Скачать 291,1 Kb.
|
Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы, МКОУ-СОШ №2 ДОКЛАД по теме: «ТЕКСТ В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОМ АСПЕКТЕ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ. (СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА)» автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель высшей категории МКОУ-СОШ №2 имени маршала Советского Союза Н.И. Крылова ЗАТО п. Солнечный Красноярского края ПЛАН.
Перед современными педагогами сегодня ставится цель воспитать личность всесторонне развитую, умеющую ориентироваться в любой обстановке, уметь применять на практике полученные знания. А одной из задач уроков русского языка и литературы, на мой взгляд, является необходимость научить школьников разбираться в сложнейшем творении человеческого мозга – тексте. Ведь именно в текстах авторы передают свои знания о мире, делятся опытом, поднимают различные проблемы, стремятся научить и т.д. Текст в интерпретационном аспекте интересовал таких учёных, как И.Р. Гальперин, Ю.А. Сорокин, О.П. Брандес, М.В. Никитин, А.Ю. Домашнев, Л.В. Сахарный, А.С. Штерн. Все они отмечали, что нужно уметь воспринимать текст не только на эмоциональном уровне (нравится – не нравится), но и на рациональном, то есть видеть все его составляющие и постигать глубинный смысл. Всё это помогает создавать на уроке развивающую обстановку, позволяющую максимально раскрыться каждому ученику. Методическим средством, которое служит на моих уроках основой создания не только обучающей, но и развивающей обстановки, является текст. Уже в 5 классе на уроках развития речи задаю вопрос «Что же понимать под этим термином?» Обращаемся к словарю С.И.Ожегова, который даёт две трактовки: 1) Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них) 2) В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной, или звучащей речи, относительно законченной по своему звучанию и строению. Выполняя задание по восстановлению порядка предложений в текстах, приходим к выводу, что и в первом, и во втором случае дана упрощённая трактовка понятия, так как ни в первом, ни во втором случае не оговорены основные признаки текста. Причём первое значение противоречит второму: в первом значении текст – письменная речь, а во втором уже – «записанная или звучащая». Нас с ребятами подобное определение не устраивает даже в пятом классе, и мы с помощью учебника М.М. Разумовской вырабатываем свою трактовку в виде плана и опорного конспекта: СХЕМА №1 Признаки текста
^ (ГРАММ. ОСН.МЫСЛЬ ![]() ![]() СМЫСЛ.) Т ![]() ![]() ![]() ![]() ЗАГЛАВИЕ ТИПЫ: СТИЛИ: - ПОВЕСТВОВАНИЕ, 1. РАЗГОВОРНЫЙ - ОПИСАНИЕ, 2. КНИЖНЫЙ: - РАССУЖДЕНИЕ. - НАУЧНЫЙ, - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, - ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ, - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. Нужно заметить, что использование схем, опорных конспектов, запись ключевых слов – наиболее эффективное средство запоминания, актуализации материала, а также средство развития у учащихся образного и логического мышления. И это позволяет включать опорный материал для запоминания при контроле знаний. Повторяя материал на уроках русского языка и литературы, по схеме №1 учащиеся выводят определение понятия «ТЕКСТ – это последовательность предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединённая общей темой и идеей (основной мыслью). Тексты подразделяют на три типа речи и относят к разным стилям речи». ^ . Эти части играют роль «смысловых вех» (Павилёнис), которые помогают лучше ориентироваться в содержании при последующем его воспроизведении. Во всех классах, выполняя задание по восстановлению синтаксических конструкций, закрепляем понятие «текст». (ЕГЭ) В классах среднего звена, развивая определение, мы добавим: «ТЕКСТ – это последовательность смыслов, созданная при помощи языковых и литературоведческих средств». А в 10 – 11 классах совместно с учащимися разрабатываем ещё одно толкование слова «текст» в интерпретационном аспекте: «ТЕКСТ – действительность (окружающий мир, отношения в мире), интерпретированная автором для последующего восприятия и понимания реципиентами; созданная при помощи языковых средств, которые соотносятся друг с другом, составляя связную, законченную смысловую и грамматическую последовательность». Подобная формулировка, на мой взгляд, позволяет полно исследовать текст именно в интерпретационном аспекте. Учащиеся не должны упускать, что текст – это субъективное творение, и действительность в нём преломляется сквозь призму авторского видения, его личностного восприятия. Здесь появляется возможность в рамках личностно ориентированного подхода развивать способность учащихся вырабатывать своё мнение, формулировать собственную точку зрения и суметь отстоять её. И задача учителя – научить разбираться в тексте как последовательности авторских смыслов, толковать и понимать её. Следовательно, текст на уроке – это средство знакомства детей с окружающей действительностью, отношениями в мире (нравственными, культурными, экономическими, политическими и др.) А многие ученые (Перинбаньягам Р.С., Шопенгауэр О.) считают личность «ансамблем знаков, согласованным текстом». «Формируя своё «я», личность выписывает себя как текст»,- говорит немецкий философ О.Шопенгауэр. Следовательно, предметом нашего исследования на уроках русского языка и литературы является личность: личность писателя, личность героя, личность учителя и, разумеется, личность ученика. Чтобы разобраться в себе, сформировать жизненные (в первую очередь, нравственные) ориентиры, учащийся должен научиться понимать и толковать текст, исследовать его семантическое пространство. О.П. Брандес в книге «Стилистическая интерпретация текста» определяет семантическое пространство как глубинный смысл текста, как «скрытый подтекст, раскрытие и понимание которого требует исследования структуры текста, привлечение исторического контекста». Постижение глубинного смысла текста и можно назвать интерпретацией. «Каждый читатель создаёт свою версию прочитанного, и эту личностную трактовку литературного произведения принято называть интерпретацией»,- считает В.Г. Маранцман в ст. «Интерпретация художественного произведения». «Труд читателя… - это способность вдумываться, вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить ответы и радоваться»,- утверждает В.Г. Маранцман. Для того чтобы научиться интерпретировать текст, следует освоить этапы интерпретации, выделяемые тем же В.Г. Маранцманом:
Важно следующее определение критика: «В анализе необходимо внимание к форме произведения, способность в художественной детали увидеть мысль писателя, как мир в капле воды». Уже в 5 классе, чтобы осознать двусторонность любого текста, мы с учащимися создаём следующую схему: СХЕМА №2 Т ![]() ![]() ![]() ![]() ТИП ТЕМА – о чём текст? СТИЛЬ ОСН. МЫСЛЬ – для чего написан ![]() + ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА МЫСЛИ и ЧУВСТВА АВТОРА (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, ![]() ![]() МЫСЛИ и ЧУВСТВА, которые вызывает у читателя ТЕКСТ Необходимость исследования формы доказывает ребятам пример с апельсином: без снятия шкуры, верхнего слоя, невозможно узнать вкус этого плода. Да и любой предмет внешнего мира имеет форму и содержание. Используя схемы №1 и 2, работаем в 5 классе по теме «Как связать предложения в тексте?» Анализируя структуру двух текстов, сопоставляем тему, основную мысль, тип речи в текстах. Задаём предварительные вопросы:
Наступила весна. Она принесла радость в Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. лес. Там звонко запели птицы. Вестники Звонко поют птицы. Звенят под просыпа- весны приветствовали проснувшийся лес. ющимися деревьями весенние ручейки. Туда спешат встретить весну и ребята. Смолой пахнут набухшие почки. Хорошо ![]() ![]() Тема: о наступлении весны в лесу. Тема: о весне в лесу Осн. мысль: весна принесла радость в Осн. мысль: радостна весна в лесу лес
После обсуждения ребята приходят к выводу, что тот и другой текст можно назвать «Весна в лесу». И это заглавие отразит тему текстов, различаются же они осн. мыслью и строением, т.е. по смыслу и грамматически.
I II с помощью «сцепляющих» слов: нет «сцепляющих» слов: местоимений (весна – она, в лес - первое предложение поясняется там), синонимов (птицы - вестники последующими. Построены пр-ия весны), повторов (весна, весны, весну; одинаково: сначала – сказуемое, по- лес, лес). том – подлежащее.
Цепью, последовательно соединены Параллельно соединены пр-ия п ![]() ![]() ЦЕПНАЯ или ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ 1 2 3 ![]() ![]() 1 ![]() ![]() ![]() 2 3 4 Осознав, таким образом, роль формы, учащиеся понимают, что одно и то же содержание можно выразить с помощью различных средств языка, различной формой. Основная цель (сопоставить тексты друг с другом, выявить два способа грамматической связи предложений в тексте) выполнена на этом уроке. Так мы с учениками продолжаем формировать и расширять понятие текст, а также развиваем умение сопоставлять и сравнивать два языковых явления, находя общее и различное. ^ Известно, что анализ – это расчленение и исследование, разбор составляющих элементов чего-либо. У большинства писателей творческий путь долог, труден. Выбор языковых и выразительных средств речи осмыслен. И наша задача - научить школьников, читая, видеть все средства, используемые автором, их ценность и значение для понимания содержания, глубинного смысла текста. Ученик должен уметь вступать в диалог с прочитанным текстом, спрашивая: «Почему автор или персонаж употребляют то, а не иное слово?» «Почему включается в произведение та или иная сцена, персонаж?» «Почему герой совершает тот или иной поступок?» и т. д. Анализ произведения формирует и развивает умение уделять особое внимание слову и другим единицам языка. А чтобы научиться интерпретировать текст, нужно овладеть навыками его анализа. В 5 – 6 классах на уроках русского языка, пользуемся «Памяткой комплексного анализа текста», пояснив предварительно, что «комплексный» – значит всесторонний, а анализ – разбор. См. схему №3. СХЕМА №3 ТЕКСТ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() УРОВНЕВЫЙ РАЗБОР: ТЕМА - фонетическая сторона, ОСН. МЫСЛЬ - морфемная сторона, ТИП РЕЧИ - лексическая сторона, СТИЛЬ РЕЧИ - ![]() - синтаксическая сторона + - орфографический разбор, РЕЧЕВАЯ СТОРОНА - пунктуационный разбор. Именно по такой схеме анализируем в 6 классе текст упражнения № 103 по учебнику М.М. Разумовской, используя еще и вопросы: Предварительный: ^ ?
Тема: Осн. мысль: О скворце Полезная и занятная птица скворец
Тип: Стиль: Рассуждение с Художественный элементами описания
(Приставка ЗА, обозначающая начало действия, используется, чтобы показать особенности подражательного пения скворца)
(На глаголе: засвистит, закудахчет, запомнит, заквакает, стараются, встречаются, приманивать, развешивают. Глаголы показывают, почему скворец полезная и занятная птица)
Вопросы «зачем?» и «почему?» позволяют учителю развивать не только наблюдательность, но и умение рассуждать, строить полные ответы с доказательством своего мнения. А умение обосновать собственную позицию – одно из основных умений, которые необходимы личности. На уроках литературы в 5 – 6 классах, прививая начальные навыки литературоведческого анализа как исследовательского прочтения текста, когда вычленяются приёмы литературной техники, используем следующую схему №4. Эта пространственная схема была построена на уроке совместно с учащимися, при работе с термином «стихотворение». «Стихотворение – это художественное произведение в стихах, имеющее ритм и рифму, созданное при помощи изобразительно-выразительных средств, где автор выражает свои чувства и мысли»: СХЕМА №4 |
![]() | 4 самостоятельная работа с проверкой в классе Выступление на заседании кафедры «Филология и обществознание» по теме самообразования «Деятельностный подход на уроках русского языка... | ![]() | II. Технология опыта Анализ текста на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций обучающихся II ступени с опорой... |
![]() | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | ![]() | Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... |
![]() | Кировской области Формирование коммуникативной компетентности на... «работают» законы языка в речевой коммуникации, усиливается воздействие текста на формирующуюся личность. На выработку таких умений... | ![]() | Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы Тема: исследовательская и проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей... |
![]() | Рабочая программа «Подготовка к гиа по русскому языку» на 2012-2013... Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать... | ![]() | Тема: «Уроки гуманизма и гуманизм уроков русского языка и литературы» В работе раскрываются используемые на уроках русского языка и литературы педагогические технологии, применяемые через различные методы... |
![]() | «Опыт организации проектно исследовательской деятельности на уроках... Мастер-класс по теме «Опыт организации проектно исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы». (слайд 1) | ![]() | Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме Цель: Повышение научно-теоретического и методического уровня учителя, ознакомление с новыми концептуальными подходами в преподавании... |