Культура речи




НазваниеКультура речи
страница1/19
Дата публикации15.06.2013
Размер2.32 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


СТИЛИСТИКА

И

КУЛЬТУРА РЕЧИ
элективный курс

по русскому языку

10 – 11 классы


Автор программы:

Соколова Л.Л.

Методическое сопровождение:

Яковлева Ю.Г.

Санкт-Петербург

2008


УДК 81.2.; 811.161
Соколова Л.Л., Яковлева Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего». 2008. 212 с.
Пособие для школьников 10 и 11 классов средних образовательных учреждений содержит авторскую программу и методическое сопровождения для изучения элективного курса по русскому языку «Стилистика и культура речи».

© Соколова Л.Л., 2008

© Яковлева Ю.Г., 2008

10 класс

ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

^ Тема 1. Стилистика как лингвистическая единица. Стили речи. Стилистические ресурсы языка.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный язык (книжный)

Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме.

Литературный (книжный) язык включает в себя научную, официально-деловую, публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности. В зависимости от этого различают научный, официально-деловой, публицистический стили речи и особо – художественный стиль.

Слово стиль происходит от лат. stylus – «остроконечная палочка». В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение: «Чаще поворачивай!» - т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.

Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Вспомним наиболее важные признаки каждого из стилей, придерживаясь следующей схемы:

а) с какой целью говорим;

б) в какой обстановке говорим;

в) речевые жанры;

г) языковые средства выражения;

д) стилевые черты речи.

Разговорный стиль используется:

а) для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам;

б) в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке;

в) дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма;

г) разговорная и просторечная лексика;

д) характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.

Научный стиль:

а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов;

б)в официальной обстановке;

в) научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация;

г) терминологическая и профессиональная лексика;

д) строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность.

Официально-деловой стиль:

а) сообщение, информирование;

б) в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности;

в) законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная);

г) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи;

д) точность, не допускающая иного толкования.

Публицистический стиль:

а) функция воздействия через средства массовой коммуникации;

б) в официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях;

в) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь;

г) общественно-политическая лексика;

д) логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Стиль художественной литературы:

а) изображение и воздействие на читателя;

б) роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия;

в) использование всех богатств лексики;

г) образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей.

В стиле художественной литературы, особенно в диалогах, для характеристики действующих лиц нередко используется разговорная лексика и другие элементы разговорного стиля.

^ Стили речи русского языка


Стили речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Стиль художественной литературы

Основные функции

^ Функция общения

Функция сообщения

Функция сообщения

Функция воздействия

Функция воздействия через художественный образ

Сфера применения

^ Повседневные беседы, диалоги, записки, письма

Научные труды, учебники, лекции

Постановления, протоколы, заявления и другие деловые документы

Газетные и журнальные статьи, выступления на общественно-политические темы

^ Поэмы, басни, эпиграммы, романы, повести, рассказы, трагедии, драмы, комедии

Общие особенности стиля

Непринужденность, эмоциональность, выразительность

Точность, ясность, объективность

^ Официальность, точность, бесстрастность

Эмоциональность, субъективность, непринужденность, выразительность

Художественная образность

Специфическая лексика

^ Разговорная лексика (вымахал, мешкать, окошко…)

Научная терминология (историческая, математическая, лингвистическая

и т.д.)

Профессиональная терминология (юридическая, бухгалтерская и др.)

Общественно-политическая лексика

^ Широко употребляются слова в переносном значении, устаревшие слова, диалектизмы, просторечия.


Наличие эмоциональной окраски


Основанный на чувстве: гнев, страх, радость…











+



+

Наличие фразеологизмов и их характер

^ Разговорные фразеологизмы

(бить баклуши)

Сочетания терминологического характера

Сочетания терминологического характера и речевые штампы

^ Пословицы, поговорки, афоризмы


+

Грамматические особенности

Уменьшительно-ласкательные суффиксы, глагольные формы (стук, бряк…)

^ Употребление обращений, обратного порядка слов, неполных предложений

Изобилие сложноподчиненных предложений, часто с несколькими придаточными, широкое употребление обособленных оборотов, уточняющих членов предложения, вводных слов, определенно-личных предложений

^ Сокращенные слова, аббревиатуры, обозначающие названия организаций и учреждений. Преобладают повествовательные предложения, используются страдательные обороты

Побудительные предложения, распространенные обращения, риторические вопросы, повторы (слов, синтаксических конструкций)

^ Весь арсенал имеющихся в языке грамматических средств

ЗАДАНИЯ
1. Определите, какие из приведенных ниже слов в своем прямом значении являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность? Проверьте свои предположения по словарю.

Весьма, кастрюля, ложка, доминировать, тапки, карбюратор, ванадий, конвергенция, плебисцит, удобоисполнимый, меморандум, нота, неявка, коммуналка, вбухать, камень, овсянка, аскорбинка, матроска, пилотка, пылесосить, приболеть, мультик, видеоклип.
^ 2. Распределите фразеологизмы на две группы: разговорные и книжные:

на краю гибели, крутить носом, варфоломеевская ночь, пустить пулю в лоб, дым коромыслом, избави бог, испустить дух, общее место, нос не дорос, ноль без палочки, почить в бозе, почивать на лаврах, слыхом не слыхивать, восходящая звезда.
^ 3. Подберите стилистические синонимы к словам:

Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.
^ 4. Найдите в приведенных предложениях стилистические ошибки, исправьте их:

• Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни: информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.

• Судя по всему, авторы проекта не ценят живого пытливого ума наших с вами соотечественников, которых не следует держать за полных лохов.

• Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний.

• Наш коллега загнулся в такое тяжелое для нашей фирмы время.

• Я прибыл в Штаты не тренироваться на хитрых машинах, а вкалывать в университете.

• Избранников народа одолевает такое количество проблем, что у некоторых уже крыша поехала.

• У предприятия, благодаря полученной поддержке, есть возможность начать работу без раскачки.

• Наконец-то местные бандиты в результате проведенных мероприятий струхнули.
^ 5. Определите стилистическую принадлежность текстов.

• По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обязательна.

Технике должна быть определена четко служебная роль. Ведь природа миллионы лет сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Природа – чудо из чудес.

И человек – высшая точка в развитии природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери, требовать у природы всего и немедленно. Наконец, есть долг человека перед природой. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям, даже «неживой природе». Помогать, не ожидая немедленной награды.

(Д. Лихачев)

• Наступил день открытия театра. Мы все – участники дела – отлично понимали, что наше будущее, наша судьба ставились на карту. Или мы пройдем в ворота искусства, или они захлопнутся перед нашим носом.

Режиссерская работа окончена, и теперь, очередь артистов. Только они одни могут вывести на свет спектакль, а я ничего уже не могу больше сделать.

Мне надо было в последний раз воздействовать на артистов, и я, стараясь подавить в себе смертельный страх перед грядущим, представляясь бодрым, веселым, спокойным и уверенным, перед третьим звонком обратился к артистам с ободряющими словами. (К.Станиславский)

• Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы… Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую

чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка. (Л.Толстой)

Статья 2. Настоящий Закон охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.

• Чуть было не забыл очень важное дело: у вас в «Русских ведомостях» печатались прекрасные очерки Серафимовича («На дальнем севере»).

Автор – молодой человек, нуждающийся и очень желал бы их издать. Я обращался уже через Глеба Ивановича к Павленкову, но он отказался издавать, говоря, что за беллетристику берется лишь в крайних случаях. Между тем ты, конечно, помнишь эти очерки, - они очень хороши и стоило бы помочь молодому автору. ≤…≥

Я бы сам предложил это, но теперь между мной и редакцией почтенного журнала то и дело шмыгают черные кошечки, - так, пожалуй, будет лучше. Похлопочи и напиши поскорее.

Твой Вл.Короленко

Тема 2. Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых явлений. Лексика и строй речи в XVIII-XIX в. и на современном этапе. Литературный язык и молодежный сленг.
Языковая нормаэто то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху.

Иначе: норма – это совокупность правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху). Норма неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе называют нормированным.

Норма стоит на страже целостности и общепонятности литературного языка. Она определяет, что правильно и что неправильно, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения как «законные» и отвергает другие как противоречащие языковому обычаю, традиции.

Языковые нормы не придумываются кем-то (скажем, лингвистами), а объективно складываются в процессе многовековой языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно. В развитых литературных языках норма остается стабильной на протяжении многих десятилетий.

Уже сложившись в строгую целостную систему, литературный язык продолжает черпать выразительные средства из диалектов, просторечий, профессиональных жаргонов. Норма играет в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление наиболее яркое, меткое из того, что есть в живой народной речи, и задерживает; отсеивает все случайное, блеклое, невыразительное.

Если бы нормы не было, литературный язык не смог бы существовать.

Литературный язык – организованная система: все средства в нем разграничены в соответствии с потребностями общения. Зависимость литературной нормы от условий, в которых осуществляется речь, называют коммуникативной целесообразностью нормы. Литературная норма тонко разграничивает средства языка по различным шкалам – смысловой, стилистической, ситуативной.

Смысловая шкала предусматривает правильное употребление слов по смыслу, умение чувствовать и использовать оттенки их значений.

Стилистическая шкала характеризует особую окраску слова. Стилистические пометы слов указываются в толковых словарях, в справочниках по стилистике, в учебниках.

Ситуативная шкала подсказывает говорящему, какие средства выбирать в зависимости не только от стиля, но и от условий общения, от ситуации.
Изменение норм. Источники обновления литературной нормы.

В разные эпохи языковая норма не одинакова. В пушкинские времена говорили домы, корпусы, теперь – дома, корпуса. А.Н. Толстой в одном из своих рассказов описывает действия героя, который «стал следить полет коршунов над лесом». Мы бы сказали: стал следить за полетом коршунов над лесом.

Такая перемена норм – явление естественное. Источники обновления литературной нормы многообразны. Прежде всего, это живая, звучащая речь. При неоднократном повторении многими людьми новшества постепенно входят в литературный обиход и составляют конкуренцию фактам, освященным традицией. Источником обновления нормы могут служить местные говоры, просторечия, профессиональные жаргоны, даже другие языки.

Так, в послереволюционную эпоху глухомань, затемно, морока, муторно, новосел, обеднять, отгул и другие пришли из диалектов и теперь сделались вполне нормативными.

Различая близкое, литературная норма оттачивает средства языка, делает их пригодными для выражения тонких смысловых и стилистических оттенков.
Исторические изменения в лексической системе.

Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она чутко откликается на все изменения во внешней, неязыковой действительности: в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми.

Если нам попадется в руки какой-либо текст XVIII в. или даже более раннего времени, мы способны кое-что понять из этого текста. Историк, сравнивая XX в. с XVIII в., найдет гораздо больше различий, чем сходства, - в общественном устройстве, в укладе, в быту людей. А лингвист, проделывая подобное сравнение столетий, обнаружит в русском языке XX в. и в русском языке XVIII в. больше сходства, чем различий. Как это объяснить?

Дело в том, что язык по своей природе консервативен. Это хорошо видно по сохраняющимся в языке названиям. Например, мы продолжаем называть пером то, что совсем не похоже на гусиные перья, которыми писали наши предки; нож называем перочинным, хотя никакие перья им давно не чинят.

Изменения в словаре происходят медленнее, чем изменения в окружающей жизни. Но появляется в жизни новое – оно требует нового слова. И наоборот: выходит из употребления слово, если перестает существовать то, что оно называло.

Неологизмы и историзмыпримеры непосредственного, прямого влияния перемен, происходящих в жизни, на словарь.

В словаре могут происходить и такие изменения, которые обусловлены внутренним развитием самого словаря, языковыми закономерностями, которые управляют жизнью слов.

Например, изменения значений слов в языке:

• по сходству функций предметов (перочинный, полотенце);

• по внешнему сходству предметов (метафора) (глазное яблоко, резиновая груша, рукав реки);

• по смежности предметов в пространстве (метонимия) (класс – помещение и группа учащихся; бумага – материал и официальный документ)



Словарь языка изменяется путем обновления лексики (архаизмы, историзмы, неологизмы), накопления новых выразительных средств. Находит в нем отражение история изменений в жизни народа, общества. Происходит внутреннее развитие лексики как системы.


Исторические изменения в стилистике.

Стилистическая система языка с течением времени также изменяется.

Общие тенденции стилистической эволюции языка: на протяжении XIX в. идет сложная перестройка стилистической системы «трех штилей» (М.В.Ломоносов), расширяется сфера применения среднего, нейтрального стиля. Постепенно формируется стилистическая система русского языка в том ее виде, в каком мы ее знаем сейчас.

В области экспрессивно-стилистических явлений продолжается расширение границ нейтрального стиля, который пополняется как за счет слов высоких, так и за счет слов сниженных.

Литературный язык.

Литературный языкязык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественно литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Изучение литературного языка тесно связано с изучением литературы, истории языка, истории культуры данного народа. Литературный язык является одним из самых действенных орудий просвещения, соприкасаясь с задачами образования, школы.

Либерализация современной речи, ее очевидный демократизм оказывают существенное влияние на оценку речевого поведения. Свобода и раскрепощенность языка влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности.

Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ). Именно газеты и журналы, радио и телевидение для многих носителей языка служат основным источником представлений о языковой норме, именно они формируют языковой вкус; со СМИ справедливо связывают и многие «болезни» языка.

Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными» словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих с экранов телевизоров и по радио. Многие передачи, прежде всего адресованные молодежи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи.

Современная периодическая печать пестрит штампами, немотивированными заимствованиями, неумело образованными окказиональными словами (единичными авторскими новообразованиями), жаргонной лексикой. «Загрязнение языковой среды», которое происходит при активном участии СМИ, не может не оказывать пагубного воздействия на речевую культуру носителя языка.

ЗАДАНИЯ


  1. Прочитайте ироническую публикацию журналиста А.Кнышева «О великий и могучий новый русский язык!» Какому явлению современной речи она посвящена? Передайте содержание приведенных телевизионных сообщений, пользуясь литературным русским языком.


• Добрый ивнинг, уважаемые телевьюеры, уотчеры и лукеры. Начинаем вечерний бродкастинг ньюзостей. В бегининге – шортовый брифинг основных инвентов тудейного афтенуна.

• Риэлтеры трастинговых оффшорных компаний продолжают консалтинг монитогринга монетаристских ноу-хау по ваучерным фьючерсам. Как заявил генеральный адвайзер банкомата, их квалитет оставляет желать беттера, но скоро этот беттер придет всем.

• Намедни исполняется 150-летний инверсарий ремаркабельного русского райтера Л.Н.Фэта (Толстого), его арт, лэнвидж, narodnaya smekalka в вербализации имиджей сегодня совершает глубокую пенетрацию в душу контемпорального российского ридера.

• В дни скульных каникул в Гоки-Паки имени Горького устроен органайзинг катания тинэйджеров на копытных компакт-животных.

• В память о чернухе 9 января 1905 года, вошедшей во все скулбуки как «блади уикенд», сейчас в нашей программе - минута молчания. А значит – рекламная пауза!..


  1. Прочитайте афоризмы о языке и речи. Какие из них вы можете проиллюстрировать примерами из речи современников? Какие вы могли бы использовать в качестве руководства по речевому поведению? Выбрав один из афоризмов, напишите на эту тему эссе.



• Родной язык наш должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас. (П.Вяземский)

• Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт)

• Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Толстой)

• То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе. (Г.Флобер)

• Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. (Р.Декарт)

• Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся. (Гораций)

• Слово – самый сильный наркотик, который использует человечество. (Р.Киплинг)

• Хорошо слушать и хорошо отвечать – это одно из величайших совершенств, какое только возможно в разговоре. (Ф.Ларошфуко)

• Слова, которые не употребляют, об эпохе говорят куда больше, чем те, которыми злоупотребляют. (Е.Лец)

• Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит. (М.Монтень)

• Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (Д.С.Лихачев)

• Совершенствовать свой язык – огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое. (Д.С.Лихачев)


  1. ^ Сделайте перевод отрывка из «Слова о полку Игореве». Сравните свой перевод с переводом, сделанным Д.С.Лихачевым.

( «Ь» - ять, читается, как «е»; «i» - «и» десятеричное)

Подчеркните в тексте слова, значение которых вам понятно. Незнакомые, непонятные слова запишите в левую колонку, в правую колонку запишите слова, возникающие в вашем сознании по ассоциации со звучанием и начертанием непонятного слова.
Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень

и по^ Ьха по чистому полю.

Солнце ему тъмою путь заступаше;

нощь стонущи ему грозою птичь убуди;

свистъ звЬринъ въ стазбися;

дивъ кличетъ връху древа,

велитъ послушати земли незнаемЬ,

ВлъзЬ,

и по морiю,

и по Сурожу,

и Корсуню,

и теб^ Ь, Тьмутороканьскый блъванъ!

А половци неготовами дорогами

побЬгоша къ Дону Великому:

крычатъ тЬлЬгы полунощы,

рци лебеди роспущени,

Игорь къ Дону вои ведетъЬ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Культура речи iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов...
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура...
Культура речи iconКалендарно тематическое планирование факультативного курса по русскому...
Тематическое планирование элективного курса «Культура речи» составлено в соответствии с программой факультативного курса «Культура...
Культура речи iconФормирование культурно
В содержании культуры поведения дошкольника можно условно выделить компоненты: культура деятельности, культура общения, культура...
Культура речи iconПрограмма элективного курса «Культура речи»
...
Культура речи iconТема Культура речи
Тема Культура речи. Речь. Произведение словесности. Текст словесного произведения. Роды и виды словесности. Внешние и внутренние...
Культура речи iconМетодические указания для подготовки к тестированию по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для подготовки студентов гф очной формы обучения к Интернет-экзамену по русскому языку и культуре...
Культура речи iconРусский язык и культура речи пояснительная записка
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с гос спо второго поколения в средних специальных заведениях в качестве инвариантной...
Культура речи iconКультура речи педагога
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике,...
Культура речи iconМетодические указания для подготовки к тестированию по дициплине...
Методические указания предназначены для подготовки студентов гф очной формы обучения к Интернет-экзамену по русскому языку и культуре...
Культура речи iconКомплекс упражнений по культуре речи как средство речевого развития школьников
Изучение культуры речи на современном этапе актуально, потому что культура речи является не только основой общей культуры, но и средством...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница