1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту




Скачать 179,49 Kb.
Название1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту
Дата публикации07.04.2013
Размер179,49 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
10класс

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

Ранним утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной жаркой избы и как(будто) не на улице оказался а вышел в тихую (не)изъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще (не)обсохла от росы хотя блистáния рóсного когда висят на траве крупные седые капли уже (не)было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче и вот впереди сверкнула затуманен..ая река а за ней запереливались красками уходящие (в)(далекую)(даль) луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельн..чной плотины которая теперь была прорван..а. Вода обруш..валась на торчащ..й из прорван..ого тела плотины лозняк и падая дробилась о него так что по тихому мельн..чному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Н.. один рыболов н.. мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельн..чные омуты описывают..ся в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристан..ще рыб. (157 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)

З а д а н и я к тексту: 1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте; оправданы ли они здесь? Мотивируйте свой ответ; 2) определите значение слов омут и проулок, встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения; 3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение.

2. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) Ведь я почти для всех здесь пилигрúм угрюмый // Бог весть с какой далёкой стороны (С. Есенин. Русь советская);

2) — Дядя мой, господин Сипягин, брат моей матери, призрéл меня — я у него на хлебáх, он мой благодетель (И. Тургенев. Новь);

3) И Тéрек, прыгая, как львица // С косматой гривой на хребте, // \ревел, — и горный зверь и птица, // Кружась в лазурной высоте, // Глаголу вод его внимали (М. Лермонтов. Демон).

3. В Петровскую эпоху (конец XVII — первая четверть XVIII в.) в русский язык вошло слово шпиóн. Современные значения этого слова — «1. Тайный агент, занимающийся шпионажем. 2. Агент по сыску, слежке за кем-нибудь». В каком значении это слово изначально употреблялось в русском языке? 4. Укажите, каким устойчивым словосочетаниям соответствуют следующие определения: 1) Неодобр. Подгонять всех под один уровень; 2) Книжн. 1. Основание, фундамент чего-либо. 2. Основа, главная идея чего-либо; 3) Книжн. Серьёзная помеха, препятствие, затруднение, встречаемые при совершении чего-либо.

5. Проведите анализ морфемной структуры слов ýчасть, западня, повесть, неодолúмый с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

6. Восстановите пропущенный термин в предложении: «Понятие <…> является везде и проникает всюду, где складывается представление об индивидуальной или индивидуализированной системе средств выражения или изображения, выразительности или изобразительности, сопоставленной или противопоставленной другим однородным системам» (В.В. Виноградов). Дайте лингвистическое определение этого термина.

7. Что объединяет выделенные слова в приведенных ниже предложениях? Мотивируйте свой ответ.

1) «Твердо, веди, аз!» — слышалось со всех сторон… (А.П. Чехов. Три года); 2) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на … ижицу (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем); 3) — Аз, буки, веди; да ну же… — говорил сиплый голос, — аз, буки, веди, глаголь… да нет! глаголь, добро, есть! есть! (И.С. Тургенев. Чертопханов и Недопюскин).

8. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.

9. Впервые в особую часть речи категорию состояния выделил:

1) В.В. Виноградов

2) Л.В. Щерба

3) Д.Н. Овсянико-Куликовский

4) А.М. Пешковский.

Как отличить слово категории состояния от наречия? Покажите на примере.

10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

Живяше же Олга съ сыномъ своимъ Святославом, и учашет его мати креститися, и не брежаше того, ни въ уши внимаше, но аще кто хотяше волею креститися, не браняху, но ругахуся тому. «Невѣрнымъ бо вѣра крестьяньская уродьство есть»; «Не смыслиша бо, ни разумѣша въ тмѣ ходящии», и не видѣша славы Господня. «Одобелѣша бо сердца ихъ, и ушима бо тяшько слышати, очима видѣти». Рече бо Соломонъ: «Дѣла нечестивых далече от разума»: «Понеже звахъ вы, и не послушасте, и прострох словеса, и не разумѣсте, но отмѣтасте моя свѣты и моихъ же обличений не внимасте»; «Възненавидѣша бо премудрость, а страха Господня не изволиша, ни хотяху моихъ внимати свѣтъ, подражаху же моя обличения». Якоже бо Олга часто глаголаше: «Азъ, сыну, Бога познах и радуюся, аще и ты познаеши Бога, то радоватися начнеши».

З а д а н и е к тексту:

Определите значение и грамматическую форму выделенного слова в первом предложении текста.

11 класс

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

Долго ли скоро ли с переж..даниями в лесу то одного то другого дождя так(что) приходилось даже разводить теплинку что(бы) обсушит..ся миновав деревню Старый Двор да деревню Зайкино да деревню Куземино мы подходили к опушке леса когда увид..ли что (на)встречу нам из-за села р..сположен..ого кил..ометрах в двух от леса движет..ся бе(з,с)просветная чернильного цвета студенистая масса. За нею толпились тучи помельче но толпились они таким плотным строем что пересиж..вать приближающуюся баталию в лесу было(бы) опрометч..во. Значит задача состояла в том что(бы) успеть добежать до деревни. Разувшись мы пустились бегом по клёклой земле. Первые капли попали в нас на середине рас..тояния. Но дождь не обрушился стеной как этого можно было ож..дать он наб..рал силу постепенно и уверен..о. А когда удар..л он так что над землей появился дым — мелкая водян..ая пыль от р..здробившихся дождинок мы успели юркнуть в открытую дверь амбара. <…> В амбаре было пусто, пахло кострóй. Валялось тут сломан..ое окóсье, футляр от швейной машинки, рама от домашнего ткацкого станка, разбитая кадушка и несколько камней какие кладут на квашен..ую капусту. (169 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)

З а д а н и я к тексту: 1) найдите в тексте элемент сказочного зачина, а также другие средства стилизации под произведения устного народного творчества 2) найдите в тексте диалектные слова и объясните их значение 3) найдите в тексте олицетворение 4) найдите в тексте устойчивые словосочетания 5) объясните значение слова баталия во втором предложении текста

2. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) Увы, любовник молодой, // Поэт, задумчивый мечтатель, // Убит приятельской рукой! (А. Пушкин. Евгений Онегин); 2) Несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот уже вам будет, государевым ослушникам!» (А. Пушкин. Капитанская дочка).

3. Что объединяет выделенные слова в приведенных ниже предложениях? Мотивируйте свой ответ. Слово мыслете, встречающееся во втором примере, входит в состав устойчивого выражения писать (выписывать) мыслете. Объясните значение этого выражения.

1) Полтораста гостей сидели с внешней стороны поставленного покоем стола, — внутри возились шуты (А.Н. Толстой. Петр Первый); 2) — Черт знает, что за перья! — сердится Глеб Глебыч, выводя в большой книге и на маленьких листочках чудовищные мыслете и азы (А.П. Чехов. Сельские эскулапы); 3) — Я говорил матери, — хочу за границу послать человек пятьдесят стольников, кто поразумнее — учиться у вас же… Нам аз, буки, веди — вот с чего надо учиться (А.Н. Толстой. Петр Первый).

4. Укажите, каким устойчивым словосочетаниям (фразеологизмам) соответствуют определения: ^ 1) Неодобр. Судить о ком-, чём-либо лишь со своих личных позиций; 2) Шутл. Начать с увлечением говорить, рассуждать на излюбленную тему. Определите источник (происхождение) этих устойчивых словосочетаний.

5. Проведите анализ морфемной структуры слов учтúвый, корúца, охáпка, песéц с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

6. Данный жанр научного стиля предполагает «сжатую, краткую характеристику книги, сборника, статьи, её содержания и назначения». О каком жанре научного стиля идет речь? Напишите произведение данного жанра, имея в виду учебник русского языка, по которому вы сейчас учитесь.

7. Вы пишите научный доклад (готовите научное сообщение) по какой-либо теме. Цифрами обозначьте логическую схему научного произведения, которая отражает ступéни работы над научным исследованием:

— указание на объект исследования;

— выбор метода исследования;

— обоснование выбора темы;

— анализ полученных результатов;

— описание самого исследования;

— формулировка выводов.

8. Известный русский судéбный деятель П. Сергеич писал: «Слово — это великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать

предателем». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.

9. Термин фразеологическое выражение в научный оборот ввел:

1) В.В. Виноградов

2) Б.А. Ларин

3) Н.М. Шанский

4) М.И. Михельсон

Дайте определение термина фразеологическое выражение и проиллюстрируйте его примером.

10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

И посла къ деревляном, ркущи сице: «Се уже иду к вамъ, да пристройте меды мьногы у города, идеже убисте мужа моего, да поплачюся надъ гробомъ его, и створю трызну мужю моему». Они же, слышавше, свезоша меды многы зѣло. Олга же, поемши мало дружинѣ и легъко идущи, приде къ гробу его и плакася по мужи своемъ. И повелѣ людем съсути могилу велику, и, яко съспоша, повелѣ трызну творити. Посем сѣдоша деревлянѣ пити, и повелѣ Олга отроком своимъ служити передъ ними. И ркоша деревляне къ Олзѣ: «Кдѣ суть друзѣ наши, ихъже послахомъ по тя?» Она же рече: «Идуть по мнѣ съ дружиною мужа моего». И яко упишася деревляне, повелѣ отрокомъ своим пити на ня, а сама отиде прочь и потомъ повелѣ отроком сѣчи я, и исъсѣкоша ихъ 5000. А Ольга възвратися къ Киеву и пристрои воя на прокъ ихъ.

З а д а н и е к тексту:

Определите значение и грамматическую форму выделенного слова.

Ключи

1Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы и как будто не на улице оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще не обсохла от росы, хотя блистáния рóсного, когда висят на траве крупные седые капли, уже не было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче, и вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливáлись красками уходящие в далекую даль луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины, которая теперь была прорвана. Вода обрушивалась на торчащий из прорванного тела плотины лозняк и, падая, дробилась о него так, что по тихому мельничному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Ни один рыболов не мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельничные омуты описываются в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристанище рыб.

Оценка: 5 баллов( 0+ 0; 0+1)

4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

З а д а н и я к тексту:

1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте: По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины…такой повтор (тавтология) оправдан, так как автор показывает нам осторожность, неторопливость своего передвижения по берегу реки; в далекую даль — такое сочетание часто встречается в произведениях устного народного творчества и имеет значение «очень далеко» (Возможны другие комментарии) ( 2 балла)

2) определите значение слов омут и проулок, встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения: Óмут — «1) водоворот на реке, образуемый встречным течением; 2) глубокая яма на дне реки или озера»1 (1 балл); проýлок — «переулок, маленькая узкая улица (просторечное)»(1 балл).

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение: тихий омут(1 балл) неодобрительное — о человеке скромном, спокойном, но способном обмануть это первое впечатление(1 балл). Выражение возникло в результате расщепления пословицы В тихом омуте черти водятся (1 балл).

Всего 12 баллов

2. 1) пилигрúм книжное, устаревшее: «странник, путник» - 2 балла

2) призрéть — устаревшее: «дать приют и пропитание» - 3 балла

3) глагол — торжественное, устаревшее: «речь, слово» – 2 балла

Всего 7 баллов

3.

Первоначально слово шпион означало «разведчик, следопыт…»(3 балла) и не имело негативной стилистической окраски(1 балл). Сравним название романа Ф. Купера «Шпион». (пример, свой – 1 балл)

Всего5 баллов

4. 1) Неодобр. Подгонять всех под один уровень — «стричь (всех) под одну гребёнку»;

2) Книжн. 1. Основание, фундамент чего-либо. 2. Основа, главная идея чего-либо. «Краеугольный камень».

3) Книжн. Серьёзная помеха, препятствие, затруднение, встречаемые при совершении чего-либо — «камень преткновéния».

^ По 2 балла за каждый верный фразеологизм

Всего 6 баллов

5.

Современное
членение

Историческое членение

участь-

у-часть-. Префиксальное производное от часть «доля». Ср. доля, удел в значении «судьба» (часть, выделенная Всевышним). Исходное значение — «часть, доля».

западн-я

за-пад-н-я. Суффиксально-префиксальное производное от падать. Первоначально — «яма» (для ловли хищных зверей), затем — «ловушка для противника».

повесть-

по-вес-ть. Суффиксальное производное (суффикс -ть, ср. весть) от povĕdĕti — «рассказать», префиксального образования от vĕdĕti. Ср. ведать, свидетель. Повесть буквально — «рассказ».

не-одол-им-ый

не-о-дол-им-ый. Корень тот же, что в словах доля, делить.

По 1 баллу за каждое слово

По 2 балла за каждое слово + по 1 дополнительному баллу за объяснение

^ Всего 16 баллов

6. «Понятие стúля является везде и проникает всюду…». Стиль — 1) разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения; 2) совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, произведения, жанра; 3) отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски; 4) построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса.

ПРИМЕЧАНИЕ: при определении термина стиль учащимся достаточно объяснить его общее значение.

^ Всего 5 баллов

7. Все выделенные слова — названия букв в старом русском алфавите: ( 2 балла)

1) «Твердо, веди, аз!» — слышалось со всех сторон…

Твердо — название буквы «т» в старом русском алфавите; (1 балл)

2) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на … ижицу.

Ижица — название последней буквы в старом русском алфавите, обозначавшей звук [и]; (1 балл)

3) — Аз, буки, веди; да ну же… — говорил сиплый голос, — аз, буки, веди, глаголь… да нет! глаголь, добро, есть! есть!

Веди — старое название буквы «в» - 1 балл

Глаголь — старое название буквы «г» -1 балл

Добро — старое название буквы «д»- 1балл

Есть — старое название буквы «е» - 1 балл

Всего 8 баллов

8. Оценка зависит от умения учащегося четко выражать свою позицию и создавать сочинение заданного типа речи.

^ Содержание - до 16 баллов

Грамотность: Оценка: 5 баллов( 0+ 0; 0+1)

4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

Всего 21 балл

9. 2) Лев Владимирович Щерба (статья «О частях речи в русском языке», 1928 год). – ^ 10 баллов, до 2-х поощрительных баллов за биографические подробности или научные достижения

Слова категории состояния выражают состояние (душевное, психическое, физическое и т.д.) ( 1 балл) человека(1 балл), окружающей среды(1 балл), оценку действий(1 балл) и являются главным членом безличного предложения(1 балл). Например: Скучно, страшно, замирает все вокруг (Ф. Сологуб). Если есть примеры -1 балл

Всего за задание 18 баллов

10. Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума»; «Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; «Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои». Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться».

10 баллов

З а д а н и е к тексту:

Живяше — «жила»( 1 балл)- глагол( 1балл) — форма 3-го лица(1 балл) единственного числа(1 балл) прошедшего времени (1 балл)от глагола «жити» («жить»)(1 балл).

Всего 16 баллов

Ключи

1. Долго ли, скоро ли, с пережиданиями в лесу то одного, то другого дождя, так что приходилось даже разводить теплинку, чтобы обсушиться, миновав деревню Старый Двор, да деревню Зайкино, да деревню Куземино, мы подходили к опушке леса, когда увидели, что навстречу нам, из-за села, расположенного километрах в двух от леса, движется беспросветная, чернильного цвета студенистая масса. За нею толпились тучи помельче, но толпились они таким плотным строем, что пересиживать приближающуюся баталию в лесу было бы опрометчиво. Значит, задача состояла в том, чтобы успеть добежать до деревни. Разувшись, мы пустились бегом по клёклой земле. Первые капли попали в нас на середине расстояния. Но дождь не обрушился стеной, как этого можно было ожидать, он набирал силу постепенно и уверенно. А когда ударил он так, что над землей появился дым — мелкая водяная пыль от раздробившихся дождинок, мы успели юркнуть в открытую дверь амбара. <…> В амбаре было пусто, пахло кострóй. Валялось тут сломанное окосье, футляр от швейной машинки, рама от домашнего ткацкого станка, разбитая кадушка и несколько камней, какие кладут на квашеную капусту.

Оценка: 5 баллов( 0+ 0; 0+1)

4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

З а д а н и я к тексту:

1) найдите в тексте элемент сказочного зачина: ^ Долго ли, скоро ли(1 балл), а также другие средства стилизации под произведения устного народного творчества: да деревню Зайкино, да деревню Куземино (1 балл)

2) найдите в тексте диалектные слова и объясните их значение: теплúнка(1 балл) — «костёр»( 1 балл), клёклый(1 балл) — «ссохшийся, покрывшийся плотной коркой»(1 балл), кострá( 1 балл) — «одревесневшие части стеблей льна, конопли и т.д., получаемые при их первичной обработке (мягчении, трепании)2»(1 балл), окóсье(1 балл) — «рукоятка косы»(1 балл), кадýшка( 1 балл) — «бондарное изделие, практически, то же, что бочка, но которая может находиться только в стоячем положении (в отличие от бочки)3 ( 1 балл). 3) найдите в тексте олицетворение: толпились тучи - 1 балл

4) найдите в тексте устойчивые словосочетания: долго ли, скоро ли; обрушился стеной; набирал силу - 3 балла

5) объясните значение слова баталия во втором предложении текста: баталия — «битва, сражение»( 1 балл). Здесь: в переносном значении — ливень, гроза(1 балл).

Всего 23 балла

2. 1) любовник — устаревшее: «влюбленный человек; возлюбленный» - 2 балла

2) кушáк — «пояс, обычно широкий, матерчатый» - 2 балла; ослýшник — устаревшее: «тот, кто поступает своевольно, не подчиняется чьему-либо приказу, требованию» - 2 балла.

Всего 6 баллов

3. Все выделенные слова являются названиями букв старого русского алфавита( ^ 2 балла): покой — «п»( 1 балл), мыслете — «м»(1 балл), аз, буки, веди — «а», «б», «в»- (1 балл). Писать (выписывать) мыслете — устаревшее: «Идти нетвёрдым шагом, зигзагами»( 4 балла – 3балла за указание значения + 1 балл за объяснение).

^ Всего 9 баллов

4. 1) Неодобр. Судить о ком-, чём-либо лишь со своих личных позиций. // «Смотреть со своей колокóльни»( 2 балла). Выражение связано с использованием колокóлен в русских сёлах. Поскольку она была самым высоким строением, то служила в старину наблюдательным и сторожевым пунктом. С колокольни можно было заметить пожар или приближение врагов. Но с колокольни можно увидеть не так уж и далеко, поэтому выражение характеризует отрицательно человека с узким кругозором(2 балла). 2) Шутл. Начать с увлечением говорить, рассуждать на излюбленную тему. // «Оседлать своего любимого конькá; сесть на (своего) любимого конькá»(2 балла). Выражение, возможно, связано с оборотом оседлать Пегаса, т.е. «стать поэтом, начать писáть стихи»(2 балла).

Всего 8 баллов

5.
Современное членение
Историческое членение

учтив-ый

у-чт-ив-ый. Суффиксальное производное (ср. ретивый, красивый) от той же основы, что учьтъ (> учёт) «отчёт». Учтивый буквально — «дающий себе отчёт в своих поступках». Сравним также: чтить, почесть.

кориц-а

кор-иц-а. В современном значении «пряность» слово произошло из кóрица — «корка», суффиксального производного от корá.

охапк-а

о-хап-к-а. Суффиксальное производное от охáпить «обхватить». Ср. хáпать.

песец-

пес-ец-ь(ъ). Суффиксальное производное (суффикс -ьць- > -ец-) от пьсъ «собака». Ср. пёс.

По 1 баллу за слово

По 2 балла за слово + по 1 дополнительному баллу за комментарий

Всего 16 баллов

6. Жанр научного стиля, предполагающий «сжатую, краткую характеристику книги, сборника, статьи, её содержания и назначения», — аннотация( 2 балла).

^ Содержание - до 5 баллов

Грамотность: 3 балла( 0+ 0; 0+1)

2 балла (1+0; 1+1; 2+0)

1 балл ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

Всего 10 баллов

7. 2 — указание на объект исследования;

3 — выбор метода исследования;

1 — обоснование выбора темы;

5 — анализ полученных результатов;

4 — описание самого исследования;

6 — формулировка выводов.

^ По 1 баллу за выбор верного пункта в последовательности

Всего 6 баллов

8. Оценка зависит от умения учащегося четко выражать свою позицию и создавать сочинение заданного типа речи.

^ Содержание - до 16 баллов

Грамотность: Оценка: 5 баллов( 0+ 0; 0+1)

4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла ( 3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

Всего 21 балл

9. 3) Николай Максимович Шанский - ^ 10 баллов, до 2-х поощрительных баллов за биографические подробности или научные достижения Фразеологическое выражение — устойчивый в своём составе оборот, семантически делимый и состоящий полностью из слов со свободными значениями(1 балл), но в процессе общения воспроизводимый как готовая речевая единица(1 балл). К фразеологическим выражениям относятся поговорки и пословицы(1 балл), носящие характер óбразной типизации, разного рода изречения, крылатые слова(1 балл), а также устойчивые сочетания, выполняющие номинативную функцию. Например: Любви все возрасты покорны (А.С. Пушкин); Счастливые часов не наблюдают (А.С. Грибоедов) и т. п. (пример -1 балл)

Всего 17 баллов

10. И послала Ольга к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все. И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой?». Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.
10 баллов

З а д а н и е к тексту:

Суть — глагол(1 балл) «быть»( 1 балл) в форме 3-го лица(1 балл) множественного числа(1 балл) настоящего времени( 1 балл).

Всего 15 баллов

1 Указание хотя бы одного из значений слова следует считать правильным ответом.

2 Учащиеся не могут знать значения этого слова, поэтому достаточно будет, если они скажут, что это слово диалектное.

3 Если учащийся определит значение слова как «бочка», то этот ответ следует считать верным.


Похожие:

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconЗадания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к...
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconПерепишите предложение, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки...
Задание Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconКонтрольная работа № Тема: Комплексный анализ текста
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания в предложениях
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconКонтрольная работа № Тема: Комплексный анализ текста
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания в предложениях
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconОлимпиада по русскому языку для 5 класса
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconРусский язык и литература
Спишите, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту icon3. Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки. Выполните...
Рабочей группы Минобрнауки РФ по экспертизе лингвистических словарей, грамматик и справочников
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconРасставьте недостающие знаки препинания. Определите ти 1 пы придаточных...
Расставьте недостающие знаки препинания. Определите ти-1 пы придаточных предложений, составьте схемы сложноподчинённых предложений...
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconРасставьте знаки препинания. Как связаны между собой предложения с 3-го по 10-е?
Расставьте знаки препинания. Как связаны между собой предложения с 3-го по 10-е? Какие средства синтаксической выразительности использовал...
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту iconПерепишите предложения, расставляя, где это необходимо, дефисы и знаки препинания

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница