Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3»




Скачать 121,54 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3»
Дата публикации04.06.2013
Размер121,54 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок

Конспект урока литературы в 9 классе


ОУ: МОУ «ООШ № 3» г. Энгельса Саратовской области

Учитель: Полещенко Ольга Николаевна.

Класс: 9.

Тема: «Давай поедем в Царское Село!..»

Продолжительность урока: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок-экскурсия. Материал можно использовать для подготовки к ГИА по литературе (Вариант 2. Задание 1.2.3) и ЕГЭ по литературе (Часть 2 С4).

Цель урока: Сформировать целостное представление о Царском Селе как о памятнике русской культуры и его изображении в русской литературе XVIII – XX веков.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть этапы формирования дворцовой и парковой зоны в Царском Селе и их отражение в русской лирике XVIII – XX веков; проследить изменение изображения Царского Села поэтов XVIII – XX веков.

  2. Формировать культурологическую компетентность обучающихся, совершенствовать исследовательские навыки обучающихся; формировать навыки сопоставительного анализа художественных текстов.

  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к культурному достоянию России.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки, публикации.

Дидактические материалы: Презентация, подготовленная учителем и обучающимися.

^ Как если зданиям прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село.


М. В. Ломоносов

Здесь столько лир повешено на ветки…

А.А. Ахматова
^ Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока 2 мин.

Цель этапа: Подготовка обучающихся к работе.


Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организоваться, быстро включится в деловой ритм

словесный

фронтальный




Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей к уроку

Подготовка к работе, включение в деловой ритм

2. Изучение нового материала: 30 мин.

Цель этапа: Ввести в атмосферу Царского Села XVIII - начала XX века, познакомить с особенностями архитектуры и садово- паркового искусства различных эпох и их отражением в литературе, дать представление о развитии литературы от классицизма до реализма, акмеизма.


Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Основные исторические события изучаемого периода; содержание материала презентаций групп учащихся

использовать исследовательские навыков; умение работать в команде над решением единой проблемы, планировать и реализовывать проектную деятельность; умение выделять главное, сопоставлять, делать выводы.


словесный, взаимоконтроль, наглядный

индивидуальная, групповая

1. Презентация, подготовленная учителем.

2. Презентации, подготовленные группами обучающихся в рамках проекта.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Вступительное слово учителя:

Какая царская нынче осень в Царском Селе!  
Какие красные листья тянутся к черной земле,  
какое синее небо и золотая трава,  
какие высокопарные хочется крикнуть слова.

Булат Окуджава Осень в Царском Селе

Наряду с Петербургом и Москвой, Киевом и Одессой, давно ставшими полноправными «героями» русской литературы, можно в качестве города - литературного образа назвать и Царское Село. Начиная с М. В. Ломоносов, Г. Р. Державина и вплоть до ХХ века, Царское Село имело своё «лицо», составляло не только архитектурный, но и определённый литературный комплекс. Проследить, говоря словами А. А. Фета, «ряд волшебных изменений милого лица», то есть восприятие и изображение Царского Села в русской поэзии допушкинского и пушкинского периодов является целью нашего урока.


  1. Предлагает выбрать те исторические события, которые повлияли на строительство Царского Села и нашли отражение в литературе XVIII века.


  • Предлагает учащимся начать заполнение Карты урока «Три века Царского Села». (См. Приложение)

  • Предлагает учащимся прослушать выступление 1 группы.

  • Предлагает учащимся заполнять таблицу по ходу представления презентаций членами групп (слайд №2-10), ориентируясь на вопросы:

- В чём сходство и различие в описании Царского Села представителями разных периодов и литературных направлений?

- Как изменяются образы и язык стихотворений?

- Как проявляются характерные черты поэзии Г.Р. Державина в стихотворениях, посвящённых Царскому Селу?


  • Предоставляет слово учащимся 2 группы.


  • Предлагает всему классу проверить заполнение таблицы, внести нужные поправки. (Слайд № 22 - 24)

Предоставляет слово учащимся 3 группы «Отечество нам Царское Село!..»

^ Традиция восторженного восприятия и изображения царскосельских «садов» в стихотворных опытах лицеистов последующих выпусков.

Предлагает всему классу проверить заполнение таблицы, внести нужные поправки. (Слайд №25-26)

  • Предоставляет слово учащимся 4 группы.

  • Предлагает всему классу проверить заполнение таблицы, внести нужные поправки. (Слайд №27-32)


^ Царское Село в литературе второй половины ХIХ века. Ф. И. Тютчев. Сообщение группы литературоведов «Люблю я царскосельский сад…». Ф. И. Тютчев в Царском Селе.

^ Царское Село в литературе ХХ века. А. Ахматова. И. Анненский.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Сообщение группы литературоведов «Здесь столько лир повешено на ветки, Но и моей как будто место есть». Царское Село в судьбе и лирике А.А. Ахматовой».

Сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Царскосельская статуя» и А. А. Ахматовой «Уже кленовые листы…». (Слайд 31)


  • Слушают вступительное слово учителя.




































Обучающиеся самостоятельно выбирают исторические события, связанные со строительством и перестройкой дворцов в Царском Селе.

Сначала Царское Село воспринималось как зримое доказательство величия царственного замысла, очередное «чудо света», подобное Петергофу, Ораниенбауму или самой великой новой столице – Санкт-Петербургу. Это мы видим в одах М. В. Ломоносова. Он первым сравнил Царскосельскую резиденцию Елизаветы Петровны с райским садом, пленяющим своим цветением и божественной красотой.

Эту традицию продолжил и развил И.Ф. Богданович. Но, в отличие о Ломоносова, он воспевал уже екатерининское Царское Село, должна была создаваться «каменная летопись» славы России, воинских побед «екатерининских орлов», знаменательных событий её просвещённого правления.

Г.Р. Державин воспел Царское Село времён расцвета екатерининского правления Царское Село изображается Державиным прекрасным и священным обиталищем «богини», достойным обрамлением и земным воплощением славы и величия императрицы


  • Учащиеся иллюстрируют рассказ учителя чтением стихотворений




  • Представление презентации учащимися группы № 1 (Слайды № 2-10)




  • Учащиеся заполняют таблицу.




  • Представление презентации учащимися группы № 2 (слайды № 11 –14). По ходу представления поэтов учащиеся читают стихотворения

  • Учащиеся класса заполняют графы таблицы.




  • Учащиеся проверяют свои записи, вносят поправки, дополнения.

Царское Село для Пушкина и его товарищей – это прежде всего Лицей. Не величественные дворцы и не прекрасные парки вспоминаются им в первую очередь при звуках этого словосочетания, а счастливое братство юных сердец, заботливая мудрость наставников, храм науки, под своды которого они когда-то благоговейно вошли.

Представление презентации учащимися группы № 3 (Слайды № 15- 18). Учащиеся читают наизусть стихотворения. (Пушкин А.С. «Воспоминания в Царском Селе», «В начале жизни школу помню я…», «19 октября». 1825, «Царское Село». 1823,

  • Учащиеся класса заполняют графы таблицы

  • Учащиеся проверяют свои записи, вносят поправки, дополнения.

Пушкин в Царском Селе в 1831 году.


  • Представление презентации учащимися группы № 4 (Слайды № 27-32). По ходу представления поэтов-

  • Учащиеся класса заполняют графы таблицы

  • Учащиеся корректируют записи в таблице.


Вывод класса и запись в листах контроля: В творчестве Ф. И. Тютчева царскосельский пейзаж вызывает восхищение и приводит к философским раздумьям о вечном.

Описанная А.С. Пушкиным скульптура девушки с разбитым кувшином перестаёт восприниматься как парковое украшение. Стихотворение, написанное гекзаметром, будто оживляет голос Древней Эллады; но в нём нет тяжеловесности - оно заставляет задуматься о вечности.

Ахматовское стихотворение — это воскрешение пушкинской статуи в поэтическом слове. В стихотворении А.А. Ахматовой, как и творчестве других поэтов ХХ века, соединяются две темы: личность А. Пушкина (его пребывание в Царском Селе, Лицей) и восхищение самим Царским Селом. Но у А. Ахматовой к этому добавляются переживания боль лирической героини, потерявшей возлюбленного. Здесь неразрывно сплетаются восхищение скульптурным шедевром и по-женски неожиданная ревность, отчего старинная статуя словно оживает в стихах А.А. Ахматовой, вступая в непростые отношения с лирической героиней и её спутником.

Образ Пушкина в этом стихотворении двоится. С одной стороны, он удален во времени и в пространстве («И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов»), а с другой стороны, он максимально приближен к читателю: дистанцию сокращают простые, обыденные детали: «Здесь лежала его треуголка и растрепанный томик Парни».

Следовательно, Пушкин для А. Ахматовой — действительно идеальная перспектива, нечто безусловно близкое и в то же время бесконечно удаленное.

В более поздних стихах А. Ахматовой усиливается уважение к Пушкину-поэту и человеку. (^ Слайды 32-33)

В стихотворении И.Анненского «Л. И. Микулич» создана атмосфера прекрасного царскосельского мира парков, дворцов и поэзии через систему со- и противопоставлений образов, соединенных в пары (чем конкретнее лиц на портретах, тем неопределеннее — седой тонкий туман над Царским Селом, от которого веет тайной; ставшая «лебедем Фелица И бронзой Пушкин молодой»). Великодержавная хозяйка Царского Села присутствует в стихотворении и как героиня оды Державина («Фелица»), и как автор «Сказки о царевиче Хлоре», и как царскосельский символ - лебедь, который отсылает нас к античному мифу. Образ лебедя - метафора-загадка, не называющая, но подразумевающая высокое понятие - поэт.

В стихотворении И. Анненского живой Пушкин как бы застывает, становится бронзой, превращаясь в миф. Время тоже останавливается, переходит в иное качество - вечность.




3. Закрепление материала.

Проект маршрута литературной экскурсии по Царскому Селу.

Цель этапа: Закрепить и систематизировать полученные знания.


Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Изменение восприятия Царского Села поэтов начала XVIII - начала XX века (от восхищения красотами пейзажа и дворцов до преклонения перед А. С. Пушкиным)

сопоставлять, делать выводы

словесный


Индивидуальная, групповая.


Слайд-фильм

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Дает задание:

Определить маршруты экскурсии по Царскому Селу, связанные с архитектурой и литературой начала XVIII - начала XX века. Обосновать ответ.


Выбираю маршруты экскурсий, подбирают стихи, относящиеся к достопримечательностям.


4. Обобщение и систематизация знаний: 10 мин.

Цель этапа: Обобщить, закрепить и систематизировать полученные знания.


Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения

Особенности развития отношения к Царскому Селу поэтов начала XVIII - начала XX века

сопоставлять, делать выводы

словесный


коллективная






Деятельность учителя

Деятельность ученика

В ходе мы имели возможность увидеть, пусть пока в общих чертах, богатство литературы, посвящённой Царскому Селу.

  • Задает вопросы:

- Чем различается восприятие Царского Села поэтами различных эпох?

- Что воспевают в Царском Селе поэты XVIII века М. В.Ломоносов, Богданович, Г. Р. Державин;

ХIХ века А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, М. Е.Щедрин;

Начала ХХ века И. Северянин, А. Ахматова?

- Какие черты отмечают и воспевают в Царском Селе?

- Чем различается восприятие Царского Села поэтами различных эпох?

- Что объединяет стихи таких разных поэтов?

Определить комплекс поэтических тем, связанных с Царским Селом.

  • Осмысливая информацию, полученную на уроке, учащиеся, возвращаясь к материалам таблицы, отвечают на вопрос и записывают черты, объединяющие отношение к Царскому Селу:

- всем поэтам свойственно ощущение гармонии Царского Села;

- все он по-особенному, трепетно относятся к Царскому Селу; что отражается в стихах (в образах, звуковой организации и ритмико-интонационной структуре поэтических текстов;

- их сближает беззаветная любовь к Царскому Селу, пейзажным паркам, памятникам.

Различия:

В стихах поэтов XVIII века (Ломоносова) сильны классицистические мотивы: прославление императриц, благодаря которым создавалось великолепие Царского Села.

В творчестве поэтов конца XVIII века царскосельские пейзажи и памятники навевают воспоминания о воинских победах России, поэтому воспевается воинская слава России и Екатерина II.

А.С. Пушкин вначале следует этой традиции («Воспоминания в Царском Селе»), затем вносит личностное отношение, поэтому в более поздних стихотворениях усиливается лирическое начало.

Стихи проникновенны, душевны, пробуждают «чувства добрые» и ностальгию по ушедшим лицейским временам.

В творчестве Ф. И. Тютчева царскосельский пейзаж вызывает восхищение и приводит к философским раздумьям о вечном.

^ В творчестве поэтов ХХ века соединяются две темы: личность А. Пушкина (его пребывание в Царском Селе, Лицей) и восхищение самим Царским Селом. У А. Ахматовой к этому добавляются переживания боль лирической героини, потерявшей возлюбленного. В более поздних стихах А. Ахматовой усиливается уважение к Пушкину-поэту и человеку.

Для И. Анненского, чья жизнь непосредственно связана с Царским Селом, установкой памятника А. С. Пушкину, главное – личность великого поэта, преклонение перед его талантом.

В более позднее время поэтов и прозаиков привлекает тема лицейской жизни А. С. Пушкина, и Царское Село становится фоном. Исключение – рассказ Ю. Нагибина «Царскосельское утро».

^ Комплекс поэтических тем, связанных с Царским Селом:

– имперская история (эпоха Екатерины с ее «греческим проектом» и – позднее – эпоха Александра I);

– царская тема, мотив «земных богов»;

– архитектура (описание дворца с почти обязательным употреблением эпитета «золотой/златой»);

– парковый пейзаж (включающий описания деревьев, колористические детали, упоминания освещения и золота, монументов, вод и отражений в них, царскосельских лебедей);

– память/воспоминание;

– творчество/вдохновение (Державин, Пушкин: тема, которая получит развитие как «пушкинская» в поэзии XX в., в первую очередь – у А. Ахматовой).



4. Итоги. Информация о домашнем задании: 3 мин.

Цель этапа: Подвести итоги урока, сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


Компетенции

методы

формы

Используемое ИКТ

знания

умения




Внимательно слушать, своевременно записывать в дневнике, делать пометки (если нужно)


словесный


фронтальная






Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, сегодня мы познакомились с особенностями

Домашнее задание:

1. Индивидуально: составить текст экскурсии по выбранному маршруту.

2. Фронтально: наизусть стихотворения о Царском Селе Ф. И. Тютчева и А. Ахматовой Подготовка интерпретации одного стихотворения.


Слушают, записывают домашнее задание.

Список использованных источников

  1. Ломоносов, М.В. Избранные произведения / Вступ. ст., подг. текста и прим. А.А.Морозова. — М.;Л.: Сов. писатель, 1965. — С.135-141.

  2. Видеопрогулка, Царское Село, фрагмент. http://rutube.ru/tracks/1376904.html

  3. Дворцы и усадьбы. Еженедельное издание. №3. 2011 год. – 31 с.

  4. Богданович, И.Ф. http://www.rvb.ru/18vek/bogdanovich/01text/02versus/66.htm

  5. Державин, Г.Р. Полное собрание стихотворений. Л., 1957. – с. 261

  6. Пушкин, А. С. РВБ: А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/01lyceum/0001.html

  7. Тютчев, Ф. И. Полное собрание стихотворений. — Л.: Сов. писатель, 1987, - с. 199

  8. Пушкин, А. С. «Царскосельская статуя» Ахматова, А. А. «Уже кленовые листы…» http://www.anahmatova.ru/152/

  9. Иннокентий Анненский. «На синем куполе белеют облака» http://litera.ru/stixiya/authors/annenskij/na-sinem-kupole.html

  10. Нагибин, Ю. М. Царскосельское утро. - Известия, 1979. – 606 стр.

  11. А. Городницкий. «Давай поедем в Царское село» [Звукозапись] http://www.gorodnitsky.com/texts/28.html



Похожие:

Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconКонспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева...
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconПлан конспект Обобщающего открытого урока по географии в 7-ом классе...
Цель урока: Расширить знания учащихся о реках: развить интерес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconКонспект урока литературы в 9 классе учителя русского языка и литературы...
Тема урока: Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconКонспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество»
Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества В. Я. Брюсова
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconКонспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина...
Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconРазработка урока по изобразительному искусству в 5 классе моу оош...
Ребята, давайте разгадаем кроссворд на знание рисовальных принадлежностей и материалов. Ключевое слово – задание нашего урока
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconКонспект открытого урока литературы в 5 классе учителя русского языка...
И. С. Тургенева, воспитывать стремление понять позицию собеседника, воспитывать адекватно оценивать свои достижения
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconКонспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в...
Прежде чем мы определим тему нашего урока, я предлагаю вспомнить выводы, сделанные нами на предыдущем уроке
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconКонспект открытого урока литературы в 5 классе учителя русского языка...
Эпиграф к уроку на экране интерактивной доски: «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
Конспект урока литературы в 9 классе оу: моу «оош №3» iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница