Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие




Скачать 118.14 Kb.
НазваниеЗадачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие
Дата публикации07.04.2013
Размер118.14 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Литература > Рассказ
ТЕМА: ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

ЦЕЛЬ: формировать представление об истории и культуре древних славян: показать живучесть в народе древних поверий и празднеств

ЗАДАЧИ

Образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян.

Коррекционно-развивающие: учить находить новые знания из дополнительной литературы, давать полные ответы.

Воспитательные: пробудить стремление размышлять о проблемах морали, вырабатывать в себе положительные моральные качества, воспитывать любовь к Родине и её истории через интерес к древним поверьям и праздникам
^

Основные знания


Традиции, верования

Основные термины и понятия


Каравай, оберег

Оборудование и материалы

Карточки «Земледелие», кроссворд «Обычай», презентация «Славянские истоки»


Тип урока

Комбинированный

^ ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Оргмомент


Ребята, проверили всё ли у вас готово для работы: тетради, ручки, карандаши, учебники.

Повторение пройденного материала

- Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь на уроке?

  • Перечислите занятия восточных славян

  • Какое из перечисленных занятий считается основным? Почему?

В помощь предлагаются карточки с последовательностью возделывания земли.

  • Чем удобряли землю восточные славяне?

  • Почему славяне называли землю «земля- матушка», «мать-сыра земля»?

  • О каком занятии здесь идёт речь?

Славянин оставлял отметку на дереве с дуплом, чтобы затем вернуться.

  • Что собирали восточные славяне в лесу?

  • Как называлось это занятие?

  • К каким занятиям относятся слова « невод», «рогатина»?

  • Докажите, что содержание и разведение скота было очень важным занятием восточных славян.

- Какие ремёсла существовали у восточных славян?

- Поочерёдно расскажите о каком-либо ремесле.

Закрепление знаний о ремёслах. Работа по карточкам: заполни пропуски.

Каждая женщина умела пряжу, …полотно, …одежду.

Мужчины умели … сети для рыбной ловли, … земледельческие инструменты, … посуду из дерева.

Самыми уважаемыми мастерами были …, …, …

Актуализация знаний, объявление новой темы


Вводное слово

За многие годы жизни у восточных славян сложились верования и традиции. О них мы и поговорим.

Тема нашего урока: «Верования восточных славян»
^

Словарная работа:

«традиции», верования».


Изучение нового материала

Чтобы лучше разобраться в верованиях, обычаях и традициях восточных славян, мы с вами проведём игру «Славянские истоки»

1. Организационный момент.

В игре участвуют три команды. Предварительно им дано домашнее задание подготовить материал о славянских именах, суевериях, при­метах.

2. Введение (слайд 1)

В мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу (в виде аппликации изображены на школьной доске). Каждая команда выбирает дорогу, по которой от­правляется в путь. Правильно отвечая на вопросы учителя, команда получает оберег в виде кошечки. Один оберег обозначает 1 балл. После выполнения всех заданий жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.

3. Проведение игры.

Ребята, наша игра посвящена истории верований и традиций древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

^ Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру - «Славянские истоки».

Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяли ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.

^ В игре участвует три команды.

Я называю их по ходу игры в задании №1

- Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то этот бог станет вашим покровителем.

Задание 1 (слайд 2)

Команда № 1 представляет Бабу Ягу и ей вопрос.

Откуда пошло выражение: «Что на роду написано, того не миновать»?

(Род - бог-творец. По древнеславянским представлениям, при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

^ Команда №2 представляет Лешего и ей вопрос: (слайд3)

Откуда пошли выражения: «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур, тебе на язык!»?

(Чур - божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», то есть «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!». Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», - и злое пожелание не сбудется.)

^ Команда №3 представляет Домового и ей вопрос: (слайд 4)

С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг»?

(Перун - Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели - четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

- И вот под покровительством древнеславянских богов мы начинаем наш путь.

И начинается наш путь в таинственном, лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

- Кто это? (слайд 5)

Баба Яга!

Давайте вспомним, как обращались путники к избушке?

(Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом.)

Задание 2(слайд 6)

Вопрос команде Бабы Яги

А почему избушка стоит именно таким образом?

(Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей. Мертвым не нужен солнечный свет, а чтобы попасть в избушку, нужно произнести магическое заклинание.)

^ Вопрос команде Лешего. (слайд 7)

Почему Баба Яга встречает путников словами: «Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь»?

(Русский дух - запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошеные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще, стоял маленький домик («избушка на курьих ножках»). Его называли «домом мертвых». Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

^ Вопрос команде Домового: (слайд 8)

«Что это такое: «Маленький, кругленький, а за хвост не пой­маешь»? Как этот предмет связан с Бабой Ягой?

(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.) По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, то есть ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

^ Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает дополнительный оберег.

Задание 3 (слайд 9)

Вопрос команде Бабы Яги

■ Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры? (Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с

левой ноги на правую, произнести заговор: «Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается.)

^ Вопрос команде Лешего: (слайд 10)

Древние славяне считали, что в каждом доме живет домовой. В старину его ласково называли «дедушкой» или «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой боро­дой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

^ Вопрос команде Домового: (слайд 10)

Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горба­тым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

Задание 4

- Следующее задание посвящено славянским именам. Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских имён. Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег.

Задание 5

- В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. Команды по очереди называют известные им суеверия, за каждый получают оберег, последний получает два.

Задание 6

И вновь командам предлагаются вопросы:

Команде Бабы Яги (слайд11)

У древних славян существовали ритуальные танцы, испол­няемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг - символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

^ Команде Лешего

Почему розги на Руси делали из берёзы? (слайд 12)

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза - оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.) Команде Домового (слайд 13)

^ Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения?

(Ложись спать, утро вечера мудренее.)

- Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Вы имеете возможность заработать дополнительные обереги для победы.

^ Какие праздники древних славян вы знаете?

Каждая из команд называет языческие праздники: Коляда, Масленица, Ивана Купалы.

Что же всё таки такое «оберег»?

Предмет, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастий.

^ Подведение итогов, награждение.

Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:

(слайд 14)

^ Прочь отступите, чудовища все,

Явится Русь перед вами в красе.

Вам ли, чудовища, наши сокровища

Молодость, силушку спрятать в земелюшку!,

Вам ли всю Русь погубить?

Вам ли свалить великана-гиганта?

Есть у него три бессмертных таланта:

Верить, терпеть... и любить!

Первичное зак- репление ново- го материала

Словарная работа «обереги»

Рассказ «Славянские обереги»

  • О чём сегодня на уроке мы говорили?

Для закрепления решите кроссворд.

  1. Песни, танцы, взявшись за руки, в круг.

  2. Прощальный пир.

  3. предмет или рисунок, обладающий , по представлениям восточных славян, чудодейственной силой.

  4. Круглый хлеб.

Подведение итогов

Комментарии и объявление оценок за работу.

Домашнее задание

Дополнительное чтение «Хлеб – всему голова»

Индивидуальное задание

Сообщение индивидуального задания: прочитать указанные абзацы (1-4) и дать ответы.

Похожие:

Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие iconРабочая программа История России. Раздел I. Возникновение и развитие...
Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное...
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие iconТема общественный строй восточных славян
Основу социальной организации восточных славян в нача­ле I тысячелетия составлял род
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие icon«Соседи восточных славян»
Цель: рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие iconПлан: Расселение восточных славян. Соседи восточных славян Начало...
Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие icon1. Происхождение славян. Их соседи и враги
Место славян среди индоевропейцев. Восточные славяне. Соседи восточных славян. Великое переселение народов. Перемены в общественном...
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие iconПотому что исполняется 1150 лет со времени события, которое получило название
Когда-то единые, в VI-VIII вв разделились на южных, западных и восточных славян. Наша история — это история восточных славян, прародителей...
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие iconУрок по теме «Занятия и обычаи восточных славян в VI viii вв.»
«Занятия и обычаи восточных славян»; введение понятий: залежная и подсечно- огневая система земледелия, актуализация понятий «присваивающее...
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие iconКакова была территория расселения восточных сла­вян?
Чем объяснялось распространение у восточных славян в Приднепровье переложной системы земледелия?
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие icon«Восточные славяне в vi-viii вв. Религия славян». 10 класс
Цели урока: анализ проблемы этногенеза восточных славян; характеристика восточнославянской языческой культуры, особенности славянской...
Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян. Коррекционно-развивающие iconСово­купность мифологических представле­ний древних славян (праславян)...
Эль­бы и Одера) и мифология восточных славян (племенные центры — Киев и Новгород). Можно предполагать су­ществование и других вариантов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница