Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе




Скачать 244,39 Kb.
НазваниеРеферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе
страница1/3
Дата публикации07.08.2013
Размер244,39 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > Литература > Реферат
  1   2   3



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

Городского поселения «Рабочий поселок Солнечный»

Солнечного муниципального района

Хабаровского края
РЕФЕРАТ

по литературе

Функция цветовой детали в рассказе

А. И. Куприна

«Гранатовый браслет»


Выполнила:

Кубарева Екатерина Андреевна, ученица 11 класса «Б»

Руководитель:

Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы
эпиграф

Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь …

А.И. Куприн « Заповеди писателя- реалиста»

^ Цвет - лучшая часть чего-нибудь(высок.)

Ожегов С.И.

Толковый словарь русского языка

План.

I. Введение. «Гранатовый браслет» - это безошибочный рассказ о единственной любви, которая действительно « повторяется один раз в тысячу лет»

II. Краткая летопись жизни и творчества А. И. Куприна.

III. Критика о творчестве Куприна.

^ IV. Функция цветовой детали в рассказе « Гранатовый браслет»

§1 Идея обновления, начинающейся новой жизни, нового состояния, выраженная с помощью цветовой детали уже в начале рассказа.

§2 Серо-коричнево-чёрные цвета- отражение внутреннего состояния Веры.

§3 Созвучность цвета состоянию героя произведения.

§4 Отсутствие гармонии в душе Веры. Интересная параллель:

Вера - цветы на клумбе.

§5 Отражение в цветовых деталях противопоставления: Вера – Анна.

§6 Цветовая замкнутость пространства, в котором обитает Вера.

§7 Многоцветность мира, в котором обитает Желтков.

§8 Необычность эпизода с рыбой: чудесное многоцветие - вестник чего-то нового, раньше не бывавшего в её тусклой серой жизни

§9 Генерал Аносов.Добрая, мудрая сущность этого образа, подчёркнутая через цвет.

§10 Образ гранатового браслета. Разнообразие цветовых деталей- символическое значение: символ наполнения её жизни новым цветовым содержанием

§11 Цветовая деталь в портрете Желткова помогает почувствовать духовный путь героя.

§12 Красный цвет в заключительных эпизодах- символ торжества любви, которая преображает душу человека.

^ V. Заключение

I

Введение.

Произведения А.И. Куприна, «Олеся» и «Гранатовый браслет» и другие, с которыми я познакомилась в 11 классе, произвели на меня огромное впечатление. Мне показалось даже, что ничего лучше я не читала.

Именно поэтому я обратилась к творчеству А.И. Куприна, работая в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе».

Соглашусь в этой связи со словами К.Г. Паустовского, что «для того, чтобы погрузиться в житейский материал, какой «подымает» Куприн, чтобы оценить всю обширность купринских познаний в науке жизневедения, надо читать его книги медленно, надо запомнить множество точных и мелких черт жизни, схваченных острым глазом писателя и целиком перенесенных им из жизни на страницы книг, где они продолжают жить, как и в действительности».2

Особо хочу выделить рассказ «Гранатовый браслет». Я прочитала в одной из критических книг о том, что Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми, облегчающими слезами и говорил о «Гранатовом браслете», что ничего целомудренного он не писал. У Куприна есть много превосходных и тонких рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о ее поэзии, о тоске и вечной молодости, но «Гранатовый браслет» - это безошибочный рассказ о единственной любви, которая действительно «повторяется один раз в тысячу лет» как сказал генерал Аносов.

«Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно» - писал А.И. Куприн в знаменитых « Заповедях писателя- реалиста».3

Насколько верно это утверждение? Насколько интересен с этой точки зрения рассказ « Гранатовый браслет»?- на эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.

^ Цель исследования: исследовать идейно - художественное своеобразие цветовой детали в рассказе «Гранатовый браслет».

Задачи:

  • собрать и систематизировать литературно – критический материал по заявленной теме;

  • исследовать текст рассказа Александра Ивановича «Гранатовый браслет»;

  • оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.

Литературно - критического материала о «Гранатовом браслете» достаточно много, но всё-таки я пришла к выводу, что исследования цветовой детали( при очевидной обозначенности этой темы во многих критических работах) ещё не проводились. Поэтому моя работа основана практически на собственных наблюдениях по тексту и выводах.

II

Краткая летопись

жизни и творчества А. И. Куприна.
26.08.1870 г.- Родился в г. Наровчате Пензенской губернии в семье регистратора (И. И.Куприна) и княжны (Л. А Куприной)
22.08.1871 г.- Умер отец Александра Куприна
Январь 1874г. – Куприн с семьей переезжает в Москву. От впечатлений полученных здесь, в дальнейшем он пишет рассказы «Река жизни»(1906), «Святая ложь»(1914)



Лето.1876 г.- Куприн отдан в Разумовский пансион (сиротское училище). С 1877 начинает писать стихи, славится воспитанников.
Осень.1888 г. - Принят в Московское Александровское военное училище.
03.12.1889 г. - В журнале «Русский сатирический листок» напечатан «Последний дебют» - первый рассказ Куприна.
1890-1894 г. – Служба в Днепровском пехотном полку. В это же время начинает работать над повестью «Впотьмах». 1893 рассказ опубликуется в журнале «Русское богатство».
11.-12.1893 г. – В журнале «Русское богатство» печатается рассказ «Лунной ночью». Задумывает роман « Скорбящие и озлобленные» (не сохранился).
09.-12. 1894 г. – Сотрудничает в киевских газетах «Жизнь и искусство», «Киевское

слово», где печатает рассказы, стихи, хронику.
Январь 1898 г. – Живет у своей сестры в Касимовском уезде Рязанской губернии. Начинает работать над повестью «Олеся », а в октябре повесть публикуется в газете «Киевлянин».
^ Февраль 1902г.- Куприн женится на М.К. Давыдовой.
Декабрь 1902г.- Рассказ «Болото» опубликован в журнале «Мир Божий» (№12).
03.01.1903 г.- Рождается дочь Лидия. В журнале «Русское богатство» опубликован рассказ «Конокрады». В конце года написан рассказ «Белый пудель».
06-11.1904 г.- Работает над очерком «Памяти Чехова», а так же над повестью «Поединок».
Январь 1906 г.- Выходит второй том «Рассказов» Куприна. Пишет рассказ «Река жизни», Делает первые наброски рассказа «Яма».

Март 1907 г. – Куприн расстается со своей женой, второй женой становится Елизавета Морицовна Гейнрих. Пишет первый очерк будущего цикла «Листригоны». Работает над рассказом «Изумруд» и «Суламифь».
21.04.1908 г.- У Куприна рождается дочь Ксения. Выходит в свет книга «Детские рассказы»
1909-1910г.- Пишет ряд рассказов: «По-семейному», «Леночка», «Земля», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце».
^ Апрель 1911г.- Куприн посещает Францию, Италию, Испанию. Работает над циклом очерков «Лазурные берега» Выходит полное собрание сочинений Куприна в журнале «Нива».
1913-1919 г.- Опубликован рассказ «Анафема», сборник «Земля», «Каждое желание», работает над рассказами «Сашка и Яшка», «Царский писарь», «Гусеница», ( закончены в начале 1918 г),«Звезда Соломона».
1920-1924 г.- Переезжает семьей во Францию, где работает в журнале «Отечество»и сотрудничает с газетой «Общее дело».

1925-1930 г.- Сотрудничает с журналом «Иллюстрированная Россия» Куприн опубликовывает очерк «Париж и Москва», так же выходит в свет рассказ «Бой быков», «Ольга Сур», «Легче воздуха» и повесть «Колесо времени». Публикует статью «Петр и Пушкин», печатается роман «Жанета - принцесса четырех улиц».
1933 г.-1934 г. - В журнале «Современные записки» опубликовывается рассказ «Бредень», «Царев гость из Наровчата».

1935-1936 г.- Куприн вступает в переговоры с посольством СССР о возвращении на Родину.
29. 05.1937 г.- Куприн с женой покидают Францию. В Москве писателя встречает толпа поклонников. Однако писатель тяжело болен. Состояние его ухудшается.
Январь 1938 г.- Обострение болезни пищевода. В июне Куприн переносит тяжелую онкологическую операцию.
25.08. 1938 г. – Александр Иванович Куприн умирает.
27.08. 1938 г. – Куприн похоронен Литераторских мостах Волкова кладбища в Ленинграде.
III

Критика о творчестве Куприна.
В. Львов- Рогачевский: «В своем творчестве Куприн чудесно сочетал гамсуновское с мопассановским, толстовское с чеховским. А. П. Чехов оказал огромное влияние на развитие таланта художника. За Чеховом последовали Мопассан4, И.С. Тургенев5 (см. повесть «Олеся6»), у них стал учиться художник схватыванию жизни и закреплению ее черточек в метких коротких формулировках, под их влиянием, но несколько сдержанно относился к собиранию мелочей, как это ни трудно для него. Ведь в этой жадности жить, дышать, смотреть во все глаза, опускаться вместе с водолазами на дно морское, подниматься под облака вместе с летчиками, следить за цирковыми борцами – в этом весь Куприн.

^ В творчестве Куприна отразилась во всем ее бесконечном разнообразии, не сколько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… Все приходят в своём натуральном виде туда, на праздник жизни, приходят «навеселе», чтобы хлебнуть хмельной радости. Среди них и несчастные, среди них и заколоченные солдаты, воры, шпионы, артисты, борцы, духовенство, писатели. Их так много, что не успеваешь запомнить или запоминаешь только такие не обычные фигуры, как генерал Аносов, Олеся, «штабс-капитан» Рыбников. И от всего шествия веет радостью улыбки.…»7

К. Бальмонт: «Основными свойствами своей благоволительной к миру душе Куприн занимает особое место среди русских художников прозы. Через все творчество Куприна проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности.

Александр Иванович страстно любит мир животных, мир птиц, и животные приходят к нему, прикасаются к его душе. Птицы прилетают к нему и на склоне дня, - час, когда сущность ночи начинает входить в сущность дня, и это есть обручение души с тем, что прошло, и с тем, что будет – птицы посвистом рассказывают ему свою сказку. В благорастворении воздуха дышат все травы и рассказывается тайна существ и замыкается в четкие образы. Его произведения … - новый подвиг художественного достижения в тайновидении плоти, превращающейся в дух, в состоянии благоговейного вдохновения»8.

Олег Михайлов: «Культ физической красоты становится для Куприна средством обличения той недостаточной действительности, в которой красота гибнет. Умирает после состязания атлет Арбузов, само совершенство телесной гармонии. И несмотря на обилие драматических ситуаций, в купринских произведениях бьют ключом жизненные соки, преобладают радостные, оптимистические тона. Куприн радуется бытию по - детски непосредственно, словно чувствуя себя как некогда на каникулах».9

В. Львов- Рогачевский: «А. И. Куприн вечно жил по-ребячески весело, в приподнятом настроении, не думая, что из чего, что к чему и что зачем… По жадности все захватить на все откликнуться хотя бы мелочью, пустячком, по жадности «вжиться в жизнь», вернее – еще раз пережить, вернуть невозможное, побыть с людьми – этот художник не знает себе равного. Он постоянно по – детски стремиться «заглянуть, что там внутри», он испытывает наслаждение «подержать в руке живое, горячие человеческое сердце и испытать его биение»10

Олег Михайлов: «Куприн говорил: «… сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в… безнадежной любви! Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться, и всю жизнь, все мысли посвятить ей». Не так ли и сам Куприн, уже в старости, в эмиграции, в течение ряда лет 13 января - в канун старого русского Нового года - уходил в маленькое «бистро» и там один, сидя за бутылкой вина, писал нежно и почтительно любовное письмо к женщине, которую очень мало знал, но которую любил скрытой любовью. Потребность в идеальном, очищенном от всего житейского романтическом чувстве жила в нем до конца дней.

Любовь до самоуничтожения и – даже – до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины – тема эта неуверенной рукой в раннем рассказе «Странный случай», расцветает в волнующем, мастерски написанном « Гранатовом браслете». Куприн стремится воспитать красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи». История «Гранатового браслета», рассказанная Куприным, приобретает отсвет мелодрамы. Пусть так, но она продолжает волновать сотни тысяч людей, и сегодня оплакивающих невыдуннными слезами желтковскую судьбу. Не даром произведения Куприна привлекают мировой кинематограф: от созданного по мотивам «Олеси» французского фильма «Колдунья» до наших «Поединка» и «Гранатового браслета».

^ Романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей в произведениях Куприна противостояли циничному глумлению над чувством, живописного разврата, который, под видом освобождения мещанских условностей, проповедовали в 1910 – е годы Арцыбашев и Ан. Каменский. Но в целомудрии купринских героев есть что – то надрывное. Недооценка себя, неверие в свое право на обладание любимой, желание замкнуться, уйти в себя – эти черты дорисовывают купринского героя с чуткой и ранимой душой, попавшего в жестокий мир. Своей хрупкостью, способность болезненно остро переживать любую несправедливость, тонкостью душевной организации напоминает нам не жизнерадостного, грубовато – здорового « взрослого» Куприна в традиционном описании современников, а чуткого к страданьям, мечтательного Куприна – ребенка».11

IV
§1
«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря" 12– именно с этих строчек Куприн начинает рассказ, обозначая уже в этих первых строчках серость, безрадостность описываемого момента, которая чуть ли не доживает последние минуты («перед рождением молодого месяца»). Серость, которая уже скоро сменится ярким светом жёлтого молодого месяца. Идея обновления, начинающейся новой жизни, нового состояния будет потом поддерживаться на протяжении всего рассказа.
  1   2   3

Похожие:

Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconРеферат по литературе Функция цветовой детали в рассказах
«Это был несравненный художник Художник жизни и достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому,...
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconРеферат по литературе: Своеобразие цветовой детали в поздней лирике С. А. Есенина
Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconРеферат по литературе Символическое значение цветовой детали в повести А. Грина «Алые паруса»
Казаковцева Любовь Владимировна, учитель литературы и русского языка
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconУрок-исследование Роль и функция детали в повести Н. В. Гоголя
Выявить идейно-художественную функцию детали в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconIii своеобразие цветовой детали в портретах героев и в интерьерах...
Проникновение в законы литературы, и не только умом своим, но и сердцем, совестью
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconЦвет и психика (продолжение) Цветовой тест Люшера
Наибольшую критику из известных на сегодня методов цветовой психодиагностики вызвал в отношении себя цветовой тест Люшера (цтл)
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconПлан-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство...
«Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» учителя литературы моу всош при фку ик-16 с. Просек Лысковского района Нижегородской...
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconРеферат на тему «нравственная сила добра в рассказе м. Шолохова «судьба человека»
Хх столетия, открывает запретную до тех пор в советской литературе тему фашистского плена. Вышедший в 1956 году, бесхитростный рассказ...
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconПортретные и речевые детали в рассказе
Оборудование: учебник, картинки с изображением хамелеонов, карточки с понятиями, сигнальные карточки для выражения настроения, решето,...
Реферат по литературе Функция цветовой детали в рассказе iconДрагунский В. В. Цветовой личностный тест
Цветовой личностный тест: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 1999. – 448 с. – (Библиотека практической психологии)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница