Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1




Скачать 54.48 Kb.
НазваниеМатериал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1
Дата публикации11.04.2013
Размер54.48 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
Материал подготовлен Ажищевой А.В.

ПОДГОТОВКА К ГИА -2013

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ РАССУЖДЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

- о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей;

о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

сформулировать позицию автора высказывания;

выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

автор анализирует

характеризует

рассуждает

отмечает

доказывает

сравнивает

сопоставляет

противопоставляет

называет

описывает

разбирает

подчёркивает

ссылается на...

останавливается на ...

раскрывает содержание

отмечает важность

формулирует

касается

утверждает

считает, что ...

и т.д.

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

действительно

на самом деле

не могу не согласиться с автором высказывания

я полностью согласен с ...

вынужден согласиться с ...

я разделяю точку зрения автора высказывания

я поддерживаю мнение автора

бесспорно мнение автора о том, что ...

и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

^ Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

^ Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

^ Таким образом, ...

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки.

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

! За отсутствие абзацев снимают баллы!

ВОТ ЕЩЕ ПРИМЕРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ и тексты сочинений для образца :

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Высказывание М. Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так: синтаксис, грамматика и знаки препинания помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя.

Это в полной мере проявляется в финале рассказа. Использование односоставных безличных предложений (36,38,39) и лексического повтора слова «больше» позволяет автору показать безысходность, которая поселилась в душе несчастного мальчика.

Подросток настолько одинок, что и пожалеть его некому. Он сам жалеет себя (предложение 41), «лежа на куче опавших листьев» и «глядя в…небо», которое кажется мальчику «равнодушным». Однородные обособленные обстоятельства и эпитет «равнодушное» - все подчинено одной цели: показать, насколько одинок и несчастен Тимофей!

Вот она, мысль, сформированная «без утайки, во всей полноте» не без помощи синтаксиса, грамматики и знаков препинания!

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов создать связное высказывание, текст.

Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы указанные слова передадим «в распоряжение грамматики».

Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья». Для выражения эмоций автора в конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получит «величайшее значение».

Все не так страшно! Время для подготовки еще есть! Желаю всем удачи!

Похожие:

Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа....
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Рекомендации «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате гиа 2013»
Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconКак писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка...

Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconПодготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете...
Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 icon«Средняя общеобразовательная школа №2» п. Чернянка Урок русского языка. 7 класс
Обеспечить закрепление умений применять методы компрессии текста, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 25 Напишите сочинение рассуждение,...
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н. Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса...
Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconСочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?»
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?» привести 2 аргумента
Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 32 По сборнику типовых экзаменационных
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники...
Материал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему шаг 1 iconГиа. Часть примерная тематика сочинений-рассуждений на лингвистическую тему
Л. С. Степановой и др.; Л. А. Сениной. Кроме того, были выбраны задания из экзаменационных работ прошлых лет. Данный список не включает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница