Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы




Скачать 34,46 Kb.
НазваниеЭстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы
Дата публикации30.05.2013
Размер34,46 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы
О.Л. Ивакина, преподаватель ФГОУ СПО «Усманский аграрный колледж»

Ведущей целью образовательной деятельности является формирование всесторонне развитой личности. Немаловажна в этом процессе роль эстетического воспитания.

Эстетика как наука - это философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.

Эстетика входит во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое созидающее начало и способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.

Искусство способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. Именно этой цели служит включение в программу обучения такой дисциплины как литература. Книги - это то, что учит человека мыслить и действовать, вырабатывать лучшие нравственные качества. В них отражена вся история человечества, запечатлены его идеалы и стремления. Через художественную литературу познается прошлое и современность, жизнь собственного народа и народов всего мира. Программа по литературе призвана приобщить студентов к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать способности эстетического восприятия и эстетического вкуса.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у студентов художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного, что невозможно без приобщения к художественному творчеству. В воспитании эстетических восприятий велика роль изучения произведений художественной литературы, показывающих красоты родной природы. С этой целью в курс литературы включены лирические произведения С.А. Есенина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Очень важно обогащать студентов представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе. Для этого студентами должны быть усвоены такие понятия как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение и др. Для развития у студентов эстетических суждений и эстетических взглядов рамками программы по литературе предусмотрено написание сочинений, написание отзывов, устное и письменное рецензирование литературных произведений.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет при анализе художественного произведения на уроке литературы работа по осмыслению связи между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Примером тому может быть использование музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства (произведения С.А. Есенина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова и др.).

Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия действительности.

Эстетическое воспитание – это, прежде всего, развитие чувства прекрасного. Для этого на уроках литературы необходимо формировать у студентов стремление к прекрасному. Важно на этом этапе не ограничивать их только программными художественными текстами, а поощрять стремление к изучению наиболее понравившихся произведений, давать возможность самостоятельно выбирать лирические произведения для последующего заучивания наизусть. Тогда приобщение к миру прекрасного не будет ограничено какими-то рамками, а будет являться порывом души.

Задачей эстетического воспитания является также и развитие склонностей и способностей к художественно-творческой деятельности. В рамках урока литературы этому способствуют задания следующего содержания: создание иллюстраций к литературным произведениям, иллюстраций ассоциативного характера, написание стихов и рассказов собственного сочинения. Именно такие задания направлены на эстетическое развитие и не имеют своей целью развитие профессиональных умений.

Как уже выше было сказано, художественная литература помогает формировать лучшие нравственные качества в человеке. Поэтому уроки литературы ценны еще и тем, что их эстетическая направленность помогает формированию у студентов правильности суждений о морали, нравственности, нормах поведения, гражданской позиции (произведения Л.Н. Толстого, М.Цветаевой, А.Ахматовой, М. Шолохова, В. Распутина). Любовь к Родине, стремление к идеалам добра, свободы, справедливости, развитие духовной красоты человека - такова идейная направленность произведений художественной классики. Существенной стороной эстетического воспитания на уроках литературы является познание прекрасного не только в природе, но и в нравственном облике и поведении человека.

Важно также не ограничивать эстетическую направленность воспитания только учебной работой по литературе. Необходимо активизировать деятельность студентов в различных формах внеклассной работы: участии в кружках и студиях по литературе, творческих конкурсах, олимпиадах, выпусках литературных журналов и т.д.

Похожие:

Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconЭстетическое воспитание дошкольников
И решить эту задачу помогает система знаний эстетического воспитания. Ведь эстетическое воспитание аккумулирует в себе разные виды...
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы icon«Эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время.»
Почему эта тема стала определяющей, основной в моей работе? В современных условиях
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconНравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и...
И собственного народа, о литературе, искусстве, т е о нравственно-эстетических ценностях. Нравственно-эстетическое воспитание призвано...
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconПрограмма экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной...
Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования комплекса...
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconНа уроках ставятся задачи эстетического воспитания
Приобщение к социально-культурным, нравственным, эстетическим, экологическим и профессиональным ценностям необходимо для самореализации...
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconПатриотическое воспитание школьников в процессе реализации регионального...

Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconРоль музыки в экологическом воспитании дошкольников
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо...
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconУроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна
Основные направления и методы активизации познавательных интересов учащихся на уроках литературы
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconКафедра начального образования Выпускная работа Эстетическое воспитание на уроках русского языка
Именно в младшем школьном возрасте закладываются научные основы познания окружающего мира. Именно здесь берут свое начало развитие...
Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница