Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов»




Скачать 86,52 Kb.
НазваниеУрок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Дата публикации07.08.2013
Размер86,52 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
ТЕМА: Мастерство И.Гончарова в романе «Обломов»

"Был он поэт, но только слишком искусно и удачно выдавал себя за

прозаика"

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей
Тип урока:

  • урок-исследование.

Цель урока:

  • развить представление о роли художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Задачи:

  • найти и прокомментировать функцию таких художественных подробностей, как халат Обломова и пыль в его доме как символы постыдного безделья героя, книги в его интеллектуальной жизни, сирень как поэтический символ его любви к Ольге Ильинской;

  • развить представление о сложном характере главного героя и неоднозначном отношении к нему автора;

  • связать наблюдения о роли художественной детали с природой словесного искусства;

  • развивать исследовательскую позицию личности;

  • совершенствовать навыки мыслительной деятельности;

  • развивать навыки делового общения, культуру взаимодействия в группе.


С точки зрения истории литературы «Обломов» занимает срединное положение. Он — связующее звено между первой и второй половиной XIX века. Гончаров, взяв лишнего человека у Пушкина и Лермонтова, придал ему сугубо национальные — русские — черты. При этом живет Обломов в гоголевской вселенной, а тоскует по толстовскому идеалу универсальной «семейственности».
Сегодня мы продолжаем разговор об этом произведении.

Задание учащимся: продолжите фразы.

- «Обломов» - это роман … (как о романе)

- Обломов – это … (как о герое)

Читаем вслух. Что у вас получилось?

О романе:

- это роман о совершенно ленивом и ужасном человеке…

- это роман о хорошем (прекрасном, добром, ленивом…) человеке, который не принимает участия в делах, а только лежит на диване, он абсолютно никчемный человек…

- это роман о человеке, который не принимает грубую реальность, но и ничего не делает для ее изменения…

- это роман о герое, который выбирает путь «несопротивления», потому что не может вписаться в окружающую действительность, это ленивый человек…

- о герое, который глубоко задумывается над современными проблемами, но не может ничего изменить и не хочет…

- роман о герое, который должен погибнуть, он не нужен

О герое:

- это отрицательный герой русской литературы…

- Обломов – это добрый человек, но ленивый и мягкотелый

- перед нами вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами

- это человек, который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого расходятся с делом

- это гармоническая личность, пытающаяся не отступать от идеала гармонического человека, заложенного с детства в его душе, которого очень жаль.

Создает Гончаров своего героя, собирая его образ из мельчайших деталей, частиц.
1. Мотивация.

– Слово деталь широко используется в нашем повседневном обиходе. Приведите примеры словосочетаний с этим словом… Что же такое деталь? Как прокомментируете значение слова? (Мелкая составная часть чего-либо, подробность, частность – из франц.)

– Могут ли произвольно изменяться детали в системах?

– Художественное произведение – это тоже система, единство, а художественная деталь – часть этой системы, часть того художественного мира, который показывает автор. Роман И.А.Гончарова «Обломов» вместил себя всю жизнь главного героя: от рождения и до смерти. В жизни любого человека масса подробностей, деталей. По какому принципу происходит отбор художественных деталей? Какую роль выполняет художественная деталь в романе И.А. Гончарова? – это главный исследовательский вопрос нашего урока.

Знакомя читателя со своим героем, лежащим в доме на Гороховой улице, писатель отмечает и привлекательные черты его характера: мягкость, простоту, великодушие и доброту. Вместе с тем, с первых страниц романа Гончаров показывает и слабости личности Обломова – апатию, лень, «отсутствие всякой определенной цели, всякой сосредоточенности …». Автор окружает своего героя предметами (туфли, халат, диван), сопровождающими его в течение всей жизни и символизирующими обломовскую неподвижность и бездействие.

^ 2. Представление результатов.

Учащимся необходимо было поработать в группах, проанализировать роль одной из деталей, описанных автором.

Халат. 1,I; 3,III; 3,V1; 3,ХII; 4,VI. Заброшен, но не выброшен

Халат в глазах Обломова имеет массу неоспоримых достоинств, т.к. вполне соответствует роду занятий его владельца – «лежанию». Во время романа с Ольгой халат становится символом постыдного безделья и заброшен Ильей Ильичем. Заброшен, но не выброшен и починен Агафьей Матвеевной. Обломов снова надел халат в день окончательного разрыва с Ольгой. Итак, деталь отмеривает, скрепляет этапы жизни героя. Деталь вырастает до символа и помогает увидеть глубинную суть характера героя. В конце повествования Гончаров дает описание поношенного халата, которое позволяет почувствовать отношение автора к своему герою: ирония 1 части сменяется сложной гаммой чувств, выраженной в последнем описании, среди которых доминирует сожаление.
Пыль, паутина. 1,I; 2,II; 3,II; 3,VII.

Обломов ведет войну с пылью и проигрывает ее. Странным кажется, что в период «духовного пробуждения» героя пыль все равно остается подробностью его быта. У читателя появляется предчувствие, что Обломов не устоит перед соблазном возвращения к прежней, спокойной жизни. Так и случилось. Деталь снова становится символом.
Книги. 1,I; 2,V; 2,IХ; 3,VII.

Книга характеризует не только бытовую сторону жизни, но и связь с внешним миром, интеллектуальную работу или ее отсутствие. Чтение книги требует напряжения, труда мысли. Во время общения Обломова с Ольгой Ильинской возрождается его интерес к общественной жизни, но, оказавшись оторванным от Ольги, он перестает читать. Ольга особенно замечает отношение своего возлюбленного к книге, видит в этом предзнаменование печального конца их любовной истории.
Сирень^ . 2,VI-VIII; 2,IХ; 4II; 4,VI; 4,Х.

Еще одна деталь, о которой упоминается, — это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны. Так, например, Волков, предлагавший Обломову ехать в Катерингоф, собирался купить букет камелий, а Ольге тетка советовала купить ленты цвета анютиных глазок. Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец.

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Обломов поднял ее и явился с сиренью на следующее свидание. Сирень является для героев поэтичным символом их чувства. После разрыва воспоминание о ветке сирени становится для героя мучительным укором. В эпилоге упоминание о ветках сирени, посаженных дружеской рукой, показывает отношение автора к герою.

Диван

Не случайно Добролюбов назвал Обломова «лишним человеком, сведенным с красивого пьедестала на мягкий диван». И олицетворением покоя и тишины снова становятся: уютная квартира и удобный диван: Илья Ильич признается Штольцу, что только у Ивана Герасимовича, его прежнего сослуживца, он чувствует себя спокойно

— У него, знаешь, как-то привольно, уютно в доме. Комнаты маленькие, диваны такие глубокие: уйдешь с головой, и не видать человека. Окна совсем закрыты плющами да кактусами, канареек больше дюжины, три собаки, такие добрые! Закуска со стола не сходит. Гравюры всё изображают семейные сцены. Придешь, и уйти не хочется. Сидишь, не заботясь, не думая ни о чем, знаешь, что около тебя есть человек... конечно, немудрый, поменяться с ним идеей нечего и думать, зато нехитрый, добрый, радушный, без претензий и не уязвит тебя за глаза!— Что ж вы делаете?— Что? Вот я приду, сядем друг против друга на диваны, с ногами; он курит...

^ Еще одна очень значимая деталь — это развод мостов на Неве.

Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в “сон”, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать “насильно”, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась.
^ 3. Связывание информации. Классификации. Обобщение.

– Комментируя искусство художественной детали, критики предлагают такую классификацию: сюжетные, описательные и психологические детали. Оцените с этой точки зрения детали у Гончарова. (Сюжетные, т.е. отмеряющие вехи в жизни героя, динамические – письма, книги; описательные – пыль, халат; психологические – сирень.)

Есть ли общая идея, в которой бы была прокомментирована роль таких различных деталей в романе? Чего хочет автор, отмечая ту или иную художественную подробность от сцены к сцене?

Детали Гончарова не единичные, а повторяющиеся подробности. Поэтому рассматриваемый объект наполняется глубоким содержанием. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет нужной стороной, раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать дальнейшую логику развития характера. Одна только деталь через возникающие ассоциации способна воспроизвести весь предмет в его целостности. Такова природа словесного искусства. Деталь у Гончарова становится символом, обобщением, лейтмотивом, всё это выразительно характеризует Обломова, его отношение к жизни.
^ Большой диван, удобный халат, мягкие туфли Обломов не променяет ни на что – ведь эти предметы являются неотъемлемой частью его образа жизни, своего рода символами этого обломовского образа жизни, расставшись с которыми, он перестанет быть собой. Все события романа, так или иначе влияющие на ход жизни героя, даны в сопоставлении с его предметным окружением.

Его пугает всякое изменение в жизни. «Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперед — это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!» Как видно, и здесь предметные детали являются важными для Обломова – и халат, и паутина на стенах – всё это олицетворяет образ жизни Обломова, его мировоззрение, и расстаться с этими атрибутами своего быта значит для Обломова – потерять себя.

В этом – жизненная программа Обломова: наслаждение покоем, тишиной. И предметы, окружающие Обломова, все предназначены исключительно для этой цели: и диван, и халат, и квартира; и, что характерно, предметы, предназначенные для деятельности, например, чернильница, бездействуют и совершенно не нужны Обломову.

^ 4. Работа с именами собственными
Говоря о деталях, нельзя оставить в стороне и имена собственные, которые использует автор. Здесь нет ничего случайного. Каждое название имеет значение для понимания замысла автора.

Гороховая улица — одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице.

ИМЕНА ГЕРОЕВ (сообщение учащихся)

Как мы видим, ни одно имя не выбрано случайно.

С таким же вниманием относился Гончаров к каждому слову в романе. Давайте обратимся к сцене, когда в достаточно обыденном слове Обломов увидел особое значение.

Это замечательный диалог Обломова с Захаром, диалог, в котором барин пеняет слуге, осмелившемуся спутать его с «другим». Весь этот разговор, живо напоминающий и Гоголя и Достоевского, абсурден. Так, Обломов, объясняя Захару, почему он не может переехать на новую квартиру, приводит совершенно несуразные доводы: «Как встану да увижу вон вместо этой вывески токаря другое что-нибудь, напротив, или вон ежели из окна не выглянет эта стриженая старуха перед обедом, так мне и скучно». Уже появляется в тексте неведомый Лягачев, которому куда как просто переезжать: «Возьмет линейку подмышку» — и переедет. Уже «оба они перестали понимать друг друга, а, наконец, каждый и себя». Но сцена не теряет напряженности, вся она наполнена смутным значением.
В этом абсурдном скандале проявляется внутреннее родство барина и его слуги, их кровная близость — ведь они братья по Обломовке. И без всякой логики Обломову и Захару ясно, что «другие» — это чужие, странные существа, посторонние их жизненному укладу.
Оказывается, что самое страшное для Обломова — потерять вот эту самую уникальность своей личности, слиться с «другими». Поэтому и приходит он в такой ужас, случайно подслушав, что его назвали «каким то Обломовым».
В свете этого мистического ужаса — потерять себя в толпе — совсем иначе звучат якобы пустые восклицания Обломова: «Где ж тут человек? Где его цельность? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

ВЫВОД (делают учащиеся)

Оценка работы учащихся.

Д/З Творческое задание: репортаж из Обломовки или мини-сочинение «В каком доме мог бы жить современный Обломов?»

Похожие:

Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconУрок литературы по теме «Роль художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconКомическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов»
Я считаю, что «Обломов» Гончарова — это роман-трагикомедия: в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется...
Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconТема урока: «Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»»
Ильи Ильича Обломова с точки зрения социальной, нравственной и общечеловеческой
Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconСтраницы жизни и творчества И. А. Гончарова. Место романа «Обломов»...
Примеры создания многоуровневого диалога в блоке уроков по творчеству И. А. Гончарова в 10 классе
Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconАнтитеза в романе И. А. Гончарова «Обломов»
В своем романе Гончаров хотел противопоставить две культуры: русскую и западную, представленную в произведении главными героями:...
Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconЛитература. 10 класс ( 2 урока). Тема: значимость художественной...
Тема: значимость художественной детали в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» тексте. Идейно- художественное значение...
Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconТема урока: Роль религии в жизни общества. Цели урока
Дидактическая: подвести учащихся к осознанному пониманию роли религии в современном мире, т е развить представление о ее значении...
Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconУрок химии в 10-м классе по теме "Многоатомные спирты"
Цель урока – дать понятие о многоатомных спиртах, развить понятия о взаимном влиянии атомов, зависимости применения от свойств веществ;...
Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconУрок-размышление Тема : «Совесть»
Цель: развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека
Урок-исследование. Цель урока: развить представление о роли художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» iconПлан и. А. Гончаров о своем творчестве. История создания романа «Обломов». Основная идея романа
Общая характеристика одного из романов И. А. Гончарова: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница