Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области»




Скачать 26.03 Kb.
НазваниеУрок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области»
Дата публикации31.03.2013
Размер26.03 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок русского языка.

На тему рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Учитель МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»

Каковкина Евдокия Петровна.

Цель урока: кратко познакомить учеников с творчеством Ю. Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; учиться анализировать сложные жизненные ситуации.

Методические приёмы: рассказ читателя, выразительное чтение, составление плана, беседа по вопросам, различные виды пересказа.

Оборудование урока: выставка различных изданий книг Ю. Казакова («Голубое и зелёное», «Арктур – гончий пёс», «Во сне ты горько плакал» и др.); портрет писателя.

^ Литература к уроку: Кузмичёв Ю. Юрий Казаков. – Л., 1986.

Ход урока

  1. Слово учителя

Юрий Павлович Казаков довольно поздно стал задумываться о том, чтобы посвятить себя литературному труду. Но первые же рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре» и др.

Послушаем, что сам писатель рассказывает о себе.

  1. ^ Чтение статьи учебника «Ю. П. Казаков»

Комментарий учителя:

Как правило, в основе рассказов Казакова лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе «Тихое утро». Вы прочитали его дома. Теперь прочитаем рассказ ещё раз, внимательно, не спеша и составим план.

  1. Выразительное чтение рассказа по ролям

  2. Составление плана рассказа

План может быть обычным или цитатным:

  1. Ранним утром: «Когда проснулся Яшка».

  2. Яшка будит Володю: «Но для Яшки вся прелесть утра была уже отравлена».

  3. По дороге на рыбалку: « Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице».

  4. Примирение: «Володе стало необыкновенно весело…»

  5. Мрачный омут: «В этой бочаге у нас никто не купается…»

  6. Ловля рыбы: «Ле-ещ!»

  7. Володя упал в воду: «Тонет! – с ужасом подумал Яшка. – Утягивает!»

  8. Володю надо спасать: «Яшка… прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку».

  9. Яшка испугался, что Володя утопит его: «Это он, Яшка, ударил, утопил его…»

  10. Спасение Володи: «Яшка… тяжело вылез сам и вытащил Володю».

  11. Володя очнулся: «Никого сейчас не любил Яшка больше Володи…»

  1. Беседа по рассказу

Ответим на вопросы учебника (стр. 201 – 202).

Дополнительные вопросы:

  • Каковы взаимоотношения мальчиков в начале рассказа?

  • Почему робеет Володя?

  • С помощью каких средств передаёт автор напряжённость ситуаций в эпизоде (от слов: «И только ухватившись рукой за прибрежную осоку, он опомнился и посмотрел назад» до слов: «… и это он, Яшка, утопил его… »)?

  1. Характеристика героев

  • Сравним, как просыпается каждый из мальчиков, как выглядит каждый из них.

  • Сопоставим поступки героев, их рассказы по дороге на рыбалку.

  • Как мальчики ведут себя на рыбалке?

  • Почему и Яшка, и Володя заплакали, когда беда уже миновала?

  • Как проявляются лучшие черты характера в каждом из мальчиков?

  • Что общего вы видите в характере мальчиков?

  • В чём трудность ситуации, в которой оказались мальчики?

  • Доводилось ли вам попадать в сложные ситуации? Как и с чьей помощью вам удалось выйти из них?

  1. Пересказ текста

Перескажем несколько наиболее интересных, с вашей точки зрения, эпизодов по составленному плану. Заранее оговорим вид пересказа: краткий, развёрнутый, близко к тексту, от другого лица.

  1. ^ Итог урока

Прочитайте статью учебника: «Писатели и критики о рассказах Ю. Казакова» (стр. 187 – 188), «Из рассказа Ю. Казакова «О мужестве писателя» (стр. 202 – 203).

Познакомимся с высказыванием критика Г. Семёнова из предисловия к книге Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс»: «Редко пользуясь диалектом, Юрий Павлович умел создавать атмосферу северного села, северного говора, умел сотворить чудо из обычных общеупотребительных слов, какими общаемся мы все друг с другом. В чем дело? Я думаю, опять-таки в таланте…»

  • Каким представляется вам автор? В чём заключается его талант?

Похожие:

Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconТихое утро” Проблематика рассказа Ю. Казакова
...
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconИдеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconРассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели
Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconДоклад директора моу «сош №2 г. Калининска саратовской области»
Публичный доклад директора моу «сош №2 г. Калининска саратовской области» миронова игоря викторовича за 2010/2011 учебный год
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconИскалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский...
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconУрок литературы и права в 8 классе на тему: «Правовой аспект рассказа...
Данилина И. Ю., учитель русского языка и литературы лицея №24 города Ельца Липецкой области
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconАгеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы моу...
Агеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «сош №120» г. Омска
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconУчитель русского языка и литературы мкоу гришевской сош подгоренского...
Цели урока: закрепить и систематизировать знания о спп на примерах из произведений А. С. Пушкина
Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» Учитель моу «сош №2 г. Калининска Саратовской области» iconУчитель русского языка и литературы моу сош №13 Ануфриева Светлана...
Тема: Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница