Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков




Скачать 130.25 Kb.
НазваниеУрок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков
Дата публикации17.08.2013
Размер130.25 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Раздел 3. История Кубани XVII-XVIII веков.
Урок № 1.
Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII-начале XVIII веков.
Цель урока: Познакомить учащихся с причинами появления и этапами переселения русских на Кубани.
Тип урока-урок-лекция
Оборудование: учебник, атлас, компьютер, мультимедийная установка.
Термины: раскол, патриарх, «Соборное Уложение», староверы, раскольники.
Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Сообщение нового материала

  3. Повторение изученного материала

  4. Домашнее задание


Сообщение нового материала:

План

  1. Причины переселения русских людей на Кубани .

  2. Отношение царской власти к переселенцам

  3. Некрасовские казаки.

  4. Взаимоотношение некрасовских казаков с Россией.




  1. Причины переселения русских людей на Кубани.

Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя и стараются записать в тетрадь причины переселения русских людей на Кубань.

Во второй половине XVII века Кубань стали заселять русские поселенцы. Степные просторы Кубани в это время находились вне пределов государственной территории России. Однако они привлекали внимание русских обездоленных людей. XVII век ознаменовался крестьянскими восстаниями под предводительством И.И. Болотникова, С.Т. Разина, массовыми выступлениями крестьян, казаков, посадских людей.

Полное закрепощение крестьян к середине XVII(издание «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича), рост податей и повинностей значительно усугубили и без того тяжелое положение трудящихся масс. А церковная реформа патриарха Никона значительно усложнила внутриполитическое положение в стране. В стране возникло религиозно-общественное движение, которое получило название «раскол». В результате крестьяне связывали изменением своего положения в худшую сторону не только с изданием «Соборного Уложения», но и с церковными нововведениями. Народные массы, становясь на защиту «старой веры»(староверы), тем самым выражали свой протест против феодального гнета. Все это вместе взятое вызвало рост социальной напряженности, который выражался не только в открытых выступлениях, но и в широком бегстве зависимого населения от крепостного права и гонений официальной церкви. Недовольные церковными реформами и окончательным закрепощением крестьян бежали на казачий Дон или даже за пределы страны- на Северный Кавказ. Из центральной России беглое население устремилось на окраины страны- на Дон, Терек, где к этому времени уже сформировалось казачество. Царское правительство быстро оценило роль казачества Дона и Терека в защите юго-восточных окраин и стремилось превратить его в служилое сословие. В связи с этим власти начали проводить политику, направленную на постепенную ликвидацию автономного положения и управления казачьи территорий с одной стороны, а с другой –закрепили за казаками некоторые прав и привилегии, которые отличили их от других категорий населения России. Например, владеть землей, получать жалование, не платить подати и повинности, без оброка ловить рыбу, беспошлинно торговать, носить одежду старого покроя и бороды. Казаки получали эти права на условиях несения пограничной военной службы.

Формирование казачества Дона и Терека, а затем и рост численности его рядов в XVII веке осуществлялось за счет беглых крестьян. Московское правительство, заинтересованное в использовании военных сил казачества с целью обеспечения безопасности южных границ от татаро-турецких набегов, первоначально признавало право казаков не выдавать беглых.

Наличие среди казаков значительного количества старообрядцев привело к тому, что в 70-80-е годы XVII века Дон и Терек , а затем и Кубань стали центрами крестьянского, антицерковного старообрядческого движения, которое поддерживалось широкими слоями донского казачества. В результате московское правительство изменило свою политику в отношении казачества.

После рассказа учитель слушает ответы учащихся о причинах переселения русских поселенцев на Кубань. В тетрадях учащиеся должны записать следующие причины:

1.Полное закрепощение крестьян к середине XVII века.

2. Рост податей и повинностей.

3. Церковная реформа патриарха Никона.

Кроме того, учитель проверяет, как учащиеся понимают причины изменения политики московского правительство в отношении казаков.

Для работы над следующими вопросами класс делится на три группы. Первая группа работает над вопросом «Отношение царской власти к переселенцам»; вторая группа над вопросом «Некрасовские казаки»; третья группа работает над вопросом «Взаимоотношение некрасовских казаков с Россией».

Через 10 минут представители каждой группы сообщают информацию по своим вопросам. Учащиеся записывают в тетрадь основные моменты.

В конце урока учащиеся в качестве повторения изученного материала отвечают на вопрос «причины и этапы переселения русских поселенцев на Кубани».

Домашнее задание –параграф 15, вопросы. Один ученик получают задание подготовить сообщение- Старообрядцы и некрасовцы на территории Кубани в 20 веке». Две группы учащихся готовят вопросы «Заветы Игната» и « Собрание круга у некрасовцев» с оформлением полученных данных в виде слайдов(2-3).

Урок № 2.
Тема «Управление, повседневная жизнь и культура «игнат-казаков».
^ Цель урока: познакомить учащихся с особенностями управления, повседневной жизни и культурой «игнат-казаков».
Тип урока- комбинированный, создание учебной презентации

Оборудование: учебник, атлас, компьютер, мультимедийная установка.
Термины- обычное право, круг, святотатство, сажень, аршин
Ход урока:

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3.Сообщение нового материала

4.Повторение изученного материала

5.Домашнее задание
Проверка домашнего задания:

1.Причины и этапы переселения русских людей на Кубань.

2. Где и когда формируется казачьи войска.

3. Как царская власть относилась к переселенцам.

4. Кто такие некрасовцы? Причины их переселения на Кубань.

5. Занятия некрасовцев.

6. Взаимоотношение некрасовцев с Россией.
После проверки домашнего задания учащиеся слушают сообщение о том, где и как проживают староверы и некрасовцы на Кубани.
Сообщение нового материала.

План:

1.Заветы Игната.

2.Собрание круга у некрасовцев.

3.Обычное право у некрасовцев.

4. Занятия казаков.

Первые две группы учащихся рассказывают свои сообщения, оформленные в виде слайдов.

В это время две другие группы учащихся работают с учебником –параграф 16 по следующим вопросам «Обычное право у некрасовцев» и «Занятия некрасовцев» и на основе изучения данных вопросов создают 1-2 слайда.

В конце урока учитель показывает получившуюся презентацию и один из учащихся рассказывает вопрос «Управление, повседневная жизнь игнат-казаков».

Домашнее задание-параграф 16, вопросы. Уметь рассказывать параграф с привлечением презентации. Два ученика получают задание подготовить сообщение по теме «Культура некрасовцев».

Урок № 3.
Тема «Адыгские племена Закубанья XVII-XVIII веков».
^ Цель урока: познакомить учащихся с особенностями жизни адыгских племен Закубанья в XVII-XVIII веках.
Тип урока- комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, компьютер, мультимедийная установка.
Термины: сераскир, «вольные черкесы», беи.
Ход урока:

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3.Сообщение нового материала

4.Повторение изученного материала

5.Домашнее задание
Проверка домашнего задания:

-Три ученика работает с терминами(письменно)- раскол, патриарх, «Соборное Уложение», староверы, раскольники, обычное право, круг, святотатство, сажень, аршин.

- 3 ученика работают по вопросам(письменно):

1. Причины и этапы переселения русских поселенцев на Кубань.

2. Кто такие некрасовцы? Причины их переселения на Кубань.

3. Взаимоотношение некрасовцев с Россией.

Остальные учащиеся работают над вопросами(на основе презентации):

1.Заветы Игната.

2.Собрание круга у некрасовцев.

3.Обычное право у некрасовцев.

4. Занятия казаков.
После проверки домашнего задания учащиеся слушают сообщение о культуре некрасовских казаков.
Сообщение нового материала.

План:

1.Влияние международной обстановки на положение народов Северо-Западного Кавказа.

2.Политическое состояние адыгейского общества.

3. Турецкие и крымские города на Северо-Западном Кавказе и их связи с местными жителями.

Перед сообщением учителей нового материала, учащиеся вспоминают, что им известно о жизни адыгских племен, так как этот материал уже изучался в предыдущем разделе:

1. Адыгские племена.

2. Места проживания(работа по карте)

3. Занятия. Общественное устройство.
1.Влияние международной обстановки на положение народов Северо-Западного Кавказа.

На исторические судьбы народов Северного Кавказа в XVII-XVIII веках сильное влияние оказывала международная обстановка. Пути их исторического развития в значительной степени определялись взаимоотношениями между Россией и Турцией. Оттоманская Порта с давних пор стремилась овладеть Кавказом. Она хотела использовать его в качестве стратегического плацдарма для распространения своего влияния в сторону России. Могущество султанской Турции в XVIII веке клонилось к закату. Но от этого она не переставала быть опасной для своих соседей, так как становилась орудием западноевропейских держав, в первую очередь Франции и Англии. Эти государства постепенно усиливали свои интерес к Кавказу.

Для России данный регион являлся фронтом борьбы с внешней опасностью. Она активно продвигалась сюда с тем, чтобы обезопасить от постоянных набегов воинственных жителей степей и предгорий Кавказа свои южные границы.

Адыгейцы, или черкесы считались подданными крымского хана. На их территории находилась турецкая крепость Копыл(карта на форзаце учебника)-резиденция кубанского сераскира(главнокомандующего турецкими войсками в этом регионе). Однако эта зависимость была довольно непрочной. Отдельные племена адыгейцев, например, темиргоевцы, платили дань крымским владетелям пленниками и лошадьми. В то же время он не соглашались сделать эту дань регулярной и называли ее подарками. На самом деле дань эта была позорной и унизительной, истощавшей живые силы народа. 200 девушек и 100 юношей поставляли адыги крымским ханам ежегодно. В случае отказа от уплаты дани крымцы изымали ее разорительными походами.

Кроме того, турки и крымские татары огнем и мечом насаждали мусульманскую религию в этих краях. В результате им удалось привлечь к исламу только феодальную знать. Основная же масса населения Северо-Западного Кавказа оставалась полуязычниками- полухристианами.

Под влиянием разорительных набегов турок и татар отдельные адыгские племена в середине XVIII века заявляли о своем желании вступить в российское подданство. Однако, чтобы не обострять отношения с Турцией, Россия отказывалась от переговоров о подданстве черкесов.
^ 2.Политическое состояние адыгейского общества.

Как и в предшествующее время, у черкесов не было государства. Это обстоятельство затрудняло их борьбу с внешними опасностями. Кроме того, отдельные адыгские племена (абадзехи, шапсуги и натухайцы) ослаблялись постоянными междоусобными войнами и не стремились к единству. В 90-е годы XVIII у абадзехов, шапсугов и натухайцев происходили восстания крестьян против дворян. Шапсугское дворянство под предводительством Али Султана Шеретлукова искало поддержки против народа у бжедухских князей и дворян. Оно также обратилось за помощью к русскому правительству. С этой целью Шеретлуков лично ездил в Петербург. Русское правительство послало казачий отряд с артиллерией, вседствеи чего в Бзиюкской битве(1796) шапсугское и абадзехское народные ополчения потерпели поражение. Не смотря на это, борьба продолжалась. Крестьянство не согласилось на восстановление дворянских привилегий. Оно не приняло Али Шеретлукова, который был вынужден поселиться под защитой Черноморской кордонной линии.

По свидетельству современников, все адыгские племена во второй половине XVIII века в случае надобности легко могли выставить на поле боя 100000 воинов и даже больше.

Крымский хан не имел права набирать войска из черкесов. Но когда начинал войну, то просил у черкесских князей известное число людей в виде помощи. Удовлетворение таких просьб всецело зависело от степени того влияния и расположения, какими пользовался крымских хан среди адыгской знати.

Беи и другие знатные адыги имели право исключительного ношения оружия. Подвластные им слуги вооружались только в случае необходимости за их счет. Как только знатный черкес становился беем, то первым делом он запасался достаточным количеством оружия. Им он вооружал своих подданных, но только на время военных действий. После их окончания оно в обязательном порядке возвращалось владельцу.

Черкесские беи и племена находились в постоянной вражде между собою. Они производили набеги с целью захвата рабов. Причем все захваченные считались законной добычей и не требовались назад. Но, если нападавший имел несчастье быть пойманным, все люди, находившиеся с ним, становились рабами.

^ 3. Турецкие и крымские города на Северо-Западном Кавказе и их связи с местными жителями.

Черкесы не имели городов. Но в то же время, если мы с вами посмотрим на карту, то увидим, что на территории Черкессии есть города. Давайте их назовем(работа по карте).

Главными городами Черкессии были- Тамань, Темрюк, Ачу, Агджи, Суджук, Каплу.

3 учащихся получили задание подготовить сообщение об этих городах. Учащиеся слушают сообщения.
В связи с тем, что в учебниках нет данного материала, учащиеся во время рассказа учителя составляют конспект.
Проверка усвоения нового материала:

Вопросы:

  1. Назовите причины борьбы Турции и России за данный регион.

  2. Как черкесы зависели от крымского хана?

  3. Причины внутренней борьбы между адыгскими племенами.

  4. Особенности положения знатных адыгов.


Домашнее задание-конспект в тетради. Составить таблицу «Торговля народов Северо-Западного Кавказа в XVIII в веке.( отдельно импорт, экспорт).

Урок № 4.
Тема « Кубанская ногайская орда».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями жизни ногайских племен Прикубанья в XVII-XVIII веках.
Тип урока- комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, компьютер, мультимедийная установка.
Ход урока:

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3.Сообщение нового материала

4.Повторение изученного материала

5.Домашнее задание
Проверка домашнего задания:

-Три ученика работает с терминами(письменно)- раскол, патриарх, «Соборное Уложение», староверы, раскольники, обычное право, круг, святотатство, сажень, аршин, сераскир, беи, «вольные черкесы»

- 3 ученика работают по вопросам(письменно):

1. Адыгские племена.

2. Места проживания(работа по карте)

3. Занятия. Общественное устройство.

-Остальные учащиеся работают над вопросами

1.Влияние международной обстановки на положение народов Северо-Западного Кавказа.

2.Политическое состояние адыгейского общества.

3. Турецкие и крымские города на Северо-Западном Кавказе и их связи с местными жителями.

После опроса проверяется таблица «Торговля народов Северо-Западного Кавказа в XVIII в веке».
Сообщение нового материала.

План:

1.Особенности жизни ногайских племен.

2.Политическое состояние адыгейского общества.

Перед сообщением учителей нового материала, учащиеся вспоминают, что им известно о жизни ногайских племен.
Сообщение нового материала. Так этого материала нет в учебнике учащиеся составляют конспект.

  1. Особенности жизни ногайских племен.

Перед сообщение нового материала учащиеся работают по карте и определяют места проживания ногайских племен.

Между Азовским морем и рекой Кубанью жили ногайцы. Как и в прошлые века, они вели кочевой образ жизни. Ногайцы, как и адыгские племена, находились в зависимости от крымского хана. Управлялась Кубанская ногайская орда сераскиром.

Учащиеся вспоминают, кто такой сераскир.

Он обладал широкими полномочиями и выносил окончательные приговоры по делам гражданским и уголовным. Большую часть времени сераскир проживал в своем ауле. Его доходы состояли из десятой доли урожая зерна, одного барана с каждой кибитки и 800 быков при назначении сераскиром. Во время войны он командовал войсками своей орды. Все ногайцы являлись военнообязанными и должны били следовать на войну за главой своего аула. Когда начиналась война против христиан, то в поход выступали все мужчины, способные носить оружие. Но при этом, по взаимному соглашению, жители каждого аула оставляли известное количество людей дома. Им вверялась забота о сохранности имущества и безопасности семей воинов, ушедших в поход. Оставшиеся принимали на себя эти обязанности при условии получения соответствующей доли добычи. Она ничем не должна была отличаться от добычи воинов, находившихся в числе сражающихся.

Ногайцы не имели непосредственных торговых связей с какими-либо государствами , но торговали с ближайшими к их кочевьям городами Крымского ханства. Учащиеся по карте определяют эти города( Тамань и Каплу(Копыл).

Странствующие купцы-посредники привозили в кочевья ногайцев необходимые им товары и увозили продукты местного производства. Кроме того, кочевники сами доставляли на рынки в ближайшие города свои товары и запасались теми, в которых нуждались. Такой торговый обмен был очень выгоден для купцов-посредников. Они получали около 30% прибыли на сто как по вывозу, так и ввозу.

-Вопрос к учащимся

- Чем могли торговать и что покупать ногайские племена?

Домашнее задание –конспект в тетради.

Ответить на вопросы:

1 вариант- Сравнить жизнь и общественное устройство адыгских и ногайских племен. Выделить общее и различное.

2 вариант- Каково было место народов Северо-Западного Кавказа в системе международных отношений того времени?

Похожие:

Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconРусская Православная Церковь в последней трети xvii-го начале xviii-го веков
...
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconОсвоение степей Кубани в XVIII веке
В апреле 1688 г более тысячи казаков под предводительством Л. Манацкого бежали в район Большой Кабарды на р. Куму, а осенью 1692...
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconПрограмма курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения,...
Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании...
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconУрока: закрепить и обобщить материал по теме «Развитие России в конце XVII- начале XVIII в.»
Цель урока: закрепить и обобщить материал по теме «Развитие России в конце XVII- начале XVIII в.»
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconУрок по истории России в 7 классе. Тема
Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией...
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconВоронецкая Людмила, ученица 10 «в» класса гимназии №33 Научный
По некоторым данным, в 1701 г в Забайкалье было 11 дуганов передвижных храмов; первый стационарный храм, Цонгольский (Хилгантуйский)...
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconО. Г. Овчарова «соединятся ли красоты ума с красотой платья?» (Французские...
«соединятся ли красоты ума с красотой платья?» (Французские авторы XVII – XVIII веков о женском образовании) // новая и новейшая...
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconТест по истории казачества
В xvi-начале XVII веков в Московском государстве казаки несли сторожевую службу по охране границ
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков icon3. Религии России: исторический экскурс Религия древних славян. Религии...
Религия древних славян. Религии Руси: VII viii вв; X в.; XVII в.; Иван IV и XVII-XVII вв.; Петр I и XVIII в.; Елизавета Петровна,...
Урок № Тема : Освоение Кубани русскими переселенцами в середине xvii-начале XVIII веков iconВопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения»
Основные достижения физиологии поведения XVII, XVIII, XIX веков (от Рене Декарта до Чарльза Дарвина)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница