Скачать 99,09 Kb.
|
Разработка урока по русскому языку Учителя МБОУ СОШ № 6 ст. Старотитаровской , Темрюкского района Косенко Елены Владимировны Тема урока: « Знакомый незнакомец» (Урок-исследование по теме «Глагол») ![]() 2010 год Тема урока: « Знакомый незнакомец». Цели урока: 1. Провести наблюдение за глаголом не просто как за частью речи , а как за живым организмом, частицей русского языка. Задачи урока. Учебные: 1. Познакомить учащихся с видами исследовательских работ. 2. Формировать представление о культурном и историческом наследии русского языка. 3. Рассмотреть разносторонние сферы употребления глаголов. Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: интегрированный урок (с элементами литературы, русского языка, кубановедения, основ православной культуры. ). Форма урока: (урок-практикум, урок-исследование, урок- экскурсия). Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, системный блок, монитор, медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку. ХОД УРОКА. УЧИТЕЛЬ. Доброе утро, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о глаголе как части речи.. А урок назовём : « Знакомый незнакомец». Подумайте, почему я выбрала такое название? УЧЕНИК. Эта часть речи нам знакома ещё из начальной школы. Но , видимо, мы много ещё не знаем о глаголе, поэтому «незнакомец». УЧИТЕЛЬ. Правильно. Кто подскажет , какой приём использован в названии темы? УЧЕНИК. Приём противопоставления. УЧИТЕЛЬ. Целью нашего урока является наблюдение за глаголом не просто как за частью речи , а как за живым организмом, частицей русского языка. ЗАДАЧА УРОКА: перед нами стоит задача: посмотреть на глагол с различных сторон употребления его в речи. Итак, начнём. Помните, мы говорили, что имена существительные – наиболее многочисленные жители страны Морфологии. Так вот, наш старый знакомый – Глагол – по частоте употребления занимает второе место после Существительного. Глаголы – «самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение Глагола – выражать само действие!»- сказал писатель Алексей Югов. - Да, Глагол даже невозможно себе представить неподвижным: он всё время суетится, бегает, что-то делает… - Вот какую сказку о глаголе придумала Ксюша Плечко. Послушайте! Жил-был глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там достроит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть. А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит? УЧИТЕЛЬ. Если верить твоей сказке, портрет Глагола нарисовать невозможно: он ведь постоянно меняется. Глагол ,видимо, похож на поезд, или самолёт, или станок, или на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно… - И вот первое задание ребятам: Подумайте, как вы представляете себе Глагол. Нарисуйте его портрет. Если не хотите рисовать, опишите его словами. Первый штрих уже готов. (4 мин.) УЧИТЕЛЬ. Наши наблюдения за глаголом продолжаются. . Прочтите эпиграмму С. Шевцова и найдите значения слова ГЛАГОЛ. Поэт, в плену возвышенных идей, ^ Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы. УЧИТЕЛЬ. Чтобы выполнить это задание, необходимо отправиться в путешествие по страницам словаря. - А помогут нам в этом ваши одноклассникиимена учеников по выбору учителя)… ( слово ЭПИГРАММА),… (слово ИГНОРИРОВАТЬ) и … (слово ГЛАГОЛ). УЧИТЕЛЬ. Назовите словари, которые вы использовали в работе. Эпиграмма – (греч.) 1. У древних греков – надпись на памятнике, здании, подарке и т.п., объяснявшая значение предмета. 2. Стихотворная острота, короткий сатирический выпад в стихах. УЧИТЕЛЬ: В чём же, по –вашему, заключается смысл данной эпиграммы? ОТВЕТ УЧЕНИКА: Чтобы быть писателем или поэтом, надо сначала многому научиться. Игнорировать - (лат.) намеренно не замечать, не желать знать, не принимать во внимание. Словарь иностранных слов под редак- цией В.В. Бурцева, Н. М. Семёнова. Глагол 1. Грамм. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам, (в наст. вр.) и родам ( в прош. вр.). 2. Высок. Устар. Слово, речь. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. УЧИТЕЛЬ. В каком значении употребляет поэт слово «глагол»? ОТВЕТ УЧЕНИКА. В обоих значениях. УЧИТЕЛЬ. Запишите эти значения в тетради. Обратите внимание на цитату, использованную в эпиграмме: «глаголом жечь сердца людей». Вспомните , кому она принадлежит? ОТВЕТ. Это цитата из стихотворения А.С. Пушкина. УЧИТЕЛЬ. Своё исследование о глаголе провела Даша Бондаренко. Выступает ученица Бондаренко Дарья. Я прочитала статью С.Я. Маршака «Заметки о сказках Пушкина» и удивилась . Вот, что он пишет: « Пушкин всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте у него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придаёт особую действенность стиху: ^ , В дно головкой уперся, Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» - молвил он, Вышиб дно и вышел вон. Я решила провести соё небольшое исследование стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Вот что у меня получилось. (Презентация). ОСЕНЬ. И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплён моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем - И тут ко мне идёт незримый рой гостей, ^ . - В этом стихотворении использовано 8 глаголов: забываю, пробуждается, стесняется, трепещет, звучит, ищет, излиться, идёт. Это количество соответствует количеству строк стихотворения. Другой особенностью, на мой взгляд, является использование поэтом существительных со значением действия. Остановлюсь на них подробнее. ^ воображеньем созвучно с глаголом воображать, волненьем – волновать, проявленьем – проявлять, знакомцы – знакомить. Таким образом, поэт «спрятал» действия в существительные, как бы замаскировал их. Ещё я заметила, что всё стихотворение составляет одно предложение. Как много действий в одном предложении! ^ 1. Стесняться – скромничать, быть неуверенным в чём-то. ^ Существительное «рой» показалось мне необычным и неслучайным. Я привыкла воспринимать слово»рой» в сочетании «пчелиный рой», то есть огромная масса насекомых, быстро и беспорядочно движущихся.Вот такие открытия я для себя сделала. ^ УЧИТЕЛЬ. Спасибо, Даша! Ты порадовала нас своей работой и открыла много нового и интересного о глаголе. (10 мин.) УЧИТЕЛЬ. Другими наблюдениями за глаголами с нами поделится Антонова Валентина. УЧЕНИЦА. В книге « За страницами школьного учебника» я прочитала отрывок из книги Корнея Ивановича Чуковского «От Двух до пяти». Послушайте и найдите слова, которые обозначаются глаголами. 1) Ах, как обснегилась улица! 2) Мама сердится, но быстро удобряется. 3) Весь мост залошадело. 4) Ой, какой пузырь я выпузорила! ВОПРОС КЛАССУ: Объясните значения этих слов. ОТВЕТ: обснегилась – улица засыпана снегом; удобряется – мама смягчилась,подобрела; залошадело- на мосту было много лощадей; выпузорила – выпустила. УЧИТЕЛЬ. Спасибо, Валя , за интересные наблюдения и очень забавные. УЧИТЕЛЬ. Я думаю вас позабавили «детские» глаголы. На этой шутливой нотке мы с вами проведём физминутку. Сегодня её проведёт Гончарова Лиза с «вредными советами» Григория Остера. ФИЗМИНУТКА Если мама в магазине Вам купила только мячик И не хочет остальное остальное, Всё что видит покупать, Станьте прямо пятки вместе Руки в стороны расставьте Открывайте рот пошире И кричите букву «А»! И когда, роняя сумки, С воплем: «Граждане! Тревога!» Покупатели помчатся С продавцами во главе К вам директор магазина Подползёт и скажет маме Заберите всё бесплатно, Только пусть он замолчит! (2мин.) ^ УЧИТЕЛЬ. Я думаю, вы уже догадались , что дальнейшие наши наблюдения и исследования будут связаны с церковнославянским языком. Вы помните, что древнерусский и церковнославянский языки являются праязыками русского. ^ Названия церковнославянских букв прочно вошли в наш язык. Появилось много интересных фраз. Например, «Азбучные истины». Объясните значение следующих пословиц, написанных на ваших листах:
УЧИТЕЛЬ: Вопрос- звонок другу. «Что имели ввиду в XIX веке, когда говорили «прописать ижицу». (Задать трепку, наказать). Обратимся к церковнославянским текстам. Помогут нам те ребята, кто умеет читать по-церковнославянски. 1. Читает Дуплинский Сергей. «Где есть рождённый царь иудейский; мы видели звезду на востоке и пришли поклониться ему». УЧИТЕЛЬ. Обратим внимание на глаголы: «видехом» - видели; «приидохом» - пришли. Прошедшее время глагола имело другое окончание. УЧИТЕЛЬ. Перескажи сюжет из Нового Завета, о котором идёт речь. УЧЕНИК. Волхвы пришли поклониться царю, о рождении которого они узнали от пророков задолго до рождения Иисуса Христа. Звезда указывала им путь. 2. Читает текст Обламский Антон. «И протянул руку Иисус, коснулся его, говоря: хочу, очистись, и очистилась у него проказа». УЧЕНИК. В этом тексте говорится о чудесах Иисуса Христа. Так он исцеляет человека, больного проказой. Глаголы: «простер» - протянул; «коснуся» - коснулся; «хощу» - хочу; «очистися» - очистись. УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание, ребята, на последние два глагола. Соответствует ли их произношение современным нормам. ^ УЧИТЕЛЬ. Согласна. Однако, мы очень часто слышим в нашей речи подобные формы глаголов. Церковнославянский язык оставил нам в наследство эти «неправильные» формы в диалектной речи. В том числе и в речи наших земляков-станичников. ^ УЧИТЕЛЬ. Я думаю, всем вам был понятен рассказ Анны Стефановны. Нельзя остаться равнодушным, слушая такие воспоминания. Ценным является то, что это «живая история», живая кубанская речь. ^ УПРАЖНЕНИЕ 307. Найдите диалектные формы глаголов в кубанских казачьих песнях. Сопоставьте их с литературными. 1. А я, молодая, спохватилася, холодной водою умылася. 2. Скоро милка стосковалася: давно с милым не видалася, через три полка прощалася. УЧИТЕЛЬ. Как видите, формы глаголов такие же, как и в церковнославянском языке. Таким образом, язык переживает века, сохраняется в разных видах и формах. Но следует помнить, что наша речь должна соответствовать современным нормам произношения и написания . УЧИТЕЛЬ. Наши наблюдения за глаголом и исследования на сегодняшнем уроке подошли к концу. Я уверена, что каждый из вас узнал о глаголе много нового и интересного. Я надеюсь, что вы со временем станете внимательными и пристальными читателями, секреты поэтов и писателей с успехом будут разгаданы вами. А ваша речь обогатится . Пусть помощниками будут глаголы. РЕФЛЕКСИЯ. УЧИТЕЛЬ. Ребята, у каждого из вас сложилось своё представление о глаголе. Я предлагаю вам «Лесенку – чудесенку», на которой вы разместите себя как: На нижней ступеньке --- я много узнал нового о глаголе, но не всё понял. На средней ступеньке ------ я много узнал нового о глаголе, всё понял, но чувствую себя неуверенно. На верхней ступеньке ------- я много узнал нового о глаголе, всё понял и хочу ещё больше узнать. Мне нравится такая работа. Ответы сдавать необязательно. Рисунки вывешиваются на доску. Домашнее задание: составить словесный портрет глагола. |
![]() | Уроков. Первый урок по теме «Глагол» Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»: определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль | ![]() | Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Глагол" Наша цель проверить свои знания и решить, достаточно ли мы подготовлены к выпуску апрельского номера |
![]() | Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о глаголе, совершенствовать орфографические умения и навыки | ![]() | Урок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского... |
![]() | Литература, психология тема урока: «Исследование родословной А. С.... Тип урока: интегрированный урок по биологии, литературе и психологии, урок-исследование | ![]() | Урок по теме «Вода» Предлагаю обобщающий урок по теме «Вода» Предлагаю обобщающий урок по теме «Вода», на котором учащиеся работают в группах и индивидуально, используя карточки с групповыми... |
![]() | Урок исследование по теме «Физические и химические явления» Дать первоначальные знания о физическом и химическом, о признаках химических явлений | ![]() | Урок-исследование в 8-м классе по теме "Таёжная зона" Образовательные: рассмотреть таёжную зону, факторы размещения, формирования, особенности растительного и животного мира |
![]() | Предложение (Satz) Порядок слов простого предложения Спрягаемой частью сказуемого является либо основной глагол (в PrÄsens, PrÄteritum и др глагольных формах без вспомогательного глагола),... | ![]() | Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера» Урок-игра всегда имеет большой успех у школьников. Поэтому обобщающий урок по теме «Гидросфера» я часто провожу в форме игры |