А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»




Скачать 55,05 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Дата публикации13.06.2013
Размер55,05 Kb.
ТипСказка
pochit.ru > Литература > Сказка
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и народной
сказок.

«… вечером слушаю сказки… Что за
прелесть эти сказки! Каждая есть
поэма»

Цель:

1) выявить знания учащихся по сказкам А.С.Пушкина из курса начальной школы;
на основе сравнительного анализа выделить особенности фольклорной и литературной сказок.
2) проанализировать центральные образы сказки: их характер, поступки, речь;
обратить внимание на авторское отношение к своим героям;
помочь учащимся увидеть красоту пушкинских героев, художественное мастерство сказки.
3) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми терминами, устойчивыми
выражениями и эпитетами из народных сказок.
4) воспитывать любовь к сказкам; внимание, уважение к мнению другого, непримиримое
отношение к зависти, злости.
Оборудование:

  1. Презентация к уроку;

  2. Таблица, записанная на доске или экране;

  3. Учебник и тетрадь по литературе;

  4. Рисунки учащихся к отдельным эпизодам сказки;

  5. Таблички с названием героя для чтения отрывка из сказки по ролям;

  6. 2 лукошка.

Ход урока:

I. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен А.С.Пушкину – родоначальнику нашей классической литературы.
II. Беседа.
- Что вы знаете об А.С.Пушкине? Что запомнили с уроков литературы из курса начальной школы?
(слайд 1)

Учитель.
Все сказки Пушкина любимы народом и детьми, хотя специально для детей он не сочинял сказок.

- А вам нравятся сказки А.С.Пушкина? Назовите их.
^ Чтение эпиграфа к уроку.

Учитель.
К каким сказкам относятся эти слова?
Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарили Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, - мудрость, заключенную в волшебных образах. Особую привязанность он испытывал к своей няне – Арине Родионовне. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от неё он услышал много сказок.
(слайды 2, 3)

- А что же такое сказка?
- Какие виды сказок вам известны?
- В чем отличие народной и литературной сказок?

III. Работа с таблицей.

Вывод:

Сказки




народная

литературная

Автор - народ

Автор – конкретное лицо (творец).

Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

Внесение изменений не допускается.

Существует в устной форме.

Создается в письменной форме.

Время создания определить невозможно.

Время создания сказки известно.

Народная сказка ограничивается
определенным жанром:
1) волшебная;
2) бытовая;
3) о животных.

Не ограничивается определенным
жанром; включает в себя черты и бытовой
сказки, и волшебной, и даже фантастику.


Вопросы к таблице:
1) Кто является создателем народной сказки, литературной?
2) Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?
3) Прочитайте 3 пункт таблицы. Объясните прочитанное.
4) Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
5) Мы знакомились с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.

Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

IV. Постановка цели урока.
Каждая народная сказка, рассказанная поэту в детстве, оставила большой след в его сознании. Поэт не только восторгается прелестью сказок, но и берет многие из них в качестве основы для своих произведений.
Недаром С.Я. Маршак говорил: «пушкинская сказка – прямая наследница народной».
Это сочетание авторского и народного мы увидим, когда будем анализировать сказку, которую читали на прошлом уроке, - «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

V. Работа с текстом. Анализ произведения.
- С каким видом народной сказки прослеживается сходство сказки Пушкина? (с волшебной)
- Кто является главными героями сказки?

Физкультминутка.

- Перечитайте самостоятельно начало сказки.
^ 1) «Жужжащее чтение».
- Похож ли зачин пушкинской сказки на народную?
- Какие картины возникают перед вами в самом начале сказки?
(Всего 2 строки, а мы видим прощание царя с царицей, сборы царя в дорогу).
- С какой целью, по вашему мнению, вводятся картины зимней природы?
Томительное ожидание сменяется радостью, рождается дочь, возвращается отец.
- Какими эпитетами награждается царь, когда он приезжает?
(желанный, так долго жданный)
Царица не выдерживает радости встречи. Она «тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла…».
- Какой же представляется вам царица?
- Как нужно читать начало сказки?
Обратите внимание на некоторые слова, характерные для народной речи. Они создают впечатление, что рассказ ведет старая няня, которая непременно должна сказать не «собрался», а «снарядился», не «в дорогу», а «в путь-дорогу», не «долго ждет», а «ждет-пождет»; Далее: глядючи, милого, валится, белёшенька, издалеча, тяжелешенько и т.д.

- Но вот интонация сказки резко меняется. Какое слово заставляет нас насторожиться? (другой)
- Что говорит Пушкин о другой царице? Прочитайте.
(«Правду молвить, молодица…»)
- Как в разговорах царицы с зеркальцем раскрываются и подтверждаются слова поэта о царице?
Прочитайте.

В фольклоре злодеи безобразны не только внутренне, но и внешне. А в пушкинской сказке злая героиня красива, даже может считаться идеалом красоты. Однако душа её черна.

- Почему Пушкин называет царицу сначала «царицей, потом «бабой гневной», а затем и «злой мачехой»?
- Кого, по вашему мнению, противопоставляет Пушкин новой царице? Почему повествование о ней поэт начинает с союза но?
- Нравится ли вам царевна? Что привлекает вас в её образе?
Подберите определения, помогающие описать её внутренние качества.

Скромная
красивая,
заботливая,
ласковая.
^ 2)Выборочное чтение.
- Прочитайте эпизод, когда царевна после долгих блужданий набрела на терем?
- Что делает в первую очередь уставшая, пережившая сильное потрясение девушка?

Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку.
Затопила жарко печку.
- О чем говорят её поступки? (трудолюбивая)
- С кем царевну можно сравнить по характеру?
- С чем сравнивает её Пушкин? (с цветком)
- Как называет её? («Вдруг она, моя душа»)

Вывод: Царица и царевна – антиподы. В одной покоряют доброта, трудолюбие, скромность;
в другой отталкивают злоба, лень, гневность, грубость.
Слово антиподы объясняется учителем и определение записывается в тетрадь. (слайд 4)

^ 3)Чтение по ролям (стр. 78)
От слов «Делать нечего. Она, черной зависти полна» до слов «Но невеста молодая…»
- Какой предстает перед нами Чернавка?

4)Кто еще является центральными образами сказки? ( Елисей, богатыри)
- Каким изображен Елисей? (стр. 80)

Верный
любящий
целеустремленный
вежливый
учтивый
мужественный
- Трудно ли приходилось Елисею в поисках царевны?
- Какими вы видите богатырей?
благородные
сильные
гостеприимные
заботливые
нежные
Вывод: Герои-мужчины только дополняют друг друга, показывая какие качества подобает проявлять мужчине в различных ситуациях.

5) ^ Игровая ситуация.
Авторские эпитеты помогают вам ярко представить центральные образы сказки. Но к сожалению осенний ветер внезапно распахнул окно и перепутал все эпитеты.
- Давайте поиграем!
Задача: правильно выбрать и распределить по корзиночкам эпитеты, характеризующие героев.
1 ряд – царицу-мачеху;
2 ряд – царевну.

6) Чтение отрывков наизусть. Работа с иллюстрациями. (слайд 5)
- К этому уроку вы рисовали рисунки, заучивали наизусть отрывки из сказки. Давайте сделаем так, чтобы ваши картинки «заговорили».
(Учащиеся выходят к доске и читают наизусть отрывки, как бы анализируя свой рисунок и «заставляя его говорить»).

VI. Подведение итогов.
- Чем заканчивается сказка Пушкина?
(Как и в народной сказке, добро побеждает зло.)
- Прочитайте концовку.

Заключительное слово учителя.
- Прошли годы, но и взрослые, и дети по-прежнему любят и помнят сказки А.С.Пушкина. Каждая сказка чему-то учит нас, дает нам урок, на что-то намекает, от чего-то предостерегает.
- Какой урок дает «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?»
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что пушкинская сказка – прямая наследница народной?

VII. Домашнее задание: выразительное чтение наизусть обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

Похожие:

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconКонтрольная работа. Конспект урока литературного чтения на тему:...
«А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconСказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Анчар»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Анчар», «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconКонтрольная работа №1 по разделу «Летописи. Былины. Жития»
Чтение наизусть стихотворения «Унылая пора…» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» icon«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила» (фрагменты)
Аспушкин: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила» (фрагменты)
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconСказка о мертвой царевне и семи богатырях

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Русские народные сказки («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»)
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconСказка о мертвой царевне и семи богатырях» 14 слайд. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ребята, сегодня наше занятие посвящено А. С. Пушкину. Я расскажу и покажу вам биографию А. С. Пушкина
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconСказка о мертвой царевне и семи богатырях. 3Лермонтов «Бородино»
Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе «История одного города»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconКниги – юбиляры-2013
«болдинской осени» Александра Сергеевича Пушкина. За этот период была завершена «История Пугачева», «Песен западных славян», «Сказка...
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconВ. А. Вагапова Русский характер в осмыслении А. С. Пушкина (на примере...
Русский характер в осмыслении А. С. Пушкина (на примере вариативного подхода к изучению «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница