Сочинение рассуждение по прочитанному тексту




Скачать 117,52 Kb.
НазваниеСочинение рассуждение по прочитанному тексту
Дата публикации26.07.2013
Размер117,52 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
Торопчина Лариса Васильевна, учитель гимназии № 1549 г. Москвы

Типичные ошибки в сочинении - одной из частей Единого Государственного экзамена по русскому языку в 11 классе.

Одной из важных составных частей аттестации по русскому языку в 11 классе является сочинение - рассуждение по прочитанному тексту. Безусловно, в процессе обучения в 10-11 классах необходима подготовительная работа, которая поможет будущим выпускникам достойно справиться с заданием. В период подготовки к экзамену целесообразно использовать сборники тренировочных заданий (варианты ЕГЭ по русскому языку), а также пособия, содержащие теоретический материал, необходимый для написания сочинения – рассуждения, и анализ критериев оценки. Необходимо обратить внимание также на подбор материалов для аргументации собственной позиции одиннадцатиклассника. Давайте, уважаемые коллеги, ещё раз рассмотрим, каковы типичные ошибки при написании сочинения и как помочь нашим ученикам их избежать.

Итак, первостепенная задача учащихся – внимательно прочитав текст, сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. В течение нескольких лет работая членом городской комиссии по проверке части С1 ЕГЭ, я сталкиваюсь с тем, что, заканчивая одиннадцатый класс, будущие выпускники, к сожалению, далеко не всегда правильно определяют понятие проблема, часто смешивая проблему (один из основных вопросов, поставленных в тексте и требующих разрешения) с темой текста (то, о чем говорится в тексте) и даже с идеей (главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому). Порой проблема формулируется неточно: слишком широко или, напротив, узко; иногда подменяется другой, схожей, но в конкретном тексте не обозначенной.

Не всегда удаётся одиннадцатиклассникам и чётко определить позизию автора текста по заявленной проблеме (иначе говоря, выявить, что думает автор по поставленному им вопросу, как он сам на него отвечает): бывает, что учащийся просто вставляет в сочинение неоправданно объёмный отрывок из текста, не объясняя, для чего он это делает, а иногда, наоборот, цитирование вообще отсутствует и ученик ограничивается несколькими общими словами, совсем или почти не имеющими отношения к конкретной авторской позиции.

Что касается согласия или несогласия с позицией автора текста и аргументации мнения экзаменуемого по заявленной проблеме, то с задачей этически корректно сформулировать своё мнение, приведя два аргумента с опорой на знания, читательский и жизненный опыт, тоже справляются не все. Доказательства выпускников порой выглядят, мягко говоря, неубедительно и наивно. Так, например, в тексте поднята проблема экологии, а одиннадцатиклассник (!), определивший её (проблему) как «любовь к природе», говорит что согласен с автором, аргументируя свою позицию следующим образом: «Я в детстве часто ходил в лес. Я тоже люблю природу». Согласитесь, что для семнадцатилетнего человека, вступающего

2

во взрослую жизнь и одиннадцать лет изучавшего в школе русский язык и литературу, аргументы, типа: «Я с папой (мамой, бабушкой, дедушкой …) ходил в лес (в зоопарк, в цирк, в кино…), и мне там было очень интересно» - неприемлемы. Ошибки в использовании в качестве аргументов литературных примеров чаще всего сводятся к непониманию того, что, собственно, может проиллюстрировать тот или иной эпизод. Например, соглашаясь с позицией автора, поднимающего важную проблему экологии в современном обществе, одиннадцатиклассница говорит о том, что эту проблему поднимали многие писатели еще в Х1Х веке: «Вспомним хотя бы Татьяну Ларину из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», которая любила природу и русскую зиму, или героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского, разговаривающего со старым зелёным дубом». Нередко при этом допускается искажение – порой грубое! –имен, фамилий (как писателей, так и их героев) , названия и жанра произведения, дат, фактов биографий писателей, учёных, публицистов, т.е. нарушается фактологическая точность в фоновом материале. Так, в одном из сочинений я столкнулась с тем, что стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..» написано Паустовским, а роман «Мастер и Маргарита» Беляевым. Как говорится, без комментариев. Подобные случаи, конечно, исключение, но ошибки, типа: роман «Мертвые души», поэма «Евгений Онегин», рассказ Островского «Обломов», Татьяна Ларская, Николай Константинович Некрасов, действие романа «Отцы и дети» происходит в 1879 году, за два года до отмены крепостного права, – встречаются – увы! - нередко.

Что касается смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения мысли, то чаще всего к ошибкам относится отсутствие взаимосвязи отдельных частей сочинения, отступления от темы (в частности, сообщение лишних, ненужных в данной работе сведений), противоречия между основной частью и выводом, между заявленным тезисом и доказательством, нарушение абзацного членения. Так, например, в нескольких сочинениях - рассуждениях по тексту Д.К. Орлова (текст посвящен воспоминаниям известного киносценариста о своём школьном детстве, о приходе в класс нового преподавателя литературы, бывшего фронтовика, сумевшего открыть для «голодных и обношенных» послевоенных мальчишек дверь в волшебный мир книги, увлечь учеников своим предметом) вступление звучало так: «Даль Константинович Орлов родился в 1935 году. Он известный киносценарист, лауреат Государственной премии 1984 года». То есть фактически переписаны справочные сведения, данные после текста, а далее, вне связи с вступлением, начинается основная часть: «Проблемой данного текста является …». Нередко, приводя аргументы в поддержку собственного мнения, экзаменуемый не выделяет их красной строкой, а в отдельных сочинениях вообще отсутствует абзацное членение.

3
К сожалению, далеко не всегда работы экзаменуемых отличаются
точностью выражения мысли, богатством словаря, разнообразием грамматических форм. Иногда предложения слишком объёмны, части их не согласованы между собой; в предложении нарушена лексическая сочетаемость слов, неправильно построены или согласованы причастные обороты, неверно построены деепричастные обороты. Ошибки другого рода -

сочинение написано исключительно короткими, примитивными по смыслу и по грамматическому строю фразами: «Я люблю читать литературу. Я читаю разные книги. Например, «Капитанскую дочку». Ещё мне нравятся современные детективы. Например, книги Шиловой и Донцовой. В них раскрываются убийства. Это тоже интересно читать». Грустно, но данный пример взят из сочинения одиннадцатиклассницы, а не придуман автором статьи. Как-то не очень верится, что роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», действительно, любимая книга выпускницы: слишком большая разница между творением талантливейшего русского классика и детективными сочинениями нынешних т.н. «дамских писательниц». Предполагаю, что экзаменуемой, скорее всего, вспомнилось известное название – без связи с исторической основой романа, содержанием и системой образов, стилистикой. Кстати, как в подобных случаях проверяющему оценивать работу по критерию К-4? Считаются ли название пушкинского произведения и фамилии двух современных авторов аргументами собственного мнения экзаменуемой по проблеме, поставленной автором текста: «…необходимости воспитания любви к чтению у современного юношества»? На мой взгляд, однозначно НЕТ. Но кто-то может обвинить меня в необъективности…

Здесь же стоит сказать о том, какие грамматические и речевые ошибки наиболее распространены в экзаменационных работах. Проверяя экзаменационные сочинения, я часто встречала такие грамматические ошибки, как ошибочное словообразование: культурность вместо культура («…культурность читателей очень невысокая»), благородность вместо благородство («… нужно проявить благородность»), господствование вместо господство («… в наше время наступило господствование компьютеров»); неправильное образование словоформ: « … я в семье более старшая, чем брат», «… писатели, напишущие в будущем свои книги»; смешение прямой и косвенной речи («Орлов пишет о себе, что “я не сирота, пока на свете существует этот человек”»). Из речевых ошибок наиболее часты тавтологияПисатель пишет о защите природы …», «Наташа Ростова некрасивая, княжна Марья тоже некрасивая, но у них есть внутренняя красота …»); плеоназм («… дети радостно восхищались, слушая чтение учителя»); нарушение лексической сочетаемости («Для Паустовского большое значение играет отношение человека к природе…»), неуместное употребление просторечных слов («Набоков считает, что чеховские интеллигенты не способны “ни на что дельное”, т.е. они, проще говоря, самые настоящие слюнтяи…»).

4

Не останавливаюсь подробно на орфографических и пунктуационных ошибках: учителя совместно с учащимися на уроках русского языка работают над исправлением их постоянно. Отмечу только, что в экзаменационных сочинениях наиболее часто встречаются орфографические ошибки на правописание наречий и производных предлогов (прежде всего на слитное и раздельное написание); суффиксов действительных причастий настоящего времени и страдательных причастий; НЕ и НИ с различными частями речи; имен собственных, состоящих из нескольких слов (например, Ясная Поляна) и, как ни странно, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Среди пунктуационных ошибок прежде всего неправильное оформление цитирования (таких немало), далее по количеству следуют ошибки на знаки препинания при обособленных членах предложения и в сложном предложении с различными видами связи.

Замечу, что при подготовке к экзамену и повторении основных тем по орфографии и пунктуации в старших классах целесообразно использовать справочные таблицы и алгоритмы действий, которые помогут школьникам восстановить и удержать в памяти большой объём информации, полученный в процессе многолетнего изучения русского языка.

Что касается критерия ^ К-11соблюдения этических норм, то здесь ошибок почти не встречается, однако хочу обратить внимание на единичные случаи нарушения этих норм и на работу по предупреждению таких ошибок. Так, например, в одном из выпускных сочинений 2010 года по очерку, где автор текста призывает к искоренению лжи, подхалимства, угодничества в отношениях между людьми, экзаменуемый пишет, что он не согласен с позицией автора, потому что для достижения высокого и обеспеченного положения в жизни как раз необходимо и лгать, и притворяться, и льстить сильным мира сего, люди же, не умеющие или не желающие этого делать, просто неудачники, закономерно остающиеся в конце пути у разбитого корыта. В одном из экзаменационных сочинений 2008 года я встретила почти откровенное признание выпускника в его увлечении фашистской идеологией и теорией сверхчеловека. Прямо-таки нераскаявшийся и – главное – раскаиваться не собирающийся Раскольников! Такие рассуждения - что это? Бравада или искренняя уверенность в собственной правоте? Трудно сказать, однако факт остаётся фактом. А сколько тех, кто напишет всё правильно, а думать будет иначе?! Конечно, чтобы убедить учащихся в неверности их позиции, одних уроков литературы и русского языка явно недостаточно, должна быть целая система воспитания, однако задача учителя способствовать тому, чтобы будущий выпускник выбрал настоящие, а не мнимые жизненные идеалы.

Таким образом, перед учителем русского языка стоят большие, обширные задачи – совместно с учащимися выработать систему подготовки к Единому Государственному экзамену, и в частности – к написанию сочинения – рассуждения (часть 3, С1), являющегося важной, творческой, частью выпускной работы по русскому языку.

5

Приведу в качестве примера возможный вариант сочинения – рассуждения по тексту – фрагменту из публицистической книги известного российского ученого – филолога и литературоведа, академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», обращенной к молодежи. Текст звучит так.

Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

Дом наш! Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. И не только произведений гениев! Сколько обычаев, милых традиций. Сколько всего накоплено, сохранено. Сколько возможностей. Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые ещё ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.

И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! Это можно легко доказать математически. Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)!

Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

В данном тексте автор поднимает проблемы:

- необходимости объединения усилий жителей Земли, независимо от национальности и воззрений, в защите планеты – «дома нашего»;

- бережного отношения к культуре, обычаям, традициям – к «бриллиантам, … невообразимым по ценности», к «Эрмитажу, несущемуся в космическом пространстве».

^ Авторская позиция, выраженная эмоционально, с использованием изобразительно-выразительных средств, очевидна:

- за многие и многие века людьми накоплена целая сокровищница, «Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними столько алмазов, которые ещё ждут, что их огранят …»;

- «что … перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные ...!»

^ В качестве аргументов, подтверждающих мнение экзаменуемого, можно использовать примеры из научной, художественной, публицистической литературы (таких много) и из личного опыта (последние – скорее всего воспоминания из жизни родственников и близких или собственные впечатления от восприятия талантливых произведений искусства, от выдающихся научных открытий, принадлежащих человечеству, от благородных поступков тех, кто причастен к спасению «беззащитно

6

летящего в колоссальном пространстве музея» от разрушения и разграбления).

Необходимо продумать смысловую цельность сочинения, логику изложения мысли (в частности, связь вступления и заключения с основной частью), абзацное членение, грамматический строй предложений, использование различных синонимических конструкций (во избежание однообразия грамматического строя речи, логических, речевых и стилистических ошибок).

Итак, возможный вариант сочинения – рассуждения.

Перед нами текст, автор которого, выдающийся российский учёный – филолог и литературовед Д.С. Лихачёв, поднимает проблему необходимости объединения усилий жителей Земли, независимо от национальности и воззрений, в защите планеты – «дома нашего, … беззащитно летящего в колоссальном пространстве …».

Академик Д.С. Лихачёв убеждён, что земная цивилизация, созданная миллиардами людей в течение тысячелетий, неповторима, уникальна, что наша планета – единственный носитель человеческой жизни во Вселенной и что никакие «национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные» не должны стать препятствием для сохранения нашего общего дома.

С его позицией нельзя не согласиться: Земля – наш общий дом, который требует бережного к себе отношения.

Что заставит жителей планеты объединиться в желании сохранить зеленые леса и цветущие поля,судоходные реки и необъятные моря, певчих птиц и разнообразных животных для себя и своих потомков? Что заставит их, наконец, сберечь мир на Земле?

Вспомним, как около семидесяти лет назад Советский Союз, Великобритания и США выступили вместе на борьбу с гитлеризмом, сумевшим за короткий срок поработить ряд стран Европы, и сломили фашизм. Это была великая общая победа в кровопролитной войне, победа справедливости над жестокостью и ужасом!

В стихотворении, посвященном спасению русским солдатом, чья семья погибла на оккупированной территории, немецкой девочки в Берлине от артиллерийского обстрела, есть такие строки:

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ вечной славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей Земле. (Жирный шрифт мой – Л.Т.)

А если обратиться к дню сегодняшнему?Что объединяет нас в ХХ1 веке? Что помогает нам делать добрые дела для Землии её обитателей?

7

Сегодня существуют такие объединения, как международное общество «Гринпис», активно борющееся за сохранение флоры и фауны нашей планеты, Всемирная организация здравоохранения, оказывающая безвозмездную помощь населению стран Африки и Юго-Восточной Азии, где многие голодают, гибнут от тяжелых болезней. А многочисленные волонтеры, отправляющиеся по зову сердца на помощь тем, кто в ней нуждается. Например, бездомным детям, которых, к несчастью, хватает и в России. Наконец, именно сегодня руководителями разных стран предпринимаются активные попытки создания мощной международной организации, способной противостоять терроризму, который, как известно, единой национальности не имеет.

Именно теперь, когда в руках ряда недобросовестных политиков и экстремистов есть атомное оружие, способное уничтожить всё живое на Земле, просто необходимо всеобщее сплочение – перед лицом опасности и в создании мирной жизни, в горе и в радости, в ответственности за будущее. Безусловно, прав мудрый Дмитрий Сергеевич Лихачев: наша планета уникальна, её богатства бесценны. Нужно только правильно ими распорядиться, нужно беречь наш маленький голубой шарик, «наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве»!

Материалов для подготовки к Единому Государственному экзамену сегодня много, главное – уметь ими распорядиться. Хотелось бы, чтобы эта статья также послужила подспорьем при подготовке к выпускным испытаниям.

Успехов ученикам и, конечно, моим коллегам!



Похожие:

Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconСочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С)
Основные требования к выполнению задания части с единого государственного экзамена по русскому языку
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconУроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие...
Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; Подготовить рабочие материалы для написания сочинения; Формировать...
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа....
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Рекомендации «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате гиа 2013»
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconСочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной...
Сочинение, которое пишется в рамках егэ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на...
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 25 Напишите сочинение рассуждение,...
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н. Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса...
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconСочинение по прочитанному тексту
Братья? в этом вопросе героя Сергея Довлатова сформулирована поставленная в тексте проблема. Люди всего мира, всех национальностей,...
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconСочинение-рассуждение по тексту В. Астафьева
Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем...
Сочинение рассуждение по прочитанному тексту iconЗадание №1. Работа с текстом (задание (сочинение)
Прочитайте текст Д. С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница