Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели




Скачать 85,38 Kb.
НазваниеРассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели
Дата публикации31.03.2013
Размер85,38 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Литература > Рассказ
Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро»
Цели: 1) Учить краткому, художественному, выборочному пересказу

2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой

3) Развивать навыки выразительного чтения

4) Воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, справедливости.

Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)

2) Учить работать с планом по тексту
Оборудование: учебник, 7 класс (В.Я.Коровина и др.), портрет Ю.Казакова, mp3-проигрыватель, распечатки с тропами, толковый словарь
Оформление доски:

Портрет Ю.Казакова, слова Г.Горышина

Тема урока: …

тема




идея




Яша

Володя




^ Словарь урока:

Рассказ

Тема

Идея


Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы
^ Ход урока:

  1. Подготовка к восприятию.

На доске: портрет Ю.Казакова

«Казакову достались от природы и родителей – простых русских людей – завидное здоровье, силушка …; высокий рост, косая сажень в плечах, поместительный мощный череп … и главное – лоб, покатый, занимающий чуть не половину лица; светлые, удивительно мягкие по выражению, какие-то беззащитные (всегда защищенные очками) глаза,» - так описывал Г.Горышин Ю.П.Казакова в статье, посвященной жизни и творчеству писателя.

«Поместительный череп», «лоб», «удивительно мягкие по выражению глаза» - всё говорит об удивительном уме, житейской мудрости писателя.

Трудно не согласиться с этим описанием, посмотрев на портрет прозаика.

Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании. Когда читаешь рассказ «Тихое утро».


  1. Проверка Д/З

- Вспомните содержание рассказа. 1-ый вариант дома должен был подготовить краткий пересказ по плану.

На доске: План

  1. Ранним утром.

  2. Яшка будит Володю.

  3. По дороге на рыбалку.

  4. Ловля рыбы.

  5. Володя тонет.

  6. Спасение Володи.




  1. Сообщение темы и целей

- Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Мы будем учиться отбирать и систематизировать материал из текста для раскрытия темы урока; оформим таблицу, которая поможет выполнить Д/З.


  1. Запись Д/З в дневники

За доской: по выбору:

  1. Напишите характеристику Яши, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника на с.259.

  2. «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение героическим?

  1. Первичное восприятие.

- В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ. Что такое рассказ?

На доске: Словарь урока:

Рассказ

- Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.

- Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.

На доске: Словарь урока:

Тема

Идея

- Что такое тема? Какова тема рассказа?

(Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь)

- Откройте тетради, подпишите число, тему урока, начертите таблицу, заполните верхнюю строку.

тема




идея




Яша

Володя



- Что такое идея? Какова идея рассказа?

(Дружба познается в беде. Взаимовыручку можно считать мерилом нравственности.)

- Заполните вторую строку таблицы.

- Сразу вспоминается песня В.Высоцкого из к/ф «Высота» «Если друг оказался вдруг…». Послушайте её.

Звучит песня.

- Почему именно эту песню я включила в наш сегодняшний урок?


  1. Анализ рассказа.

- Вспомним главных героев рассказа.

А) Викторина-физкультминутка «Узнай героя»

- Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант.

1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»

2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

Б) Работа с текстом.

- Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.

(Я. – с.169, 1-2 абз., 1 предл. 3 абз., 5 абз.

В. – с. 170, 2 абз.)

- Какие черты их характера и поведения здеся проявляются?

(Я. – «жаворонок», волевой («переборол себя»)

- Какое выразительное средство использует здесь автор?

^ На доску креплю: метафора

(Я. - ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»)

- Какое выразительное средство использовано здесь?

На доску креплю: разговорная лексика

( В.- неловкий, несобранный, медлительный)

- Для чего автор часто использует разговорную лексику?

- Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

(с.170, 4 абз., последний абзац)

- Дополните записи в тетради.

(Я.- язвительный, грубый, импульсивный)

В) Сообщение нового материала.

- Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ

^ На доску креплю: ирония = осмеяние, насмешка

- Прочитайте определение иронии в толковом словаре учебника, с.251

- Чем это определение отличается от того, что дала я?

- Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются?

(В. – скромный, сдержанный)

- Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)

- Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?

- Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку, с.172-173.

- Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?

(Я. – хвастун, отходчивый

В. – честный)

- О чем еще разговаривали ребята?

(об услышанных звуках, об осьминогах)

- Как проявляются в этих фрагментах их характеры?

(Я. – знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

В.- любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)

- О том, какой увидели ребята реку, подойдя к ней, расскажут ребята, сидящие на 2-ом варианте.

Г) Прверка Д/З

Художественный пересказ «Описание реки», с.174

(со слов: «Вышли на бугор…»

До слов: «Володя готов был…»)
- Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.

- О чем разговаривают мальчики во время рыбалки?

(о том, как правильно ловить рыбу)

- Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста. (с.176, 2 абз.)

(Я. – склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)

- Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?

- Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. 3-ий вариант дома должен был подготовить выборочный пересказ этого испытания.

Д) Проверка Д/З

«Володя тонет» (с.177 – 180)

Со слов: «Но в этот момент земля…»

До слов: «Глаза Володи потемнели…»
- В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

- Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?

- Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

- Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете?

(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)



  1. Индивидуальная работа учащихся.

- О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина. Биккулова Катя расскажет это стихотворение.

Без ошибок не прожить на свете,

Коль весь век не прозябать в тиши.

Только б, дочка, шли ошибки эти

Не от бедности – от щедрости души.

Не беда, что тянешься ко многому:

Плохо, коль не тянет ни к чему.

Не всегда на верную дорогу мы

Сразу пробиваемся сквозь тьму.

Но когда пробьешься – не сворачивай –

И на помощь маму не зови…

Я хочу, чтоб чистой и удачливой

Ты была в работе и в любви.

Если горько вдруг обманет кто-то,

Будет трудно, но переживешь.

Хуже, коль полюбишь по расчету

И на сердце приголубишь ложь.

Ты не будь жестокой с виноватыми,

А сама виновна – повинись.

Всё же люди, а не автоматы мы,

Всё же непростая штука – жизнь…

-Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

8. Подведение итогов.

А) – Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему?

Б) Оценки за урок.

Список использованной литературы:

Похожие:

Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconТихое утро” Проблематика рассказа Ю. Казакова
...
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconУрок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро»...
Цель урока: кратко познакомить учеников с творчеством Ю. Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных...
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconВариант-1 Образ Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»
Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре»- образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление,...
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconКак рисует Куприн главную героиню Веру Николаевну Шеину?
Как развивается тема любви в рассказе? Как вы считаете, присутствует ли в рассказе «женская любовь»? Как изображается автором Желтков...
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconПлан-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство...
«Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» учителя литературы моу всош при фку ик-16 с. Просек Лысковского района Нижегородской...
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconУрок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький...
Цели и задачи: проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconДвадцать третье июля. Утро. Не столь долгожданное, но все же утро....
Двадцать третье июля. Утро. Не столь долгожданное, но все же – утро. За окном брезжит синий рассвет, но выключены огни на веселой,...
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconПлан-конспект урока Тема: Тема гибели души и нравственного оскудения в рассказе ап
Цели урока: проанализировать этапы нравственной деградации героя и выявить причины духовного оскудения личности доктора Старцева
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconКакое слово мы стёрли в этом коротком рассказе?
У миши сломался Миша отремонтировал его и поехал на нём по полю. Какое слово мы стёрли в этом коротком рассказе?
Рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» Цели iconТема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница