Скачать 45,72 Kb.
|
![]() ![]() Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода). Автор – учитель русского языка и литературы Ефимова Н.Н. Ход занятия.
- На предыдущем занятии мы изучали понятие «выразительность речи». Расскажите, что вы знаете о выразительности речи, о выразительных средствах речи (тропах и риторических фигурах). (Устные рассказы обучающихся).
- К коммуникативным качествам речи относится уместность речи. ^ – такая речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения. Выбор языковых средств производится с учётом темы сообщения, т.е. отобранное слово должно формировать мысль, отвечать целевой установке говорящего, его отношению к излагаемому, должно отбираться с учётом аудитории, в соответствии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учётом тех условий (времени и места), в которых это общение протекает. ^ – качество функциональное, предполагает знание стилей литературного языка, тех языковых средств и приёмов их организации, которые отличают каждый из этих стилей. В каждом стиле литературного языка есть свои закономерности отбора и употребления языкового материала, элементы, определяющие его специфику, которые называются стилеобразующими. Так, например, обилие терминов закономерно в научной речи, обилие слов разговорных – в разговорной речи. Об уместности речи важно говорить не только относительно стилей, но и относительно конкретных речевых ситуаций. Умение найти нужную интонацию, нужные слова в той или иной ситуации – залог успешного речевого поведения. Уместность как качество речи важно в социальном аспекте, т.к. регулирует наше речевое поведение, способствует личностно - психологическому контакту с собеседником, взаимопониманию.
Виды уместности речи стилевая контекстуальная
Беседа:
(Нарушение стилевой уместности: в тексте научного стиля недопустимы слова официально – делового стиля).
- «Можно спросить вопрос?» (Нет. Контекстуальная неточность - тавтол ![]() - «Главная суть»? (Нет. Контекстуальная неточность - плеон ![]() Работа со словарём: Тавтол ![]() Плеон ![]() - О каком приёме идёт речь? …Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Ещё люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают как слёзы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами всё плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит. (А. Хайт, «Стихотворение про тавтологию»).
Устранение речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности. Работа в группах. Группа №1. Устраните речевые ошибки.
Группа №2. Устраните речевые ошибки.
Группа №3. Устраните речевые ошибки.
Группа №4. Устраните речевые ошибки.
Обучающиеся подводят итог занятия в виде стихотворения - синквейна. (Например: Уместность речи стилевая и контекстуальная нужна, важна, необходима. Краткость и ясность – сёстры грамотности. Коммуникативное качество речи.) |
![]() | Тема: «Уместность благодарности» Организовать работу по формированию умения выражать благодарность разным людям в различных ситуациях | ![]() | Предмет и объекты бухгалтерского учета ... |
![]() | Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия... | ![]() | Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Описание снежинок" Цели Научить передавать впечатление в высказываниях, использование эпитетов, сравнений в речи |
![]() | Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи) | ![]() | Урок английского языка в 6 классе по теме: «Всякая погода благодать» Цель урока: совершенствовать умения устной речи (с элементами аргументации и рассуждения) по теме: «Времена года. Погода» |
![]() | Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи» Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева... | ![]() | Урок русского языка в 5 классе. Провела: Максимова Н. Г. Тема: Повторение... Цель: Повторить и обобщить изученное по теме «Лексика», совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной... |
![]() | Урок развития речи в 8 классе по теме «Эпитетов чарующая сила» Управление образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области | ![]() | Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи» Цель урока: знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями имени числительного |