Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования.




Скачать 144,97 Kb.
НазваниеЗадача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования.
Дата публикации18.08.2013
Размер144,97 Kb.
ТипЗадача
pochit.ru > Литература > Задача
Л.Д. Беднарская

(Орёл)
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ УЧАЩИМИСЯ В ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ
Форма итогового экзамена (ЕГЭ) требует чёткой классификации ошибок, допущенных учащимися как в тестовой части, так и в части С.

В пособии для учителей "Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку" (М.: Просвещение, 1986) авторы соответствующих разделов М.Т. Баранов, Г.И. Блинов и В.И. Капинос представили подобную систематизацию ошибок. Но с тех пор прошло более двадцати лет, и многое изменилось. Изменились требования государства к тому минимуму компетенций, которыми должен обладать выпускник, поэтому изменились формы и критерии итогового контроля. С другой стороны в лингвометодике произошло осознание первостепенной важности системного изложения содержания образования. Методика эффективнее, когда в её основе лежит стройная система научных, в данном случае лингвистических, понятий.

Форма итогового контроля обусловила систематизацию орфографических и пунктуационных правил, которые невозможно изучить «россыпью». В новых учебниках предлагаются пути их блокирования, систематизации на коммуникативной или структурной основе. 1

Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. Правила даются блоками в зависимости от принципов их формулирования – повторение происходит на научной, системной основе.

Системообразующими понятиями в школьной практике являются принципы русской орфографии и пунктуации, которым посвящены соответствующие параграфы в учебнике В.В. Бабайцевой. Как показывает практика общения с учителями, далеко не все они чётко осознают системообразующий потенциал этих принципов. Морфемный принцип – основной принцип русской орфографии, один из признаков частеречной принадлежности слов. Этим объясняется постоянное внимание к морфемному составу слов. За годы обучения формируются знания о правописании самых частотных корневых и служебных морфем. Морфемный анализ имеет первостепенное значение и для совершенствования орфографической зоркости. Обозначая морфемы, учащиеся запоминают и графический, зрительный, облик слова, постепенно накапливаются знания о номенклатуре самых частотных морфем. Но эти знания являются неосознанными. Задача методиста – отобрать самые частотные морфемы, сгруппировать их, систематизировать, изложить в кратких формулах, которые позволят учащимся сохранить основные правила в долговременной памяти.

Морфемный принцип обусловливает написания разных частей речи. Эти правила дети изучают в основном в 5 классе. Здесь до сих пор сохраняются отступления от системного изложения лингвистической теории. Например, трактовка написаний чередующихся о/а в корнях лож-/лаг-: «перед ж пиши о, перед г пиши а». Это «правило» не вписывается в систему правил, когда при чередовании в корнях кос-/кас-, лож-/лаг- а пишется, когда за корнем следует суффикс -а-. Если формулировать правило по второму варианту, то в эту же систему входит правило «При чередовании в корнях е/и пиши и, если за корнем следует суффикс –а-«. Таким образом получается блок правил, который легче запомнить.

Морфологический принцип обусловливает написания морфем определённых частей речи. Базовые знания об изменениях имён и глаголов (склонении и спряжении) закладываются в начальной школе. Основные сведения о суффиксах-орфограммах существительных, прилагательных, глаголов, наречий даются в 5-6 классах и прочно забываются к 11 классу. Здесь особенно важен отбор наиболее частотных суффиксов и глагольных приставок, их систематизация в кратких и ёмких таблицах.

В связи с подготовкой к ЕГЭ стала насущной проблема упорядочения изучаемых в школе орфографических правил, выделения основных, базовых. С каждым годом задания ЕГЭ становятся более оптимальными, из них уходят исключения, малочастотные случаи, варианты написаний. Однако в школе мы продолжаем изучать, например, суффиксы -ец- / -иц- в существительных среднего рода, хотя существительные пальтецо, здоровьице и подобные почти не употребляются в современной речи.

Правила, в основе которых лежит фонетический принцип написания, тоже изменяли свою трактовку. Достаточно вспомнить, сколько раз менялась формулировка правила «Правописание Ё/О после шипящих в корне слова». Неудачная трактовка «В корне после шипящих пиши Ё под ударением» нарушает системные связи, разграничивающие написания в корнях и аффиксах (суффиксах и окончаниях), заставляет учащихся запоминать огромное количество «исключений». В новых учебниках произошёл возврат к старой системной формулировке, позволяющей собрать правила в единый блок: «В корне после шипящих пиши Ё, если в родственных словах есть чередование с Е». Такое правило можно записать формулой, противопоставляя написание в корнях написаниям в суффиксах и окончаниях:



Ё/Е ′О

Принцип дифференциации ядерных (основных) и сопровождающих правил напрямую влияет на классификацию ошибок. Задача методиста – отобрать самые частотные морфемы, сгруппировать их в блоки по сходным признакам и предложить оптимальную систему для их запоминания. Основное внимание здесь отводится морфемному и морфологическому принципам написаний. Такая программа была опубликована в журнале «Русский язык в школе» в 1996 году.2

При подготовке к ЕГЭ ученику и учителю полезно группировать правила по разным системообразующим основаниям:

– правописание морфем – корней, приставок, суффиксов, обусловленное морфемным принципом,

– правописание окончаний, суффиксов, обусловленное морфологическим принципом;

– правописание букв (в том числе Ь) после шипящих, обусловленное традиционным принципом;

– правописание не с разными частями речи, обусловленное чаще всего морфологическим принципом;

– слитные, раздельные и дефисные написания, обусловленные разными причинами, чаще всего явлениями переходности, например, правописание наречий.3

В части повторения и обобщения сведений о пунктуации надо выделять основные (базовые) правила, составляющие систему современной русской пунктуации.

В.В. Бабайцева выделяет два основных принципа русской пунктуации.

Структурный принцип пунктуации обусловлен строением синтаксических единиц языка. Структурно обусловленные написания создают стабильность системы пунктуации.

Семантический (смысловой) принцип требует учитывать значение синтаксических единиц и отношений между ними. Структурный и семантический принципы дополняют друг друга.

Естественно, грубые пунктуационные ошибки связаны с нарушением структурного принципа пунктуации.

Систематизацию пунктуационных правил полезно осуществлять на основе функций знаков препинания (отделительных, разделительных, выделительных).

Повторение отделительных знаков конца предложения не требует много времени и внимания.

Разделительные знаки изучаются и в простом предложении (при однородных членах предложения), и в сложном предложении. Большее внимание обращается на постановку запятой, так как двоеточие и тире употребляются значительно реже. Полезно проводить систематизацию правил с составлением таблицы «Запятая в простом и сложном предложениях», постоянно сопоставляя их употребление в простом предложении с однородными сказуемыми и в сложносочинённом предложении. Здесь очень поможет привлечение схем простого осложнённого и сложносочинённого предложений. Разделительные знаки обусловлены структурным принципом пунктуации.

Значительные затруднения наблюдаются при использовании выделительных знаков (обособленные члены, вводные и вставные компоненты, обращения). Эти знаки обусловлены как структурными, так и семантическими принципами пунктуации. Необходимо отделить правила пунктуации, основанные на структурном принципе, от правил, основанных на семантическом принципе пунктуации, так как это влияет на качество допускаемых ошибок.

Самыми частотными среди обособленных членов предложения являются обособленные определения и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Среди многочисленных правил об обособлении согласованных определений выделяем два основных: согласованное определение обособляется, если 1) стоит после определяемого слова, 2) относится к личному местоимению. Все остальные пунктуационные правила «вытекают» из синтаксического условия обособления. Обособленное приложение повторяется в теме «Обособленное определение», так как полностью отвечает двум основным правилам, хотя относится чаще не к личному местоимению, а к имени существительному собственному.

Чтобы видеть деепричастие и деепричастный оборот в предложении, нужно знать, на какие вопросы отвечают деепричастия: что сделать? что сделав? В этих вопросах закодированы все морфологические признаки деепричастия: суффиксы определяют часть речи, вид, неизменяемость. Полезно выполнять упражнения на трансформацию глагольных форм:

^ ^ ^^ ^^

видеть видящий видевший (у)видев

Остальные обособленные члены предложения (обособленные дополнения, уточняющие, присоединительные члены) малочастотны и стилистически ограничены.

В современной пунктуации выделительные знаки препинания при вводных и вставных компонентах имеют в своей основе и структурный, и семантический принципы. Вводные компоненты употребляются гораздо чаще, чем вставные. В современной пунктуации ощущается движение к семантическому принципу выделения вводных слов, словосочетаний, предложений, так как в начале предложения вводные компоненты превращаются в обстоятельства с модальным значением. Обращение как художественно-выразительное средство встречается реже.

Традиционная система пунктуационных правил корректируется и дополняется пунктограммами, отражающими экспрессивность современной речи. Они обусловлены стремлением говорящего/пишущего актуализировать (усилить, выделить) отдельные фрагменты предложения. В методической литературе такие пунктограммы квалифицируются как авторские, факультативные и вызывают наибольшее количество вопросов при проверке письменных работ творческого характера.

Нарушения орфографических и пунктуационных написаний могут квалифицироваться с точки зрения отступлений от закономерностей системы языка: грубые ошибки допускаются при нарушении системы языка, негрубые ошибки не затрагивают систему языка.

Там, где возможен выбор нескольких вариантов написаний, учащийся допускает недочёт, который не квалифицируется как ошибка.
^ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грубые ошибки предопределены следующими нарушениями морфемного принципа написаний:

  • неправильный выбор безударной гласной в корне, проверяемой и не проверяемой ударением;

  • неправильный выбор чередующейся гласной в корне;

  • пропуск непроизносимой согласной в корне;

  • неразличение -тся и -ться;

  • неправильный выбор Ё/О после шипящих в корне, суффиксе и окончании;

  • неправильный выбор И/Ы после Ц в корне, суффиксе и окончании;

  • неправильный выбор разделительного Ъ на стыке приставки и корня;

  • неправильный выбор написаний в семантически ясных приставках ПРИ- / ПРЕ-.

Орфограммы на морфологической основе

Грубые ошибки:

  • неправильные написания падежных форм имён существительных;

  • неправильные написания суффиксов имен существительных;

  • неправильные написания окончаний прилагательных;

  • неправильные написания суффиксов имён прилагательных;

  • неправильные написания падежных окончаний числительных;

  • неразличение не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях;

  • неправильные написания личных окончаний глаголов;

  • неправильные написания суффиксов глаголов;

  • неправильные написания суффиксов причастий;

  • неправильные написания суффиксов наречий.

Слитно-раздельные написания

Грубые ошибки:

  • слитное написание предлогов;

  • дефисные написания существительных и прилагательных;

  • дефисные написания наречий;

  • дефисные написания частиц -то,- либо, -нибудь, кое-;

  • не с глаголами и деепричастиями;

  • не с именами существительными, прилагательными, наречиями;

Негрубые ошибки предопределены следующими нарушениями:

  • неправильный выбор безударной гласной в корне слова, неизвестного учащемуся;

  • неправильное написание слов-исключений;

  • разное обозначение однотипных написаний, основанных на историческом принципе (правописание Ь на конце слов после шипящих) (это предлагал М.Т. Баранов);

  • фонетический принцип написаний: неправильное написание орфограммы "Переход И в Ы в корне после приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную";

  • правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, требующее этимологических знаний;

  • неправильные написания в приставках на -З /-С;

  • неправильные написания с компонентом ПОЛ-;

  • неправильные написания сложных и составных числительных;

  • нарушения в слитно-раздельном написании наречий, образованных от существительных с предлогами;

  • дефисные написания одиночных приложений;

  • не с отрицательными и неопределёнными местоимениями и причастиями;

  • неправильные написания подчинительных союзов с элементом бы.

НЕДОЧЁТЫ:

  • варианты написания падежных форм имён существительных, прилагательных, причастий, местоимений (-ой/-ою и подобных).

^ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Классификация пунктуационных ошибок опирается на принципы русской пунктуации.

Нарушение структурного принципа ведёт к грубым ошибкам:

  • замена вопросительного знака другим знаком конца предложения;

  • пропуск тире между подлежащим и сказуемым;

  • постановка запятой перед частицей в составе сказуемого: Наш дом как сад;

  • пропуск запятых при нескольких однородных членах предложения;

  • пропуск запятых при обособленных определениях в двух случаях: постпозитивное положение обособленного определения по отношению к определяемому слову и зависимость его от личного местоимения;

  • пропуск запятых при обособленных обстоятельствах, выраженных полноценными деепричастиями и деепричастными оборотами;

  • пропуск запятых при интерпозитивных вводных компонентах;

  • нарушение разделительной функции запятых в сложных предложениях (сложносочинённом, сложноподчинённом, сложном бессоюзном);

  • нарушение пунктуации при прямой речи.

Нарушение семантико-смыслового принципа допускает субъективную оценку учащимся пунктуационного случая и имеет следствием негрубые ошибки:

  • постановка тире между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено местоимением;

  • постановка запятой перед приложением с союзом-частицей как (в значении в качестве);

  • постановка запятой при трёх однородных членах, связанных двумя соединительными союзами;

  • нарушения при постановке запятых, выделяющих обособленные определения, кроме двух перечисленных случаев;

  • нарушения при постановке запятых, выделяющих обстоятельства с деепричастным значением, выраженных фразеологизмами;

  • нарушения в постанове запятых при всех уточняющих членах предложения;

  • отсутствие запятой при препозитивном вводном компоненте;

  • пропуск запятых или круглых скобок при вставных компонентах;

  • пунктуационно не отмеченное обращение;

  • нарушения при постановке запятых при обращениях с частицей и междометием О;

  • постановка запятой в сложносочинённых предложениях с общим препозитивным членом;

  • постановка запятой при двух однородных придаточных, соединённых союзом и;

  • нарушения при постановке запятых в сложноподчинённом предложении с включённым придаточным (что, если…; что если…то и подобные);

  • нарушения пунктуации в составных сочинительных и подчинительных союзах;

  • пропуск знака в составе двойного союза.

В случаях нарушения вариантных и авторских написаний учащиеся допускают недочёты, а не ошибки:

  • тире после подлежащего, выраженного указательным местоимением это: Этокозочка рогатая… (К. Чуковский);

  • пунктуация при неоднородных определениях;

  • пунктуация при препозитивных обособленных определениях и приложениях;

  • пунктуационная неотмеченность одного постпозитивного определения;

  • пунктуация при деепричастиях лёжа, сидя, стоя;

  • постановка запятой вместо точки с запятой в сложном предложении;

  • варианты знаков внутри периода;

  • выбор пунктуационного знака (запятой, двоеточия, тире) с разделительной функцией в сложном бессоюзном предложении.

^ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ:

  • ошибки в словообразовании,

  • ошибки в формообразовании;

  • ошибки в согласовании и управлении;

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

  • неправильное употребление местоимений, например: Я вынула книгу из сумки и положила её на стол; Все, кто приехали, зарегистрируйтесь;

  • неправильное соотнесение деепричастного оборота с лицом-подлежащим;

  • нарушение структуры сложноподчинённого предложения (например, неправильное употребление союзного слова который);

  • смешение прямой и косвенной речи;

  • нарушение границ предложения;

  • пропуски необходимых слов;

  • несоответствия форм времени и наклонения глаголов-сказуемых в сложных предложениях и сложном синтаксическом целом;

  • неоправданное нарушение порядка слов.


^ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ:

  • лексическая бедность, повторы слов, в том числе в роли связующих средств микротекста;

  • нарушения точности речи;

  • неправильный выбор значения многозначного слова, неверное употребление слова в несвойственном ему значении;

  • неправильное употребление синонимов и антонимов;

  • двусмысленность речи;

  • стилистические смешения, неоправданное употребление просторечия и диалектизмов;

  • нарушения лексической сочетаемости: (плеоназмы (лишние слова),

тавтология);

  • неудачное употребление выразительного языкового средства;

  • бедность, однообразие, элементарность синтаксических конструкций.

К недочётам можно отнести смешение лексики разных семантических групп, исторических эпох, стилистической принадлежности.

1 Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007; Бабайцева В.В., Сальникова О.А. Русский язык. Тренинг по орфографии. – М.: Дрофа, 2007; Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2007.

2 Беднарская Л.Д. Систематизация знаний по русскому языку в старших классах. – РЯШ. – 1996. – № 6. – С. 9-19.

3 См.: Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007. – С. 166.




Похожие:

Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconУстно ответьте на вопросы раздела
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных...
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. icon1 Устно ответьте на вопросы учебника по разделу
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных...
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconТема: «Относительные прилагательные»
Цель: сформировать понятие «относительные прилагательные»; определить их значения, грамматические признаки; развивать умение различать...
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconУроков по русскому языку Тема: «Предложения с однородными членами»
«Предложения с однородными членами» направлен на формирование у учащихся чёткого представления о предложениях с однородными членами,...
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconОрганизация подготовки учащихся 11класса к егэ по математике
С точки зрения ученика, более важной является задача подготовки к такому экзамену. Цель учителя помочь учащимся
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconВнутришкольный контроль по русскому языку
Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconРадиочастотные модули — своими руками
Для их построения раз­личные фирмы выпускают самые разнообразные радиочастот­ные модули приемников, микромощных передатчиков и трансиверов....
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconКакое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытыва­ющий ненависть к людям»?
Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухуд­шив, снижение каких-либо качеств, упадок» ?
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «Институциональная экономика»
Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация институционалистами
Задача подготовки к экзамену обусловливает характер обобщающих заданий, объединение орфографических и пунктуационных правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов, синтаксического моделирования. iconМетодические рекомендации по проведению основных видов орфографических...
В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница