Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования,




НазваниеПояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования,
страница1/6
Дата публикации14.08.2013
Размер0.64 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 11 классе:

1. На основе сформированного в 5–10 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России XX века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса – «Национальное своеобразие и история русской литературы XX века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Курс рассчитан на 102 часа.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для школьника), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 100 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 12 часов.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 клас-сы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф. Литература : 11 класс : учебник-хрестоматия :
в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2010.

3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 11 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2010.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 классы / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

^ Тематическое планирование

№ 
п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы
минимального
содержания
образования

Элементы
дополнительного

содержания
образования

Виды учебных действий

Дата
прове-
дения

1

2

3

4

5

6

7

10


1

Особенности литературного процесса рубежа веков

1

Объяснение нового мате-риала

Понятие литературного процесса рубежа веков, его особенностей

Сравнение литературного процесса рубежа веков, его особенностей в России и европейских странах (по пособию «Основы современной цивилизации»)

Изучение общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века.

Изучить конкретные понятия теории литературы,

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

работа

с книгой, пересказ.

3.09

2–3

Основные направления развития литературы

2

Объяснение нового мате-
риала

Основные направления развития литературы. Дальнейшее развитие реализма. Модернизм как одно
из новых направ-
лений

Национальные особенности основных направлений развития литературы (по учебнику Куприяновой Е. Н., Макогоненко Г. П. «Национальное своеобразие русской литературы»)

5.09

6.09

4

Жизнь и творчество М. Горького.
Художественный мир писателя

1

Систем ЗУН

Знакомство
с биографией и особенностями творческого пути М. Горького

Динамика мировоззрения писателя в период

с 1892 года («Макар Чудра») по 1916 год
(«По Руси»)

Изучение биографии писателя

участие в диалоге по прочитанным произведениям

Пересказ основного содержания литературного произведения.

Выражение своего отношения к прочитанному произведению.

Выявление авторской позиции

Работа со статьей учебника и дополнительной литературой. Составление плана статьи.


10.09

5

Новаторство Горького-драматурга

1

Объяснение нового мате-риала

Особенности драматургии М. Горького. Популярность пьес
писателя

Сопоставление основных принципов драматургии М. Горького
и Б. Брехта

12.09

6

Своеобразие драматургического конфликта в пьесе

«На дне»

1

Комбинированный

Глубина и своеобразие конфликта в пьесе. Авторская позиция и способы ее выражения

Сопоставление с очерками В. А. Гиляровского «Трущобные люди», «Москва и москвичи»

13.09

7

Философский аспект пьесы

1

Комбинированный

Раскрыть глубину

и своеобразие философского аспекта пьесы

Сопоставление с пьесами А. П. Чехова; символизм М. Горького

17.09

8-9

Спор о правде

на страницах

пьесы Горького «На дне»

2

Объяснение

нового мате-риала

Познакомиться

с проблемой,

идейным замыслом, их аспектами

Проблема смысла
жизни на страницах

пьесы

19.09

20.09

10

Публицистика

М. Горького

1

Объяснение нового мате-риала

Особенности
позиции Горького-публициста (на примере сборника «Несвоевременные мысли»

и публицистики

30-х годов)

Характеристика автор-

ского стиля, сопоставление идейного содержания публицистических произведений
«Несвоевременные мысли» и «По стране Советов»

24.09

11

Поэтический мир

И. А. Бунина

1

Объяснение нового мате-риала

Особенности поэ-

тического мира

И. А. Бунина, понятие музыкальности прозы И. А. Бунина. Элегическое восприятие действительности

Стилистические особенности прозы
И. А. Бунина (стилевые контрасты, использование диалектизмов, внимание к «нестертому» слову, сравнения на основе зрительных ассо-
циаций)


Рассмотреть основные факты жизни и творчества писателя

проанализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Рассказ о герое по­вести с использова­нием цитат из текста.






12

Социально-философские обобщения в рассказе
И. А. Бунина « Господин из Сан-Франциско»

1

Комбинированный

Глубина социально-философских обобщений в рассказе И. А. Бунина. Осуждение бездуховности существования

Соотношение текста

и подтекста при сопоставлении рассказа «Господин из Сан-Франциско» и стихотворения Бунина
«Берег»




13

Цикл «Темные аллеи». Любовь
в прозе Бунина

1

Комбинированный

Уточнение понятия цикл рассказов. «Лики любви» в прозе
И. А. Бунина.
Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов

Реализация эстетических принципов писателя в цикле, способы достижения своеобразия рассказов при общей сюжетной
схеме



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПримерная программа по истории составлена на основе федерального...
Данная программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconРабочая программа предмета «информатика»
Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» на базовом уровне. Рабочая программа по информатике...
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по...
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по геометрии...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПояснительная записка Нормативно- правовые документы
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
География. 6—9 классы /сост. Е. В. Ов­сянникова. — М: Дрофа, 2008 авторская программа И. В. Душиной под редакцией В. П. Дронова)....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница