Скачать 47,77 Kb.
|
Материалы к литературной викторине К. Чуковского (подготовила Несват Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ с. Ершовка) Литературный путь Корнея Чуковского. Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) – русский писатель, поэт, критик, переводчик, но больше известен как детский писатель. Родился Корней Иванович 31 марта 1882 года в Петербурге; детские годы провёл в Одессе, где жил вместе с матерью Екатериной Осиповной Корнейчуковой (крестьянкой Полтавской губернии) и старшей сестрой Марией. Отец оставил семью, когда мальчику было года три. Чуковский рос в бедности – мать зарабатывала на жизнь стиркой. Ученье Корнея оборвалось рано: из-за бедности он был исключён из 5-го класса (раньше за учёбу нужно было платить). Дальше он учился сам. Подростком, для заработка, Чуковский перепробовал много профессий. Самоучкой овладел английским языком. Корней Иванович написал много статей и книг о литературе, о писателях. Однако наиболее громкую известность он приобрёл как писатель для детей. Однажды, когда Чуковскому пришлось везти больного сына с дачи в город, а мальчик плакал и стонал, чтобы отвлечь его отец начал рассказывать ему сказку. Под мерный стук бегущего поезда, сами собой, у него сложились стихи: Жил да был Крокодил, Он по улице ходил… Нельзя было останавливаться ни на минуту, и Чуковский продолжал и продолжал, чтобы ребёнок снова не застонал от боли. Так родился знаменитый «Крокодил» - первая поэтическая сказка Чуковского. Опубликована она была в 1917 году. А за нею следом были написаны ещё несколько стихотворных сказок: «Мойдодыр»(1923), «Тараканище»(1923),«Муркина книга»(1924), «Муха-Цокотуха»(1924), «Бармалей»(1925), «Чудо-дерево»(1926), «Телефон»(1926), «Федорино горе»(1926). Сказки Чуковского сразу же приобрели огромную популярность. Был и второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь, выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!» Так родился на свет «Мойдодыр». А вот как создавалась сказка «Федорино горе»: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе». И вот ещё одно воспоминание К.И.Чуковского: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи: О, если я утону, Если пойду ко дну… Тут же на каменистом берегу, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой воды. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было. Так появилась сказка «Айболит» (1935г.) В 1936 году появилось его произведение «Краденое солнце. В 1938 году Чуковский переехал из Ленинграда в Москву. А во время войны был в эвакуации в Ташкенте. В сорока минутах езды от Москвы, - в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот человек уже работал в своём саду, зимой расчищая дорожки от снега, весной и летом копаясь в огороде или в цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел в своей комнате наверху, у большого окна, за просторным простым столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний седой и стройный человек. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Этим маленьким его друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный; громкоголосый; не похожий ни на кого; щедрый на ласку; всегда имевший про запас для каждого, маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша». Совсем рядом с его домом, на участке, отделённом от его дачи, стоит небольшой домик – детская библиотека, которую Корней Иванович в 60-е годы 20-го века построил для соседских ребят на свои средства. Все книги, а их здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем, подарены библиотеке писателями, издательствами. На полках много книг и самого Корнея Ивановича Чуковского. Эта библиотека в Переделкино существует и по сей день, оставаясь лучшим памятником писателю. Умер Чуковский 28 октября 1969 года в Кунцево под Москвой; похоронен в Переделкино. Творчество Корнея Ивановича Чуковского. С ранних лет стихи и сказки Чуковского приносят всем нам радость. А какие произведения знаете вы? ВИКТОРИНА.
Свинки замяукали: Мяу! Мяу! Кошечки захрюкали: Хрю! Хрю! Хрю! («Путаница»). Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил! («Краденое солнце»). Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом Завертелось, закружилось И помчалось колесом? («Мойдодыр»). «Корзинка с потерянными вещами». Мыло. («Мойдодыр», …Да здравствует мыло душистое…). Перчатки. («Телефон», …А потом позвонили зайчатки: - Нельзя ли прислать перчатки?...). Шоколадка. («Айболит», …И всем по порядку Даёт шоколадку…). Монета. («Муха-Цокотуха», …Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…). Телефон. («Телефон», …У меня зазвонил телефон…). Сито. («Федорино горе», …Скачет сито по полям…). Термометр. («Айболит», …И ставит, и ставит им градусники…). Воздушный шарик. («Тараканище», …А за ним комарики На воздушном шарике…). Блюдце. («Федорино горе», …А за ними блюдца, блюдца – Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!...). Героем многих сказок К.И.Чуковского является Крокодил. Вспомните, какие это сказки. Горе! Горе! Крокодил А потом позвонил Крокодил Солнце в небе проглотил…(«Краденое солнце»). И со слезами просил…(«Телефон»). Долго, долго крокодил Вдруг навстречу мой хороший, Море синее тушил Мой любимый Крокодил. Пирогами, и блинами, Он с Тотошей и Кокошей И сушёными грибами… («Путаница»). По аллее проходил…(«Мойдодыр»). |
![]() | Жизнь и творчество К. И. Чуковского Л. Ф. Климанова и др. «Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса», книга К. И. Чуковского «25 загадок, 25 отгадок»,... | ![]() | Внеклассное мероприятие по творчеству К. И. Чуковского 1-6 классы 2008 год В программе сегодняшнего праздника – соревнование двух команд на лучшее знание произведений Чуковского, его творческой биографии,... |
![]() | Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского В рамках недели русского языка и литературы во 2 «Б» классе была проведена литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского | ![]() | Сценарий утренника для младших школьников Ребята! Как вы, наверное, догадались, наше сегодняшнее мероприятие посвящено творчеству Корнея Ивановича Чуковского и проходит оно... |
![]() | В ечер в литературной гостиной "И к имени моему Марина- прибавьте мученица" Ведущий. Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня вы являетесь посетителями литературной гостиной, в которой познакомитесь с жизнью... | ![]() | Положение о викторине «Я гражданин страны народного единства» О викторине «Я гражданин страны народного единства», посвящённой государственному празднику |
![]() | Н. Т. Пахсарьян XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности «образ литературной эпохи», тем он менее отчетлив и в своих контурах, границах, и в своем внутреннем общем содержании, тем хуже поддается... | ![]() | Встреча в литературной гостиной, посвященная И. А. Крылову Вступительное... Здравствуйте! Я рада приветствовать вас в литературной гостиной. Сегодня наша встреча посвящена известному поэту баснописцу Ивану... |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской... Основное содержание лекций – обзор этапов русской литературы ХХ века, состояния литературной критики ХХ века, творчества отдельных... | ![]() | Xvii век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности Текст воспроизводится по изданию: Пахсарьян Н. Т. XVII век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности //Зарубежная... |