Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников




Скачать 55,24 Kb.
НазваниеПопова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников
Дата публикации27.07.2013
Размер55,24 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
pochit.ru > Литература > Образовательный стандарт
Попова Вера Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ «Спасбардинская ООШ»
Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Эти идеи отражены в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Я, как учитель начальных классов, заинтересовалась проектной деятельностью как средством экологического воспитания и выбрала данную технологию, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности младших школьников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Экологические проекты - это увлекательная игра для детей в «учёных», «исследователей», «защитников природы». Они способствуют активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулируют комплексный подход в решении экологических задач. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

В качестве примера использования проектирования в экологическом воспитании младших школьников предлагаю проект «Покормите птиц зимой», разработанный и проведенный мною и учащимися 2 и 4 классов в нашей школе. (Слайд 1) Работая над данным проектом, дети учились формулировать и записывать свои мысли, подкрепляя их иллюстративными материалами, наблюдениями, работой с научно-популярной литературой, атласом-определителем, поиском нужного материала в интернете, тесным сотрудничеством с родителями. Эта работа обогатила интеллект учащихся и способствовала в полной мере их экологическому воспитанию .(Слайд 2)

(Слайд 3) Целью данного проекта является расширение представлений детей о зимующих птицах края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитание эмоционально-положительного отношения к птицам, желание помочь им.(Слайд 4)

(Слайд 5) Началом проекта стало письмо из рекламно-информационного отдела Пермского зоопарка, где было предложено стать участником международной акции «Покормите птиц».(Показ письма) Для этого нужно направить свои индивидуальные или коллективные отчёты о работе птичьей столовой. Возникает проблема, как помочь птицам, как их правильно кормить, как сделать. кормушки. Недостаточно знаний о зимующих птицах нашего края, села.

Я предлагаю детям принять участие в проекте «Покормите птиц зимой». Выясняем, что такое проект. Что значит проектировать? Обсуждаем план работы.(Слайд 6)

Второй этап – это практическая работа учащихся.

1.Наблюдение. Какие птицы зимуют в нашем селе. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Ведение дневника наблюдений. Запись результатов наблюдений в таблицу.(Слайд 7,8)

2. На втором этапе собирали информационный материал про наших зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря.

Про каждую птицу мы постарались узнать как можно больше.

Собрали картинки и фотографии с изображением зимующих у нас птиц. птиц Нашли описание внешнего вида, условий обитания, размножения этих.

Прочитали специальную литературу о птицах. Оформили выставку «Зимующие птицы села». (Слайд 9) Работа с энциклопедиями, справочным материалом, атласом – определителем, работа в Интернете.

3. Экскурсия в библиотеку. (Слайд 10) Поиск ответов на вопросы: «Почему зимой о птицах надо заботиться?», «Какие бывают кормушки?». Библиотекарь Александра Филипповна подготовила выставку книг о птицах. Дети сами искали в книгах интересные факты о жизни разных птиц. В справочной литературе нашли несколько советов при изготовлении кормушки.

(Слайд 11) 4. На четвёртом этапе работы мы делали кормушки для птиц . Некоторые ребята сделали кормушки сами из пластиковых бутылок, коробок сока. Помощь в изготовлении столовых для птиц оказали папы и дедушки. В нашем классе был объявлен конкурс на лучшую кормушку. Дипломом за 1 место в конкурсе «Кормушка для птиц» была награждена Никитина Маша, все остальные ребята получили сертификаты. Всего изготовили 12 кормушек, 8 развесили около начальной школы. .(Слайд 12 - 15)

Открытие птичьей столовой на территории начальной школы. Заготовка различного корма. Птичьи столовые готовы, надо заготовить корм птицам.

Но прежде, чем принести корм для птиц, мы прочитали рассказ Н.Сладкова

«Жалобы на сугробе». Корм для птиц ребята приносили из дома. Это были хлебные крошки, крошки сухариков и печенья, крошки вафель. Все кусочки пшеничного хлеба мы мелко крошили и хорошо просушивали т. к. на морозе влага превращается в лёд, а для птиц это плохо. Нельзя кормить птиц и ржаными крошками, у них тогда болят животы. Крошки хлеба очень хорошо клюют воробьи.

Многие птицы любят семена подсолнуха. На наших кормушках их быстро съедали снегири и особенно синички. Но для синиц мы подбирали мелкие семена подсолнуха, а все крупные семена раздавливали в ступке.

Кормили мы птиц и пшеницей. Но пшеницу они клевали только тогда, когда в кормушке ничего другого не оставалось.

Кроме семян для синиц на тонкие веточки мы развешивали несолёное сало. Корм мы старались насыпать в кормушки в одно и то же время после третьего урока.

5.Наблюдение за птицами, посещающие кормушки. Ведение дневника наблюдений, зарисовки, фотосъемки.(Никитина Маша) (Слайд 16)

6. Конкурс сочинений про кормушки, о птицах. (Прочитать)

Третий этап – заключительный.

1 .Праздник «День птиц» с участием всех учеников начальной школы.(Слайд 17).Дети разгадывали загадки о птицах, читали стихи, играли “Распредели птиц на перелетных и зимующих ,приготовили ребята сценку: " Воробей и Синица". Проведена викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Победитель Никитина Маша, отмечена грамотой. В завершении праздника всем ребятам раздали памятку «Как помочь зимующим птицам» (слайд 18- 19)

2.Приняли участие в экологической акции Кишертского РЦДТ «Кормушка» (Отчет)

3. Результаты работы (наблюдения, зарисовки, фото) отправили в рекламно- информационный отдел Пермского зоопарка для участия в международной акции «Покормите птиц» до 31 марта 2012 г.

4. Подведение итогов проекта (планируется в апреле) Награждение активных учащихся.

Я считаю, что цель проекта достигнута. Проведение данной работы воспитывает у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызывает желание заботиться о них, делать для них кормушки. Повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков. Учит работать в сотрудничестве с взрослыми. Расширяет представления учащихся о птицах; умение оценить их значимость в природе и жизни человека.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


Использованная литература.

1.Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс.М.: ВАКО, 2004.

2. Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2011

3. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.- М.: Просвещение, 2011

Похожие:

Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников iconФилатова Ирина Николаевна Учитель начальных классов Филатова И. Н....
Сведения об авторе: Филатова Ирина Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории мбоу оош имени Героя Советского...
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Цель: развитие речевой деятельности младших школьников через формирование коммуникативных умений
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников iconПрограмма составлена на основе следующих документов: Закон «Об образовании»
Филипенко Т. А. – директор школы, Улискова Е. М. зам директора по увр; Грудинина Н. М. зам директора по вр; Попова Г. М. учитель...
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников iconПрограмма Авторы: Васильева Наталия Николаевна, учитель начальных...
Тематическое планирование программы «Воспитание национального самосознания младших школьников»
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников icon"Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения"
Ерохина Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения "Начальная общеобразовательная...
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников icon«Формирование читательской компетентности как основы развития младших школьников»
Из опыта работы учителя начальных классов мбоу оош с. Митягино Ауловой Галины Алексеевны
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников iconМ. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош...

Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников icon«Юный эколог» Составила учитель начальных классов Козлова Л. В
Л. Д. Бобылёвой, О. В. Бобылёвой и «Экология для младших школьников» С. К. Зайцевой в программу внесены изменения и дополнения. Это...
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников iconТема: «Игровые технологии как средство активизации познавательной...
Цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства учителей начальных классов через передачу игровых технологий...
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов мкоу «Спасбардинская оош» Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2008-2009 учебный год
В 2008-2009 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало по теме «Формирование гражданственности младших...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница