Масленка праздник проводов зимы




Скачать 389.1 Kb.
НазваниеМасленка праздник проводов зимы
страница1/3
Дата публикации07.04.2013
Размер389.1 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3
КАЛЕНДАРЬ МАСЛЕНИЦЫ (МАСЛЕНКА) – праздник проводов зимы.
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю). Справляется за 7 недель до Пасхи.

Откроем мифологический словарь: Масленица - персонаж, воплощающий плодородие, а также зиму и смерть. Масленицей называли и соломенное чучело, наряженное в женское тряпье с блином или сковородой. Чучело сначала величали, потом с ним веселились и уже в завершение хоронили или провожали, разрывая или сжигая его за околицей.

Русский народ свою Масленицу величает: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, в церковных книгах Масленица называется: Сырая неделя.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

В каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы Масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. Наиболее широко Масленица отмечалась у русских, у западных славян и у южных славян - католиков, менее широко - у православных южных славян и очень скромно - на Украине и в Белоруссии. У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т.е. на так называемое "мясное заговенье", когда в последний раз разрешалось, есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу - Власию: "У Власия и борода в масле".

Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Конечно, Масленица - это радость, потому что прожит еще один год и впереди новая жизнь, новый урожай! И потому в Масленице столько стихийной силы, озорства, свободы, чувственности, безудержности - игры, пляски, обильная еда, кулачные бои, ряженые, хотя безграничное веселье порой приводило и к печальному концу.

Жизнь, тесно связанная с природой, определила и обряд прощания. Прощались со старым прожитым годом, со старыми обидами, чтобы не отягощали и не омрачали они новую жизнь. Прощались - простились с живыми и мертвыми, и потому ходили на кладбище. Вселенский смысл праздника - единство не только человека с природой, но единство живых и умерших - подчеркивается и важной родительской субботой - поминовение усопших, которая бывает перед Масленицей и называется Вселенской.

Масленица - не однодневный праздник. Это целая неделя, когда человек не должен помышлять о работе или каких - нибудь домашних заботах и делах. Надо веселиться, гулять и есть, отложив дела до Великого поста.

В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сопливая!

Приходи, лето красное!

Соху, борону -

И пахать пойду!

С субботы же начинали праздновать «малую Масленку». Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями или березовыми вениками. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В «мясное» воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло»,- говорит вечер перед Масляной.

Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные и ледяные горы, поливали их водой приговаривая:

«Приезжай ко мне в гости Масленица,

На широкий двор:

На горах покататься,

В блинах поваляться

Сердцем потешиться».

И скороговоркой произносили такое приветствие Масленице:

«Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепельные косточки бумажное твое тельце,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься,

В блинах поваляться, сердцем потешиться.

Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса,

Тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка,

Трехматерина дочка, кеточка - ясочка, ты ж моя перепелочка!

Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться,

Умом повеселиться, речью насладиться.

Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках,

В одних портяночках, без лапоток.

Приезжала честная Масленица,

Широкая боярыня,

К Семику во двор на горах покататься,

В блинах поваляться, сердцем потешиться.

Ей - то Семик бьет челом на салазочках,

В одних портяночках, без лапоток.

Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася,

В блинах повалялася, сердцем потешалася.

Ей-то Семик бьет челом, кланяется,

Зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину.

Входила честная Масленица, широкая боярыня,

К Семику во тесовый терем,

Садилась за дубовый стол, к зелену вину.

Как и она ль, честная Масленица,

Душой потешалася, умом повеселилася, речью насдаждалася».

После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат:

«Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

В заговенье вечером крестьянская молодежь выходила на устроенные ледяные горы встречать Масленицу песнями, после чего поздно возвращалась домой.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и внеобрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:

Понедельник - «встреча»,

вторник - «заигрыш»,

среда - «лакомка», «разгул», «перелом»,

четверг - «разгуляй-четверток», «широкий»,

пятница - «тещины вечера», «тещины вечерки»,

суббота - «золовкины посиделки», «проводы»,

воскресенье - «прощеный день».

Вся же неделя именовалась «Честная, Широкая, Веселая, Боярыня - Масленица, Госпожа Масленица».

^ Первый день масленой недели назывался «встреча». В понедельник с утра из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали.

В семьях начинали печь блины. Родственники, собираясь вместе у кого-то в гостях, обговаривали культурную программу на предстоящую неделю. А выбирать было из чего: катание на горках и качелях, прогулки в нарядных санях, кулачные бои, карусели, балаганы, кукольные представленья, алкогольные возлияния с пением, оборона снежного городка и другие здоровые развлечения. При этом многие из них были связаны с приметами: чем дольше съезжаешь на санках с ледяной горы, тем длиннее будет лен, а чем громче смех и шум – тем обильнее будет урожай.

«Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару:

Месяц ты месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару!»

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.

На масленице - первый блин за упокой. Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе кладут на слуховое окошко «для душ родительских» со словами:

- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое - где первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших.

Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством. Без блинов не масленица, без пирогов - не именины.

^ С чем связан обычай печь на Масленицу блины?

Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. Например, не принято было резать блин ножом или накалывать на вилку. Такое непочтительное поведение считалось оскорблением для небесного аналога и вполне могло повлечь за собой неурожай, голод и прочие несчастья. «Блин не сноп – на вилы не наколешь» - гласила пословица.

Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн.

^ БЛИН ДОБРО НЕ ОДИН.

БЛИНЫ БРЮХА НЕ ПОРТЯТ.

БЛИН НЕ КЛИН, БРЮХА НЕ РАСКОЛЕТ.

Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

Как на масленой неделе

Из трубы- блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои! - припевали хозяйки и гости и продолжали масленичное блинное чревоугодие.

Пришла маслена неделя.

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица.

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И... блины-то все поели!

Так шутили и посмеивались сами над собой.

В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.

Тин - танка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!
Ах, ты Домнушка,

Красно солнышко!

Вставай с печи,

Гляди в печь, Не пора ли блины печь! -

пропев под окнами такую песенку, владимирские ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!» Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:

Паршивые блины

По аршину длины!

После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», припевая:

Масленица - кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами, с каравайцами,

С вареничками!

(^ Курская губ.)

Ой, да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

«Ой, да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!»

(Калужская губ.)

Прошли дворы,

Наполнили сумы.

Ах, Масленица, обманщица!

С конями пошли,

Со двора свели,

Ах, Масленица, обманщица!

Надели зипуны,

По гостям пошли,

Кати домой,

Шевели ногой,

Шевели ногой,

Вовсю рысцой!

(^ Владимирская губ.)

О, мы Масленицу устречали,

Устречали, Лели, устречали,

Мы сыр с масельцем починали,

Починали, Лели, починали,

Мы блинками гору устилали,

Устилали, Лели, устилали,
Сверху масельцем поливали,

Поливали, душа, поливали.

Как от сыра гора крута,

Гора крута, лели, гора крута,

А от масла гора ясна,

Гора ясна, лели, гора ясна.

А на горушке снега сыплют,

Снеги сыплют, лели, снега сыплют,

А нас мамочки домой кличут,

Домой кличут, лели, домой кличут.

А нам домой не хотится,

Не хотится, лели, не хотится,

Нам хотится прокатиться,

Прокатиться, лели, прокатиться,

С горушки да до слушки!

До слушки, лели, до слушки!

Наша горушка все катлива,

Все катлива, лели, все катлива,

Наши бабушки воркотливы,

Воркотливы, лели, воркотливы.

Они день и ночь все воркочут,

Все воркочут, лели, все воркочут.

Они на печке лежат, все про нас говорят,

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

«Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего,

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

Или сыра кусок, или мыла брусок».

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

(^ Торопецкий уезд Тверской губ.)

Вторник назывался «заигрыши». Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе – есть блины и кататься с ледяных горок: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать».

Хозяйка стояла посреди избы, встречала гостей, отвешивала поклоны. Гости входили со своими присловицами, хозяйка в каждом случае умела найтись и отвечала остроумным словом. Получалось примерно следующее:

-«Скок на крылечко, бряк во колечко, дома ли хозяйка?»

-«Просим в избу: красному гостю красное место».

Хозяйка показывала куда садится. А дверь снова открывается.

-«Ехал было мимо, да завернул до дыму!»

-«Нежданный гость лучше жданных двух! Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!»

-«Твоя правда, кума. Незваный гость легок, а званый тяжел. На званого-то угодить надо!»

«Проходите, садитесь к столу, родные, будьте как дома: гость на гость – хозяину радость!»

Особый был фарт – последнее слово оставить за собой. Проходя на место, гость иной раз пошутит:

«Не беспокойся, хозяюшка: дома не лежу, а в гостях не стою».

И вот все уселись, хозяйка потчует, приговаривает то одно, то другое. К примеру: «Кушайте, гости, не стыдитесь, кушайте гуся, не студите!» Или: «Что на столе – все братское, а что в клети – то хозяйское!» Или: «У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко. Отведайте масленицы!».

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

КАТАНИЕ

КАТАЛИСЬ всю неделю, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания РЯЖЕНЫХ - "потешный мужик запрягал лошадь в корыто и ехал, распевая песни"; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь. Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.

Запрягу я коня вороного,

Посажу я кума молодого.

Масленица счастливая,

Протянися подольше!

Девки, Масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петруни за двором

Сивка пропадает.

Я о масленке катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.
Не целуй меня на улице -

Целуй меня в сенях!

Не целуй меня в сенях

Целуй на маслену в санях!

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения "брюки, если не были прочны, рвались в клочья". Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел".

Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны -Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества <...> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину".

В пошехонском селе Давшино (Ярославская губерния) масленичный поезд выглядел следующим образом: «запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой - метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку, век) испачканную, увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук со съестными припасами - пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами». Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: «Ребята», заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в «мужичье» платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто».

Сударыня наша Масленица!

Протянися до Велика дня,

От Велика дня

До Петрова дня!

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".

Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися".

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор". Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а "патриарх" благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжавшийся двое суток: "Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представителям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы".

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и "князь-папа" со своей шутовской свитой: "В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином". За ним следовал Нептун: "Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен". Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль".

Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины".

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: "Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями".

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новоженов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В "Записках" А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей".
  1   2   3

Похожие:

Масленка праздник проводов зимы iconШирокая «Масленица»
«Масленица». Он отмечается на Руси с древнейших времен, праздник проводов зимы и встречи весны. В народе этот праздник любили и называли...
Масленка праздник проводов зимы iconСценарий праздника «Широкая масленица»
Традиционный праздник проводов зимы — Мас­леница, один из самых веселых, красивых праздни­ков на Руси. Это целая неделя гуляний,...
Масленка праздник проводов зимы iconСельдереем и лучком. Воспитатель задает детям вопросы
Цель – формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать...
Масленка праздник проводов зимы iconКонтрольная работа по электротехнике и электронике студентки III...
Длина двух соединительных проводов – 2l, их сечение – S. Напряжение на концах проводов – U2, внутреннее сопротивление генератора...
Масленка праздник проводов зимы iconМасленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство...
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись...
Масленка праздник проводов зимы icon“ Изучение материала применяемого при изготовлении кабелей, проводов и шнуров “
...
Масленка праздник проводов зимы iconМасленица в детском саду
Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой семьей, чтобы отпраздновать...
Масленка праздник проводов зимы iconЧем дальше в будущее входим
Руси в конце февраля начала марта празднуется Масле­ница. Это проводы Зимы. Люди верили, что праздную Масленицу, они по­могали Солнцу...
Масленка праздник проводов зимы iconВ: Добрый день дорогие друзья! У нас сегодня праздник. Праздник называется...
Наш праздник проходит в форме линейки, и я объявляю ее открытой. Учащиеся 2-4 классов говорят название своей группы и девиз
Масленка праздник проводов зимы iconВсё дальше уходит от нас победный день, уходят навсегда те, кто подарил...
«праздник с сединою на висках», это праздник совсем седых ветеранов, которых осталось очень мало, но всё же они с нами. Этот праздник...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница