что потом напугает маму м Чука, когда те вернутся с водой! А сам заснул. Его тогда очень долго искали и взрослые, и собака.

Я обязательно прочитаю и другие произведения Гайдара. Думаю, они мне тоже понравятся.

Умярова Алина, 2Б класс
Я прочитала повесть А.П.Гайдара «Чук и Гек». Мне очень понравилось это произведение. Мне понравились мальчики – главные герои повести. Конечно, у них были недостатки, но были и хорошие качества. Если бы меня спросили, с кем из них я хочу подружиться, то я ответила бы, что с обоими. Чук был забияка, он всегда первым затевал ссоры и драки, мог обмануть. Но мне нравится, что он любил помогать маме, что у него было хобби – собирать разные интересные безделушки, что Чук был общительным. Я думаю, мне было бы с ним интересно, потому что я люблю общительных людей. Гек хоть и был растяпа и разиня, но был добрым, мечтателем, фантазёром, выдумщиком. Он всегда что-то придумывал, чтобы ему было не скучно. А ещё он хорошо пел. С ним я бы тоже подружилась. И вообще, хотела бы, чтобы со мной такие же приключения происходили, как с мальчиками.

Ярошенко Ульяна, 2Б класс
В рассказе Аркадия Петровича Гайдара «Чук и Гек» мы знакомимся с двумя братьями, которые часто ссорились, но любили друг друга. Писатель описывает много приключений из жизни Чука и Гека: как однажды они получили письмо от папы, которое так и не смогли прочитать; как ребята с мамой поехали на поезде к папе, и Гек заблудился в вагоне ночью; как Чук помогал маме; как семья приехала к отцу, который задержался в экспедиции. Все эти истории очень интересные и увлекательные.

Особенно мне понравился эпизод, когда мальчики с мамой украсили новогоднюю ёлку в комнате отца и ждали его возвращения. Вот это был сюрприз для папы!

Книгу интересно читать, потому что там описываются такие же мальчишки, как все мы. Мы тоже любим и поспорить, и пошалить.

Васильев Илья, 2Б класс
Приложение № 2
Тема урока: Самые добрые, самые близкие – бабушки, няни…

Цели урока:

  1. Формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

  2. Расширить представления учеников-читателей о способах изображения характера героя в лирике.

  3. Отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста.

Материал для чтения: А.С.Пушкин. Зимний вечер.

Оборудование урока:

  • Портрет А.С.Пушкина

  • Картина Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина»

  • Таблица «Словарь настроений»

  • Веретена

  • Фонозапись пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька» (из альбома «Времена года»)



  1. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина, в котором поэт говорит о своей няне Арина Родионовне. Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

- Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.

^ На доску прикрепляется репродукция картины.

- На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу.

- Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывал в ссылке в Михайловском. Об этом он потом напишет:

«Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей»

- В долгие тёмные зимние вечера эта добрая и мудрая крестьянка скрашивала одиночество поэта: пела народные песни, рассказывала сказки (а их она знала очень много!). Речь няни была выразительна, богата пословицами, поговорками, присказками да прибаутками. Александр Сергеевич не только слушал няню, но и записывал за ней, а потом это народное творчество использовал в своих литературных произведениях.

- Пушкин очень ценил любовь няни, ей он посвятил стихи, писал о ней с большой нежностью: называл голубкой, подружкой. О днях, проведённых в ссылке вместе с доброй няней, Пушкин и написал своё стихотворение «Зимний вечер».

2. Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

3. Обмен впечатлениями об услышанном произведении.

4. Чтение текста стихотворения с анализом.

- Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину.

^ Дети работают самостоятельно, затем идёт повторное чтение текста с обсуждением.

1 часть.

- Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»? (Мгла – это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек).

- А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю. (-Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; -С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»; -С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»).

- Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера).

- Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.

- Найдите в этой части стихотворения «рисующие» слова:

(«Буря мглою небо кроет…», это значит, буря закрыла всё небо так, что кругом темно, ничего не видно.

«Вихри снежные крутя…», за окном ветер, который поднимает снег, несёт и кружит его по земле и в воздухе, образуя снежные вихри.

«…По кровле обветшалой

^ Вдруг соломой зашумит…», ветер поднимает со старой крыши солому, которой покрыта крестьянская избушка, и срывает её).

- А ещё автор рисует бурю с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

- Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (-Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.

-Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства.

-Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения).


2 часть.

- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне).

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. ( «Моя старушка», «Мой друг»).

- Какое настроение у автора? найдите подходящие слова в «Словаре настроений». А какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

С помощью «Словаря настроений» и текста стихотворения ребята приходят к выводу о тяжёлом и безрадостном состоянии и переживаниях автора от такого жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта.

Дети, читая эти строки, отмечают созвучие чувств поэта с описанием в первой строфе стихотворения тоскливого пейзажа, унылой и безрадостной картины зимней вечерней природы.

3 часть.

- Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»).

^ Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

- Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»).

- С какой просьбой он обращается к няне? («Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»).

- Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? (Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»).

4 часть.

- Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы).

- Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (-Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину.

-Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.

-Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые).

5.Обобщающая беседа.

- Для чего автор написал это стихотворение? (-Чтобы рассказать о своих чувствах.

-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.

-Здесь картина природы дана автором тоже для раскрытия его чувств).

- Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими).


  1. Выразительное чтение стихотворения.

Предварительно, чтобы создать лирическую атмосферу перед чтением этого стихотворения, дети слушают отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька».

Камелёк – это небольшой камин, очаг для обогревания.

- Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька.

Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно и при помощи музыки.


  1. Рефлексия. Итог.

Домашнее задание:

    1. выучить стихотворение;

    2. напишите о своей бабушке или няне, чтобы все смогли её себе представить и понять, какая она добрая и ласковая, как любит вас.


Приложение № 3
Тема урока: Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии.

Цели урока:

  1. Продолжить работу над формированием навыков лирического текста.

  2. Учить соотносить словесный и зрительный образы природы.

  3. Закреплять представление учащихся о теме художественного произведения.

  4. Формировать навыки художественного описания картин природы в сочинениях.

Материал для чтения: И.А. Бунин. Листопад.

Оборудование урока:

  • Картины И.И.Левитана и И.С.Остроухова «Золотая осень».

  • Рисунки детей об осени.

  • ^ Таблица «Словарь настроений».



  1. Работа над новым материалом.

1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова с одноименным названием «Золотая осень».

- Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов. Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень».

- Рассмотрите эти картины и ответьте на вопросы, записанные на доске:

- Одинаковую ли осеннюю пору изобразили художники своих картинах?

- Почему картины так называются?

- Какая картина вам больше понравилась? Почему?

- Чем они отличаются?

- Что из увиденного художником наблюдали и вы во время осенней прогулки?

- С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

- Сумели ли художники передать вам свое настроение?

- Хотели бы вы ещё раз побывать в осеннем лесу?

2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения.

- Сейчас мы будем читать ещё одно стихотворение об осени. Написал его Иван Алексеевич Бунин. Послушайте и определите, какие чувства выразил в нём автор.

Учитель читает стихотворение И.А.Бунина «Листопад».

3. Беседа по содержанию стихотворения.

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

4. Чтение стихотворения с анализом.

- А сейчас, читая текст, проследите, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

1 часть.

- Какие слова и выражения вам показались непонятными? (Лиловый, багряный, лазурь и другие).

- Найдите в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины? (Дети находят «рисующие» слова).

- Как понимаете выражение «лес «стоит» «весёлой, пёстрою стеной»? (-Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

-^ В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса и он тоже похож на стену.

-А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны: «стоит над светлою поляной»).

- Найдите другие «рисующие» слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. ( -Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба.

-Поэт ещё говорит о ёлочках, сравнивает их с тёмными вышками, они не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз: «Как вышки, ёлочки темнеют».

-А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остроухова:

«А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца…».

- Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились).

- Нет, они не договорились. Просто красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

2 часть.

- Опишите картины, которые вы представили, читая 2 часть. ( -Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

«Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра».

-А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

-Это последний мотылёк, уже нет насекомых. Мотылёк пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

«И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом…»

-День солнечный, яркий:

«Сегодня так светло кругом…»)

- Прочитайте последнее четверостишие. Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? ( -Он услышал «мёртвую» тишину: «…такое мёртвое молчанье…»)

- А разве тишину можно услышать? Почему о тишине автор говорит, что она – «мёртвая»? (-Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине».

-А ещё чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: «…что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье»).

5. Наблюдение цветовой гаммы изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении.

- Обратимся снова к картинам. Какие цвета использовали в них художники? Какие цвета здесь преобладают?

- Найдите в стихотворении, какие цвета использует Бунин в изображении осенних картин. (Лиловый, золотой, багряный,

жёлтый – «жёлтою резьбой», голубой – «в лазури голубой», синий – «в синей вышине»,

серебристый – «как есть из серебра», белый – «белый лепесток»).

6. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта.

На доске совместно заполняется таблица.


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной


Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

^ Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.



торжественное

восторженное

очарованное

радостное

радужное

весёлое

светлое

восхищённое

восторженно-радостное


лёгкое

светлое

нежное

игривое

нежное

светлое

умиротворённое

тёплое, светлое

светлое

спокойное
умиротворённое

нежное



7. Выразительное чтение стихотворения.

8. Определение главной мысли стихотворения, подбор заглавия.

- О чём же это стихотворение? (- Об осени.

-О красоте осенней природы.

-О чувствах от увиденной красоты).

- Для чего И.Бунин написал его? (-Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

-Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

-Чтобы выразить свои чувства и настроения, своё душевное состояние.

-И свою любовь к природе).

- Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено ли в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения? (-Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «расслышать листика шуршанье», а во всём стихотворении говорится о красочных картинах осени.

-А я считаю, что соответствует. Это название подразумевает не само явление листопада, какое мы видели в стихотворении Берестова, когда листья облетают с деревьев, а именно эту пору осени – пору листопада, когда листья меняют окраску перед тем как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

-А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не всё произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада).

- Попробуйте подобрать своё название к произведению. ( «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения»).



  1. ^ Домашнее задание.

-Дома, читая ещё раз стихотворение И.Бунина «Листопад», представьте, что вы идёте вслед за автором в глубь осеннего леса. Расскажите, что вы там увидели (напишите небольшой рассказ или сказку).

^ III. Рефлексия. Итог.


Приложение № 4
Тема урока: Основы настоящей дружбы. Какие они?

Цели урока:

  1. Осмыслить понятие настоящей дружбы.

  2. Наблюдать за способами художественного изображения картин, а также над решением нравственных задач в художественных текстах.

Материал для чтения: Ю.Ф.Ярмыш. Добрый Клён.

Оборудование урока:

  • ^ Таблица «Словарь настроений».



  1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.



  1. Подготовка к восприятию произведения Ю.Ф. Ярмыша «Добрый Клён».

- Прежде чем перейти к чтению нового рассказа, я хочу прочитать вам одно четверостишие:

«Подарил мне друг мой

Красивого коня.

Я люблю его за это,

Ну а он меня!»

- Что вы можете сказать об этом стихотворении? (-Я думаю, что друг любит героя: во-первых, герой об этом сам прямо говорит, а во-вторых, друг подарил ему коня).

- А герой любит своего друга? (-Он говорит, что любит.

-А я сомневаюсь, что он его любит по-настоящему: герой любит друга за красивый подарок, а не просто за то, что он его друг).

- А как бы вы охарактеризовали человека, который из дружбы извлекает пользу для себя?

Учитель знакомит детей со словом «корыстный» и объясняет его значение: корысть – выгода, личная польза для себя.

Ребята составляют цепочку: КОРЫСТЬ – КОРЫСТНЫЙ – БЕСКОРЫСТНЫЙ.



  1. Самостоятельное чтение текста учащимися.



  1. Беседа после чтения.

- Назовите героев этой истории.

- Знаете ли вы, что такое плющ?

- Похожа ли эта история на сказку? Чем?



  1. ^ Работа над проблемным вопросом, поставленным в тексте.

-А сейчас нам предстоит очень важная задача, которую автор поставил перед своими читателями: определить, можно ли взаимоотношения героев этой сказки назвать настоящей дружбой.

Составление карты отношений героев. Учитель выносит её на доску.

Клён

Плющ

1. Клён сочувствует хилому Ростку, предлагает ему бескорыстную помощь: «Держись за меня!»

1. Плющ обещает быть благодарным: предлагает Клёну свою дружбу: «Я никогда не забуду этого.»

2. Ради Ростка Клён терпел: «Ты не даёшь мне дышать». Терпел, попросил, когда стало худо.


2. Плющ душил Клён, использовал его для своей выгоды, существовал за счёт друга: «Тот, кто помогает мне, сам погибает».

3. Ради существования своего соседа Клён погибал.




Работая над словами «приятель» и «сосед», которыми автор называет Плюща, учитель сначала выясняет понимание учащимися данных слов.

- Как вы понимаете слово «приятель»? Это друг? (- Да, это почти друг.

-Это хорошо знакомый человек, с которым дружеские отношения.

-Это человек, с которым приятно находиться рядом).

- Да, именно приятно, не случайно слова похожи: «приятель» и «приятно». Был ли Плющ для Клёна приятелем? (-Не. Находится рядом с ним не было приятно: он душил Клён, использовал его, а сам для него ничего не делал).

- Каким приятелем автор называет Плющ? (-«…Ползучим приятелем»).

- Что вам напоминает слово «ползучий»? (-Что-то неприятное, змею, например. –или насекомое какое-нибудь).

- А кого называют соседом? (-Того, кто находится с кем-то рядом).

- А Плющ можно так назвать? (-Да, он жил с Клёном по соседству).

- Найдите в тексте слова, где вы начали понимать, что Плющ несёт Доброму Клёну гибель.

- Прочитайте последнюю часть. Чем она закончилась? (-Ребята срезали Плющ и спасли Добрый Клён).

- ^ Подберите слова, чтобы выразить своё отношение к Плющу.

- Что хотел сказать автор нам, когда писал эту сказку? Чему хотел научить?

- Только ли о растениях идёт речь? (-Нет, автор говорит о людях, под растениями он подразумевает людей.

-Автор хотел сказать, что не может быть дружбы между людьми, если кто-либо хочет из этой дружбы извлекать для себя пользу.

-Если один угнетает другого, то это не дружба.

-Друзьям должно быть хорошо друг с другом, они должны любить друг друга и помогать во всёи.

-Настоящие друзья должны быть взаимно уважительными и добрыми, а здесь добрым был только Клён, поэтому и сказка так называется).

- Вот мы и решили главный вопрос, который поставили в начале урока: какой должна быть настоящая дружба.



  1. Домашнее задание на выбор:

    • Запишите свои рассуждения по любому из этих вопросов или по всем сразу:

--Что такое дружба? Кого можно назвать настоящим другом?

--Как люди становятся друзьями?

--Почему у одних много друзей, а у других нет совсем?

    • Напиши рассказ по одной из пословиц:

* «Друзья познаются в беде»

* «Старый друг лучше новых двух»

* «Хоть не вдруг, да буду друг».



  1. Итог урока. Рефлексия.

Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма начального общего образования муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconУправление образования администрации города благовещенска муниципальное общеобразовательное
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 (моау сош №28)
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconСвердловская область Верхнетагильский городской округ Муниципальное...
Верхнетагильское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Контактная информация
Муниципальное общеобразовательное учреждение icon1. общая характеристика учреждения
«муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Артема» на «муниципальное казенное общеобразовательное...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconСведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными муниципальному...
Муниципальное учреждение Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconПриказ №3 от 01. 09. 2011 Министерство образования и науки Российской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большевистская основная общеобразовательная школа №19»
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22»
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconДиректора моу сош ст. Луковской бигаевой к. К
Моздокский район. Рсо-алания, ст. Луковская, ул. Усанова, 35. Это общеобразовательное муниципальное учреждение, прошедшее государственную...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по истории 10-11 классы Никитина Е. А. Муниципальное...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница