Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова»




НазваниеРассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова»
страница1/25
Дата публикации01.04.2013
Размер3,4 Mb.
ТипРассказ
pochit.ru > Литература > Рассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




Ответы

на экзаменационные билеты

по литературе

11 класс

Авторы-составители: Шарко Д. Б., Яковлева Ю. Г.


Билет №1


1.Жанровое своеобразие и идейное звучание «Слова о полку Игореве» Связь «Слова…» с устным народным творчеством.

«Слово о полку Игореве» было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А.И.Мусиным-Пушкиным в конце ХУШ в. «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет, что он не будет в своем произведении следовать этой традиции, он поведет свою «песнь» «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню».

Определив хронологический диапазонсвоего повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря»), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломом Дону».

В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода, восторженно характеризует удалых «кметей» (воинов) курян. Тем резче контраст с последующим рассказом о грозных знамениях, которыми отмечено начало Игорева похода и которые предвещают его трагический исход: это и солнечное затмение, и необычные зловещие звуки в ночной тишине («нощь стонущи ему грозою птичь убуди»), и тревожное поведение зверей, и «клик» Дива. И хотя описывается первая победа, принесшая русским князьям богатые трофеи, автор вновь возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения («кровавыя зори свет поведают, черные тучи с моря идут…»)

Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова»,- тему губительных междоусобиц, из-за которых гибнет благоденствие всех русичей («Даждьбожа внука»). Но те кровавые битвы прошлых времен не могут сравниться с битвой Игоря против окружавших его половецких полков.И хотя битва происходит в далекой половецкой степи – «в поле незнаемом», но последствия поражения Игоря скажутся на Руси _ «горем вздыша по Русской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря: «ничит трава жалощами, а дерево с тугою к земли преклонилось».

И снова, оставив на время рассказ об Игоре, автор «Слова» повествует о бедах всей Русской земли, говорит о том, что в них повинны сами русские князья, которые начали на себя «крамолу ковати». Только в объединении всех русских сил против кочевников – залог победы, и, пример тому – поражение, которое нанес половцам Святослав Киевский, когда половецкий хан Кобяк был взят в плен и «пал» «в гриднице Святославли».

Далее в «Слове» повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть. Бояре истолковывают сон» недобрые предзнаменования уже сбылись, «два солнца померкоста» - Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену. Святослав обращается к своим «сыновцам» с «золотым словом, со слезами смешанным»; он упрекает их за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское «непособие».

Автор «Слова» был хорошо знаком с русской устной словесностью, и она оказала на него влияние, едва ли не большее, чем книжная литература.Глубокая насыщенность «Слова» антимистическими представле-ниями является результатом органической связи автора с устным поэтическим творчеством. С народной поэзией сближает «Слово» и гипербо-лизированное изображение силы, могущества и воинской доблести отдельных князей (Всеволода, брата Игоря, Всеволода Большое гнездо, Святослава, Ярослава Осмомысла), напоминающих былинных богатырей. В «Слове», какт в народной песне, явления природы фтгурируют без тех символических истолкований в духе христианского вероучения, какие обычны в древнерусских произведениях с религиозной тематикой.Сравнение битвы с пиром в «Слове» находит себе параллель в одной их былин об Илье Муромце:

Едет Алеша пьян, шатается,

Ко седельной луке приклоняется,

Завидел Алешу Илья Муромец:

«Говорил я тебе, Алеша, наказывал:

Не пей ты зелена вина,

Не ешь сладки кушанья».

Отвечает Алеша Илье Муромцу:

«Рад бы я не пить зелена вина

И не есть сладки кушанья:

Напоил-то меня добрый молодец допьяна,

Накормил он меня досыта

Той шелепугой подорожною».

Уподобление в «Слове» битвы посеву очень близко к тому, что мы находим и в великорусской, и в украинской песне:

Не черным то зачернелось,

Зачернелось турецкое чистое поле,

Не плугами поле, не сохами распахано,

А распахано поле конскими копытами,

Засеяно поле не всхожими семенами,

Засеяно казачьими головами,

Заволочено поле казачьими черными кудрями.

Плач Ярославны сближается с народным свадебным причетом, где обычен образ кукушки, символизирующий молодую женщину, тоскующую в разлуке со своими родными. Со свадебным причетом плач Ярославны сближается и своей троекратной лирической мольбой о помощи и упоминанием далекого Дуная.

Очень близкую параллель к рассказу о бегстве из плена Игоря, летящего соколом и избивающего гусей и лебедей, представляют собой следующие строки из былины о Вольге:
Обернется ясным соколом,

Полетел он далече на сине море,

И бьет он гусей, белых лебедей.

Сравнение Игоря, возвращающегося на Русь из плена, с солнцем сходно с тем, что говорится в былине об Илье Муромце:

Одно солнце на небе, один месяц;

Один донской казак на святой Руси,

Илья Муромец, сын Иванович.

^ 2.Тема любви и смерти в прозе И.А.Бунина ( на примере одного произведения)

Рассказы Бунина о любви — это повествование о ее загадочной, усколь­зающей природе, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит. Исход любви; по Бунину, всегда трагичен, В по­вести «Митина любовь» героя преследует романс Рубинштейна на слова Генриха Гейне: «Я из рода бедных Азров, /Полюбив, мы умираем...» В. Н. Муромцева-Бунин а в книге «Жизнь Бунина» пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в «Митиной любви» как бы вновь пережил его (и не только в этой повести, «переживал» писатель его во всем своем твор­честве эмигрантского периода).

Именно в любви видел Бунин «возвышенную цену» жизни, в любви, дающей сознание «приобретения» счастья, но всегда неустойчивого, те­ряемого, как неустойчива в утратах сама жизнь. Наиболее показательны в этом отношении рассказы «В Париже», «Холодная осень», «Генрих» и др. Герои Бунина обычно выведены из сферы общественной в сферу психологических отношений. Возможные социальные основы конфликта сведены к мысли о роке, судьбе, тяготеющей над любовью («Три рубля»). Персонажи бунинских рассказов, вошедших в книгу «Темные аллеи» внешне разнообразны, но все они — люди единой судьбы. Студенты, писатели, художники, армейские офицеры одинаково изолированы от соци­альной среды. Не в обстоятельствах внешних отношений смысл их жизни; для них характерна внутренняя трагическая опустошенность, отсутствие «цены жизни». Они ищут ее в любви, в воспоминаниях о прошлой любви. Будущего у них нет, хотя внешние обстоятельства жизни, казалось бы, логически не влекут их к обычному для бунинских рассказов трагическому финалу. «Чистый понедельник» — один из наиболее характерных бунинских рассказов этого цикла о крушении человеческой жизни, любви.

Как вспоминает В. Н. Муромцева-Бунина, Бунин считал этот рассказ лучшим из всего написанного им. Действительно, он как бы завершал целый период раздумий писателя о России, ее судьбах, а с точки, зрения эстетической был итогом его художественных исканий. «Чистый понедельник» — рассказ не только о любви, но и о судьбах дореволюционной России, стоявшей в 1910-е годы перед неизбежностью общественного взрыва. Это была попытка Бунина ответить на вопрос: могло ли быть иначе, чем было в истории, могла ли пойти Россия не в революцию, а по дру­гому пути национального развития?

По содержанию, бытовому фону рассказ подчеркнуто национально-русский, со всеми атрибутами русского патриархализма, церковностью, со всеми чертами типично московского интеллигентского быта предреволюционного времени.

В центре рассказа загадочный образ женщины, в расцвете красоты ушедшей в монастырь и принявшей постриг. Тайна ее характера, не- объяснимость поведения связаны с ее изначальным решением уйти, пройдя искусы Жизни, от мира с его соблазнами накануне жизненны сдвигов и катаклизмов.. Уход героини в монастырь внутренне обоснован мотивом искупления за некое историческое отступничество, за то, что Россия «сорвалась» со своих нравственных устоев в бунт и мятежность. Ведя ее по пути обуздания чувственной стихии к патриархальности Бунин как бы размышлял о национальном нравственном идеале России. Финал рассказа приобретает символическое звучание: отречение героини от любви, мира — это проявление бунинского неприятия русской демократической общественности, тех социальных настроений, которые привел страну к революции.
^ 3. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 в.
ДОРОГА

может быть:

1. Конкретной реалией изображаемого пространства

2. Символизировать путь внутреннего развития, судьбу

3. Выражением концепции исторического пути народа или государства

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Важную роль в поэме играет образ дороги. Сначала это символ человеческой жизни. Г. воспринимает жизнь как тяжелый путь, полный лишений, в конце которого его ждет холодное, бесприютное одиночество. Однако Г. не считает ее бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной.

Дорога – это композиционный стержень повествования. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе.

Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего Русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета…

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства»

В лирических отступлениях Г. создает образы беспредельной, чудесной Руси и ее народа. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Какое

Будущее у России, Г. не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.

^ А. Пушкин «Капитанская дочка»

Главный герой романа – Петр Гринев. Он представлен автором юношей-недорослем, который проходит сложный путь становления, формирования характера, и стариком-мемуаристом, который вспоминает события времен своей юности, совпавшие с восстанием Пугачева, и оценивает их с высоты прожитых лет. Вот убеждение повествователя, прошедшего испытания: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» Возможно, иначе сложилась бы судьба Гринева, другим стал характер, взгляды на жизнь, не повстречайся он на жизненном пути с Пугачевым, Швабриным, семьей Мироновых и с Машей, своей любимой, своей спасительницей. Путь Гринева начался от порога родительского дома. Отец отправляет его на военную службу в Белогорскую крепость: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…» Путь Гринева – путь ошибок, трудных испытаний, но даже в минуты опасности молодой человек не утрачивает стойкости, чести, чувства достоинства и очень внимательно относится к окружающим людям, будь то неизвестный «вожатый», встретившийся ему в буране, или Савельич, добрый и преданный дядька Петруши, или Маша Миронова, дочь капитана Миронова, за честь которой он дерется на дуэли со Швабриным.

На пути Г. встречается «разбойник» Пугачев – враг-друг. Подаренный на постоялом дворе «вожатому» заячий тулуп в благодарность за спасение сыграл немаловажную роль в судьбе героя – он спасает ему жизнь, а впоследствии – и жизнь Маши Мироновой. Кибитка, в которой едут Пугачев и Гринев спасать «сироту» Миронову из рук Швабрина, - символ пути каждого героя в их жизни, дороги, которая приводит Гринева в тюрьму, откуда его вызволяет Маша, а Пугачева – на плаху.
Мотив дороги является одним из ведущих в произведениях русской литературы 19 в. Это и «Евгений Онегин» А. Пушкина, и «Герой нашего времени» М. Лермонтова, и «Отцы и дети» И. Тургенева.
Билет№2.

^ 1. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы.

А. С. ПУШКИН. Письмо А.А.Бестужеву.

Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его - характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то…, не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него труса? старая пружина, но штатный трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен; les рrороs de bal, сплетни рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый, - вот черты истинно комического гения. - Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов, А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под. Кстати что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому на нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся? Между мастерскими чертами этой прелестной комедии - недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину прелестна! - и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов видно не захотел - его воля. О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу.

Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту.

^ И. А. ГОНЧАРОВ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» iconЗащитники земли русской
Игореве». В битве с половцами воины Игоря терпят поражение, а сам князь попадает в плен, но автор «Слова» не осуждает защитников...
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» icon31 декабря или «кортеж» Януковича
Массандре, я решил написать еще об одном дне нашего удивительного новогоднего путешествия по Крыму07. На этот раз заметки мои будут...
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» icon1096 – написание «Поучения» Владимира Мономаха
Изяславом и Всеволодом Ярославичами и Владимиром Мономахом против Олега Святославича (Гориславича) на Нижатиной Ниве
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» iconИсторический экскурс в прошлое с. Осьмино
Осьминская каменная церковь с иконой тихвинской божьей матери была выстроена в начале XIX в петербургским купцом, осьминским уроженцем...
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» iconРеферат на тему «нравственная сила добра в рассказе м. Шолохова «судьба человека»
Хх столетия, открывает запретную до тех пор в советской литературе тему фашистского плена. Вышедший в 1956 году, бесхитростный рассказ...
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» iconО природе, о книге и т д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает...
Таким образом, Н. поднимает важную, на мой взгляд, проблему … (и ставит перед читателем вопрос: «?»). В заключение публицист (писатель)...
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» iconЛюбви в прозе И. А. Бунина (на примере одного рассказа)
В основе «Слово о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году нов-город-северского князя Игоря Святославича,...
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» iconВся свобода здесь и сейчас!!! Черный взгляд
Чтобы его прочесть, надо сначала его прочесть, а потом еще прочесть первые буквы в каждой строке. Сначала первую букву в первой строке,...
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» iconНа урок литературы
В последний раз сойдёмся в битве за экзамен, в последний раз науке сможем послужить
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» iconТема патриотизма в живописи 20 века
«Слово о полку Игореве», т е о походе Игоря, состоявшемся в 12 веке. Войско кн. Игоря сражалось с кочевниками и потерпело поражение,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница