Задания к школьной олимпиаде по литературе




НазваниеЗадания к школьной олимпиаде по литературе
Дата публикации05.06.2013
Размер72,9 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Задания к школьной олимпиаде по литературе

10 класс

Задание №1.

1. По портретной характеристике определите героиню, название произведения и его автора.

а) Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшего на лице ее.

б) Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью

в) Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести.

^ Задание №2.

Какие произведения заканчиваются так?

а) Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.

б) Мисюсь, где ты?

в) Пел он воплощение счастия народного!..

Задание №3.

Основываясь на произведениях 19 века, опишите в 5-6 предложениях, как выглядела идеальная любовь в представлении просвещенного дворянина?

Задание №4.

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».

б) «...а дорога тут с большака свертывает, и идет особый поворот верст на пятнадцать к монастырю, который называется П... пустынь. Дорожку эту монахи справили, чтобы заманчивее к ним ездить было: преестественно, там на казенной дороге нечисть и ракиты, одни корявые прутья торчат; а у монахов к пустыне дорожка в чистоте, разметена вся, и подчищена, и по краям саженными березами обросла, и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул...»

в) «Покой был известного рода; ибо гостиница была тоже известного рода, то-есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устроивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего. Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и оставался в темнокрасных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краскою; внизу были лавочки с хомутами, веревками и баранками. В угольной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною, как смоль, бородою.».

^ Задание №5.

Прочитайте предложенный стихотворный отрывок. Назовите произведение, из которого взят отрывок. Назовите автора произведения. Определите жанр произведения.

^ Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Задание №6.

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а)  Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.

б)  Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в)  Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.

г)  Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.

д)  В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

^ Задание №7.

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Отсап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

^ Задание №8.

Прочитайте высказывание К. Паустовского: "Наша поэзия богата аллитерациями. Она передает любые звуки и ритмы. " Аллитерация – это…» (закончите фразу). Докажите правомерность высказывания писателя, основываясь на 1-2 конкретных примерах.

^ Задание №9.

В XIX веке широко расцвел жанр эпиграммы. Вспомните или подумайте, кому, чему приведенные ниже эпиграммы могли быть адресованы или на какой случай создавались они?

П. Карабанов

Орфей когда играл,

К вниманию древа и камни возбуждал,

А ты когда играешь,

Нас в камни претворяешь.


А.С. Пушкин

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он – друг и брат.


А.С. Пушкин

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.


Степан Петрович Шевырев

Певец любви, уныния и неги

Пришлет тебе лежалый пук элегий, -

И ты его скорей в журнал пихать

Торопишься, чтоб от потомства спрятать.

Да как ему не скучно их писать,

И как тебе не скучно их печатать?



Н.А. Некрасов

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

Что женщине не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,

Когда она жена и мать.





^ Задание №10.

Напишите самостоятельно эпиграмму (на нелюбимый школьный предмет, какого-либо писателя и его произведение, современный сериал, фильм и т.п.).

ОТВЕТЫ

Задание 1

(3 балла)

а) Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», Катерина Ивановна;

б) И. А. Гончаров. «Обломов», Пшеницына;

в) Л. Н. Толстой. «Анна Каренина», Анна.

Задание 2

(3 балла)

а) «Дикий помещик»;

б) «Дом с мезонином»;

д) «Кому на Руси жить хорошо».

Задание 3

(3 балла)

Задание 4

(3 балла)

а) И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

б) Н. С. Лесков. «Очарованный странник».

в) Н.В. Гоголь. «Мертвые души».

Задание 5

(3 балла)

В.А. Жуковский. «Светлана». Баллада.

Задание 6

(5 баллов)

а)  Нет;

б)  нет;

в)  да;

г)  нет;

д)  да.

Задание 7

(3 балла)

1. «Тарас Бульба», «Полтавская битва» (или «Войнаровский).

2. Мазепа

3. Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин (или К.Ф. Рылеев).

Задание 8

(2 балла)

Аллитерация (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха: "Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой" (А. С. Пушкин).

Задание 9

(5 баллов: за точный ответ – 1 балл, за приблизительный – 0, 5 баллов).

1. П. Карабанов Эпитафия скрипачу (возможные ответы: музыканту, плохому музыканту, начинающему музыканту).

2. А.С. Пушкин На А.А. Аракчеева (возможные ответы: министру, военному министру).

3. А.С. Пушкин На М.С. Воронцова (возможные ответы: министру, губернатору, вельможе).

4. Степан Петрович Шевырев Журналисту (возможные ответы: редактору, цензору).

5. Н.А. Некрасов Автору «Анны Карениной» (возможные ответы: Л.Н. Толстому).

Задание №10.

10 баллов ВСЕГО – 40 БАЛЛОВ.

Похожие:

Задания к школьной олимпиаде по литературе iconО школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников I. Общие положении
Настоящее Положение о школьной олимпиаде составлено в соответствии с Положением о Московской областной олимпиаде школьников, утвержденным...
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconМетодические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке...
Форма и порядок проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconМетодические рекомендации к комплексному анализу художественного...
Дах по литературе школьникам предлагается проанализировать художественный текст (поэтический или прозаический). Мы предлагаем свой...
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconДистанционная олимпиада по литературе для учащихся 10 классов
Задания выполняются в тетрадях, в любом порядке. Переписывать условия не нужно. Перед решением (ответом) необходимо четко указать...
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconЗадания для 10 класса по литературе Учитель Суворова С. Е. Темы сочинений...
В романах Толстого «душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в на­шей литературе» (Н. Н. Страхов)
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconТестовыезадани я для подготовки к школьной Олимпиаде по физической...
В какой последовательности целесообразно воздействовать на развитие физических качеств в рамках одного занятия: 1-быстрота, 2-выносливость,...
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconСогласовано начальник роо
Ее важной характеристикой является осуществление мониторинга уровня обученности учащихся, обеспечение массового участия школьников...
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconПоложение о республиканской дистанционной олимпиаде по башкирскому...
Республиканская дистанционная олимпиада школьников по башкирскому языку и литературе проводится для учащихся 8-11 классов в рамках...
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconЗанятие №6 Задания для подготовки к олимпиаде по географии Вариант...
Формы рельефа, созданные деятельностью ветра, наиболее характерны для природной зоны
Задания к школьной олимпиаде по литературе iconПоложение об областной Олимпиаде по музыкальной литературе для учащихся...
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, гармония, диапазон, регистр, темп, динамика, тембр, фактура)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница