Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи




Скачать 265,92 Kb.
НазваниеСлова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер265,92 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МОУ «Стригуновская средняя общеобразовательная школа

Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи

( открытый интегрированный урок литературы, русского языка, музыки на МО учителей русского языка и литературы 19.12.2008 г.)




Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Карпенко Е.Н.





^ СТРИГУНЫ _- 2008

1.ОРГМОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Попрошу сначала сесть тех, кто в своих анкетах указал, что уроки, на которых мы изучаем средства художественной выразительности сложны и непонятны. (садятся). А теперь посмотрите, что тех, кому нравятся эти уроки, совсем мало. Садитесь. (садятся) Мнение большинства я выражу словами Никиты Герасименко, который на вопрос анкеты «Интересны ли вам уроки русского языка и литературы, на которых мы говорим о средствах художественной выразительности?»ответил:

Я не люблю, чего лукавить?

Они сложны ведь для меня.

От слов МЕТАФОРА,ЭПИТЕТ

Моя кружится голова.

Уже два дня сижу, учу их,

Не лезут в голову ко мне

Все эти сложные понятья,

Скажу им просто «ау би бэк».
Но все-таки большинство из вас понимают, и я увидела это в ответах анкеты на вопрос «Как вы думаете, зачем в русском языке и литературе существуют средства художественной выразительности?», что они помогают автору донести до читателя определенное настроение или особенность речи.
Я также, как и вы понимаю, что эта тема не из легких, но она важна для понимания текстов как в литературе, тем более, что олимпиадные задания связанные с интерпретацией стихотворного, включают в себя знания этой темы, так и в русском языке , тем более, что по этой теме есть задания в ГИА и мы с ними сегодня поработаем. Также целью сегодняшнего урока будет показать вам, что средства художественной выразительности не так уж страшны и их изучение может быть интересным и увлекательным. А план урока будет таков:

1.Страничка №1 «Немного истории».

2. Страничка № 2 «Краткий поэтический словарик.

3. Страничка №3 русского языка

2. Страничка №1«Немного истории»

Вступительное слово учителя.

В начале нашего века заметно возрастает интерес ученых к поэтическому языку. Этот интерес в значительной степени был свя­зан с возникновением Общества изучения поэтиче­ского языка (Опояз) и формированием его эстети­ческих взглядов. Большой вклад в разработку теории поэтической речи вносят такие ученые, как Б. В. Томашевский, В. М. Жирмунский и особенно В. В. Вино­градов, занимавшие в некоторых своих работах близ­кие Опоязу позиции, но выступавшие вместе с тем с критикой некоторых его положений.

Это общество объединяло видных ученых, зани­мавшихся проблемами поэтического слова. Оконча­тельно оно оформилось после победы Октября. В Опояз входили такие известные советские писа­тели, критики, литературоведы и лингвисты, как В. Б. Шкловский, Л. П. Якубинский, Б. М. Эйхенба­ум, Р. О. Якобсон, С. И. Бернштейн, Ю. Н. Тынянов, Б. А. Ларин и другие.

Опираясь на воззрения выдающегося филолога прошлого столетия А. А. Потебни о природе поэти­ческого языка, опоязовцы предложили разграничить два специфических по своим функциям «языка» —

практический (то есть обычный) и поэтический.

Образные слова — необходимый конструктивный элемент поэтической речи. Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучиями, повторами), образностью, не­обычным расположением слов.

Конечно, было бы неправильно утверждать, что поэтическое произведение — простой набор тропов или фигур, т. е. особых, образных выражений. Такая «сплошная» образность очень скоро притупила бы наше эстетическое чувство, затруднила бы естествен­ное восприятие текста. В настоящем художествен­ном произведении всегда есть естественная сораз­мерность обычных и образных слов.

Общая образность текста может создаваться са­мыми обычными словами, а она, в свою очередь, делает их поистине поэтическими. Все мы хорошо знаем «оранжевую» песню на слова А. Арканова и Г. Горина:

Вот уже подряд два дня Я сижу рисую. Красок много у меня. Выбирай любую. Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет: Оранжевое небо. Оранжевое море. Оранжевая зелень. Оранжевый верблюд. Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжево поют.

Прилагательное оранжевый становится многознач­ным, образным: это не только цвет детского рисун­ка, но и само непосредственное восприятие мира ребенком, символ детства. Повторение слова оран­жевый здесь не простое: оно несет поэтическую функцию. Это — подчеркнутое изображение мира детства, где есть даже оранжевые песни, которые можно оранжево петь. Так прозаическое, безобразное в языке может стать поэтическим, образным, и между ними труд­но провести какую-либо определенную границу, когда они становятся художественным элементом литературного произведения.

Как и в других науках, многие факты и явления в лингвистике становятся понятнее, если обратить­ся к их происхождению и историческому развитию. Возникновение поэтического слова уходит своими корнями далеко в глубь веков.

Откуда в нашем языке образность? В чем ее первопричина?

^ Как и почему появилось поэтическое слово. Воз­никновение образного слова тесно связано с древ­ним мифом. Мифология — это особый вид устного народного творчества на ранних ступенях развития человечества. Древний человек пытался объяснить в мифах таинственный и загадочный для него мир. Материалом для мифов была фантастически изо­бражаемая в сознании людей реальная действитель­ность: явления природы и человеческой жизни. Народ создавал мифы о происхождении мира, солнца, звезд, луны, человека, животных, растений, об от-

крытиях и изобретениях человека, о покорении сил природы. Таковы, например, мифы о Прометее, дав­шем людям огонь, или о крыльях Дедала и Икара. Древний человек представлял себе стихии природы в виде богов: Перун — бог молнии и грома у древних славян, Агни — бог огня у древних индийцев. Музы у древних греков — покровительницы наук и ис­кусств. Поэтическое вдохновение олицетворялось у них в образе крылатого коня Пегаса. По преданию, Пегас копытом выбил в горе Геликоне источник Ипо-крену, вода которого вдохновляла поэтов.

«Для нас миф, приписы­ваемый нами первобытному человеку, — писал А. А. Потебня, — есть лишь поэтический образ. Мы называем его мифом лишь по отношению к мысли тех, которыми и для которых он был создан».

^ Тесная связь слова и мифа проявлялась в том, что язык — главное орудие мифологического мышле­ния. Первобытные представления человека о мире — естественно и неизбежно отражались в слове. Миф исчезает, но не бесследно: он оставляет языку бога­тую образность, давая начало поэтическому употреб­лению слова. Академик А. Н. Веселовский в своих исследованиях по исторической поэтике отмечал, что первобытный человек, который еще не выработал привычки отвлеченного, необразного мышления, вос­принимал внешний мир в виде образов, основанных на параллелизме человека и природы, живот­ного и растительного мира. Нашим предкам казалось, что солнце подобно человеку двигается, садится, выглядывает из-за тучи, улыбается, ветер свищет, .1 гонит тучи, пасмурное небо хмурится, огонь охватывает и пожирает сучья, волк сердится, птицы стонут, трава льнет к земле. Окружающий мир казался че­ловеку живым. Миф способствовал бурному развитию образности в языке.

Образное слово традиционно изу­чается различными филологическими науками: поэ­тикой, риторикой, стилистикой.
(сообщение № 1)

Поэтика (греч. poietike — поэтическое искус­ство) рассматривает законы построения литератур­ных произведений разных жанров в различные эпохи и систему эстетически-изобразительных средств, ис­пользуемых в этих произведениях. Поэтика в более узком ее понимании — это исследование поэтиче­ского языка, художественной речи, т. е. теория поэтической речи. Историю поэтики обычно начинают с труда древнегреческого философа и уче­ного Аристотеля «Об искусстве поэзии», который часто называют «Поэтикой». Аристотель рассматри­вает основные проблемы, связанные с изучением при­роды художественного творчества, литературные жанры, особенности поэтической речи, вопросы сти­хосложения. Широкой известностью пользуется поэма французского поэта и теоретика искусства Н. Буало «Поэтическое искусство», в которой изложены основы поэтики классицизма, а также труды по эс­тетике и поэтике Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шил­лера и других, в которых преодолевались условно­сти языка и стиля классицизма и разрабатывались принципы нового, реалистического искусства слова. Большой вклад в развитие русского реалистическо­го искусства слова внесли выдающиеся писатели и критики, и прежде всего А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, А. Н. Толстой, К. А. Федин, А. Т. Твардовский и дру­гие. В России разработка теоретических вопросов поэтики связывается прежде всего с именами В. К. Тре-диаковского и М. В. Ломоносова. Теорию поэтики и поэтического слова плодотворно разрабатывал в своих трудах «Мысль и язык», «Из записок по теории словесности», «Из лекций по теории словесности» А. А. Потебня. Родоначальником исторической поэти­ки является у нас академик А. Н. Веселовский, ис­следования которого основывались на глубоком зна­нии славянских и других литератур и языков и ми­рового фольклора. И хотя предмет, задачи и грани­цы поэтики понимаются учеными по-разному, а сама эта наука нередко отождествляется то с теорией лите­ратуры, то с теорией поэтической речи, несомненно одно: ее тесная связь с искусством слова и ее плодо­творное влияние на развитие изобразительных средств поэтической речи.

(сообщение № 2)
Образная сторона речи издавна изучалась и р и т о р и к о й (от греч. rhetor — оратор) — наукой об ораторском искусстве. Классическая риторика сос­тояла из пяти частей: нахождение материала, его расположение, словесное выражение речи, ее запо­минание и, наконец, произнесение. Третья часть, или теория словесного выражения, имела самое непосред­ственное отношение к образной стороне речи: она содержала учение об отборе слов, учение о сочетании слов и учение о фигурах (с последующим различе­нием тропов и собственно фигур). Риторика была разработана античными учеными Аристотелем, Ци­цероном, Квинтилианом, развивалась в средние века и в новое время. Большое значение для развития рус­ской речевой культуры имело «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова, в котором был творчески обобщен богатый языковой материал. Уче­ный подчинял риторические правила и языковую образность существующим общественным потребно­стям. Риторика М. В. Ломоносова обогатила оратор­скую и литературную русскую речь разнообразными стилистическими приемами. В прошлом веке ритори­ка влилась в теорию литературы, передав последней многие свои понятия и термины.

(сообщение № 3)

Наконец, изучение образных возможностей слова шло и в собственно лингвистическом русле. Сти­листика как раздел языкознания учит такому выбору языковых выражений и форм, который был бы наиболее пригодным для целей общения в опре­деленной его сфере (обиходная, публичная, научная речь и т. п.), рассматривает языковые единицы с точки зрения их целенаправленного использования, их выразительности и образности. Стилистическое использование языковых средств понимается в школьных учебниках прежде всего как образное. Элементы стилистики родились еще в недрах антич­ной поэтики и риторики, хотя как специальный раз­дел языкознания стилистика оформилась только в первые десятилетия нашего века. Стилистика (и преж­де всeгo стилистика художественной литературы) тесно связана и взаимодействует с поэтикой и тео­рией поэтической речи. Кроме того, она использует некоторые понятия и термины, доставшиеся ей в наследство от риторики. Стилистику художествен­ной речи особенно плодотворно разрабатывали такие известные ученые, как Л. В. Щерба, В. В. Виногра­дов, Л. А. Булаховский, Г. О. Винокур, Л. П. Якубинский, Б. А. Ларин, А. И. Ефимов, Б. В. Томашевский и другие.
Учитель: Да, действительно, все эти науки в той или иной степени изучают средства художественной выразительности, которые делятся на тропы и фигуры. И далее я предлагаю заглянуть в наш словарик и вспомнить средства художественной выразительности, которые мы уже изучили, а также узнать о новых, и то, что сближает и различает тропы и фигуры.
^ 3. Страничка № 2 «Краткий поэтический словарик »
Что же сближает и различает тропы и фигуры?

И то, и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигу­ры — образные средства художественной речи. Но между ними есть и различие.
Троп (греч. tropos) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловы­ми отношениями с первым. Прямое значение здесь как бы разрушается, и мы воспринимаем его вторичные признаки. Возникает словесный образ. Вспомним начало романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников задавлен бедностью, «должен кругом хозяйке». Давят долги, давит его бедственное положение, кажется, что давят и низкий потолок, и стены его маленькой комнатки: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пяти­этажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру».


Фигура (лат. figure — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художе­ственное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким. Старые грамматики и риторики называли эти своеобразные формы «движения речи» фигурами по аналогии с фигурами в танцах.

А далее рассмотрим, что относится к тропам, а что к фигурам.



ТРОПЫ

ФИГУРЫ

Метафора (с греч. «перенос»)скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений: «Ель рукавом мне тропинку завесила» (т.е.ветвь).



Антитеза (с греч. «противоположение)– противопоставление: «Черный вечер, белый снег.Ветер.Ветер.»

Олицетворение (разновидность метафоры)- изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать: «Осторожно ветер//Из калитки вышел…».


Оксюморон (с греч. «остроумно-глупое) – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: Живой труп



^ Эпитет ( с греч. «приложение»)-художественное определение: «тучка золотая», «утес-великан», «в пустыне чахлой и скупой».


Градация ( с греч. «усиленние»)– своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости: «Не жалею,не зову, не плачу,//Все пройдет, как с белых яблонь дым».



^ Литота ( с греч. «преуменьшение») художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок».


Параллелизм (с греч. «идущий рядом»)– однородное синтаксическое построение предложений: « Твой ум глубок, что море,// Твой дух высок, что горы».


Гипербола ( с греч. «преувеличение)художественное преувеличение: «В шар земной упираясь ногами,//Солнца шар я держу на руках…».


Анафора ( с греч. «повторение») единоначатие: «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.»


Синекдоха ( с греч. «соотнесение)перенос названия целого предмета на его часть: « И было слышно до рассвета, как ликовал француз».


Эпифора ( с греч. «после, концовка») единство концовок: « Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…».


^ Ирония ( с греч. «насмешка»)- скрытая насмешка: «Забил снаряд я в пушку туго//И думал: угощу я друга!// Постой-ка, брат, мусью…».


Эллипсис (с греч. «выпадение») – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого:

Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня! ( А. С. Пушкин)

Сравнение- сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого: «глаза, как небо голубые», «посмотрит - рублем одарит».


Подхват – фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:Придет оно, большое, как глоток,-//Глоток воды во время зноя летнего. (Р. Рождественский)


Метонимия ( с греч. «переименование») –это употребление слова, обозначающего, какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно-следственным отношениям: И пишет боярин всю ночь напролет,// ПЕРО его местию дышит. (А.К. Толстой)

Инверсия( с лат. «перестановка») – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы: «…где глаз людей обрывается куцый», « И смертью чужой сей земли неуспокоенные гости».



Симфора ( с греч. «соотнесение, совмещение) – высшая форма метафорического выражения, при котором опущено непосредственное сравнение и даются характерные признаки обозначаемого предмета, благодаря чему этот прямо названный предмет воспроизводится как яркое художественное представление по характерным признакам:

Этот дождь зарядил надолго,

Вся в булавках сизая Волга

Умолчание – фигура, которая состоит в том, что начатая речь внезапно прерывается в расчете на то, что читатель продолжит ее, творчески завершит, на то, что это вызовет у него определенные эмоции.:

Я волком бы выгрыз бюрократизм.

К мандатам почтения нету.

К любым чертям с матерями катись

любая бумажка. Но эту… (В. Маяковский)

Символ ( с греч. «знак, примета») – многозначный и глубокий по смыслу образ, который соотносит разные планы изображаемой действительности на основе из общности, родственности: Белеет парус одинокий (М.Лермонтов)

^ Риторические вопросы, обращения, восклицания – усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа: «Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?», «Мой друг, отчизне посвятим//Души прекрасные порывы!».





Бессоюзие – намеренный пропуск союзов: «Мелькают мимо будки, бабы,//Мальчишки, лавки, фонари,//Дворцы, сады, монастыри…».

Многосоюзие- увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: « И волны теснятся , и мчатся назад,//И снова приходят, и о берег бьют…».

  1   2   3

Похожие:

Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconЛюбовницы, как и жены, бывают разные. Скандальные и тихие, расчетливые...
Любовницы, как и жены, бывают разные. Скандальные и тихие, расчетливые и бескорыстные, красивые и почти безобразные (лицо закрывается),...
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconКультурный и образный мир языка писателя (на материале произведений с. Довлатова)
Образные средства в прозе С. Довлатова как результат нарушения правил рационального речевого взаимодействия
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconИдейно-образные ассоциации в стихотворении «весенняя гроза» И«грозовом...
Идейно-образные ассоциации в стихотворении «весенняя гроза» и «грозовом цикле» поэзии ф. И. Тютчева
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconМузыкально- ритмические движения
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой...
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconПлан. Сочинения как средство общего развития учащихся. Виды сочинений устных и письменных
Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребёнка писать, читать и считать, но и развить в нём способность правильно...
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconТема: «похвальное слово глаголу»
Повторение. Беседа по вопросам учебника (Что такое часть речи? Что объединяет слова, принадлежащие к одной части речи? (Части речи...
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconОкладникова Е. А. Символы ценностных доминант «локальных цивилизаций» Северной Америки1
Идейно-образные истоки знаков-символов ценностных доминант традиционных культур коренного населения Северной Америки исследовались...
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconРок-поэзия: образные микросистемы в художественной картине мира земфиры и ее поэтический почерк
Рок-поэзия как социокультурный феномен, как сложный синкретический, поэтический жанр появился в 90-е гг. XX века. Феномен рок-поэзии...
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconУроков. Тема
Различать устную и письменную формы речи, средства речи. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения...
Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи iconИли проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись...
Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница