Прохоренкова Т. В




Скачать 55,92 Kb.
НазваниеПрохоренкова Т. В
Дата публикации14.08.2013
Размер55,92 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Прохоренкова Т.В.

МОУ «Погорельская СОШ» имени Героя

Советского Союза Н.И.Черкасова Зубцовского

района, Тверская область

Изучение Гоголя в средней школе

Каждый учитель литературы хочет, чтобы ученик, уходя с его урока, не только запомнил необходимый материал, но и имел представление о том, каким же человеком был тот или иной писатель или поэт. Очень трудно всегда говорить о классиках русской литературы, которые представляются современному школьнику некими неживыми идолами. Уроки по творчеству Н.В. Гоголя в этом плане не исключение. В прошлом году, используя материалы газеты «Первое сентября», я разработала урок по творчеству Гоголя, он получился интересным и очень продуктивным. Поэтому я и решила поделиться с коллегами своим опытом.

Цель данного урока: дать понятие об образе «маленького человека» в русской литературе с обобщением изученного ранее, охарактеризовать представленный образ в повести «Шинель», воспитание чувства сострадания к окружающим нас людям.

Урок начинаю с чтения стихотворения А. Кушнера «Быть классиком…» и говорю школьникам о том, что Гоголь – писатель вне времени, он наш современник и великий гуманист. Далее следуют вопросы:

- С А.С. Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – темы «маленького человека». В каких произведениях мы уже встречали эту тему? («Станционный смотритель» Пушкина и «Смерть чиновника» Чехова)

- Кто такой «маленький человек»? Каким он показан у Пушкина? (Пушкинская история грустна. Бедняк не только лишился дочери, но и испытал унижение, его человеческое достоинство растоптано.)

- А у Чехова?

Дальше переходим к беседе по прочитанной «Шинели» Сразу объясняю детям, что предложенные таблицы (см. ниже) заполняем по ходу обсуждения. В конце делаем вывод.

- Кто главный герой?

- Каков его внешний вид?

Ему за 50 лет. Используемые автором при характеристике своего героя эпитеты, называющие блеклые, тусклые оттенки цветов не дают понятия о конкретном цвете. Всё слилось в один непонятный цвет Титулярный советник «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется геморроидальным». «Вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета». Из-за узенького, низенького воротничка шея его «казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котёнков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы». На его вицмундире можно было увидеть сенца кусочек или какую-нибудь ниточку. «К тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор».

- Каково его занятие, чин?

Переписчик бумаг в одном департаменте, титулярный советник. (Здесь можно воспользоваться табелем о рангах.)

- Что вы можете сказать о его имени?

Фамилия его «вещественная» - Башмачкин, неблагородная. Акакий означает «смиреннейший». Назван так по необходимости, в честь отца, т.к. приличного имени не нашлось. Исходя из этого, можно предугадать трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Герой «изначально был мертвецом и действовал в столь же мёртвом мире». (М.Я. Вайскопф)

- Каково к нему отношение сослуживцев?

В департаменте Акакия Акакиевича не уважали. «Сторожа не только не вставали с мест, когда он приходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха». Над ним посмеивались, острили, поступали с ним деспотически, сыпали на голову бумажки. Окружающие считают его никчёмным и бесполезным человеком.

- Каково его отношение к работе?

Акакий Акакиевич «жил… в своей должности». «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный мир». Переписывание – его духовный мир, где он спрятался от убогой жизни.

- Охарактеризуйте личные качества Башмачкина.

Совершенно безобиден, было в нём что-то»такое преклоняющее на жалость». «…Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

- Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

Сочувствует, в смешное повествование вторгается могучая волна лирического пафоса; с внутренним голосом главного героя автор соединяет свою проповедь сострадания и братства. «Как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой образованной светскости…» Но нашёлся один человек, который почувствовал, увидел душу. Это Гоголь. Он уверен, что в каждом человеке, пусть даже в «маленьком», очень важно видеть живую душу. В.Г.Белинский разделяет мнение писателя в том, что и в грубом, необразованном человеке интересны «его душа, ум, сердце, страсти, склонности – словом, всё то же, что и в образованном человеке!»

- Докажите, что Акакий Акакиевич обладает духовной силой?

После ограбления Башмачкин стал кричать на будочника, «что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека». На следующий день он не идёт на службу, что нарушает привычный ритм его жизни. Впервые герой решил добиться правды. Показал характер писарям: наотрез сказал им, что ему нужно идти к частному, обманул их, что «пришёл…за казённым делом», даже пригрозил им жалобой. Башмачкин первый раз в жизни высказал своё мнение «значительному лицу», что «…секретари того… ненадёжный народ…» И высказал это мнение почти предложением. Это значит, что изменения, пусть хоть и незначительные, произошли в его речи.

- Что привело чиновника к смерти?

Сильное потрясение из-за кражи шинели. Никто не помог ему отыскать вора.

- Чем для Башмачкина была шинель?

«Идеальная вещь», отделяющая Башмачкина от угнетающего вещного мира. Шинель – «вечная идея», «приятная подруга жизни», «светлый гость». «И подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу».

- Почему с того момента, как Башмачкин получил шубу «значительного лица», он успокоился?

Это удовлетворение: 1) пробудил совесть значительного лица; 2) получил шубу того, кто явился причиной его смерти, осуществилось возмездие.

После заполнения таблицы делается вывод, отвечаем на вопрос: каким показан «маленький человек»?

Делается анализ заполненных таблиц. Вывод: незаметная жизнь Акакия Акакиевича оказывается лицом к лицу со всем окружающим миром. Внешний мир бездушен и груб, в цене ложные идеалы. Чиновники в повести лишены собственных имён, это безликая толпа: начальник. Помощник столоначальника, молодые чиновники, даже об имени значительного лица мы только можем догадываться. ( «Так-то, Иван Абрамович!» - «Этак-то, Степан Варламович!») Чин губителен для всех стоящих на любой ступени социальной лестницы. «Значительное лицо» является двойником Башмачкина, так как им обоим чин мешает проявить то человеческое, что в них есть.

Духовная сила героя противостоит этому жестокому и бездушному миру.

Обратимся к эпиграфу урока: «Шинель» оказала огромное воздействие на нашу литературу…Её воздействие определило самый гуманизм русской литературы». Здесь уместно вспомнить слова Ф.М. Достоевского, сказавшего о том, что Гоголь – «колоссальный демон», который «из пропавшей у чиновника шинели сделал нам ужаснейшую трагедию». Ему же приписывают слова: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

В заключение урока было бы неплохо поговорить о том, как мало сейчас мы уделяем внимания людям, которые находятся с нами рядом. Необходимо подвести учащихся к мысли о том, что произведения Гоголя ничуть не устарели и продолжают учить нас любить, жить по законам добра.

Таблица.

Вопросы

Ответы

  1. Внешний вид героя.

  2. Его занятие, чин

  3. О чём говорит его имя?

  4. Отношение к нему сослуживцев.

  5. Отношение героя к работе.

  6. Личные качества.

  7. Чем для Башмачкина была шинель?

  8. Что привело Башмачкина к смерти?

  9. Как сам автор относится к герою?

  10. Почему с того момента, как Башмачкин получил шубу «значительного лица», он успокоился?




Вывод:


Литература

1.Вишнякова Н. Понятие «маленького человека» у Гоголя.\\ «Первое сентября»: «Литература». 2008. №2.

2. Музиянова Л. «Каждый должен быть услышанным»\\ «Первое сентября»: «Литература». 2008. №2.

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница