Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя




Скачать 61,37 Kb.
НазваниеОборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя
Дата публикации04.06.2013
Размер61,37 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя (полная) школа

п. Сосновка»

(МОСШ п. Сосновка)


Урок литературы в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы:

Успанова Л.Ж.

Тема:

«Родная природа

в стихотворениях русских поэтов

20 века»

Цель: попробовать проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века.

Оборудование: экран, компьютер, проектор.

Методические приемы: рассказ учителя, рассказ ученика, выразительное чтение, анализ стихотворений.
^ Ход урока:

  1. Слово учителя.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Это учителя нашей школы.

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века».

^ Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Мы возвращаемся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия 20 века. Обратимся сначала к творчеству поэтов начала века.
Александр Александрович Блок (1880-1921) – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. К его творчеству мы будем обращаться ещё не раз.
^ Выступление ученика 6 класса Зинченко Леонида по творчеству А.А.Блока, показ презентации.

Во время выступления делай краткую запись: ключевые слова, основные моменты жизни и творчества А.А.Блока.

  1. ^ Чтение и анализ стихотворений, доклады учащихся.


Прослушивание стихотворения «Летний вечер» из фонохрестоматии, которое относится к жанру пейзажной лирики. Исполняет актер С.Сазонтьев (1мин.04с.)


  1. ^ Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?

(Блок рисует деревянный пейзаж позднего лета: «сжатая рожь», «некошеная межа», «роща», «песня жницы» - крестьянки, «туман», «луговые дали», освещенные закатным солнцем).

  1. ^ Какие художественные приемы оживляют картину?

(Эпитеты: «последние лучи», «дремотой розовой», «красный диск луны»;

Глаголы действия, сменяющие покой на стремительность: сначала «лучи … лежат», мир объят дремотой, «замирает песня жницы»;

^ Безличные предложения, подчеркивающие тишину: «Ни ветерка, ни крика птицы»; потом – в последней строфе – побудительные предложения: «Забудь заботы и печали, \ Умчись без цели на коне …»)

  1. ^ По каким признакам мы можем судить о состоянии лирического героя?

(В призывах «Забудь заботы и печали, \ Умчись без цели на коне …» очевидны тревожные настроения, душевный непокой, тоска по гармонии, неясность цели и будущего).

^ 4. Какова особенность пейзажа, изображенного Блоком?

(Пейзаж лишь повод для выражения чувств лирического героя. «Закат», «дремота», «туман», «дали», «ночь», «луна» - ключевые слова, определяющие его настроение. Подобные ключевые образы можно встретить, например, у поэта 19 века Ф.И.Тютчева)

С творчеством Сергея Александровича Есенина (1895-1925) вы уже знакомы. В старших классах мы продолжим изучение его творчества. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.
^ Выступление ученика 6 класса Христиченко Станислава по творчеству С.А.Есенина, показ презентации.
Прослушаем стихотворение «Мелколесье. Степь и дали» из фонохрестоматии, которое относится к жанру пейзажной лирики. Исполняет актер Б.Галкин(1мин.30с.)


  1. ^ Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении?

(Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности, пробуждает в поэте чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти березке каждой \ Ножку рад поцеловать», «Как же мне не прослезиться…» Традиционный фольклорный образ березки выразителен благодаря олицетворению.)

  1. ^ Каковы особенности образа лирического героя?

(Это откровенно автобиографический образ: «У меня отец – крестьянин, \ Ну, а я – крестьянский сын. \ Наплевать мне на известность \ И на то, что я поэт …» Образ лирического героя дается и обобщенно: поэт любит свою неяркую родину, как и «всякий русский человек».)

  1. ^ Какие мотивы можно услышать в стихотворении?

(Мотив грусти, возникающий благодаря олицетворениям: «зарыдали \ Разливные бубенцы», ностальгическим настроениям: «Как же мне не прослезиться»? Мотив удали, проявляющийся в восклицаниях: «Эх вы, сани! Что за сани?» Мотив дороги, традиционный для русской литературы, очевидный в фольклорных образах: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «сани»)
^ Для творчества Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966) тема природы не была главной. Но в русской поэзии, пожалуй, никто не прошел мимо жанра пейзажной лирики.
Выступление ученицы 6 класса Петуховой Ксении по творчеству А.А.Ахматовой, показ презентации.
Прослушаем стихотворение «Перед весной бывают дни такие» из фонохрестоматии. Исполняет А.Покровская (0мин.57с.)


  1. Как построено это стихотворение?

(Стихотворение представляет собой одно развернутое сложное предложение, в котором словно на одном дыхании, благодаря анафоре – одинаковому началу строк, - передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека).

  1. ^ Какие приметы весны отмечает поэт?

(Ахматова рисует самое начало весны, только ещё намек на весну, самое волнующее и прекрасное время ожидания чуда обновления жизни. Ахматова наблюдательна и точна в описаниях природы: «под плотным снегом отдыхает луг» - к концу зимы снег уплотняется; «шумят деревья весело – сухие» - звукопись (аллитерация на «ш», «с», «х») создает слуховые впечатления; «И теплый ветер нежен и упруг» - явная примета весны. А дальше – описания ощущений человека. Повторяющийся союз «и» делает эти ощущения продолжением чудес, происходящих в природе: «И легкости своей дивится тело, \ И дома своего не знаешь, \ И песню ту, что прежде надоела, \ Как новую, с волнением поешь»).

  1. ^ Какую особенность имеют последние строки стихотворения?

(В последних строчках мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека).

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) – из поколений детей Великой Отечественной войны. Она во многом определила его судьбу: он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете. Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен.
^ Выступление ученика 6 класса Остапова Ильи по творчеству Н.М.Рубцова, показ презентации.
Прослушивание стихотворения «Звезда полей» из фонохрестоматии.

Исполняет Б.Галкин (1мин.44с.)


  1. ^ Каким чувством проникнуто стихотворение?

(В стихотворении звучат и восхищенная нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией).

^ 2. Какие художественные приемы помогают автору передать взволнованность и любовь к родной земле?

(Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.

Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется 5 раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «говорить», создавая ощущение вечного источника тепла и света.

Эпитеты: «во мгле заледенелой», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым».

Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром».

Олицетворения: «звезда … остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым».

Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения.

Многоточия, создающие интонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

^ 3.Какое значение имеет название стихотворения?

(Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, \ Для всех тревожных жителей земли».)

Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихотворение положено на музыку и стало песней.
Но не только у Н.Рубцова есть стихотворения, положенные на музыку, но и у других поэтов. «Над окошком месяц» С.А.Есенина. Прослушаем. Исполняют Н.Лазарев и Л.Казакова (если останется время)


  1. Итог урока, выставление отметок.

В 20 веке русские поэты по-прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнений.


  1. Зинченко Л. –

  2. Христиченко С. –

  3. Петухова К. –

  4. Остапов И. –


IV. Домашнее задание: Выучить 1 стихотворение на выбор.

Похожие:

Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя icon«История автомобилестроения»
Оборудование cd-диск (км автомобильная энциклопедия части 1и 2), персональный компьютер, проектор, экран
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя icon«Жизнь и творчество Владимира Маяковского»
Оборудование урока: компьютер (экран, мультимедийный проектор, выход в Интернет)
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя iconЛитературное состязание
Оборудование: компьютер, проектор, экран, атрибуты былинного времени (изготовленные ребятами шлемы, щиты, мечи, копья, кольчуги)
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя iconУрока
Оборудование и наглядные средства обучения: персональный компьютер, проектор-мультимедиа, экран, презентация мультимедиа
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя iconИзлучение и поглощение света атомами. Виды спектров, спектральный анализ Оборудование
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор и экран, спектроскоп, лампа накаливания, набор по флюоресценции, уф-лампа, высоковольтный...
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя iconВнеклассное мероприятие в 7 классе на тему: «5 шагов к здоровью»
Оборудование: карточки с названиями команд, эмблемы, раздаточный материал, мультимедиа проектор, экран, компьютер презентация
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя iconЦель: «Создание благоприятных условий для развития математической культуры среди учащихся»
Оборудование: карточки с заданиями, листы – памятки, мультимедийный проектор, экран, компьютер
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя iconИстория российской благотворительности
Для проведения занятия необходимы следующие материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронные презентации...
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя iconВопросы к викторине:  Какое современное государство считается родиной Олимпийских игр?
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальное оформление (фон), дипломы для победителей
Оборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя iconВыполнила Кравченко Олеся Ивановна учитель кубановедения моу сош...
Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, музыкальный центр,фонохрестоматия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница