Скачать 178,37 Kb.
|
итоги развития российской империи В 1900—1916 гг. Цель урока: повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии России в 1900—1916 гг. 1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель будет проводить беседу. 1. Каковы особенности развития российской экономики начала XX в.? 2. В чем заключалось своеобразие социальной структуры российского общества начала XX в.? 3. Дайте характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Вокруг какого вопроса развернулась наиболее острая борьба между властью и обществом? 4. Какие изменения произошли в политической системе государства в период первой русской революции? В чем вы видите достоинства и недостатки российского парламентаризма начала века? 5. Какую эволюцию претерпела русская внешняя политика с 1898 по 1914 г.? Как вы думаете, могла ли Россия избежать военных столкновений с Японией и Германией? Как отразились эти войны на внутреннем положении страны? 6. Какие обстоятельства не позволили России прочно встать на путь реформ? 7. Каковы характерные черты русского культурного ренессанса начала XX в.? 2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам. 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
^ учащиеся заранее готовят и защищают рефераты (памятку «Как писать реферат» и образцы его защиты можно найти в кн.: Вяземский Е. Е., Стрелкова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. — М., 1997. — С. 171—174). Примерные темы рефератов 1. Экономическое развитие России в начале XX в. 2. Политический портрет Николая II. 3. Реформаторская деятельность С. Ю. Витте. 4. Жизнь и быт основных слоев населения России начала XX в. 5. Революция 1905—1907 гг. и ее роль в российской истории. 6. Первый опыт российского парламентаризма. 7. П. А. Столыпин: судьба реформатора. 8. Столыпинская аграрная реформа. 9. Кооперативное движение в России в начале XX в. 10. Россия в системе международных отношений в начале XX в. 11. Русско-японские отношения в начале XX в. 12. «Распутинщина». 13. Россия в годы Первой мировой войны. 14. Мой город (деревня, село) в начале XX в. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИИ В 1917—1927 гг. Цель урока: повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии России в 1917—1927 гг. ^ учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель проводит беседу. 1. Какие альтернативы развития открывались перед Россией после Февральской революции? Почему в конечном счете Россия пришла к Октябрьской революции? 2. Почему в стране началась Гражданская война? Можно ли четко определить виновников ее начала? Почему победу в Гражданской войне одержали красные? 3. Как менялась экономическая политика советской власти на протяжении 1917—1927 гг.? Чем были вызваны столь серьезные изменения? 4. Какие изменения произошли в социальной структуре советского общества в 20-е гг.? 5. Расскажите о становлении политической системы советского общества. В чем вы видите характерные особенности этого процесса? 6. Как и почему менялась внешняя политика Советского государства? Какое место в ней занимала идея мировой пролетарской революции? 7. Какие процессы протекали в духовной жизни общества? В чем вы видите преимущества и в чем недостатки культурной жизни Советского государства по сравнению с дореволюционной Россией? ^ учащиеся выполняют письменную работу по вариантам. 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
3-й вариант урока: учащиеся заранее готовят и защищают рефераты. Примерные темы рефератов 1. Роль А. Ф. Керенского в Февральской революции. 2. События октября 1917 г. в Москве. 3. Установление советской власти в нашем городе (деревне, селе). 4. «Белое дело». 5. Махновское движение. 6. Красные командиры. 7. Кронштадтское восстание. 8. Новая экономическая политика. 9. Деятельность Коминтерна. 10. Путь Сталина к власти. 11. Жизнь и быт советских людей в 20-е гг. ИТОГИ РАЗВИТИЯ СССР В 1928—1938 гг. Учащимся предлагается заполнить и прокомментировать таблицу:
Можно провести письменную контрольную работу по вариантам. 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
^ ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Цель урока: повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза. ^ учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель проводит беседу. 1. Расскажите о советско-германских отношениях накануне Второй мировой войны. Какие точки зрения на эту проблему существуют в современной науке и публицистике? Какая вам представляется наиболее объективной и почему? 2. Какие точки зрения существуют на проблемы внезапности нападения Германии и готовности СССР к войне? Обоснуйте свое собственное мнение по этим вопросам. 3. В чем вы видите причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы войны? 4. Какими способами советское руководство пыталось переломить неблагоприятный для Красной Армии ход военных действий в 1941—1942 гг.? Дайте оценку сталинским приказам № 270 и 227. 5. Подготовьте сообщения о военных и трудовых подвигах ваших земляков в годы Великой Отечественной войны. Расскажите о своих родных и близких, сражавшихся на фронте или работавших в тылу. 6. Каковы причины победы СССР в Великой Отечественной войне? Каково значение разгрома фашизма советским народом для судеб своей страны и всего мира? Какова цена и итоги нашей победы? ^ учащиеся выполняют письменную работу по вариантам. 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
^ проведение «круглого стола». Примерные темы для обсуждений
^ Учащимся предлагается заполнить таблицу «Главные события в истории СССР в 1945—1953 гг.»:
Для повторения и обобщения используются следующие вопросы и задания: ^ Определите основные задачи, стоявшие перед руководством страны после окончания войны. Укажите даты следующих событий: начало разработки четвертого пятилетнего плана развития народного хозяйства; четвертая пятилетка; завершение восстановления промышленности; достижение довоенного уровня сельскохозяйственного производства; начало войны в Корее. Укажите фамилии политических и военных деятелей периода 1945—1953 гг.: Председатель Совета Министров СССР с 1946 г.; военный министр СССР; председатель Госплана СССР; командующий войсками Одесского, а затем Уральского военного округа; министр государственной безопасности СССР. ^ Какие альтернативы развития экономики СССР реально существовали в послевоенные годы? Кто представлял их в партийно-государственном руководстве? Укажите даты следующих событий: образование Коминформа; создание Совета Экономической Взаимопомощи; разрыв советско-югославских отношений; сессия ВАСХНИЛ, ставшая триумфом Лысенко; испытание первой советской ядерной бомбы. Укажите фамилии политических и общественных деятелей: руководитель разработки советского ядерного оружия; министр тяжелой промышленности СССР; министр внутренних дел СССР; секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии; Председатель Совета Министров РСФСР. ^ Как вы понимаете выражение «демократический импульс войны»? В чем он проявился? Укажите события, соответствующие приведенным датам: март 1946 г.; декабрь 1947 г.; октябрь 1949 г.; октябрь 1952 г.; февраль 1953 г. ^ В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-х гг. Закрепление изученного материала может быть сведено к заполнению таблицы «Основные исторические реалии периода 1953 — середины 60-х гг.»:
Для итогового контроля предлагаются также следующие вопросы и задания: ^ В чем вы видите главные противоречия процесса десталинизации советского общества в 1953—1964 гг.? Укажите даты следующих событий: смерть И. В. Сталина; арест Л. П. Берии; избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС; действия «антипартийной группы»; XX съезд КПСС; разработка проекта новой Конституции СССР. Укажите фамилии лиц, занявших ключевые посты сразу после смерти Сталина: Председатель Совета Министров; министр внутренних дел; министр иностранных дел; заместитель председателя Совета Министров по вопросам развития промышленности; Председатель Президиума Верховного Совета СССР. ^ Какие альтернативы развития экономической системы страны существовали после смерти Сталина? Кто их выражал в руководстве страны? Укажите даты событий: начало освоения целины; провозглашение экономического курса Г. М. Маленкова; упразднение отраслевых министерств; создание совнархозов; запуск первого в мире искусственного спутника Земли; первый в мире полет человека в космос. Укажите фамилии: министра обороны СССР в 1955—1957 гг.; Председателя Совета Министров СССР в 1955—1958 гг.; создателя советской водородной бомбы; первого советского космонавта; создателя ракетно-космических комплексов. ^ На конкретных примерах покажите сущность и пределы «оттепели» в духовной жизни после смерти Сталина. Какие события соответствовали приведенным ниже датам: 5 марта 1953 г.; 4 октября 1957 г.; 1 мая 1960 г.; 12 апреля 1961 г.; 14 октября 1964 г.? Укажите фамилии: автора романа «Доктор Живаго»; автора романа «Времена года»; президента Академии наук СССР в начале 60-х гг.; автора повести «Один день Ивана Денисовича»; министра культуры СССР в начале 60-х гг. ^ В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-х гг. Закрепление изученного материала может быть сведено к заполнению таблицы «Основные исторические реалии периода 1953 — середины 60-х гг.»:
Для итогового контроля предлагаются также следующие вопросы и задания: ^ В чем вы видите главные противоречия процесса десталинизации советского общества в 1953—1964 гг.? Укажите даты следующих событий: смерть И. В. Сталина; арест Л. П. Берии; избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС; действия «антипартийной группы»; XX съезд КПСС; разработка проекта новой Конституции СССР. Укажите фамилии лиц, занявших ключевые посты сразу после смерти Сталина: Председатель Совета Министров; министр внутренних дел; министр иностранных дел; заместитель председателя Совета Министров по вопросам развития промышленности; Председатель Президиума Верховного Совета СССР. ^ Какие альтернативы развития экономической системы страны существовали после смерти Сталина? Кто их выражал в руководстве страны? Укажите даты событий: начало освоения целины; провозглашение экономического курса Г. М. Маленкова; упразднение отраслевых министерств; создание совнархозов; запуск первого в мире искусственного спутника Земли; первый в мире полет человека в космос. Укажите фамилии: министра обороны СССР в 1955—1957 гг.; Председателя Совета Министров СССР в 1955—1958 гг.; создателя советской водородной бомбы; первого советского космонавта; создателя ракетно-космических комплексов. ^ На конкретных примерах покажите сущность и пределы «оттепели» в духовной жизни после смерти Сталина. Какие события соответствовали приведенным ниже датам: 5 марта 1953 г.; 4 октября 1957 г.; 1 мая 1960 г.; 12 апреля 1961 г.; 14 октября 1964 г.? Укажите фамилии: автора романа «Доктор Живаго»; автора романа «Времена года»; президента Академии наук СССР в начале 60-х гг.; автора повести «Один день Ивана Денисовича»; министра культуры СССР в начале 60-х гг. ^ Опрос класса проводится путем коллективного заполнения таблицы «Основные события и итоги перестройки».
Контрольные вопросы и задания по теме. ^ Чем вы можете объяснить необходимость перестройки? Укажите даты следующих событий: провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития страны; начало антиалкогольной кампании; принятие первой программы экономических реформ; начало политической реформы; начало работы I Съезда народных депутатов СССР. Укажите фамилии политических и общественных деятелей: Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1984—1985 гг.; Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1985—1988 гг.; Председатель Совета Министров СССР в 1980—1985 гг.; министр иностранных дел СССР в 1985—1990 гг.; председатель Верховного Совета СССР в 1990—1991 гг. ^ В каком направлении эволюционировало экономическое реформирование СССР в годы перестройки? Чем вы можете это объяснить? Укажите даты следующих событий: провозглашение партийным руководством перехода к регулируемым рыночным отношениям; принятие закона о государственном предприятии; представление программы «500 дней»; создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий; начало вывода советских войск из Афганистана. Укажите фамилии политических и общественных деятелей: академик, заместитель Председателя Совета Министров СССР в 1989—1991 гг.; Председатель Совета Министров СССР в 1985—1990 гг.; премьер-министр СССР в 1991 г.; министр обороны СССР в 1987—1991 гг.; председатель КГБ СССР в 1988—1991 гг. ^ Что общего и в чем принципиальная разница между «новым политическим мышлением» и предыдущим внешнеполитическим курсом советского руководства? Укажите события, соответствующие датам: ноябрь 1985 г.; март 1986 г.; октябрь 1987 г.; июнь 1988 г.; август 1991 г. Укажите должности или общественное положение указанных ниже лиц в годы перестройки: А. Д. Сахаров; Б. Н. Ельцин; А. А. Громыко; А. И. Лукьянов; А. А. Бессмертных. ^ В качестве контрольных вопросов и заданий могут быть предложены следующие: Первый уровень. Чем вы можете объяснить нарастание центробежных тенденций в СССР в конце 80-х гг.? Укажите даты следующих событий: принятие Декларации о государственном суверенитете России; первые выборы Президента России; первые выборы в Государственную Думу; принятие Конституции России; провозглашение курса экономических реформ. Укажите фамилии политических деятелей: и.о. премьер-министра в 1992 г.; министр иностранных дел России в 1990—1995 гг.; Председатель Верховного Совета РСФСР в 1991—1993 гг.; председатель V Государственной Думы, Председатель VI Государственной Думы. ^ В чем вы видите причины противостояния ветвей власти в 1992—1993 гг. и каковы пути его преодоления? Укажите даты следующих событий: начало чековой приватизации; начало либерализации цен; начало чеченской войны; подписание союзного договора между Россией и Белоруссией; принятие Устава СНГ. Назовите фамилии политических деятелей: лидера ЛДПР; лидера КПРФ; лидера партии «Выбор России»; лидеpa предвыборного блока «Наш дом — Россия»; лидера предвыборного блока «Яблоко». Третий уровень. В чем вы видите преемственность внешнеполитического курса российского руководства в 1992—1997 гг. и «политики нового мышления»? Укажите события, соответствующие датам: 28 октября 1991 г.; 2 января 1992 г.; 21 сентября 1993 г.; декабрь 1994 г.; июнь — июль 1996 г. |
![]() | I. Вариант урока Вариант урока: проведение фронтального опроса по вопросам и заданиям, предложенным в учебнике на с. 111-112 | ![]() | Учитель: Белослудцева Екатерина Петровна Конспект урока Учитель сообщает новую тему: «Образ художественной культуры Японии. Отношение к красоте природы». Ребята приглашаются к карте (на... |
![]() | Как проводить беседу с родителями детей Участие в таких семинарах особенно важно для прорабатывания своего переноса и контрпереноса, что возможно только в ходе индивидуальных... | ![]() | Аннотация к уроку Интегрированный проводится в 11 классе в форме урока-мастерской. В ходе урока учащимся будет предложено найти нужную им информацию,... |
![]() | Россия нэповская Цели данного урока: дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения... | ![]() | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (5 класс) Автор: Дмитриев... Конкурс юных детективов. Учитель предлагает учащимся задание — по словесному портрету или описаниям одежды определить, о ком из богов... |
![]() | Тест. «Характеристика щелочных металлов» Вариант 1 Выберите правильный... Выберите вещество, с которым будет реагировать калий: а сера, б углекислый газ, в алюминий, г сода | ![]() | Классный час на тему: ««Обязанности школьника» Давайте выберем для урока девиз, под которым нам будет веселее что-то новое узнавать. (Предложения детей) |
![]() | «алтай, прекрасная моя родина…» Приобщаясь к стихам поэтов Алтая, знакомясь с высказываниями об Алтае известных людей, собрать в течение урока материал, который... | ![]() | Список вузов, которым в 2012 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. №2190-р утвержден список вузов, которым в 2012 году разрешается... |