Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом»




Скачать 111,39 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом»
Дата публикации07.04.2013
Размер111,39 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Литература > Программа


МОУ «ГИМНАЗИЯ №4» г. Брянска
Рассмотрено на МО Утверждено на АМС

«__»_________2011 «___»___________2011

Руководитель МО Директор гимназии

_________/______________ ________/Виноградова Н.М.

Программа

элективного курса

по русскому языку

для учащихся 8-11 классов
Название курса

«Пером и словом»

(Школа юного журналиста)


Программа: Грачева Е.А., учитель МОУ «Гимназия №4», русский язык
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996., Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»

^ Преподаватель курса - Грачева Е.А.

Пояснительная записка
В современном обществе умение четко говорить, внятно излагать устно и письменно свои мысли, с легкостью налаживать контакты и уверенно вести дискуссию нужно всем, кому необходимо общаться с людьми. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов письменной и устной речи. Приобретенные в ходе обучения умения помогут учащемуся в учебе и в дальнейшей жизни.

^ Школа Юного Журналиста - уникальная творческая лаборатория, в которой школьник получает не только глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и навыки, но и возможность для самореализации, что, несомненно, является не менее ценным для всестороннего развития личности.

^ Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения, а также позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку.

Ценность курса заключается в том, что программа «Школа юного журналиста» реализуется на базе школьной газеты и ориентирована на учащихся 8-11 классов.
^ Цель курса:

Обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Задачи курса:

  • развитие связной монологической и диалогической (письменной и устной) речи;

  • развитие коммуникативных навыков у школьников;

  • расширение и активизация словарного запаса;

  • организация образовательного пространства для творческой и социальной самореализации учащихся;

  • развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

  • формирование представлений о профессиональных журналистских качествах и навыков.


^ Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, свободная творческая дискуссия, круглые столы, групповое проектирование, встречи, пресс-конференции, мастер-классы, творческие студии
Курс рассчитан на ^ 68 часа. Режим занятий - два раза в неделю.
Результаты обучения:

Умения и навыки: поиск информации; интервьюирование; создание заметки, репортажа, интервью, статьи; анализ  текста; редактирование; первичные  навыки создания печатной продукции; умение оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать.

^ Содержание программы курса «Пером и словом»

(Школа юного журналиста)


  1. Основы журналистики (10)


Виды средств массовой информации. Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ. Журналист. Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Психология журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория. Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее. Виды средств массовой информации.


  1. ^ Жанры журналистики (20)


Разнообразие жанров журналистики, их сфера применения и характеристика. Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, колонка, рецензия, статья. Информационные жанры журналистики: заметка, репортаж, отчет, интервью. Художественно-публицистические жанры журналистики: эссе, фельетон, очерк. Индивидуальный стиль журналиста.


  1. Язык СМИ (18)


Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Языковые средства. Стили. Публицистический стиль как ведущий стиль в журналистике. Понятие нормы. Устные выступления. Дикция. Пресс-конференция. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок. Комплексный анализ журналистского текста.


  1. ^ Издательское дело (20)


Объекты печатного издания. Виды печатных изданий. Отличительные признаки. Структура печатного издания. Рубрики. История появления газеты. Газета как средство массовой информации. Газета – периодическое издание. Структура газеты. Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. История школьной газеты. Сущность и задачи школьного издательства. Фотожурналистика.


^ Учебно-тематический план



п/п


Кол-во часов

Тема

Основы журналистики (9)



1

Виды средств массовой информации. Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ. Терминология журналистики (составление словаря основных понятий)



2

Журналист. Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Знакомство с законом РФ о средствах массовой информации.



1

Семинар-дискуссия. Разрабатываем кодекса чести журналиста



2

Психология журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория.

Подготовка устного выступления (цель: презентовать школьную газету учащимся гимназии)



1

Тренинг «Безграничная сила слова»



1

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.



1

Виды средств массовой информации.

Жанры журналистики (25)



1

Разнообразие жанров журналистики, их сфера применения и характеристика.



4

Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, колонка, рецензия, статья. Жанровые признаки



2

Творческая студия: №1«Ведение колонки в газете»; №2 «Пишем рецензию»



4

Информационные жанры журналистики: заметка, репортаж, отчет, интервью. Лабораторная работа «Узнай жанр»



2

Образовательное путешествие «Здравствуйте. Я корреспондент школьный газеты…»



2

Творческая студия: №1 «Репортаж: событие как переживание»; №2 «Искусство брать интервью»



3

Художественно-публицистические жанры журналистики: эссе, фельетон, очерк.



2

Творческая студия: №1 «Эссе на свободную тему»; «Фельетон: не переходя ЗА границы»



1

Индивидуальный стиль журналиста.



2

Образовательное путешествия в редакцию местной газеты



2

Групповой проект «Срочно в номер!»

Язык СМИ (17)



1

Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста.



2

Стили. Публицистический стиль как ведущий стиль в журналистике. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи.



1

Творческая мастерская «Искусство публицистики»



2

Языковые средства. Экология речи. Речевой Этикет. Речь СМИ.



2

Реализация в публицистике стилистических норм русского языка

Языковая и стилистическая норма в языке СМИ.



1

Мастер-класс «Советует мастера»



1

Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.



2

Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок.



1

Практическое занятие «Правим текст»



1

Устные выступления. Дикция. Пресс-конференция.



1

Свободная творческая дискуссия



2

Групповой проект «Срочно в номер»

^ Издательское дело (17)



1

Объекты печатного издания. Виды печатных изданий. Отличительные признаки. Структура печатного издания. Рубрики.



2

Образовательное путешествие



2

История появления газеты. Газета как средство массовой информации. Газета – периодическое издание. Структура газеты.



2

Творческая мастерская



3

Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. История школьной газеты. Сущность и задачи школьного издательства.



2

Групповой проект «Какой может быть школьная газета»



1

Фотожурналистика. Комментарии к фото.



4

Итоговый групповой проект «Школьная газета» (подготовка и верстка номера)

Литература:


  1. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.

  2. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

  3. Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. - Ростов н/Д., 1999.

  4. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001.

  5. Сметанина С. И. Литературное редактирование. - СПб., 2003.

  6. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2002.

  7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи

  8. Нормы русского литературного языка (под ред. О. В. Загоровской) М., Просвещение, 2006

  9. Альманах «Журналистика и культура речи»





Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика в курсе русского языка» для 10-11 классов составлена на основе...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПрограмма элективного курса для 11 классов Название курса: «Проектная...
Мбоу «Городищенская средняя общеобразовательная школа №1 Городищенского района Волгоградской области»
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Шаги к журналистике»
Курс «Шаги к журналистике» рекомендуется для учащихся старших классов, которые интересуются языком, литературой, не равнодушны к...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПрограмма предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса:...
Программа предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса: предметно -ориентированный
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПрограмма элективного курса по экономике
Программа курса предназначена для ознакомления учащихся 7-х классов с основами экономики
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного...
Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Анализ текста»
В связи с этим мною был разработан элективный курс «Анализ текста». Данный курс рассчитан на учащихся 9-11 классов. Он способствует...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов Название курса «Пером и словом» iconПрограмма элективного курса по французскому языку
Целью курса является развитие коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница