Конспект урока русского языка в 11 классе




Скачать 92,45 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 11 классе
Дата публикации06.08.2013
Размер92,45 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > Литература > Конспект
Конспект урока русского языка в 11 классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе предложенного текста задания С1 контрольно-измерительных материалов на экзамене в форме ЕГЭ.
Цель: продолжить работу по формированию у учащихся навыка выполнения задания С1 на экзамене в форме ЕГЭ по русскому языку; ознакомить учащихся с образцами готовых сочинений, написанных на основе данного текста, и рецензиями на них; отметить достоинства и недостатки предложенных работ; способствовать выработке у учащихся умения формулировать свое мнение, грамотно излагать и отстаивать его, привлекая материал исходного текста.
Оборудование: компьютер с видеопроектором, экран,

раздаточный материал (карточки с текстами сочинений и

рецензий).

На экран с помощью видеопроектора с компьютера выведен исходный текст В. Шукшина «Век живи - век учись», представленный для выполнения задания С1. На столах учащихся - карточки с сочинениями и рецензиями.
^ ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово учителя.

Задание С1 представляет собой сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Ученик должен интерпретировать прочитанный текст и создать на его основе собственное высказывание. При этом не стоит забывать о дополнительных требованиях к сочинению, сформулированных в критериях оценки этого вида задания. Подготовка к такому сочинению займет 2 урока.

На первом мы ознакомимся с текстом и поработаем с двумя сочинениями и рецензиями на них, отметим их сильные и слабые стороны. Еще три вида сочинений с рецензиями на них мы рассмотрим на втором уроке. После этого попытаемся создать на основе всего рассмотренного некий текст, отвечающий всем требованиям, изложенным в критериях оценки данного вида сочинений.

Материалы сочинений - образцов представлены в книге «Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык: тестовый практикум»/ Т.М. Балыхина, Л.А. Косарева, Н.М. Румянцева, М.А. Рыбаков. - М.: Дрофа, 2007.
^ II. Проверка домашнего задания.

1. Каковы основные требования Инструкции по заполнению контрольно-измерительных материалов на экзамене в форме ЕГЭ?

2. Давайте повторим основные критерии, изложенные в

Памятке по выполнению задания С1:

  1. Понимание содержания исходного текста. Продемонстрируйте глубокое и полное понимание текста, прокомментируйте проблематику текста, не сбиваясь на пересказ.

  2. Языковой анализ текста. Найдите 2-3 средства выразительности в исходном тексте, объясните их роль, постарайтесь соединить анализ проблематики текста с анализом языковых средств, избегая простого перечисления.

  3. Изложение собственного мнения. Ваша задача не только согласиться или не согласиться с мнением автора, но и убедительно, корректно изложить, аргументировать и отстоять свою позицию, обращаясь за примерами к собственному жизненному опыту и к художественной литературе.

  4. Смысловая цельность и композиционная стройность. Следите за связностью, последовательностью изложения, не допускайте нарушений абзацного членения и логических сбоев.

  5. Точность и выразительность речи. Выражайте мысли точно, ясно, используйте разные грамматические формы, не допускайте однообразия слов и конструкций.

  6. Соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Не допускайте ошибок.

  7. Соблюдение речевых норм. Избегайте повтора одного и того же слова, речевых штампов – типичный представитель, ярко и красочно изобразил, правильно отбирайте слова, уместно используйте выразительные средства русской речи.


^ III. Объяснение нового материала.
Приступая к работе над задание С1, необходимо ознакомиться с формулировкой вопроса, вспомнить содержание памятки и внимательно прочесть текст.

Сегодня мы поработаем с конкретным текстом и попытаемся написать сочинение-рассуждение. Для лучшего усвоения материала привлечем 5 видов уже готовых сочинений учащихся, написанных на основе данного текста. Затем ознакомимся с рецензиями на эти сочинения. Таким образом мы отметим достоинства и недостатки предложенных работ и в процессе работы создадим текст, отвечающий всем требованиям, изложенным в критериях оценки.

а) работа с текстом
^ ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ

80-летний Егор Кузьмич лежал на печке и стонал.

За столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки.

Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.

– О чем сейчас читаешь?

– О космонавтах.

– И зачем они туда летают?

– Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?

– Ну тогда объясни, для чего же ты учишься?! Чтобы на стариков злиться?

- Ну, во-первых, освоение космоса – это…надо. Разве не интересно поглядеть на инопланетян?

- Они такие же, как мы?

– Я точно не знаю, может, немного пострашнее,- ответил Юрка.

– Жениться, что ли, друг на друге будете?- засмеялся дед.

– Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем… А медицина у них такая, что люди будут до ста – ста двадцати лет жить…

- Ну, это ты врешь.

- Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.

- А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,- пожал плечами дед.

- Ты не захочешь, а другие – с радостью, если будет такое средство.

- А ты вот кем хочешь стать?- спросил старик.

– Хирургом буду.

– А сколько хирурги получают, наверное, много?

– Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили…

– Так зачем тогда мучиться столько лет? Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать. Жили раньше без учебы – и ничего, без хлеба не сидели.

– У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка,- раньше да раньше…

– А у вас только одно на языке: будет да будет… Трепачи… А в книгах твоих читать нечего - вранье одно.

– Ничего? А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал им диктовать, как умирает…

«Вот,- говорит,- сейчас у меня холодеют ноги -записывайте»… Потом руки у него отказали… А потом он умер.

- А у тебя есть его фотография? Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:

- А у него родные были?

- Были, наверное, я точно не знаю. Завтра узнаю в школе.

- Были, конечно, если бы один был, то не диктовал бы… Одному плохо.

Юрка не стал возражать.

- Конечно, - согласился он.

( По В. Шукшину)

б) беседа по тексту.

- Какова основная проблема, затронутая автором в тексте?

- Каково ваше отношение к данной проблеме?

- Приведите пример возникновения или решения подобной проблемы в художественном произведении, в вашей жизни.

- Согласны ли вы с мнением автора текста? (Аргументируйте ответ)

- Найдите 2-3 средства выразительности в тексте, объясните их роль.
в) работа с образцами сочинений и рецензиями на них.

Сочинение № 1

* сохранена авторская пунктуация

Тема «отцов и детей» видоизменена в рассказе В.М. Шукшина. Это конфликт деда и внука. Писатель высмеивает невежество и ограниченность Егора Кузьмича, который не читает книг, не интересуется наукой. У него мещанские взгляды. А Юрка наделен любопытством, пытливостью. Он, наверное, вырастет образованным, добрым, гуманным: ведь он хочет помогать людям, лечить их, чтобы они жили до ста двадцати лет.

Несовпадение взглядов на жизнь показано Шукшиным в диалоге-споре, который насыщен экспрессивными конструкциями ( «Трепачи», «Вранье одно!»), вопросительно-восклицательными предложениями ( «Ничего?», «ну, ты даешь, дед!»). Егор Кузьмич заинтересовался фигурой академика Павлова, который изучал высшую нервную деятельность человека. Но вовсе не его научными открытиями, не его героической смертью ученого-подвижника , когда он диктовал студентам, что ощущает в момент ухода из жизни. Старик спрашивает внука о семейном положении академика Павлова: были ли у него родные. Значит, он не понял, зачем Юрка рассказал ему о знаменитом физиологе.

Может быть, дед и неплохой человек ( в рассказе написано, что Егор Кузьмич внука любил, хотя и спорил с ним.), но он пессимист. Медицина стремится сделать жизнь человека более продолжительной, а дед говорит: «А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест.» Егор Кузьмич не верит в будущее, в прогресс, в силу научной мысли, в беспредельность знания. Ему кажется, что Юрке лучше работать не хирургом, а шофером: и учиться не надо, и деньги приличные.

Евгению Базарову, как мы помним, тоже было скучно с ограниченными родителями. Но они были менее невежественны, чем Егор Кузьмич. Все-таки отец Базарова - отставной штаб – лекарь, а мать хоть и малообразованная, но дворянка. К сожалению, тема «отцов и детей» перешагнула тургеневское время и до сих пор актуальна. Можно согласиться с автором рассказа, что непонимание между поколениями, тем более если оно основано на невежестве и необразованности, больной вопрос современного общества. Эта трещина в отношениях заставляет подростков избегать разговоров с родственниками, замыкаться в себе, искать общения за пределами дома и семьи.

* Ознакомившись с текстом сочинения – образца, посмотрим комментарии к работе.

Комментарии к сочинению 1.

  • Проблематика и содержание текста поняты неверно. Хотя тема «отцов и детей» и присутствует в рассказе, но она отнюдь не главная. В. Шукшин ведет речь о драматизме одиночества и старости.

  • Несмотря на то, что собственное мнение изложено доказательно, даже с опорой на русскую классику, (роман «Отцы и дети») , интерпретация рассказа неточна,

  • А работе нет логических сбоев, грамматических и речевых ошибок, верно отмечены средства художественной выразительности , показана их функция. Но непонимание идеи рассказа не позволяет считать работу удовлетворительной.


* Рассмотрев сочинение и комментарии к нему, давайте выясним, каковы достоинства и недостатки данной работы. Недостатки очевидны. Работа неудовлетворительная. Значит, в свой багаж знаний возьмем только тот кусок сочинения, в котором исходя из комментариев, верно отмечены средства художественной выразительности и показана их функция.
^ IV. Закрепление.
Сочинение 2

* сохранена авторская пунктуация

На первый взгляд главная тема рассказа В. Шукшина – конфликт поколений. А может быть, писатель восхищается достижениями науки, одновременно иронизируя над невежеством восьмидесятилетнего Егора Кузьмича, который не понимает пользы освоения космоса? Как это часто бывает в художественном тексте, главную смысловую нагрузку, мне кажется, несет заключительная фраза: «Конечно,- согласился он,- одному плохо». Значит, В. Шукшин написал рассказ о драматизме одиночества и старости. Эта идея выражена не прямо, а в диалоге персонажей. Художественное своеобразие этого текста как раз и заключается в вопросно-ответной форме повествования, которое большей частью состоит из неполных предложений. «А в книгах вообще читать нечего – вранье одно,- говорит дед. А внук Юрка отвечает: «Нечего?» Выразительная речь героев наполнена разговорной лексикой: «вранье», «ты даешь», «трепачи». Она придает достоверность этому безыскусному тексту.

В. Шукшин не хочет принизить значение науки. Просто тема рассказа другая. Вот почему в жизни академика Павлова Егора Кузьмича заинтересовали не его открытия и не то, как он ставил эксперимент с собственной смертью, диктуя ученикам, что ощущает умирающий, а то, были ли у нег родные. В. Шукшин показал, что несмотря на образованность, дед Егор Кузьмич, который «лежал на печке и стонал», мучительно думает о вечных вопросах: жизни и смерти, о взаимоотношениях с теми, кого человек оставляет на Земле. Видимо, родным Егора Кузьмича не всегда есть дело до старика. Может быть, они отмахиваются от него?

Название рассказа «Век живи – век учись» можно понять двояко. С одной стороны, В. Шукшин не ставит под сомнение необходимость учиться, одобряет любознательность Юрки, его желание стать хирургом. С другой стороны, Юрке еще предстоит научиться понимать душевное состояние людей, родных, к которым он пока глух. Может быть, умение сочувствовать, видеть, слышать, понимать тех, кто рядом,- главное в жизни. Это та мудрость, которой нельзя научиться в школах и вузах. Этому нельзя научиться и у инопланетян, которые, как думает Юрка, открыли такое лекарство, что «будут до ста двадцати лет жить» . Действительно, кто захочет жить так долго без тепла и любви близких? Важно, что гуманную, добрую мысль Шукшин выразил без дидактичности и назидательности.

В наше немилосердное время взаимной отчужденности люди подчас рвут самые дорогие родственные связи. Рассказ Шукшина заставляет задуматься об этом. Так и хочется сказать Юрке: «Ты умный, целеустремленный, пытливый. Так будь поласковее с дедом, позаботься о нем, облегчи ему старость».

Комментарии к сочинению 2.

  • Проблематика и содержание текста поняты и прокомментированы верно. Раскрыт смысл названия рассказа В. Шукшина.

  • Изложение собственного мнения проведено аргументированно.

  • Сочинение имеет ясную, логическую структуру. Автор работы владеет главным приемом рассуждения: подкрепляет каждый тезис доказательствами.

  • Речь свободная, лексика и синтаксис достаточно разнообразны.

  • Языковой анализ текста выполнен правильно. Верно отмечены и прокомментированы 3 средства выразительности ( вопросно-ответная форма повествования, неполные предложения, разговорная лексика.)

  • Грамматических и речевых ошибок в работе нет.

Итак, второе сочинение не имеет недостатков. Это хорошая работа.

^ V. Домашнее задание.

Дома вам предстоит поработать над сочинением 2.

  1. Отметить основные пункты, отвечающие требованиям Памятки: посмотреть, в каких выражениях автор сочинения анализирует проблематику текста, какие аргументы приводит для выражения своей позиции, как работает со средствами выразительности и т.д.

  2. Подготовить связное устное высказывание – близкий к тексту пересказ сочинения.

  3. Проверить пунктуацию сочинений и устранить речевые недочеты

VI. Вывод о степени усвоения материала на уроке формулируют учащиеся по вопросам:

- что повторили на уроке?

- что нового узнали?

VII. Выставление оценок и комментарии к ним.
Учитель русского языка и литературы Леонова Татьяна Владимировна (МБОУ Белоомутская СОШ № 1 Луховицкого района Московской области)

Похожие:

Конспект урока русского языка в 11 классе iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Конспект урока русского языка в 11 классе iconКонспект урока литературы в 9 классе учителя русского языка и литературы...
Тема урока: Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка
Конспект урока русского языка в 11 классе iconКонспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева...
Конспект урока русского языка в 11 классе iconКонспект открытого урока русского языка в 10 классе Тема урока: «Фразеология»
...
Конспект урока русского языка в 11 классе iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: «Трудные случаи...
«Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»
Конспект урока русского языка в 11 классе iconПлан урока русского языка в 7 классе. Учитель русского языка мбоу...
Ресурсы: доска, текст-отрывок из рассказа Владислава Шаповалова «Чёрный аист», мультимедийный проектор, С. И. Ожегов «Толковый словарь...
Конспект урока русского языка в 11 классе iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»
Конспект урока русского языка в 11 классе iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Конспект урока русского языка в 11 классе iconКонспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные...
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа...
Конспект урока русского языка в 11 классе iconКонспект урока русского языка в 6 классе (2 часа) Грамматическая тема
На правой стороне записывается грамматическая тема. Ученикам предлагается в ходе урока составить коллективно конспект «Лексика»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница