Русский язык и культура речи пояснительная записка




НазваниеРусский язык и культура речи пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации01.08.2013
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с ГОС СПО второго поколения в средних специальных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ – «Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины».

Основные задачи курса:

- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно – ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;

- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико – фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

В процессе обучения на основе данных методических указаний студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка, знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах языка – фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических – и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и своей речи.

Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, списания. Рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально – делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно – научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений, высказываний студентов, тематики анализируемых текстов.

Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексики, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг.

Требования к минимуму содержания по дисциплине:

  1. язык и речь; основные единицы языка и речи; монолог и диалог, устная и письменная форма речи;

  2. понятие о литературном языке, его книжной и разговорной разновидности; основные типы норм литературного языка и качества хорошей литературной речи; основные словари русского языка;

  3. фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности; орфоэпические ошибки и недочеты;

  4. лексические и фразеологические единицы русского языка и их использование в построении выразительной речи; лексические и фразеологические ошибки;

  5. состав слова; способы словообразования; стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

  6. части речи; самостоятельные и служебные; стилистика частей речи; ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

  7. основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение; предложения простые и сложные; актуальное членение предложений; выразительные возможности русского синтаксиса;

  8. русская орфография и пунктуация в аспекте нормы и речевой выразительности;

  9. текст и его структура; описание, повествование, рассуждение; стили литературного языка; жанры деловой и учебно – научной речи.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Максиальная учебная нагрузка

^ Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа


Всего

В том числе

Введение

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качество хорошей речи.


2


2







Язык и речь

2

2







Тема 1. Стили речи.

4

3




1

Тема 2. Лексика и фразеология.

10

4

2

4

Тема 3. Лексикография.

3

2




1

Тема 4. Фонетика и орфография.

10

6

2

2

Тема 5. Графика.

6

4




2

Тема 6. Словообразование

4

2




2

Тема 7. Орфография.

11

8

2

1

Тема 8. Самостоятельные и служебные части речи.

9

6

2

1

Тема 9. Синтаксис.

6

4




2

Тема 10. Пунктуация.

8

5

2

1

Тема 11. Текст и его структура

3

2




1

ИТОГО

78

50

10

18


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ВВЕДЕНИЕ.

Русский язык - национальный язык русского народа, язык межнационального общения народов России.

Разновидности русского языка: литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие.

Понятие о языковой норме, типы нормы. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность, уместность употребления языковых средств).

^ Студент должен

знать:

- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

- основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).

уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи.
Методические указания.

Изучение темы необходимо начать с определения предмета культуры речи. Предмет «Культура речи» можно охарактеризовать как раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как овладеть нормами литературного языка, а также как использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Культура речи – сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменений, произошедших в нашей стране.

Культура речи интересует, как человеку пользоваться речью в зависимости от целей и места общения, от адресата речи.

В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший.

Для низшего уровня, для первой ступени овладения культурой речи достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка.

Вторую, высшую ступень культуры речи, можно определить как такое употребление языковых средств, которое наиболее соответствует речевой ситуации – адресату речи, цели и месту общения.

На этой ступени речь должна быть не только правильной, но и хорошей.

В понятие хорошей речи включаются признаки: содержательность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность, правильность.

Следует различать понятия «русский национальный язык» и «литературный русский язык». Национальный язык – язык русского народа – охватывает все сферы речевой деятельности людей, включает в свой состав диалекты, жаргоны.

Под литературным языком понимается язык, обработанный мастерами слова, ученными, общественными деятелями.

Литературный язык – это строго нормированная форма общенародного национального языка.

Важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.

Литературная норма – это такое употребление языковых единиц, которое принято в среде наиболее культурной, образованной части данные языкового коллектива.

Различают нормы орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические (грамматические), синтаксические, пунктуационные.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Что изучает предмет «Культура речи»?

  2. Какие уровни речевой культуры существуют?

  3. Какие разновидности русского языка вы знаете?

  4. Что такое литературный язык?

  5. Что в языкознании называется нормой?

  6. Какие нормы бывают?


Тема 1 Стили речи.

Студент должен:

знать:

- функциональные стили литературного языка;

- иметь представление о социально – стилистическом расслоении современного русского зыка;

уметь:

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

- анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно – научного и официально – делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов. Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально – деловой, публицистический, художественный. Сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно – научной речи.

^ Методические указания.

Стилистика – это лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей и сферы общения. Выделяется прежде всего такие сферы общения, как деловая, научная, художественная, публицистическая, бытовая. В соответствии с ними различаются и функциональные стили.

Слово «стиль» восходит к греческому существительному stylos – так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском.

Со временем стилем стали называть почерк, манеру письма, совокупность приемов использования языковых средств.

Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.

Функциональный стиль речи – это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной с ней форме сознания.

Таким образом, стиль литературного языка называется функциональным. Потому что выполняет определенную функцию (роль) в речи.

Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется обычно в непринужденных беседах со знакомыми, обычно в домашней обстановке. Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим получить информацию. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах. Ядро разговорной речи составляет разговорный стиль.

Цель разговорного стиля – общения, обмен мыслями, впечатлениями. Форма реализации разговорного стиля – это диалог.

В книжной речи выделяется несколько стилей: художественный, научный, публицистический, деловой. Такое разделение зависит от того, какую задачу решает автор. К художественному стилю обращаются в том случае, если нужно нарисовать словами картинку, передать читателю свои чувства. Научно – деловую речь используют в том случае, если нужно сообщить научную информацию. С целью агитации употребляют публицистический стиль.

Сфера общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее очного, логичного, однозначного выражения мысли. Эта разновидность литературного языка употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности.

Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. Научный стиль реализуется в следующих ему жанрах: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация. Обычно форма реализации этого стиля – диалог.

Официально – деловой стиль употребляется в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом; в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.

Задача этого стиля речи – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.

Обычная форма реализации этого стиля – монолог.

Официально – деловой стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключить разное толкование. При написании деловых бумаг предусматривается стандартное расположение материала.

Публицистический стиль используется в общественно – политической сфере жизни, в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах, в агитационных выступлениях.

Цель публицистического стиля – сообщить информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействовать на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно – политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах; сформировать у людей правильное отношение к общественным делам. Публицистический стиль реализуется в форме публицистической статьи, очерка, памфлета, фельетона.

Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве.

Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.

Высказывание обычно бывает конкретным, образным, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

Основные виды – рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения и отдельные зарисовки.
Вопросы для самоконтроля.

  1. Почему стили языка называются функциональными?

  2. Где находит употребление разговорный стиль языка?

  3. Какова сфера употребления официально – делового стиля?

  4. В каких жанрах реализуется научный стиль?

  5. Чем объясняется особое положение публицистического стиля?

  6. Какова задача художественного стиля?


  1   2   3

Похожие:

Русский язык и культура речи пояснительная записка iconКалендарно тематическое планирование факультативного курса по русскому...
Тематическое планирование элективного курса «Культура речи» составлено в соответствии с программой факультативного курса «Культура...
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Стилистика русского языка и культура речи»
...
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа курса «Русский язык»
«Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI...
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов...
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура...
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconУчебное пособие для студентов-нефилологов. Одобрено методической...
Учебное пособие предназначено в качестве материала для практических занятий в аудитории по курсу «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconРусский язык пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности...
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconМетодические указания для подготовки к тестированию по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для подготовки студентов гф очной формы обучения к Интернет-экзамену по русскому языку и культуре...
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconЛекции по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей мгту «мами»
Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные...
Русский язык и культура речи пояснительная записка iconРеферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние...
Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница