Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение
страница1/6
Дата публикации27.06.2013
Размер0,77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
pochit.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДПП.Ф.10 Литературоведение

(УД-04.13-002)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01

Составитель: к.ф.н., профессор О.А. Москвина

Уссурийск, 2008

^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………..…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….


а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ……………………….….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине …………………..…..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………..……

1. АННОТАЦИЯ
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного отделения в первом и девятом семестрах и студентами заочного отделения в период установочной сессии и в восьмом семестре.

Установленный объем составляет 158 часов.

Основой методического комплекса является учебная программа, где определяются основные направления лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы. В лекциях даются основы теоретических знаний для изучения видов литературных явлений: литературное творчество, литературное произведение, литературный процесс. Практические занятия и выполнение самостоятельной работы ставит целью формирование навыков анализа художественного произведения.

Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, а также методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям (тема, цель, план, комментарий к вопросам, литература для подготовки ответов).

Прилагаются раздаточный материал, используемый как во время изучения дисциплины, так и на этап проверки полученных студентами знаний.

^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
ДПП.Ф.10 Литературоведение 158

Введение в литературоведение

Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий. Тропы. Проблемы стиховедения. Текстология. Понятие о методе, жанре, стиле.

^ Теория литературы

Литературоведческие школы. Функции литературы. Специфика образности в искусстве слова. Художественность и ее критерии. Литературное произведение: категории содержания и формы, принципы анализа. Теория жанра. Родовидовая специфика художественной литературы: эпос, лирика, драма. Категории литературного процесса: художественный метод, литературное направление, литературное течение.

Художественный стиль. Проблемы поэтики.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы




^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.10 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

(УД-04.13-002)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01

Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина

Уссурийск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка .......................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .......................................................................................

а) для очной формы обучения ...........................................................................................

б) для заочной формы обучения ........................................................................................

3. Содержание учебного материала .......................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .......................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ..................................................................

а) рубежный (текущий) контроль ......................................................................................

б) итоговый контроль .........................................................................................................

6. Список литературы ..............................................................................................................

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Литературоведение» является дисциплиной стандарта, изучается в I и IX семестрах очного обучения и в период установочной сессии и VIII семестре заочного обучения. Литературоведение имеет целью дать основы теоретических знаний, способствовать пониманию специфики литературы как вида искусства и формы общественного сознания. В связи с этим большое внимание уделяется понятиям «художественность», «образность».

В курсе рассматриваются основные разделы литературоведения, так называемые вспомогательные дисциплины; устанавливается связь с лингвистикой, историей, философией и другими науками.

Важное место занимает вопрос о возникающих на разных этапах развития литературоведения методах изучения литературы. Подходы к постижению художественной словесности основываются на системном анализе.

Настоящий курс ставит задачу объяснить и продемонстрировать взаимонеобходимость и диалектическую взаимосвязь двух основополагающих принципов: историко-описательного (выдвигающего идею историзма) и структурно-типологического (опирающегося на идею целостности литературного произведения). Такой методологический аспект обнаруживает для специалиста-словесника возможность и необходимость сознательного и последовательного выбора позиции и путей анализа художественного текста.

Лекционный курс и планирование практический занятий подчиняются принципу, положенному в основу распределения материала в учебнике «Теория литературы» под ред. Н.Д. Тамарченко, а именно: вначале произведение рассматривается как явление искусства, уточняется специфика словесного образа (в соотношении с другими видами искусства).

Затем изучаются состав и структура литературного произведения: художественный мир; способы организации текста; соотношение автора и героя. Наконец – осмысляются типологические свойства: род, жанр, стиль. Рассматриваются основные закономерности литературного процесса и возникающие на его протяжении общности: литературные направления, течения, школы.

Основы литературоведческих знаний студенты получают в первом семестре, в начале обучения. Знакомство с теоретическими понятиями на этом этапе определяется возможностями и уровнем подготовки первокурсника.

При дальнейшем изучении теоретических дисциплин соблюдается принцип преемственности: полученные первоначально сведения корректируются, круг их расширяется; углубляются знания: об эстетической природе художественного образа, о способах выражения авторского начала в художественном тексте, который исследуется в трех аспектах: единство, целостность, диалогичность. Литературные типологии – род, жанр, стиль – осмысляются в связи с принципами анализа произведения, определяется сам предмет анализа.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
а) для очной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ I курс 1 семестр

38

18

20

0

40

78


1.

Введение. Литература как вид искусства. Предмет, объект и адресат литературы. Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий.

4

2

2

-

6

10

2.

Литературное произведение как целостное единство. Произведение как текст. Художественный образ как форма выражения содержания.

6

2

4

-

6

12

3.

Сюжет как художественное воплощение событий. Фабула.

4

2

2

-

4

8

4.

Композиция как условие создания единства художественного текста.

6

2

4

-

6

12

5.

Язык художественного произведения. Поэтический словарь, способы организации выразительной речи. Тропы. Стилистические фигуры.

6

2

4

-

6

12

6.

Проблемы стиховедения. Ритм и метр. Рифма. Строфа.

8

4

4

-

6

14

7.

Понятие о литературных типологиях: род, жанр, стиль, метод. Закономерности литературного развития.

4

4

-

-

6

10




^ Итого за 1 семестр:

38

18

20

0

40

78




V курс 9 семестр

40

18

22

0

40

80

1.

Литература и ее теория. Методы изучения литературы. Литературоведческие школы. Принципы анализа литературного произведения

6

2

4

-

6

12

2.

Литература как вид словесной деятельности: автор и его «присутствие» в произведении. Функции литературы.

6

2

4

-

6

12

3.

Структура произведения: «рассказанное» событие и «событие рассказывания».

6

2

4

-

6

12

4.

Литературный род как способ организации времени и пространства с соответствующей речевой структурой.

6

2

4

-

6

12

5.

Теория жанра. Жанровая сущность произведения. Принципы жанровой классификации.



8

4

4

-

6

14

6.

Стиль как свойство структуры произведения и как выражение единой творческой установки.

6

4

2

-

6

12

7.

Стадиальность литературного развития. Категории литературного процесса.

2

2

-

-

4

6




^ Итого за 9 семестр:

40

18

22

0

40

80




Итого по дисциплине:

78

36

42

0

80

158
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия...
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Русская поэзия второй половины ХХ века». Курс изучается студентами...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература...
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Уголовного права, процесса и криминалистики»
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской...
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста
Занятия предусматривают практическую работу установленной направленности со словесным произведением. Контрольный раздел выявляет...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени
Учебно-методический комплекс по «Новейшему времени (часть I)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История Новейшего времени (послевоенный период)
Учебно-методический комплекс по «Новейшему времени (часть II)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность»...
Введение в специальность: учебно-методический комплекс / сост.: А. И. Потапов, В. Е. Махов, Ю. А. Аруцов. –СПб.: Изд-во сзту, 2008....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница