Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни»




Скачать 89,41 Kb.
НазваниеЛитература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни»
Дата публикации01.08.2013
Размер89,41 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > Литература > Литература
МОУ Артёмовская оош, Ржевский район, Тверская область.

Учитель Соловьёва С. Ю.
ЛИТЕРАТУРА.

5 класс.
Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни».
Цели: 1). Расширять и углублять читательский интерес уч-ся по теме «Басни», знакомить с баснописцами, жившими и творившими в разные века и в разных странах;

2).Обучать сравнительному анализу текстов.

3). Воспитывать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, показать их злободневность.

4).Развивать внимание, память, речь, технику чтения.

Оборудование. Портреты баснописцев, картины известных басен, карточки, выставка книг, рисунки уч-ся, костюмы для выступления.
^ Ход урока.

1. Организационный момент.

-Слышим, прозвенел звонок.

Начинаем наш урок,

Урок литературы

Воспитывает культуру,

Развивает ум и речь,

Призывает их беречь.
2. Речевая разминка.

Игра на развитие внимания, памяти, речи «Отгадайка».

(Отгадать загадки, отгадки мысленно записать на 1 строчку, запомнить порядок слов, в уме «обвести в кружок» названные учителем буквы, из них составить слово).

А). Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето. ( БОЧКА).
Б). Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,

А зовут её … ( ЛИСА).
В). Сер, но не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами , да не лошадь. ( ОСЁЛ).
Г).Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Угадали? Это … (СЛОН).
Д). Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу ^ Бочка, лиса, осёл, слон, очки.
и седёлка на носу? (ОЧКИ). Б А С Н И.
3. Сообщение темы и целей урока.

- Наш урок внеклассного чтения, посвящён одной из самых трудных форм поэзии – басне. Вашим домашним заданием было: читать басни Крылова, одну из них выбрать для инсценирования и нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне. Сегодня основную часть времени мы, конечно же , уделим творчеству И. А. Крылова, а кроме того вернёмся к истокам возникновения басни, поговорим о её родоначальниках; попробуем сравнить басни разных авторов, написанных в разные временные отрезки.

4. Проверка знаний.

Фронтальный опрос уч-ся (устно).

-Что такое басня?

-Что такое мораль басни?

-Всегда ли она выделена? Как?

-Если не выделена, то как её определить?

-Назовите известных вам баснописцев.
^ Тестирование уч-ся по теме «Биография И. А. Крылова» (письменно).

1. Где родился Крылов?

а). В Москве;

б). В Твери; ПРОВЕРКА:

в). В Санкт-Петербурге. 1 - а

2 - б

2. Семья жила … 3 - в

а). богато; 4 - б

б). бедно; 5 - в

в). или имела средний достаток. 6 - а

7 - в

3. Каким образом мальчик учился?

а). Ходил в школу;

б).Его учили родители;

в). Много занимался самообразованием.
4.Чью басню первой перевёл Крылов?

а). Эзопа;

б) Лафонтена;

в).Гесиода.
5. Сколько басен за всю свою жизнь написал Крылов?

а). Более 1000.

б). Более 10;

в). Более 200.
6. На свой юбилей (70-летие) великий баснописец был награждён орденом

а) Святого Станислава;

б) Ленина;

в).Святого Георгия.
7. Кто сказал о Крылове так: «Поэт и мудрец слились в нём воедино»?

а). А. С. Пушкин;

б). Л. Н. Толстой;

в). Н. В. Гоголь.
5.Работа по рисункам детей.

- Иван Андреевич Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Что значит «пороки пощипать»? Давайте посмотрим на ваши рисунки, ребята. Какие же пороки «щиплет» Крылов? ( Уч-ся называют басню, зачитывают строки из басни - мораль, объясняют главную мысль).
6. «Крылатые выражения».

- Многие мудрые русские выражения из басен Крылова понравились людям, и они часто употребляют их в своей повседневной жизни. Эти выражения получили название «крылатые». Что это значит? Данные высказывания так прочно вошли в народ, что иногда мы думаем, что это пословицы или поговорки и даже не подозреваем, что часто употребляемые нами слова на самом деле вышли из-под пера великого русского баснописца Крылова.

-Давайте попробуем объяснить некоторые «крылатые выражения», назвать басни, из которых они к нам пришли и привести примеры из современной жизни- когда, при каких обстоятельствах мы их применяем.

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»).

  • А воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»).

  • Слона-то я и не приметил. («Любопытный»).

  • А Васька слушает да ест. («Кот и Повар»).

  • А ларчик просто открывался («Ларчик»).

  • Вперёд чужой беде не смейся, Голубок. («Чиж и Голубь»).


7. Изучение нового материала.

- Первые басни появились в Греции в 6 веке до н. э. В это время в Древней Греции менялся привычный уклад жизни – простой народ выражал недовольство против знати, богатых людей. Выражалось это не прямо, не открыто, а иносказательно. Особенно преуспел в этом древнегреческий мудрец по имени Эзоп.

^ Сообщение об Эзопе и античных баснях (1 уч-ся).

Эзоп был уродливый раб из Малой Азии. Он принадлежал простоватому философу Ксанфу. Эзоп много раз посрамлял книжную учёность господина своей смекалкой и мудрыми мыслями. За услуги государству был освобождён от рабства. Эзоп соперничал славою со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции. Стал жертвой клеветы и наговоров жрецов, обиженных его обличениями, насмешками.

Длительный период басня пребывала в устной форме. Лишь на границе 4-3 веков был составлен первый сборник Эзоповых басен. В последствии все известные в античности басни включались в сборники под названием «Эзоповы басни».

Почти через 7 веков римский поэт Федр перевёл басни Эзопа на латинский язык, переложил в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками.

- Кстати, до наших времён дошло понятие «Эзопов язык», т. е. недомолвки, иносказания, сокрытие прямого смысла.

- Сейчас мы прочтём одну из басен античного поэта Эзопа. Как она называется? ( Уч-ся читают с карточки).

Чтение басни Эзопа «Лисица и виноград» (чит. про себя, вслух «птичьим базаром»).

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
^ Сообщение о творчестве Лафонтене(1 уч-ся)

- Много времени спустя, а именно в 17 веке, во Франции, а затем в Западной Европе, стал очень популярным поэт по имени Жан де Лафонтен. Его басни отличались ясностью, простотой, лёгкостью и строгостью. Он опирается на народную мудрость. Язык его басен живой, народный. Лафонтен ввёл в басни нового героя – человека-труженика. Он использовал стихотворную форму, диалоги, контраст. Басни Лафонтена переводились на другие языки, становились предметом для подражания. В России Лафонтен считался образцовым баснописцем. Именно его басню самой первой перевёл будущий русский мастер поэзии И. А. Крылов.

- А сейчас мы прочитаем басню Лафонтена.

Чтение басни Лафонтена «Лисица и виноград».

(Уч-ся читают про себя, «цепочкой вслух»).

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
^ Рассказ учителя о баснях И. А. Крылова.

- Иван Андреевич Крылов испробовал себя в разных жанрах литературы, а остановился на самом сложном из них – басне. Безусловно в своей работе он опирался на опыт предыдущих баснописцев, многому научившись у них. И всё же Крылову удалось создать совершенно оригинальные, не похожие на другие, истинно русские басни. На первый план в басне Крылова выдвигается простодушный и лукавый рассказчик, точка зрения которого часто спрятана и не выступает открыто. Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа», а Пушкин назвал Крылова «представителем духа народа».

- Читаем басню Крылова.

(Уч-ся читают басню «Лисица и виноград». Чит сразу вслух, т. к дома её должны были читать).
Голодная кума-лиса залезла в сад;

В нём кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь.
План сравнительного анализа.

1). Тема басни, название.

2).Герои .

3). События, действия героев.

4).Мораль.
( Общее: общая тема; «Лисица и виноград»; 1 герой; одинаковое событие :цель – достать виноград; действия Лисы напоминают поступки людей –приём аллегории; мораль - высмеивают людей, которые не могут сами чего-то добиться, а винят в этом обстоятельства).

( Отличия: проза, стих-е; у Лафонтена уточняется страна – Франция; разные намерения Лисицы; у Крылова басня напоминает сказку – Кума, кумушка, яхонты, око, неймёт и др.; действия Лисицы описывает подробно; прямой морали нет, она выражена русской пословицей «Хоть видит око, да зуб неймёт».)
8. Проверка домашнего задания.

Инсценирование басен И. А. Крылова.
^ «МЫШЬ И КРЫСА»,

«МАЛЬЧИК И ЗМЕЯ»,

«КРЕСТЬЯНИН И РАЗБОЙНИК». ( Мораль каждой басни.)
9. Итог урока.

-Эллада – мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел – свободная страна.

Не вся захвачена поэтами она. ( Жан де Лафонтен).
- Кроме Эзопа, Лафонтена, Крылова и другие поэты и писатели увлекались сочинением басен. Среди них М. В. Ломоносов – «наш русский университет», дядя Пушкина Василий Львович Пушкин, Л. Н. Толстой , С. В. Михалков. Я назвала вам немногие русские, самые известные имена, но вообще баснописцев в нашей стране и во всём мире намного больше.

Читайте басни, размышляйте о написанном в них, применяйте действия героев к себе и своей жизни, подумайте, а не похожи ли ваши дела, поступки, черты характера на те, что уже не первый год высмеивают в своих произведениях известные и любимые нами мастера поэзии.
10. Домашнее задание.

Сочинить басню (проще в прозе).


^ БАСНИ.
План сравнительного анализа.

1). Тема басни, название.

2).Герои .

3). События, действия героев.

4).Мораль.

1 басня.

^ ЛИСИЦА И ВИНОГРАД.

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил

нет, а винят в этом обстоятельства.

(Эзоп).

2 басня.

^ ЛИСИЦА И ВИНОГРАД.

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

(Жан де Лафонтен)

3 басня.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД.

Голодная кума-лиса залезла в сад;

В нём кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь.

( И. А. Крылов)





Похожие:

Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «Литературное чтение» для 1 класс
Программа предполагает изучение курса в течение 40 ч. В учебном плане школы на изучение предмета запланировано 40 ч, 4 раза в неделю...
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconУчебник: Тема: Литературное чтение
Н. А. Чураковой «Литературное чтение 2 класс». Учебник и хрестоматия для общеобразовательных учреждений
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconУрок №7 Литература 9 класс Тема: Анализ повести «Княжна Мери»
Печорина, способах его изображения, формировать первоначальные понятия о жанре социально-психологического романа; развивать речь,...
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconТематическое планирование курса литературы в V x класс
Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное...
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconТема: царство басни и. А. Крылова
Царству басни. Это особенное царство, так как жители его не обычные звери, а очеловеченные. У каждого из них свой характер и даже...
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconТема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели
Цели: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об Эзопе, познакомить Лафонтеном, басни которого известны нам в...
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconПредмет: Литературное чтение Класс: 4 Авторы учебника
Тема: Анализ лирических стихотворений Н. А. Заболоцкого “Весна в лесу” и «Лебедь в зоопарке»
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconПредмет: литература Класс
Учебник «Литература» 5 класс. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин Москва «Просвещение» 20012г
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconТематическое планирование. Литература. 11 класс
Учебник «Литература». 11 класс. В 2 частях. «Русское слово». 2009 год. В. И. Сахаров, Зинин С. А
Литература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни» iconВнеклассное мероприятие. 1 класс. Тема: Праздник школьных принадлежностей
Цель: Воспитать аккуратное отношение к школьной принадлежности, любовь к школе и интерес к знаниям
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница