Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему




Скачать 119.79 Kb.
НазваниеСочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Дата публикации04.06.2013
Размер119.79 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
Рекомендации «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013»
Автор: Кустова И.А.

учитель русского языка

и литературы

МБОУ ООШ №3

г. Полярные Зори

В 2013 году планируются изменения в части С2 экзаменационного теста.
До 2012 года выпускникам предлагалось 2 варианта сочинения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С2.2

Что такое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?

Лингвистика — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях: лексических средствах выразительности, о знаках препинания, частях речи и т.д.

Этапы работы:


  1. Знакомимся с высказыванием.

Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.


  1.  Определяем основную мысль высказывания



Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

1)  о богатстве, выразительности, точности русской речи;

2) о средствах выражения мыслей;

3)о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

4)о взаимосвязи лексики и грамматики;

5) о роли синтаксиса в человеческом общении;

и т.д.

(см. ниже тезисы и распределение тем по тезисам)

  1. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

 сформулировать позицию автора высказывания

выразить своё отношение к ней.

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова и выражения: действительно, с этим высказыванием нельзя не согласиться;   бесспорно мнение автора о том, что ... я эти слова понимаю так…
Демоверсия 2013 года


        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.


или:

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

  1.  Пишем основную часть

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)


Докажем эту мысль на примерах из текста...



Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

Хорошо: Начиная аргументацию, сказать, о чем данный текст, его основная мысль. И тогда примеры будем приводить те, которые помогают понять идею, авторскую позицию.

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Требования к аргументам:

примеров должно быть 2;

примеры должны быть из указанного текста;

приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
 В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.


Например: 
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это
суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.


  1. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...
Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

ПЛАН

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. 

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

(или 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров)


Вариант 1. Сочинение-рассуждение по тексту А.Лиханова (ГИА - 2013, типовые экзаменационные варианты, 12 вариантов, под редакцией И.Цыбулько)

Н.Шамфор утверждал: «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Высказывание французского писателя я понимаю так. Автор, создающий художественное произведение, выражает свои мысли, чувства при помощи слов, а читатель думает, размышляет, делает выводы. Докажу это на примере текста А.Лиханова.

В рассказе А.Лиханова главный герой Коля ищет свою мать, которую никогда не видел. Он приходит в Дом ребенка, где воспитывался. Чтобы передать чувства мальчика, когда он видит брошенных детей, автор использует метафору «била в висок ужасная мысль». А чтобы читатель лучше представил работников Дома ребенка, которые радуются, что брошенных детей забирают в американские семьи, автор использует разговорную лексику. «Тетка», наверное, медсестра, радуется: «Американцы пачками едут… и подарочки везут».

Таким образом, какие-то «особенные» слова заставили меня размышлять над рассказом А.Лиханова. (122 слова)

Вариант 2. Сочинение-рассуждение по тексту А.Лиханова (ГИА - 2013, типовые экзаменационные варианты, 12 вариантов, под редакцией И.Цыбулько)

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой фразой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление», - писал известный лингвист А.И.Горшков. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Слово в художественном тексте используется для создания образа, для выражения идеи. Если автор говорит ярко, выразительно, то это производит впечатление на читателя, он начинает размышлять над отдельными словами, а, значит, и над всем текстом. Докажу это на примере текста А.Лиханова.

Рассказ А.Лиханова о простой русской женщине, о доброте и милосердии. «Неграмотная старуха» оказалась очень доброй и сердечной, не могла пройти мимо чужой боли, относилась к раненым бойцам, как к родным, как к своим сыновьям. Руки её были теплые и мягкие, и слова мягкие, «как хорошая повязка». Этим сравнением автор подчеркнул доброту и надежность тети Груни. И за эту доброту Алексею не рассчитаться никаким «золотом-серебром». Это очень выразительные слова, они означают, что людские поступки дороже золота, их вообще нельзя оценивать чем-то материальным.

Таким образом, я доказала слова А.И.Горшкова. Текст привлек моё внимание благодаря выразительности, заставил размышлять над поступками героев. (167 слов)

Вариант 3. Сочинение-рассуждение по тексту В.А.Осеевой (ГИА - 2013, типовые экзаменационные варианты, 12 вариантов, под редакцией И.Цыбулько)

Б.В.Шергин утверждал: «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Высказывание русского писателя я понимаю так. Язык строится по определенным законам и правилам, устная и письменная речь имеют отличия. Устная фраза на бумаге должна «зазвучать», этому способствует синтаксис.

В отрывке из повести В.А.Осеевой рассказывается о двух мальчишках, которые, совершив плохой поступок, решили исправить его. Текст наполнен диалогами. Это нужно автору для развития действия, ведь именно в разговоре возникает и решение мальчиков украсть кота, и осмысление ими своего поступка.

В тексте много обращений (предложения 33, 51, 58). Именно они передают эмоции героев. Этому же способствуют неполные предложения (62, 63).

Таким образом, благодаря разнообразным синтаксическим конструкциям, устные фразы стали ярче, запомнились читателю. (115 слов)
Вариант 14. Сочинение-рассуждение по тексту М.Н. Ботвинника (ГИА - 2013, типовые экзаменационные варианты, 36 вариантов, под редакцией И.Цыбулько)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». Попробуем  доказать истинность данного суждения.

Язык (текст) строится по определенным законам. Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 3, 8, 20 местоимения  он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик – он), 15 (он и его друг – они). То есть местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются.

Также местоимения служат для связи предложений в тексте (20, 22, 28). Они помогают избежать ненужных повторов. Но надо, чтобы было ясно, какое слово замещено, чтобы не было двусмысленности. Поэтому  не стоит замещать местоимением два существительных одного рода. Неправильный пример: «Демосфен прочел другу-актеру стихи. Он сказал…»

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия – которое). Это помогает избежать повторов в речи.

Таким образом,  местоимения являются действительно вторичными словами. (164 слова).

Тезисы и распределение тем по ним.


Тезис №1: Лексика и грамматика нужны для выражения мысли и чувства.

(Лексика и грамматика нужны для того, чтобы язык выполнял свою главную функцию – был средством общения.)

Тема 2 . Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

^ Тема 3. Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла.

Тема 5. Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.

Тема 8. К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?

^ Тема 9 Грамматика позволяет нам связывать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.

Тема 15. Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис.

Тема 17(1). Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слова к мысли.

Тема 25. Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни.

Тема 29. Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.

Тема 30. Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Тема 35(11). Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.
Тезис №2: Язык (текст) строится по определенным законам
Тема 1. В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения.

Тема 13. Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.

Тема 19(3). Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса.

Тема 20(4). Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании.

Тема 27(7). Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика.

Тема 28 (8). Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

Тезис №3: Каждое отдельное явление в языке имеет свою функцию, свое назначение.

Тема 4. Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего.

Тема 14. Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений обесценено.

Тема 16. Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый характер.

Тема 32. Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства.

Тема 36(12). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.
Тезис №4: Слово в художественном тексте используется для создания образа, для выражения идеи.

Тема 11. Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов.

Тема 12. Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань.

Тема 18(2). Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление.

Тема 23. Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано.

Тема 24. Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.

Тема 26 (6) Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах.
Тезис №5: Речь характеризует человека (автора, персонажа)

Тема 6. Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев.

Тема 10. Язык не есть только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных.

Тема 21. Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя.

Тема 22. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Тема 31. Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи.

Тема 33(9). Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет.

Тема 34(10). Некоторые ученые даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью.

Похожие:

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа....
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему icon«Средняя общеобразовательная школа №2» п. Чернянка Урок русского языка. 7 класс
Обеспечить закрепление умений применять методы компрессии текста, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconМатериал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать...
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconСочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?»
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?» привести 2 аргумента
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconСочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной...
Сочинение, которое пишется в рамках егэ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на...
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconКак писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка...

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 25 Напишите сочинение рассуждение,...
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н. Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса...
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconПодготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете...
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему iconГиа. Часть примерная тематика сочинений-рассуждений на лингвистическую тему
Л. С. Степановой и др.; Л. А. Сениной. Кроме того, были выбраны задания из экзаменационных работ прошлых лет. Данный список не включает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница