Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка»




Скачать 72,78 Kb.
НазваниеКонспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка»
Дата публикации05.04.2013
Размер72,78 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > Литература > Конспект
Воронежская область

Богучарский район

МОУ Данцевская ООШ


План – конспект урока

4 класс

Предмет: Народоведение
Тема: «Русская тройка»


Учитель: Правдина З.Г.


Цели и задачи урока: - познакомить обучающихся с историей русской тройки, с образом коня в произведениях искусства — прозе и поэзии, работах художников, в музыке.

- развивать проектные способности детей;

- воспитывать интерес к историческому прошлому нашего народа, уважение к традициям и обычаям.
Оборудование: - рисунок с изображением тройки;

- репродукции картин Тэодора Жерико «Бег свободных лошадей», «Скачки в Эпсоме», Алексея Венецианова «На пашне», Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»;

- образцы колокольчиков;

- фонограмма с записью музыки П.И.Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года»;

- классная доска.
Ход урока:

1. Оргмомент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. У нас очередной урок народоведения. Что мы узнаём на этих уроках?

Предполагаемые ответы детей: - Историю и традиции нашего народа.

- Праздничные обряды.

- Историю русских художественных народных промыслов.

- Знакомимся с русскими народными песнями, сказками.

Учитель: Верно, ребята. И сегодняшний урок тоже даст вам новые знания. Прислушайтесь. (На фоне музыки П.И.Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года» читает стихотворение П.А. Вяземского)

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет.

И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто

Раздаётся яркий звон,

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.
Догадались, о чём пойдёт речь? Верно! Сегодня мы будем говорить о русской тройке. (Вывешивается рисунок с изображением тройки лошадей).

Мы узнаем, кто такой ямщик, и с какой скоростью вез немецкого короля из Петербурга в Москву придворный ямщик Екатерины II. Так же вы узнаете, как называется каждая лошадь в тройке и ещё много, много интересного.
^ 2. Работа над новым материалом.

Учитель: Первое упоминание о тройках относится к 20-м годам XVIII века. Единственным средством передвижения была лошадь, запряжённая в телегу, сани, повозку. Если дорога была широкой и по ней могла скакать не одна, а целая тройка лошадей. Такая дорога называлась трактом.

Вдоль тракта располагались станции — места, где можно было отдохнуть, переночевать, поменять уставших лошадей. На тройках отправлялись в самые дальние путешествия.

Таким же образом перевозилась и почта. Человека, управляющего почтовой тройкой, называли ямщиком.

Почтовой тройке все должны были уступать дорогу, в связи с тем возник вопрос об особом опознавательном сигнальном устрой­стве. С этой целью из Клайпеды пригласили знаменитого немецкого почтаря, чтобы он научил русских коллег игре на почто­вом рожке. Но русские мужики наотрез отказались. «Свист дальше слышен, — заявили они, — да и лошади под него бегут быстрее». И хотя за свист нещадно штрафовали, разносился он, лихой и рез­кий, по всем российским трактам.

Но давайте еще раз послушаем музыку Чайковского. Свист ямщика, или что-либо иное слышится нам?

(звучит фонограмма)

Предполагаемые ответы детей: - Слышен звон колокольчиков.

Учитель: Верно, ребята. И об истории подвесного колокольчика нам подготовили сообщение ребята из исследовательской группы.

(В группе исследователей ребята с высокими учебными возможностями)

1-й ученик: Кому-то пришла в голову счастливая мысль — повесить под дугой колокольчик. Это произошло в 70х годах XVIII века. Зачастую на дугу подвешивали не один, а несколько колокольчиков. Если их было два, то более крупный, низкий по звучанию назывался в народе мужик, меньший по размеру и тоном выше назывался бабой. Если же подвешивали сразу три, то самый крупный выполнял роль баса, а два других – роль подголосков. Колокольчики были самых разных размеров и форм. Некоторые виды колокольчиков назывались бубенцами, глухарями, воркунами.

2-й ученик: Тогда-то и появились первые промыслы по литью поддужных коло­кольчиков. Но самые первые колокольчики появились на Валдае. На колокольчиках отливались различные надписи: «Сдалеча вес­точку собою подавай»; «Езжай — поспешай, звони — утешай»; «Звенит — потешает, ездить поспешает»; «Купи — не скупись, езди-веселись»; «Звону много — веселей дорога»; «Купи, денег не жалей – со мной ездить веселей»; «Спешу на родину». Однако чаще всех на колокольчиках была надпись «Дар Валдая». Колокольчики эти быстро прижились: их и слышно было далеко, и ездить с ними веселей.

3-й ученик: Но стали не только почтари, но буквально все путешествующие подвешивать под дугой колокольчики. Никто, несмотря на запреты, без звона ездить не хотел. Тогда издали специальный указ: «дабы не вносить сумятицу и неразбериху», за­претить простым путешественникам ездить с колокольчиками. И в самом деле, смотритель, услышав звон колокольчика, бросался гото­вить свежих лошадей, думая, что едет почта, а оказывалось, что это тройка местного помещика. Почтовый департамент не раз обращался в Сенат с просьбой навести порядок на российских дорогах, но тщетно. Единственное, что делали ямщики не почтовых троек,— это подвязывали языч­ки колокольчиков, проезжая ночью мимо населенных пунктов.

(В ходе сообщения на доске учитель пишет новые слова: тракт, ямщик, мужик, баба, бубенцы, глухари, воркуны.)

Лексическая работа:

Учитель: - Назовите многозначные слова. Каковы их первичные значения? Почему именно эти слова используются для названия колокольчиков?

(Демонстрация образцов колокольчиков)

Учитель: Что касается езды на почтовых тройках, то отличалась она необыкновенной скоростью. Рассказывают, что Екатерина II, желая удивить скоростью езды в России немецкого императора Иосифа, приказала своему придворному ям­щику доставить императора из Петербурга в Москву за тридцать шесть часов. Ямщик согласился, но сказал: «Берусь, матушка, доставить немецкого короля за тридцать шесть часов, но не отвечаю, будет ли цела в нем душа». Длина пути из Петербурга в Москву – семьсот восемьдесят четыре километра. Какова же средняя скорость езды?

^ Дети решают задачу.

(Средняя скорость, таким образом, получалась двадцать два километра в час).

Учитель: Но так как по дороге надо было менять лошадей (а станций от Петербурга до Москвы было двадцать две), то, значит, тройка мчалась еще быстрее. А вообще-то, по указу, зимой и летом можно было ездить со скоростью пятнадцать километров в час.

Недаром А. С. Пушкин сравнивает русского ямщика с Автомедоном — возницей Ахиллеса, греческого бога.

Дорога зимняя гладка.

Автомедоны наши бойки,

Неутомимы наши тройки,

И версты, теша праздный взор,

В глазах мелькают, как забор.

Оказывается, каждая лошадь в тройке имела своё название. Давайте послушаем, как же они назывались?

(Сообщения ребят из исследовательской группы).

4-й ученик: Летит тройка-птица. Посредине бежит коренник. Это — лошадь рысистых пород, и бег ее называется рысью. Правая и левая лоша­ди — пристяжные. Их выбирали из верховых пород, и они скачут галопом. Это сочетание в одной упряжке двух различных аллюров – рыси и галопа — и создавало удивительную, яркую и неповторимую красоту бега русской тройки. Ничего подобного нигде в мире не было.

(В ходе сообщения на доске учитель пишет новые слова: коренник, пристяжные, рысь, галоп).
Учитель: Извечная тяга и любовь русских к путешествиям — «охота к перемене мест» — сделала тройку незаменимой и удобной для пере­мещений по огромным российским просторам. Усыпляющее побря­кивание колокольчиков или их заливистые веселые голоса так гар­монично сочетались с русской душой — то залихватски размашистой и удалой, то пронзительно грустной! Это не могло не найти своего отображения в бесчисленных произведениях искусства — прозе и поэзии, работах художников и скульпторов, в песнях, романсах, на­родных сказаниях. Ведь на тройках не только путешествовали: ни один праздник не обходился без катания на них — ни Рождество, ни Масленица, ни свадьба! Именно лошади становились героями картин многих известных художников.

→ Демонстрация репродукций картин Тэодора Жерико, Алексея Венецианова, Кузьмы Петрова-Водкина.
3. Проверка усвоения нового материала.

Обучающимся предлагаются карточки, где нужно восстановить пропуски. Дети работают в группах.

Карточка №1

Первое упоминание о тройках относится к 20-м годам _____________века. Единственным средством передвижения была лошадь, запряжённая в телегу, сани, повозку. Если дорога была широкой и по ней могла скакать не одна, а целая тройка лошадей. Такая дорога называлась __________. Вдоль _________ располагались станции — места, где можно было отдохнуть, переночевать, поменять уставших лошадей. На тройках отправлялись в самые дальние путешествия.

Таким же образом перевозилась и почта. Человека, управляющего почтовой тройкой, называли _____________.
Карточка №2.

Кому-то пришла в голову счастливая мысль — повесить под дугой колокольчик. Это произошло в 70х годах _________века. Зачастую на дугу подвешивали не один, а несколько колокольчиков. Если их было два, то более крупный, низкий по звучанию назывался в народе _________, меньший по размеру и тоном выше назывался _________. Если же подвешивали сразу три, то самый крупный играл роль баса, а два других – роль подголосков. Колокольчики были самых разных размеров и форм. Некоторые виды колокольчиков назывались ____________________________________________________.
Карточка №3

Летит тройка-птица. Посредине бежит _____________. Это — лошадь рысистых пород, и бег её называется ________________. Правая и левая лоша­ди - ___________________. Их выбирали из верховых пород, и они скачут ______________.
→ Выступление представителя каждой группы. Анализ возможных ошибок. Оценки.

5. Вывод:

Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о русской тройке.

Что нового, интересного вы узнали?

Почему лошадь была единственным средством передвижения?

Ребята, если бы перед вами встал выбор: отправиться в путешествие на тройке или на современном автомобиле. Что бы вы предпочли? Почему?

(Дети доказательно высказывают свои мнения)

Автомобиль Тройка

(Предполагаемые ответы детей)

Более быстро. Больше возможности наблюдать за

окружающей природой.

Удобно и комфортно. Нет выхлопных газов, не загрязняется

окружающая среда.

4.Домашнее задание.

Подобрать отрывки из прозаических или художественных поэтических произведений, где бы было упоминание о тройке.

Похожие:

Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Тема урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconКонспект урока чтения (3 класс). Тема урока
Госткина Елизавета Михайловна – учитель начальных классов Шаховской сош №1 Конспект урока чтения (3 класс)
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconПодробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Класс...
Создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях,...
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconЛитература Класс: 11 Тема урока : Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Конспект урока учителя русского языка и литературы моу «сош №29 г. Чебоксары» Кирзенковой Юлии Алексеевны
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconПлан-конспект урока Класск класс Тема урока Тип урока
Каждая группа дает характеристику современной молодежи с «их» точки зрения и представляют ее
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconПлан-конспект урока №9 Класск класс Тема урока Тип урока
Мультимедиа, листы с Wortigel (4), фломастеры, открытки (3+4+4), карточки с текстом, картинки для аукциона
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconКонспект открытого урока Предмет: география, класс: 6«А» умк
Умк : Учебник: Дронов В. П., Савельева Л. Е. «География. Землеведение». 6 класс. М.: Дрофа, 2008
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconПлан-конспект урока тема урока: зарождение демократии в афинах
Базовый учебник: Вигасин А. А., Годер Г. И. История древнего мира. 5 класс. – М., Просвещение. 2010 г
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconПлан-конспект урока Класск класс Тема урока Тип урока
«Jugend und Drogen… Gehoert es zusammen?» (Молодежь и наркотики… Совместимо ли это?)( 4-й урок из раздела «Die heutigen Jugendlichen...
Конспект урока 4 класс Предмет: Народоведение Тема: «Русская тройка» iconКласс Предмет Вид и тема урока Ответственные 1 «А»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница