Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели




Скачать 48,85 Kb.
НазваниеТема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели
Дата публикации01.08.2013
Размер48,85 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Тема:

Басни А.И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра
Цели: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об Эзопе, познакомить Лафонтеном, басни которого известны нам в литературных переводах И.А. Крылова; обобщить знания, полученные на предыдущих знаниях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.
Ход урока


  1. Создание эмоционального настроя.


- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе: « я хочу учиться и узнавать новое»


  1. Актуализация знаний.


- А теперь давайте вспомним, что мы узнали об И.А. Крылове на прошлом уроке.

1. Что вы знаете о детстве и первых шагах в учении И.А. Крылова?

2. Кто оказал в детстве большое влияние на будущего баснописца?

3. Что вы можете сказать о его работе над баснями.

4. Как благодарная Россия выразила свой почет и уважение великому баснописцу?

Учитель. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И.А. Крылов в действие басен «комические эпизоды»?

^ Дети. Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.

Учитель. Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?

Дети. Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большое отношение ко взрослым, чем к детям.

Учитель. Понятны ли вам эти басни?

  1. Да

  2. Не всегда понятна мораль басни.

Учитель. Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые и дети». Что же делает басни понятными детям?

Дети. Басни очень короткие и пишутся в стихах. У них простой сюжет о животных. У басни есть мораль.

^ Учитель записывает особенности басенного жанра.

На доске: «Басня – короткий рассказ ( чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их».


  1. ^ Экскурс в историю жанра.


(Баснописцы-классики Эзоп и Лафонтен в переводах И.А. Крылова)

Учитель. Ребята, встречались ли мы с банями?

Дети. Да.

Учитель. Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

^ Дети. Да. Мы уже читали басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Учитель. Эзопа вы назвали верно. Кто же такой Эзоп?

(Сообщения детей. Дети рассказывают об Эзопе.)

^ 1-й ученик. Имя Эзопа впервые упоминиется у Геродота. Жизнь и деятельность Эзопа овеяна легендами. От Геродота мы узнаем, что жил Эзоп около VI века до нашей эры на Самосе и был рабом.

^ 2-й ученик. А по легенде, Эзоп из Фракии, области в Малой Азии. Легенда повествует также о неслыханном безобразии внешнего облика Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны.

^ 3-й ученик. Но по другой легенде он был умным рабом глупого хозяина. Эзоп постоянно сталкивался с хозяином и неизменно выходил победителем.

Учитель. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям блягодаря переводам Крылова. Кроме того, переведенные им басни стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Кстати, кто чаще всего является героями басен Крылова?

^ Дети. Животные, иногда вещи.

Учитель. Знакомо ли вам имя Жана Лафонтена?

Дети. Нет.

Учитель. Послушайте о нем.

Это французкий поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. Но под личиной Льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа. Лисы и Волка – льстивые и хитрые, алчные придворные.

А.С. Пушкин, сравнивая басни Лафонтена и Крылова, говорил: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, простодушие есть возрожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и животный способ выражаться: Лафонтен и Крылов – представители духо обоих народов».

(Учитель прикрепляет имена баснописцев на доску.)

Посмотрите какая интересная цепочка получается у нас.

Эзоп Жан де Лафонтен И.А. Крылов

Три великих баснописца:греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы-классики. В XIX веке писал басни в прозе и Л.Н. Толстой. С ним мы еще познакомимся. В наше время интересные басни пишет С.В. Михалков.


  1. Сравнение басен Эзопа и И.А. Крылова.




  1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и Лисица». (Пауза.)

  2. Чтение учителем басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». (Пауза.)

Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?

(Дети высказывают свое мнение).

- Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:

Эзоп

  1. Сухое краткое изложение сюжета.

  2. Прозаическое произведение.

  3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.


И.А. Крылов

    1. 1. Удивительное богатство словестных красок, оттенков.

    2. 2. Стихотворное произведение

    3. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

    4. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее



Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словестных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

(Чтение басни детьми)

  1. Беседа по содержанию:

  1. О ком эта басня? (О Лисе и Вороне.)

  2. Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша)

  3. А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

  4. Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала осписывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

  5. Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

  6. Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (^ Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)

  7. А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?

Доказал ли это И.А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

Давайте прочитаем басню по ролям.


  1. Подведение итогов урока.


- Чем мы занимались?

- Что запомнилось?

- Что нового узнали?

Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.

Похожие:

Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconУрок литературного чтения в 4-м классе. Тема урока: «Басни И. А. Крылова»
Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И. А. Крылова
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconЛитература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни»
Цели: Расширять и углублять читательский интерес уч-ся по теме «Басни», знакомить с баснописцами, жившими и творившими в разные века...
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconТема: царство басни и. А. Крылова
Царству басни. Это особенное царство, так как жители его не обычные звери, а очеловеченные. У каждого из них свой характер и даже...
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconРазработка урока литературы в 5 классе
Цель урока: Познакомить учащихся с истоками появления басенного жанра, ввести понятие Эзопов язык
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconТест на входе (9 класс)
Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцени­те информационный объем строки из басни И. Крылова «Волк на псарне»
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconУрок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя"
Урок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя". Критика "общественного договора" Ж. Ж. Руссо. Мораль...
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconУрок по литературе в 11 классе Особенности жанра и конфликта в пьесе...
Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляю­щие жанра и конфликта в пьесе; подготовить учащихся к егэ
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconСодержание: Введение I. Язык басен Крылова II. Речевая характеристика...
Муниципальное образовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconБесполезные факты
В москве на углу улицы Руставели и Огородного проезда установлен памятник плавленому сырку «Дружба». На постаменте сидят герои басни...
Тема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели iconОбразы животных в баснях И. А. Крылова
Обычно одним из главных способов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница