1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века




Скачать 91,04 Kb.
Название1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века
Дата публикации14.06.2013
Размер91,04 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы


Тема 1. Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века.
1. Цели и задачи курса. Обоснование логической периодизации периода.
ХХ век в русской литературе – один из сложнейших и интереснейших периодов.

В соответствии с образовательным стандартом по специальности «Русский язык и литература» курс русской литературы ХХ века должен реализовать следующие цели:

- сформировать целостное представление о литературном процессе ХХ века;

- средствами предмета способствовать развитию гармоничной личности.
Курс русской литературы ХХ века изучается в течение 2 семестров. VII семестр – Современная русская литература (80-е гг. ХХ – начало XXI века)
При изучении русской литературы рубежа XIX-ХХ веков рассматриваются основные направления, представлены основные особенности развития реализма, символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма, отражены поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия) русской литературы XX века, выделена роль отдельных прозаиков и поэтов.
^ 2. Историко-полититическая и культурная ситуация в стране.
Новейший этап русской литературы начинается с середины 80-х годов прошлого века. Начало преобразований в СССР, названных перестройкой, реформы, проводившиеся в политике страны, отмена цензуры не могли не сказаться на литературной жизни.
Точкой отсчета современного литературного процесса является событие политическое – Пленум ЦК КПСС, прошедший в апреле 1985 г., на котором М.С. Горбачев был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. На пленуме были провозглашены лозунги: «Перестройка, Гласность, Плюрализм».
Казалось, что страна находится на пороге радикальных перемен. Однако скоро выяснилось, что Горбачев внутренне был готов только на то, чтобы реформировать, улучшить существующую коммунистическую систему, а не разрушить ее, и строить нечто принципиально новое. Да, Горбачев стал президентом Советского Союза, но одновременно он оставался генеральным секретарем ЦК КПСС. Партия при нем оставалась единственной структурой власти в СССР, которой подчинялись армия и КГБ.
3. «Тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя» (Н. Иванова).


  • Была произведена отмена цензуры и установлена фактически полная свобода печати.

  • Это означало, во-первых, легализацию диссидентства (инакомыслия) или иначе – политической оппозиции.

  • Изменилась политическая власть, и многие события истории России стали рассматриваться по-другому. (Например, война, революция и т.д.), что отразилось и на литературе.

  • Выход из тупика соцреалистической литературы.

Гласность была понята российской интеллигенцией прежде всего как право на свободу мнения и в политической, и в эстетической областях.
Период с 1985 по 1991 годы отмечен острой литературой, которая показывала жесточайший кризис современности, теми произведениями, которые по цензурным соображениям не могли быть напечатаны раньше.

Во второй половине 1985 г. Вышел «Пожар» В. Распутина («Наш современник» 1985. № 7). В 1986 г. – «Печальный детектив» В. Астафьева («Октябрь» 1986. № 1), «Плаха» Ч. Айтматова (Новый мир. 1986. № 6-8).

Произведения Астафьева, Распутина, Айтматова, Белова разоблачали не только тоталитаризм, явления и последствия сталинских, брежневских времен, они констатировали (показывали) национальный духовный кризис. И предсказывали непоправимые бедствия.

В задачи писателей-реалистов входила апелляция к нравственной норме нации, памяти о ней, при фактическом отсутствии ее в современной реальности. Отсюда и пророческие интонации этих писателей. Поэтому произведения писателей-реалистов этого времени приобретают публицистическую направленность.

«Печальный детектив» очень близок к прямым авторским размышлениям В. Астафьева. Отчего И. Золотусский справедливо и очень точно назвал роман Астафьева «криком исповеди автора». В своем произведении Астафьев оценивает уровень нравственности всего общества. И главные вопросы, которыми задается участковый Сошнин и в большей степени сам Астафьев: Как дальше жить? Почему народ стал таким? Кто виноват?
^ 4. «Возвращение» запрещенной литературы и его влияние на современный литературный процесс.
Еще одной особенностью второй половины 80-х годов является то, что начался процесс возвращения литературы. Картина литературного процесса стремительно утрачивала эпическую монолитность, становясь все более эклектичной, все более пестрой и мозаичной.

Разоблачающие произведения содержали две чрезвычайно важные для литературной ситуации 80-х гг. внутренние тенденции, которые очень скоро себя проявили в литературе несколько иного рода. Во второй половине 80-х гг. разоблачающий факт оказался важнее и нужнее общественному мнению, нежели факт эстетический.

Большую роль играла публицистика, по природе своей призванная работать не с вымыслом, а с фактом. Она и приобретает такое громкое звучание на рубеже 80-х и 90-х годов.

Освоением новых для перестроечной литературы фактов и тем занималась параллельно с публицистикой так называемая «жесткая» или «натуральная» проза.
^ 5. Различные стилевые направления и течения:

авангард, поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соц-арт, концептуализм и т.д.
В современной литературоведческой науке для обозначения художественных явлений постмодернистской ориентации возникает масса параллельных названий: (постлитература, металитература, поставангард, трансавангард, маргинальная культура, альтернативное искусство); (контркультура, андеграунд, брутальная литература, литература эпатажа, литература в минусовой системе координат, шокинг-проза); (литература новой волны, «другая» литература); (неоавангард, неоманьеризм, необарокко, неомодернизм, неонатурализм, неореализм, искусство в стиле псевдо-дзен (форма без содержания).

Аванга́рд (фр. avant-garde, дословно: avant — впереди; garde — стража, охрана) — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.

Поставангард – единый термин для обозначения различных направлений модернизма 1970–80-х годов.

Моде́рн (современный), ар-нуво («новое искусство»), югендстиль ( «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Постмоде́рн — социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Сюрреали́зм (сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Следующее направление в российской литературе последних лет – это неосентиментализм, о появлении которого заявляют практически все известные критики. В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII века. Идеал, выдвигаемый Николаем Карамзиным в «Бедной Лизе», - человек чувствительный. Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека – стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе.

Метареализм — течение (или школа) в русской поэзии конца 70-х-начала 90-х гг. ХХ века. Расшифровывается как «метафизический реализм» и как «метафорический реализм»

Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.

^ Концептуа́льное иску́сство, концептуали́зм — литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе.

В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.
^ 6. Судьба и роль реализма в современной литературе (неореализм, трансметареализм).

Писатели реалисты по-прежнему ставят перед собой задачу создания объемного, многоцветного, пластически совершенного мира, существующего как бы независимо от автора. То есть идеалом для них оставалась традиция ХIХ в., стремление к сохранению главного для ХIХ в. жанра романа. Создавалось противостояние писателей-реалистов и представителей так называемой «другой прозы», литературой андеграунда, постмодернистской литературой. Но постмодернистская литература в полной мере выходит из подполья уже в «ельцинскую», а не «горбачевскую», эпоху, в 90-е, а не в 80-е годы.
Преодолевая постмодернистскую ситуацию, трансметареализм вбирает то, что наработано постмодернистами, — интертекстуальность, гротеск, иронию. Только подчиняет все эти усвоенные и преодоленные элементы сверхзадаче.

Литература трансметареализма по читательскому спросу проигрывает двум ветвям современной словесности: беллетристике масскульта (что естественно) с ее опорой на реальные ежедневные события, на милицейский протокол, на газету, — и “литературе существования”, работающей на грани риска, самоубийства, самоотмены литературы. И та, и другая имеют четкую референтную поддержку, востребованы все еще читающей публикой. Сюжета, утешения, справедливости, развлечения, моделей поведения, которым хочется подражать, — вот каким ожиданиям отвечает литература массовая. Глубины сознания, откровенности, человечности, достоверности — вот чего хочет сегодня читатель “литературы существования”. И та, и другая — не соперницы. Они уже сосуществуют — и будут сосуществовать и дальше. Трансметареализм берется доказать возможность “третьего” пути.
^ 7. Элитарная и массовая литература: взаимовлияние и взаимообогащение.

Современную литературу в профессиональных кругах (критики, универ. препод-ли, издатели) принято делить на элитарную и массовую. Издатели употребляют чаще выражение «нежанровая и жанровая» литература.

«Принципиальное отличие массовой и элитарной литератур заключается в различных эстетиках: массовая лит-ра опирается на эстетику тривиального, обыденного, стереотипного, тогда как элитарная – на эстетику уникального… элитарная культура требует определенного эстетического вкуса и образовательного уровня…»
^ 8. Литературные газеты, журналы, альманахи.

Литерату́рный журна́л — журнал, посвящённый литературной критике и публикующий произведения художественной литературы. Бывают как общелитературные, так и представляющие какое-то одно литературное направление. В России и СССР литературно-художественные журналы получили неофициальное, но часто употреблявшееся название «толстых журналов» (без кавычек), в силу значительного объёма этих изданий.

^ Толстые журналы СССР.



Новый Мир

Юность

Волга

Нева

Знамя

Молодая гвардия

Октябрь

Ленинград

Литературная учеба

Звезда

Иностранная литература

Дружба народов

Москва

Наш современник

Дон

Урал

Север

Алтай

Дон

Кубань

Аврора

Сибирские огни




^ 9. История, статус и лауреаты существующих литературных премий.
Литературная премия — поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов (избранный также по правилам или назначенный учредителем премии комитет, совет, жюри, комиссия), выбирая одного или нескольких призёров из списка кандидатов (лонг-листа и шорт-листа).
Премии разделяются по различным родам и видам словесности (поэзия, проза, драма; детектив, фантастика и проч.), они отмечают последнее произведение автора либо вручаются по совокупности сделанного. Разновидностью премий являются награды победителям того или иного литературного конкурса (фестиваля), а также стипендии (гранты), стимулирующие дальнейшее творчество писателя (форма имущественной поддержки, вариант оплаченного творческого отпуска или своеобразной командировки).
Присуждать премии могут как государственные организации, так и любые формы общественных объединений — от профессиональных до любительских. Количество и разнообразие премий указывает на сложное и динамичное устройство общества, богатство и устойчивость взаимоотношений в нем. Наряду с корпоративными («цеховыми»), местными (городскими, региональными) и национальными литературными премиями, имеются премии международные. Крупнейшая и старейшая из них — Нобелевская премия по литературе (с 1901). Кроме нее, наиболее старыми наградами, но уже более узкого, национального масшаба выступают швейцарская франкоязычная премия Рамбера (1898), французские Гонкуровская премия (1903) и премия "Фемина" (1904), Народная премия Шиллера в Германии (1905), испанская премия Фастенрата (1909), Пулитцеровская премия в США (1913). Все они существуют до нынешнего дня.

В России Грибоедовская премия была учреждена в 1878 (впервые вручена в 1883), Пушкинская премия Академии наук — в 1881 (в последний раз ее присуждали в 1919); в 2005 в России учреждена Новая Пушкинская премия (см.:[1]).

Похожие:

1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconУрока Тема урока в соответствии с фкгос
Основные направления, темы и проблемы русской литературы ХХ века. Характеристика литературного процесса начала ХХ века. Многообразие...
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconСемантических неологизмов конца 20 в начала 21 в
Словарь семантических неологизмов конца 20 в. – начала 21 в. Составлен по материалам «Толкового словаря русского языка: Языковые...
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconВопросы : Философская мысль в России конца 19 начала 20 века
Мировая философия в России. Философская мысль в России конца 19 начала 20 века с позиции наших дней (Толстого и Соловьева, Розанова...
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconКалендарно тематическое планирование 11 класс. № Разделы и темы
Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconПрограмма элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
Хронологические рамки изучаемой в рамках элективного курса литературы 1985 -2007 (включая произведения написанные в конце 1960-1970...
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconИ. В. Кузнецов задания дистантного модуля
Хх века. Рассматриваются общие закономерности литературного процесса в названный период, его специфика по отношению к предшествующим...
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Художественные искания века. Особенности...
Тема: Художественные искания века. Особенности поэзии конца 19 начала 20 веков
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconТематическое планирование курса 11 класс
Характеристика литературного процесса начала XX века. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие...
1. Специфика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века iconРусская культура конца
Х век» ч. 1, М.; «Клио – Софт» 2001г., репродукции картин художников Серебряного века из цикла «Художественная культура», выставка...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница