Скачать 85,38 Kb.
|
Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро» Цели: 1) Учить краткому, художественному, выборочному пересказу 2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой 3) Развивать навыки выразительного чтения 4) Воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, справедливости. Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе) 2) Учить работать с планом по тексту Оборудование: учебник, 7 класс (В.Я.Коровина и др.), портрет Ю.Казакова, mp3-проигрыватель, распечатки с тропами, толковый словарь Оформление доски:
Методы и приёмы: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов) д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы ^
На доске: портрет Ю.Казакова «Казакову достались от природы и родителей – простых русских людей – завидное здоровье, силушка …; высокий рост, косая сажень в плечах, поместительный мощный череп … и главное – лоб, покатый, занимающий чуть не половину лица; светлые, удивительно мягкие по выражению, какие-то беззащитные (всегда защищенные очками) глаза,» - так описывал Г.Горышин Ю.П.Казакова в статье, посвященной жизни и творчеству писателя. «Поместительный череп», «лоб», «удивительно мягкие по выражению глаза» - всё говорит об удивительном уме, житейской мудрости писателя. Трудно не согласиться с этим описанием, посмотрев на портрет прозаика. Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства. Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании. Когда читаешь рассказ «Тихое утро».
- Вспомните содержание рассказа. 1-ый вариант дома должен был подготовить краткий пересказ по плану. На доске: План
- Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Мы будем учиться отбирать и систематизировать материал из текста для раскрытия темы урока; оформим таблицу, которая поможет выполнить Д/З.
За доской: по выбору:
- В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ. Что такое рассказ? На доске: Словарь урока: Рассказ - Докажите, что «Тихое утро» - рассказ. - Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи. На доске: Словарь урока: Тема Идея - Что такое тема? Какова тема рассказа? (Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь) - Откройте тетради, подпишите число, тему урока, начертите таблицу, заполните верхнюю строку.
- Что такое идея? Какова идея рассказа? (Дружба познается в беде. Взаимовыручку можно считать мерилом нравственности.) - Заполните вторую строку таблицы. - Сразу вспоминается песня В.Высоцкого из к/ф «Высота» «Если друг оказался вдруг…». Послушайте её. Звучит песня. - Почему именно эту песню я включила в наш сегодняшний урок?
- Вспомним главных героев рассказа. А) Викторина-физкультминутка «Узнай героя» - Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант. 1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.» 2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!» 3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным. 4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве». Б) Работа с текстом. - Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке. (Я. – с.169, 1-2 абз., 1 предл. 3 абз., 5 абз. В. – с. 170, 2 абз.) - Какие черты их характера и поведения здеся проявляются? (Я. – «жаворонок», волевой («переборол себя») - Какое выразительное средство использует здесь автор? ^ (Я. - ловкий, энергичный («весело затрусил к риге») - Какое выразительное средство использовано здесь? На доску креплю: разговорная лексика ( В.- неловкий, несобранный, медлительный) - Для чего автор часто использует разговорную лексику? - Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи. (с.170, 4 абз., последний абзац) - Дополните записи в тетради. (Я.- язвительный, грубый, импульсивный) В) Сообщение нового материала. - Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ ^ - Прочитайте определение иронии в толковом словаре учебника, с.251 - Чем это определение отличается от того, что дала я? - Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются? (В. – скромный, сдержанный) - Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели? (Да. Он торопливо завязывал шнурки…) - Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему? - Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку, с.172-173. - Чем отличается поведение Яши от поведения Володи? (Я. – хвастун, отходчивый В. – честный) - О чем еще разговаривали ребята? (об услышанных звуках, об осьминогах) - Как проявляются в этих фрагментах их характеры? (Я. – знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный В.- любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе) - О том, какой увидели ребята реку, подойдя к ней, расскажут ребята, сидящие на 2-ом варианте. Г) Прверка Д/З Художественный пересказ «Описание реки», с.174 (со слов: «Вышли на бугор…» До слов: «Володя готов был…») - Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту. - О чем разговаривают мальчики во время рыбалки? (о том, как правильно ловить рыбу) - Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста. (с.176, 2 абз.) (Я. – склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок) - Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему? - Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. 3-ий вариант дома должен был подготовить выборочный пересказ этого испытания. Д) Проверка Д/З «Володя тонет» (с.177 – 180) Со слов: «Но в этот момент земля…» До слов: «Глаза Володи потемнели…» - В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство? (Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка) - Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи? - Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. - Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете? (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)
- О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина. Биккулова Катя расскажет это стихотворение. Без ошибок не прожить на свете, Коль весь век не прозябать в тиши. Только б, дочка, шли ошибки эти Не от бедности – от щедрости души. Не беда, что тянешься ко многому: Плохо, коль не тянет ни к чему. Не всегда на верную дорогу мы Сразу пробиваемся сквозь тьму. Но когда пробьешься – не сворачивай – И на помощь маму не зови… Я хочу, чтоб чистой и удачливой Ты была в работе и в любви. Если горько вдруг обманет кто-то, Будет трудно, но переживешь. Хуже, коль полюбишь по расчету И на сердце приголубишь ложь. Ты не будь жестокой с виноватыми, А сама виновна – повинись. Всё же люди, а не автоматы мы, Всё же непростая штука – жизнь… -Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее. 8. Подведение итогов. А) – Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему? Б) Оценки за урок. Список использованной литературы: |
![]() | Тихое утро” Проблематика рассказа Ю. Казакова ... | ![]() | Урок русского языка. На тему рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро»... Цель урока: кратко познакомить учеников с творчеством Ю. Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных... |
![]() | Вариант-1 Образ Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре»- образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление,... | ![]() | Как рисует Куприн главную героиню Веру Николаевну Шеину? Как развивается тема любви в рассказе? Как вы считаете, присутствует ли в рассказе «женская любовь»? Как изображается автором Желтков... |
![]() | План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство... «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» учителя литературы моу всош при фку ик-16 с. Просек Лысковского района Нижегородской... | ![]() | Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький... Цели и задачи: проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя |
![]() | Двадцать третье июля. Утро. Не столь долгожданное, но все же утро.... Двадцать третье июля. Утро. Не столь долгожданное, но все же – утро. За окном брезжит синий рассвет, но выключены огни на веселой,... | ![]() | План-конспект урока Тема: Тема гибели души и нравственного оскудения в рассказе ап Цели урока: проанализировать этапы нравственной деградации героя и выявить причины духовного оскудения личности доктора Старцева |
![]() | Какое слово мы стёрли в этом коротком рассказе? У миши сломался Миша отремонтировал его и поехал на нём по полю. Какое слово мы стёрли в этом коротком рассказе? | ![]() | Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения |