Выступление на Педагогических чтениях 2008 год




Скачать 337,86 Kb.
НазваниеВыступление на Педагогических чтениях 2008 год
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер337,86 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год

Я Куракина Ольга Васильевна, преподаватель литературы. Работаю в системе профессионального образования 12 лет, имею высшую квалификационную категорию. Не однократно участвовала в городских олимпиадах и смотрах-конкурсах. Участвовала в написании городских диагностических контрольных работ, в которых учащиеся показали высокие результаты.

 Одной из основных проблем в современном образовании является недостаточное внимание к вопросам патриотического воспитания молодежи, тогда как любовь к Родине, Отечеству всегда была и является залогом сильной и могущественной державы и единой, сплоченной нации.

 Патриотизм является одним из нужных, необходимых качеств человека, так как любовь к Родине пробуждает в человеке гуманность, доброту, привязанность к своему Отечеству. Патриотизмом является также любовь к родной земле, к родной природе, к родной литературе, устному народному творчеству. Истинный патриот чтит память своих предков, гордится достижениями своего народа.

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты.

 Уроки литературы всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, учащийся утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как  “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому. Учебники литературы, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине.

Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал : “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”.

 

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую огромный потенциал, который несет в себе музей нашего училища : знания о истории своего училища способствуют формированию любви к нему, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

 Музейные средства обучения позволяют использовать современные инновационные методы обучения, диалог, дискуссия,               исследовательская деятельность. И что очень важно помогает формировать у учащихся аналитические способности связывать прошедшее с настоящим.

Прежде чем приступить к разработке серии уроков с использованием материала музея мною было проведено анкетирование учащихся по вопросам связанным с отношением их к патриотизму,  мужеству, возможностью совершить подвиг во имя Родины, Отечества.

 

Из 100 опрошенных выяснилось:

1. Не гордятся своей Родиной -35%

2. Не считают себя патриотами-57%

3. Не гордятся достижениями своего народа-46%

4. Не готовы к любым трудностям в жизни-44%

5.О блокаде Ленинграда слышали только в школе- 61%

6.Ничего не слышали о героизме юных жителей Ленинграда, тем более наших учащихся- 93%

 

Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю.

 

 Поэтому, исходя из полученных результатов было видно, что необходимо усилить работу с учащимися в данном направлении.

 Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные изучению литературы о Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя иллюстративный материал, мультимедийную установку, кинохронику, поэтические сборники со стихами военных лет, стараюсь  нестандартно преподнести материал.

Мною разработана серия нестандартных уроков с использованием материалов музея. Имея в училище такой богатый материал о военном времени можно подать учебный материал не поверхностно и сухо, а дать возможность каждому глубоко прочувствовать атмосферу военного времени.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

 

По определению И. П. Подвласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».

 

Прежде всего мы с учащимися отправляемся к ветеранам (бывшим учащимся нашего училища), чтобы услышать непосредственно из уст этих людей подлинные факты и события того времени и погрузится в атмосферу того времени.

Затем мы с преподавателем истории стараемся одновременно на уроках истории и литературы работать с учащимися по проблеме недостаточного патриотического воспитания.

 

Учащиеся с увлечением участвуют в уроках- концертах, которые способствуют развитию эстетического вкуса, расширению кругозора.

Уроки-сценарии неизменно вызывают интерес учащихся, так как дают возможность окунуться в другую эпоху, сыграть ту или иную роль, побыть хоть какое-то время актером.

Например: логическим продолжением урока-конференции является «Урок открытых мыслей».

 Данный тип урока позволит творчески подойти к обсуждению темы, поможет убедить учащихся в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие России.

 Эту форму работы можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.

 Целью такого урока является активизировать гражданскую позицию учащихся,         отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано излагать свою позицию отстаивать собственное мнение. Затем я предлагаю «Урок – творческую лабораторию» с элементами публичного выступления.

 Работа творческой лаборатории это- написание сочинения – речи с последующим выступлением перед аудиторией на тему « Что я могу сделать для процветания своей Родины?»

 Одним из уроков данной серии является интегрированный  урок по литературе и истории по теме: «Героическая  страница в Великой Отечественной Войне, блокада Ленинграда, героизм, нравственность юных жителей города на примере книги Ю.Ф. Помозова  « Блокадная юность» в котором использованы современные методы обучения.

 Интеграция позволяет развивать умение сравнивать и соотносить. На таких уроках, как говорят сами ребята, легче запоминается учебный материал. Особенность этого урока состоит в том, что речь идёт о блокаде, свидетелями которой являются выпускники нашего училища, и поэтому урок не может оставить ребят равнодушными.

На данном уроке мы объединили исторические факты, даты, события, как предмет истории  и отражение этих фактов и событий  в литературе. Совместными задачами стало на примере исторических событий подать духовное начало в литературе. Использование музейных экспонатов, музыкальных произведений,  их сопоставление с литературными текстами, усиливает сопереживание, воспитывает эстетический вкус, активизирует воздействие музейных реликвий на духовное развитие личности.

Диалог – преобладающий метод работы на уроке. Важно научиться слушать друг друга, выражать свою позицию.

Использую приёмы типа: Продолжи фразу…

 Поразмышляй над строкой из текста…

Например:

Все дети и подростки считали не честным жить прежней жизнью…

Учащиеся продолжают логически додумывать данное предложение и говорят примерно следующее:

(все хотели хоть как- то приобщиться к взрослой жизни, помочь в достижении победы, не хотели оставаться в стороне от общего горя, желали приблизить победу своим трудом и т.п.)

 

Или такой пример:

 

Учащимся предлагается стихотворение о блокаде с одной выделенной строкой, над которой они рассуждают.

 

Пример:

 

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

^ Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом —

Паспорта.

 

 

Обычно размышляя над данной строкой учащиеся задумываются над вопросами:

Почему медали выдали раньше чем паспорта?

Какой подвиг совершили подростки?

Приходят к мысли ,что сама жизнь в таких сложных условиях уже подвиг. А то, что подростки порой совершали невероятные подвиги каждый день заслуживает даже большего, чем медаль. Восхищаются своими ровесниками.

 

А, размышляя над данной строкой:

 

И он точил, пока рука

     Могла производить движенья,

^      А если падал - у станка

     Как падает солдат в сраженье».

 

ученики высказывают мнения о том, каким высоким должно быть чувство патриотизма, чтобы из последних сил падая от голода, принести максимальную пользу своей Родине.

Появляется желание приносить пользу, совершать подвиги. Такие приёмы позволяют развивать аналитическое мышление, тренируют и развивают память. И главное позволяют преподавателю в ходе обсуждения направлять мысли учащихся в нужное русло.

 Широко используются кадры кинохроники, которые создают определенный эмоциональный настрой. Реализация целей урока ярко видна в ответах учащихся.

Учитель раздаёт из конверта листочки, на которых написано начало предложения( приём «Конверт  недосказанных фраз») учащимся предлагается их продолжить.

 

 

 

     Я узнала сегодня на уроке…..

     Подвиг ленинградцев……

     Считаю что война…..

     Атмосфера на уроке…..

     Я хочу чтобы……

     Музей открыл для меня…..

 

 

Такой приём помогает увидеть учителю реакцию ребят на данный урок.

Урок воспитывает у учащихся гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели.

 Также на базе музея я провожу урок по теме: « Забытые поэты военных лет».  К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал.

 Поисковая работа является очень важной в развитии личности. Цели такого урока связаны с развитием исследовательской культуры.

 Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение.

В заключении я рассказываю о малоизвестном поэте учившемся в нашем училище Георгии Некрасове. Я показываю сборник его стихов, зачитываю некоторые из них.

 Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, особенно музей нашего училища, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России.

 После серии таких уроков я провожу повторное анкетирование, которое показывает, что подобная работа проводится не напрасно.

Учащиеся в своих ответах показывают, что такие уроки не оставили их равнодушными.

Например в одной из групп ребята сами вызвались подготовить к Дню Победы праздничное мероприятие с участием наших ветеранов. Одна из учащихся после таких уроков написала стихотворение, посвящённое блокадным дням.

Поэтому я буду продолжать работу в данном направлении, так как считаю, что я на правильном пути.

И без такой работы у нашего общества не может быть будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ^ ТЕМА: ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Урок литературы проводимый на базе музея

ПЛ «Краснодеревец» С-Пб.

Тема урока: Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор

 

^ Цели урока:

1. Познакомить ребят с художественными произведениями  описывающими событиями Великой Отечественной Войны 1941-44гг, как одной из героических страниц истории нашей страны. Дать обзор произведений разных жанров.

 

2. Пробудить патриотические чувства ребят к своей отчизне на примере жизни и подвигов реальных лиц.

 

3. Знакомство с музыкальными произведениями  которые посвящены Великой Отечественной Войне      ( "Седьмая симфония" Д.Д. Шостаковича "Нашествие", «Священная война», «Землянка»)

 

4. Воспитание у учащихся  чувств уважения к людям прошедшим войну и пережившим блокаду, а так же восхищение их подвигом.

 

^ Оборудование урока: портреты писателей,

записи песен военных лет, поэтические сборники.

 

Методические приемы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов, сообщение ученика.

 

 

 

Ход урока:

 

^ Эпиграф к уроку

Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны.

А. Прокофьев

 

Вступительное слово

 

Мирная жизнь советского народа оборвалась 22 июня 1941 года в результате вероломного нападения на нашу страну фашистской Германии. Уже на следующий день в газете «Правда» появились стихи А. Суркова «Песня смелых», а затем — «Священная война» В. Лебедева-Кумача;

 

Вставай, страна огромная,

 Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,—

Идет война народная,

Священная война!..

 

Под звуки этой трагически-возвышенной, размеренно-торжественной мелодии советские люди все четыре года провожали солдат на фронт, героически трудились в тылу.

 

(Звучит песня)

 

—  Почему эта песня стала легендарной?

 

(Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.)

 

 Публицистические стихи и статьи, очерки и рассказы различных советских писателей публиковались ежедневно. В те дни «слово художника было на вооружении армии и народа», писал М. Шолохов. Поэты, прозаики, драматурги помогали своим мужественным, вдохновляющим словом ковать волю народа к победе.

 

В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Более четырехсот литераторов не вернулось с полей сражения. Среди них А. Гайдар, Евг. Петров, Ю. Крымов, И. Уткин, А. Лебедев, Г. Суворов. Немалое число художников слова прославило свои имена воинскими подвигами.

Ведущей темой прозы была, конечно, защита отечества. Тема и условия военного времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный, эмоциональный жанр. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, то есть прочитать их мог каждый боец, каждый человек. Хорошо известны были очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана и других, видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, может быть, не всю, но ту, которую они сами осознали. Героями их произведений были не полководцы, а простые люди, такие же, как любой из читателей газеты.

 
  1   2   3

Похожие:

Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconВыступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия...
Формирование позитивной «Я концепции» как фактор развития познавательной активности старших дошкольников
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconУтверждаю: Директор рцдод т. Ю. Якимова Положение о Республиканских...
Положение о Республиканских педагогических чтениях «Педагогика исследований 2012»
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconВыступление на педагогических чтениях шмо по здоровье сберегающим...
Разумов А. Н., 1996. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия...
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconПоложение VII республиканских Самсоновских педагогических чтений...
...
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconМультимедийные технологии в школьном музее
Доклад Чемякиной С. А. – руководителя музея моу «Пироговская сош» на педагогических чтениях в 2011 г
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconНаучно практическая конференция «Развивающее воспитательное пространство...
Научно практическая конференция «Развивающее воспитательное пространство основа воспитания в образовательном учреждении» 10. 04....
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconПрограмма по плаванию за основу учебной программы мбоу дод дюсш «Салют»
А. А. Кашкина, профессора, доктора педагогических наук; О. И. Попова, профессора, доктора педагогических наук; В. В. Смирнова, доцента,...
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconКонтрольная работа для групп 429/з по курсу «финансовые вычисления»...
Банк выплачивает простые проценты по следующим ставкам: 2008 год – 12% годовых, 2009 год и далее – 15% годовых. Определить какую...
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconАнализ педагогических кадров средней школы. В 2007-2008 учебном год
Школа располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами. За истекший год успешно прошли аттестацию 4 человека, 1 человек...
Выступление на Педагогических чтениях 2008 год iconАнализ методической работы моу сош №58. Зам директора по увр коленченко...
В 2008-2009 учебном году школа работала над методической темой: Использование возможностей школы – комплекса полного дня для внедрения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница