Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению




Скачать 121,52 Kb.
НазваниеИз опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению
Дата публикации05.08.2013
Размер121,52 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Из опыта работы И.С. Петреченко, учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №45 г. Белгорода»

Дидактический материал по русскому языку

для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению

(На основе краеведческого материала)

Пояснительная записка.

В настоящие время в сфере образования активно внедряется одна из эффективных форм оценки знаний учащихся – тестирование. В тестовой форме проводятся контрольные и самостоятельные работы, олимпиады, ЕГЭ. В 2005 – 2006 году тестовые задания были введены в итоговую аттестацию по русскому языку за курс основной и средней школы. Данная проверочная работа по русскому языку состоит из двух заданий открытого типа с развернутым ответом (сжатое изложение, сочинение - рассуждение), десяти заданий открытого типа с кратким ответом и семи заданий с выбором ответа из четырех предложенных.

Часть первая выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее умение выделять микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное. Часть вторая выполняется на основе прочитанного текста, содержит восемнадцать заданий: семь заданий с выбором ответа,, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать тезисы, определять принадлежность текста к определенному функционально – смысловому типу речи; десять заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенцию; одно задание с развернутым ответом (сочинение - рассуждение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывание на лингвистическую тему по заданным параметрам. Проверочная работа составлена на краеведческом материале, предоставляющем большие возможности для воспитания у учащихся чувства патриотизма, любви к родине, уважения к истории и культуре своего народа, края.

^ Часть I

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Выполняя это задание, учтите, что сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом.

Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а так же исключать несущественное.

^ Объем изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение грамотно, в соответствии с логикой и замыслом автора.

Хлеб – всему голова.

Поклонитесь, поклонитесь хлебу насущному! Да воссияет радость горячего хлеба на каждом столе! Низкий поклон хлеборобам, трудившимся с раннего утра до поздней ночи ради хлеба насущного, а значит, и ради нас с вами, ради жизни на Земле.

Я хочу вам задать простой вопрос: какой день у нас в селе считался очень большим праздником, почти таким же значимым, как великий День Победы? Не знаете? А ведь это был тот замечательный день, когда мама пекла свежий хлеб. Во-первых, пекли мы хлеб в известной на весь мир русской печке, на деревянном настиле, в легком духу, который давала печка от жарко натопленных и хорошо прогревшихся кирпичей.

Сажали хлеб в печку из деревянной дежи тогда, когда в печке слегка спадал жар. Так как никаких градусников тогда и в помине не было, то мама определяла всегда нужную температуру для выпечки душистого хлеба не чем иным, как своей рукой. Это целое искусство: будет жарко – хлеб сгорит, прохладно – будет с сырью, не пропечется. Температура должна быть оптимальной – такой, какую терпит рука. И еще мама всегда крестила хлеб и при этом повторяла слова молитвы «Отче наш».

Я всегда вертелся рядом и навсегда запомнил тот запах, неповторимо приятный дух свойского хлеба, которого в наше время практически не бывает. До сих пор помню, как мама мне говорила: «Сынок, понюхай, какой пряный дух у нашего хлеба». Помню, я с нетерпением ждал, когда хлеб испечется наконец. И не было ничего вкуснее этого ржаного маминого хлеба с румяной поджаристой корочкой.

Именно рожь всегда придавала силу и выносливость русскому народу. И наш воин со своим солдатским пайком всегда шагал бодрым и любые преграды преодолевал на суше, на море и в воздухе.

И сейчас, вспоминая голодное детство, тяготы военного времени, я еще раз хочу напомнить слова песни: «Ты запомни, сынок, золотые слова: хлеб - всему голова, хлеб – всему голова!»

(По Е. Малыхину )

(292слова)

Часть 2

Вариант I

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А7, В1 – В10.

  1. Уже став знаменитым, Михаил Семенович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских селах и хуторах.

  2. - В исходе пятого года моего возраста, - рассказывал он, - отдали меня учиться грамоте к Никите Михайловичу…

  3. Никита Михайлович, ключник хлебного амбара, был одним из немногих грамотных людей в селе. (4). И к нему в «школу» - в его простую крестьянскую хату – бегала по утрам десятка полтора местных мальчишек. (5). Вместе с ними обучалась в «школе» и дочка ключника Надёжка.

(6). - Учился я весьма легко и быстро, - продолжал свой рассказ Щепкин, - ибо едва мне сравнялось шесть лет, как я уже премудрость выучил – азбуку, часослов и псалтырь…

(7).Часослов и псалтырь – две церковные книги, их целиком заучивали наизусть. (8). На этом и заканчивался в школе ключника курс наук для сельской ребятни. (9). Но не для Миши Щепкина. (10). Его отец, хотя и оставался крепостным, но был все же графским управителем. (11). И решил во что бы то ни стало пробить сыну дорогу к настоящим знаниям и вольной жизни.

(12). Семен Григорьевич знал одного «очень умного священника» в Белгороде. (13). У этого священника несколько лет назад обучался графский сын. (14). И Семен Григорьевич запросил дьячка – белгородца, как на условиях тот может принять в ученье Мишу.

(15). Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору. (16). И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семен Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады…».

(17). «Протверживать зады» означало повторять давно пройденное. (18). Мише это повторение вскоре ужасно надоело. (19). И он стал «протверживать» с такой быстротой, что уже через каких – нибудь четверть часа выпаливал учителю – ключнику все, что тот задавал прочесть и вызубрить. (20). И, конечно, ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны, да еще и ставил его в пример остальным: «от, як бы и вы так учились, як Миша, то и вы пийшлы б тепер гулять…».

(21). Минуло три месяца, и Мишу стали собирать к отъезду в Белгород. (22). Мария Тимофеевна ходила вся в слезах: Мише нет еще и семи, а он отправляется в чужой далекий город и будет там один – одинешенек.

(23). В Белгороде Миша Щепкин провел почти четыре года, обучаясь истории и языкам – латыни и французскому. (24). Вновь ученье давалось ему легко, и от познания наук он получал удовлетворение, радуясь возможности учиться. (25). Да и учитель был отличный - Белгородский священник, хорошо подготовивший сельского парнишку. (26). Весной 1799 года десятилетний Миша Щепкин начал заниматься сразу во втором классе уездного «малонародного училища» в городе Судже. (27.) И скоро стал первым учеником в классе и оставался им до конца учебы.

(По Б.Осыкову)

^ К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

Ответы на задания А1 – А7 обведите кружком.

А1 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос:

Почему ключник ставил Мишу Щепкина в пример остальным?

  1. Его отец, хотя и оставался крепостным, но был все же графским управителем.

  2. Его отец решил во что бы то ни стало пробить сыну дорогу к настоящим знаниям и вольной жизни.

  3. Мише это повторение вскоре ужасно надоело. И он стал «протверживать» с такой быстротой, что уже через каких – нибудь четверть часа выпаливал учителю – ключнику все, что тот задавал прочесть и вызубрить.

  4. Учился весьма легко и быстро.

А2 Почему годы учебы М.С.Щепкин считал лучшими в жизни?

  1. Вместе с ними обучалась в «школе» и дочка ключника Надёжка.

  2. Часослов и псалтырь – две церковные книги, их целиком заучивали наизусть.

  3. ) В Белгороде Миша Щепкин провел почти четыре года, обучаясь истории и языкам – латыни и французскому.

  4. Учитель был отличный - Белгородский священник, хорошо подготовивший сельского парнишку.

А3 Какое качество выделяло Щепкина среди других учеников?

  1. Он был капризным и ленивым.

  2. Он не любил читать и заучивать наизусть.

  3. Он обладал писательский даром.

  4. Он мог за пятнадцать минут все прочесть и вызубрить заданное.

А4 В каком предложении содержится аргумент, подтверждающий тезис:

«…скоро стал первым учеником в классе и оставался им до конца учебы»?

  1. 2

  2. 16

  3. 23

  4. 25

А5 О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 6, 19, 23 – 26?

  1. Он был способный ученик.

  2. В нем рано раскрылся актерский талант.

  3. У него было огромное желание учиться.

  4. Способности помог развить белгородский священник – его учитель.

А6 В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в тексте?

  1. Анафора, фразеологизмы.

  2. Диалектизмы, цитаты.

  3. Прямая речь, гипербола.

  4. Олицетворение, сравнительный оборот.

А7 В каком варианте ответа верно определен стиль и тип речи?

  1. Публицистический стиль: повествование

  2. Художественный стиль: повествование

  3. Научный стиль: описание

  4. Официально – деловой стиль: рассуждение

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Из предложений 21 – 23 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В2 Из предложений 14 – 16 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется – З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».

^ В3 Из предложений 15 – 17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса – Н – от существительного, основа которого оканчивается на – Н, пишется НН».

^ В4 Из приведенного ниже предложения 20 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово.

И, (1) конечно, (2) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны, (3) да еще и ставил его в пример остальным: «от,(4) як бы и вы так учились,(5) як Миша,(6) то и вы пийшлы б тепер гулять…».

^ В5 Из приведенного ниже предложения 24 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения.

Вновь ученье давалось ему легко(1) и от познания наук он получал удовлетворение(2) радуясь возможности учиться.

В6 Из приведенного ниже предложения 16 выпишите цифру, при помощи которой обозначена запятая, разделяющая главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семен Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады…».

^ В7 Из предложения 26 выписать грамматическую основу.

Весной 1799 года десятилетний Миша Щепкин начал заниматься сразу во втором классе уездного «малонародного училища» в городе Судже.

^ В8 Среди предложений 22 – 24 найдите сложное бессоюзное предложение.

Напишите номер этого предложения.

В9 В предложении 2 замените прямую речь косвенной.

Напишите получившееся предложение.

^ В10 В предложении 12найдите словосочетание со связью примыкание.

Выпишите его.

Задание с развернутым ответом

С1. Напишите сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Что я знаю о частицах».

Часть 2

Вариант II

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А7, В1 – В10.

(1). Невысокий полный человек сидит в кресле с сигаретой в пухлой руке. (2). На столе перед ним чашка крепкого, почти черного чая. (3). Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа. (4). Вот он откликнулся в кресле с невозмутимым выражением на круглом лице, пережидая, когда уляжется смех. (5). Затянулся сигаретой, слегка прикоснулся к чашке чая. (6). Только в живых добрых глазах искрится задорное, лукавое.

(7). – Да вот еще один замечательный по этой части помещик, - пытался продолжить Щепкин. (8). Но слушатели, конечно, никак не могут успокоиться. (9). Михаил Семенович говорит, а смех, будто плохо погашенный огонь, вспыхивает снова и снова. (10). – И помещик этот, проводивший время свое за едой и отдыхом после еды, разросся до такой толщины, что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре. (11). И прибор для него помещали на его собственном выдававшимся вперед животе. (12). – При этих словах Щепкин взял чашку с чаем и, вмиг переменившись, представил непомерного толстяка.

(13). И новая волна смеха покатилась по комнате. (14). Красочными рассказами Щепкина заслушивались Пушкин и Грибоедов. (15). Много беседовал с Михаилом Семеновичем и Лермонтов в свой последний приезд в Москву. (16). То было весной 1840 года. (17). Девятого мая друзья Гоголя собрались на его именины. (18). За столом, накрытым в празднично цветущем саду, двадцатипятилетний Лермонтов по просьбе именинника читал «Мцыри». (19). Горячий блеск больших темных глаз, румянец на смуглых щеках выдавали волнение поэта. (20). Щепкин, подавшись вперед, весь обратился в слух. (21). Потом он долго бродил с Лермонтовым по дорожке весеннего сада…

(22). Всю жизнь Щепкин щедро делился своими рассказами, меткими народными присловьями и поговорками. (23). Делился поразительным знанием жизни – от соломенной избы до дворцовых палат. (24). И его слушатели и друзья – Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов – обессмертили в своих творениях мысли и чувства великого актера России.

(По Б.Осыкову)

^ К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

Ответы на задания А1 – А7 обведите кружком.

Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос:

Почему рассказами Щепкина заслушивались все присутствующие?

1) Поразительно знал жизнь и щедро делился своими знаниями.

2) Был превосходным актером и умел перевоплощаться.

3) Был интересным собеседником.

4) Был радушным хозяином.

А2 Почему писатели использовали его рассказы в своих произведениях?

1) Он с ними много беседовал о жизни.

2) Он просил записать его рассказы.

3) Делился знанием жизни – от соломенной избы до дворцовых палат.

4) Хотели записать его мысли и чувства.

А3 Какие качества выделяли Щепкина среди гостей?

  1. Он был задумчив и молчалив.

  2. Он не умел слушать, был чрезвычайно болтлив.

  3. Он был великолепным рассказчиком, превосходно знающим жизнь.

  4. Был веселым, легкомысленным собеседником.

А4 В каком предложении содержится аргумент, подтверждающий тезис:

«…Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.»?

  1. 6

  2. 14

  3. 15

  4. 24

А5 О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 6, 9, 14,22?

  1. Он любил гостей.

  2. Любил бывать в гостях.

  3. Был внимательным слушателем.

  4. В его глаза светились доброта, задор и лукавство.

А6 В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в тексте?

  1. Анафора, фразеологизмы.

  2. Диалектизмы, цитаты.

  3. Прямая речь, однородные члены предложения.

  4. Олицетворение, сравнительный оборот.

А7 В каком варианте ответа верно определен стиль и тип речи?

  1. Публицистический стиль: повествование

  2. Художественный стиль: повествование

  3. Научный стиль: описание

  4. Официально – деловой стиль: рассуждение

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Из предложений 4 - 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В2 Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется – З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».

^ В3 Из предложений 21-23 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса – Н – от существительного, основа которого оканчивается на – Н, пишется НН».

^ В4 Среди предложений 7-9 найдите предложение с вводным словом.

В5 Из приведенного ниже предложения 24 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения.

Вновь ученье давалось ему легко(1) и от познания наук он получал удовлетворение(2) радуясь возможности учиться.

В6 Из приведенного ниже предложения 9 выпишите цифру, при помощи которой обозначена запятая, разделяющая главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

Михаил Семенович говорит,(1) а смех,(2) будто плохо погашенный огонь,(3) вспыхивает снова и снова.

^ В7 Из предложения 3выписать грамматическую основу.

Собравшиеся в комнате боятся проронить хоть слово из его рассказа.

В8 Среди предложений 2-5найдите сложноподчиненное предложение.

Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 19-21 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

Напишите номер этого предложения.

В10 В предложении 12 найдите словосочетание со связью примыкания.

Выпишите его.

Задание с развернутым ответом

С1. Напишите сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Что я знаю о вводных словах».

Похожие:

Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconПлан работы учителей русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год
Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования, новых программ и учебно-методической литературы по русскому...
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconПроект «Формирование умений учащихся передавать в сжатой форме исходный текст»
I. Приёмы работы на уроках русского языка при подготовке к сжатому изложению в методической литературе
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconМкоу сарсинская сош анализ диагностической работы по русскому языку в 4 классе
Основной целью диагностической работы по русскому языку является: проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять...
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconДзержинского района г. Волгограда Принято на педсовете Утверждено...
Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению icon4 самостоятельная работа с проверкой в классе
Выступление на заседании кафедры «Филология и обществознание» по теме самообразования «Деятельностный подход на уроках русского языка...
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 классов создана на основе...
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,...
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика в курсе русского языка» для 10-11 классов составлена на основе...
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconОбобщение опыта работы учителя начальных классов 1-ой квалификационной...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов 1-ой квалификационной категории моу – сош №5 С. Н. Московкиной
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconОсуществление личностно-ориентированного обучения посредством организации...
Опыт работы Дробот Елены Борисовны, учителя русского языка и литературы моу ивняковской сош
Из опыта работы И. С. Петреченко, учителя русского языка и литературы моу «сош №45 г. Белгорода» Дидактический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению и сочинению-рассуждению iconОписание педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...
Работая учителем русского языка и литературы с 1993 года в общеобразовательной школе, я обнаружила противоречия современного учебного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница