Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка




Скачать 98,34 Kb.
НазваниеЭкзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка
Дата публикации31.07.2013
Размер98,34 Kb.
ТипЭкзаменационные билеты
pochit.ru > Литература > Экзаменационные билеты







2013г.
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы.

Пояснительная записка

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов проводится в форме ответов на вопросы экзаменационного билета.

Экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 2 1089). Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в указанном документе. Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта. Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе, в ряде случаев задания опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7 – 8 классах.

Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содержания литературного образования. Литературные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох. Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.

Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).

Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой.

Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.
Говоря о порядке ответов на вопросы билета, следует придерживаться следующих правил:

  • начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса;

  • право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику;

  • на подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.



^ Рекомендации по оцениванию ответа выпускника

по вопросам билетов
При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:

  • понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;

  • привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;

  • аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;

  • использование необходимых для ответа терминов и понятий;

  • композиционная стройность ответа;

  • умение выразительно читать наизусть;

  • ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.


Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически» оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.
^ Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.

Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.

^ Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.
^ Экзаменационные билеты по литературе для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса



(Примерные... Вопросы *, возможно, будут изменены)

Билет № 1

1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.

2. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В. А. Жуковского «Светлана».

3. С какой целью автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность» своего героя?
Билет № 2

1. Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого).

2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель».

З. В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?
Билет № 3

1. Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
Билет № 4

***1. Тематика и образы лирики одного из поэтов Х1Х века , связанных с Симбирским краем.

2. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника».

З. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Билет № 5

1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала».)
Билет № 6

1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл.

З. За что автор осуждает Эраста и в чём сочувствует ему? (По повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».)

Билет № 7

1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

**2. В чем своеобразие жанра и художественной идеи сказа Н.С.Лескова «Левша»? (На примере одного из эпизодов.)

3. В чём прав и в чём заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».)
Билет № 8

1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А. С. Пушкина.

2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы?

Билет № 9

1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина.

**2. Образ времени и героя в повести писателя-симбирянина А.С.Неверова «Ташкент - город хлебный».

3. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Билет № 10

1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина.

2. Сцена бала и её место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Билет № 11

1. «Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка».)

***2. Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»....

3. В чём смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Билет № 12

1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Историческое и философское звучание басни И. А. Крылова «Волк на псарне».
3. В чём ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»).


Билет № 13

1,.Быт и нравы русского дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землею...».

3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)
Билет № 14

1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

***3. Произведение В.Распутина, которое вы прочитали, его идейный замысел.
Билет № 15

1. Образ Чичикова и тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

***3. В чём идейный смысл сопоставления героев рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».?

(З. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)


Билет № 16

1. Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова.

2. Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Билет № 17

1. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.

**2. Город в изображении Н. В. Гоголя. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».) Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Похождения Чичикова».

**3. В чем сила и красота русских женщин? (По поэмам Н.А.Некрасова.)


(2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

Билет № 18

1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

-**2. Тема России /родины/ в стихотворении А. А. Блока «Гамаюн». /«Россия»/

3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
Билет № 19

1. Помещичья Русь и её представители в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

-**2. Философская тематика стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...».

3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
Билет № 20

1. Тема судьбы и её развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога».

3. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Билет № 21.
1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2.
3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это её характеризует?

Билет № 22



1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю.Лермонтова.
2. Роль авторских «отступлений» в поэеме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
***3. Почему так необычны герои произведений А.Платонова / На примере одного расска

Билет № 23
1. Помещичья Русь и её представители в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
3. В чём духовная красота героев В.П. Астафьева. / На примере одного произведения/.

Билет № 24
1. Женские образы в романе М.Ю.Лермонотва «Герой нашего врмемени».
***2. Тема подвига и памяти в стихотворениях о Великой Отечественной войне.
З. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

Билет № 25
1.Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А.Крылова.
***2. Роль вступления в поэме А.С. Пушкина « Медный всадник ».
3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному?

** Вопросы билетов, связанные с творчеством поэтов, раскрываются на примере не менее 2 стихотворений по выбору выпускника (Экзаменуемый имеет право расширить число рассматриваемых текстов.)
Вопросы билетов,связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по желанию выпускника).


Похожие:

Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconБилеты по литературе за курс основной школы
Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconБилеты экзаменов по географии за курс основной школы
Предлагаемые Вашему вниманию билеты для устного экзамена по географии за курс основной школы включают в себя вопросы и задания по...
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconЭкзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации за курс...
«Слово о полку Игореве» выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове…» идеи единства Русской земли
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка icon● внести изменения в примерные экзаменационные билеты или дополнить...
Настоящее Положение определяет порядок экспертизы, утверждения и хранения материалов аттестации учащихся за учебный год, за курс...
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации...
Предлагаемые экзаменационные билеты рекомендуются для школ (классов), изучающих основной курс информатики независимо от наличия или...
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconЭкзаменационные билеты по химии за курс основной общей школы
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых...
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconТемы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной...
На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,...
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconТемы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной...
На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,...
Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconБилеты + ответы на экзаменационные билеты по Культуре Башкортостана за курс 9 класс

Экзаменационные билеты по литературе за курс основной школы. Пояснительная записка iconЭкзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница