Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси»




Скачать 77.86 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси»
Дата публикации07.04.2013
Размер77.86 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Во времена Древней Руси».

Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» (музыка: Птичкин Е., слова: Шаферан И., в исп. Е. Шавриной), карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком

Ход урока.

^ I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».

– Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)

– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:

1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)

2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)

3. Сплочённость племени. (Пересказ.)

4. Дома древних славян.

5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)

– Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)

– Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)

– Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)

– Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.

^ Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)

– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)

– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)

^ Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

– Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)

– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)

^ Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».

– А что же такое «Русь»? (Государство.)

– Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)

– Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.)

^ Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.

Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)

^ 2. Работа над новым материалом.

У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…

– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.

^ Читает ученик (карточка на каждом столе):

– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)

– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)

– Начнём работу с карты «Древняя Русь». ^ Рассмотрите карту на с. 41.

– Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)

– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)

^ Вывешиваю карточку «защита от кочевников».

– А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)

– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)

– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)

– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)

– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».

– А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)

– Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). ^ Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)

Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».

– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)

^ Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)

– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)

– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)

– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)

^ Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)

– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)

– Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.

– Как же назвали новое государство? (Русь.)

^ Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».

– Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!

– Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.

^ Вывешивается карточка «Киев».

– Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.

– Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.

Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)

^ Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.

– А как же назвали народ? (Русским.)

– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)

– Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)

^ Схема «родословная князей Древней Руси».

– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)

– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)

– Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)

– Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.

– А что давало принятие христианства на Руси? (…)

– Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.

- На с. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты. (…)

• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:

  • Распространение грамотности, просвещения

  • Развитие искусства и ремёсел

  • Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего

  • Укрепление связей с другими государствами.

– В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)

– В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)

Вывешиваю табличку: 988 г.

^ IV. Итог урока.

– Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)

– Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)

– О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?

V. Д/з

– Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. Картинки Жизнь древних славян

http://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85+%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD&hl=ru&newwindow=1&rlz=1R2ADFA_ruRU417&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=U7foTvLkLofUsgbM1fC-Bw&sqi=2&ved=0CCoQsAQ&biw=936&bih=441

  1. История государства российского 15 серия Крещение Руси Видеоролик

http://smotri.com/video/view/?id=v1355356dbbf

  1. История государства российского 17 серия Торговля в Киевской Руси Видеоролик

http://smotri.com/video/view/?id=v1355475c4e5

  1. Скачать Екатерина Шаврина Гляжу в озёра синие

http://kolibaba.com.ua/index.php?name=Music&op=view_music&lid=25875

  1. Электронная энциклопедия истории Быт древних славян http://www.galla.su/slav/sla2.php

  2. Восточные славяне и Киевская Русь http://his95.narod.ru/w1.htm

  3. Крещение Руси http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/200.html



Похожие:

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок окружающего мира Тема: «Как называли нашу Родину в разные времена»
Цели: проследить,как изменялось наше государство от Древней Руси до Российской Федерации, развивать умение делать выводы, обобщать,...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси»
Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок окружающего мира в 4-м классе по теме "Трудные времена на русской земле"
Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век»
Открытый урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России»
Сегодня на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жили бы собака и кошка. У многих из вас собаки и кошки живут...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема
Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: Равнины и горы России
Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема:«Австралия страна наоборот»
...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconУрок окружающего мира в 3 классе тема : аквариум маленькая искусственная экосистема
...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси» iconТема урока кол-во часов
Русь во времена Владимира Святославовича. Обобщение по разделу. Контрольный урок: «Начало Руси»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница