План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ»




Скачать 56,59 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ»
Дата публикации29.05.2013
Размер56,59 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему:

«Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Кавказ» учителя литературы МОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16 с.Просек Лысковского района Нижегородской области Гудкова О.Д.

Цель урока: выявить мастерство писателя в раскрытии темы любви в рассказе «Кавказ».

Задачи урока:

  1. Образовательная: понять композицию и словесные выражения чувств, отдельных слов в рассказе.

  2. Развивающая: умение медленно и вдумчиво читать текст; выделять главное в тексте; ключевые слова и определять их значение; связно отвечать на вопросы учителя; вести диалог на определённую тему.

  3. Воспитательная: деликатное отношение к чувству любви; сравнение чувства любви с нравственными нормами; уважение понятия чести; внушение ответственности за других людей.

Тип урока: урок-практикум с комментированием текста рассказа.

Междисциплинарные связи с историей России.

Внутрипредметные связи: с А.С.Пушкиным, Ф.И.Тютчевым, А.П.Чеховым, современной литературой последнего десятилетия.

Оборудование:

  1. Портрет И.А.Бунина на доске.

  2. Раздаточный материал: отпечатанный текст рассказа каждому ученику.

  3. На доске слова: «А лучший современный писатель – Иван Бунин…» (А.М.Горький).

Ход урока.

  1. Организационный момент:

а) приветствие;

б) подготовка аудитории к уроку;

в) проверка наличия учащихся.

  1. Слово учителя о И.А.Бунине – первом Нобелевском лауреате нашей родной литературы. Город Воронеж, 1870 г. В глуши. Прекрасное домашнее воспитание. Елецкая гимназия. С 16 лет начал писать. В редакции. Особенно А. Пушкиным, Л.Толстым. «Войну и мир», должно быть, в 50-й раз». Женат в 36 лет. 1917-1920 гг. Париж. Нобелевская премия в 1933 г. За… Умер в 1953 году. Кладбище под Парижем…

  2. Чехов: «Краткость – сестра таланта». Особенности творческого стиля И.А.Бунина, превращающего каждое произведение в тайну, кроссворд.

Формулирование темы урока с записью на доске и в тетрадях.

Цель урока- выявить мастерство писателя в раскрытии темы любви в рассказе «Кавказ».

  1. Изложение нового материала – комментирование текста рассказа «Кавказ» (1937 г.). Цель урока – исследовательская: выявить мастерство автора в изображении любви.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Вопросы учителя Предполагаемые ответы

Рассказ прочитан заранее дома.

1.О чём рассказ? Тема? О любви.

2.Сколько главных героев? Трое.

3.Как их словами определить? Я, она, он.

4.Где начинается действие? В Москве.

5.Где заканчивается? На Кавказе.

6.От чьего лица идёт рассказ? От лица любовника.

Композиционно сюжет разбит на семь отрывков. Действие начинается стремительно.

Первый отрывок.

1.Почему воровски остановился? Страх героя.

2.Какое слово свидетельствует о его любви? Томительно.

3.Что оно означает? ?

Что томится у хозяйки?

Ср. с Пушкиным: «Мы ждём с томленьем упованья…»

Ср. с Тютчевым: Ещё томлюсь тоской желаний…»

4.Как выражены её чувства? Бледна, голос срывался, бросив

куда попало зонтик, спешила…

5.Итак, её состояние? Взволнованность.

6.Какими словами она называет мужа? Он.

7.Как она характеризует мужа? Жестокий,самолюбивый. характер

8. «Я ни перед чем не остановлюсь…»

Ключевое слово в предложении? Честь.

9.Что оно означает? Личное и фамильное достоинство.

Промежуточный вывод:

а) любовный треугольник;

б) озаглавим: Наш план.

в) это завязка действия

Вспомним название остальных этапов композиции.

Второй отрывок.

1.Открывается пейзажем глазами влюблённого.Холодные дожди, грязно, мокро, сумрачно

2.Состояние героя? Тревога.

3.Найдите ключевое слово в тексте. …от тревоги.

4. Как выражены его чувства? Немедля запер, чуть приоткрыл,

поражён, отшатнулся, упал, поверг в

оцепенение, ледяной рукой.

5.А что сказано о ней? Почти ничего. Загадка № 1.

6. О муже? Он.

7.Широко шагая? Уверенно.

8.Хозяйственно. Какой подтекст? а) как вещь – вряд ли их любовь

гармонична;

б) мотив реальной жизни.

9. Озаглавим. Отъезд или посадка на поезд. Третий отрывок.

1. Почему сразу не поцеловала? Под влиянием прощания с мужем.

2. Почему жалостно улыбнулась? Колебания её, а также себя жалеет.

3. Почему не рвёт с мужем? Боится, может быть материально зависима.

4. Какой мотив вновь возникает? Реальной жизни.

5. Почему в первый раз на «ты»?

Может, намёк на … Новая степень близости.

6. Что означают слова «лучше смерть…» Решилась.

7. Озаглавим. В купе.

Четвёртый отрывок.

1. В купе как? Душно.

2. Пахло откуда? Из уборных.

3. Окна? Мутные.

4. Степь? Выжженная.

5. Сделаем выводы. Таким образом, переплетаются

два мотива: любви и реальной жизни. Да.

6.Озаглавим В пути.

Пятый отрывок.

1.Обратите внимание на местоимения. Она, ему, мы.

2. Впервые «ты». Почему? Новая степень близости.

Шестой отрывок.

1. Место какое? Первобытное.

2.Почему? Боязнь людей.

Вспомним: затворником в номерах, маленькое купе, первобытное место

3.Почему рассказчик уходил от неё на природу? Возможны разные версии:

Загадка № 2 а) не мешать ей, спящей;

б) тянет на природу,

в) к людям, как городского жителя.

4.Почему упоминается базар? Мотив реальной жизни.

5. Как изображается пейзаж? Зачитаем. Солнце…туман…горы.

6.Его роль? Свидетельствует о состоянии героев.

7. Как озаглавить? Счастье любви.

8.Ключ к пониманию: «безнадёжно-счастливый вопль барабана». Оксюморон как один из

художественных тропов. Антитеза: мечта и реальная жизнь.

9.Найдите ещё один оксюморон. Радостно плакала.

10.Кто из писателей использовал антитезу в Л.Н.Толстой в рассказе «После

описании любви? бала».

11. Композиционно это кульминация? Какая же будет развязка?

Седьмой отрывок.

1.Опять он…? Мотив нелюбимого для неё и чужого

для автора человека.

2.Манера изложения? Спокойно, обстоятельно, отстранённо.

3.От чьего лица? От автора.

4.Почему из двух револьверов? Наверняка.

5.Почему? Она его обесчестила.

6.Мотив? Жестокой действительности.

7.Для мужа развязка ясна - смерть. А что ждёт влюблённых? Бунин использует стилисти- ческую фигуру – умолчание. Додумайте дома сами.

8.А как закончились любовные отношения у

Чехова? Безнадёжная, несчастная любовь.

Сделаем выводы и запишем их. Для стиля Бунина характерно:

а) внимание к частностям, художественной детали, отдельному слову;

б) ненавязчивая авторская позиция;

в) необходимость сотворчества читателя. Краткость речи прячет подтекст, который каждый может интерпретировать по-своему.

Ставятся отметки за урок. Записывается домашнее задание:

  1. Объясните название рассказа.

  2. Додумайте возможную судьбу героев.

Ещё раз общий вывод: классика только тогда раскроет свои тайны, богатства, свою прелесть, если читать медленно, вдумываясь в отдельные слова. Вперёд, друзья, в библиотеку!

Похожие:

План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconКонспект открытого урока по литературе в 6-в классе по теме: «Мир...
Цели: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля); развивать навыки беглого чтения, устного...
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconУрока по литературе по теме: "Любовь и жизнь" (в прозе И. Бунина,...
Познавательная: осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведениях А. Куприна и И. Бунина; определить,...
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconПлан-конспект открытого урока по русской литературе в 12 классе на...
«Христианские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» учителя литературы моу всош при фку ик-16 села Просек Лысковского...
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconКонспект урока литературы. 11 класс (1 час) Загадка любви в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи»
Методические приёмы: аналитическая беседа, исследование ткани художественного произведения, дискуссия, выразительное чтение
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconКонспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…»
На этапе вызова проведена работа по усвоению учащимися регулятивных ууд, созданы ситуации, в которых дети совместно с учителем формулируют...
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconКонспект урока по литературе в 8б классе на тему: «Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цели урока: через анализ содержания выявить основную идею поэмы; научить работать с источниками, подготовиться к сочинению; выразительное...
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconРазработка урока по творчеству В. М. Шукшина 9 класс Тема: «Три мира...
Цель урока: Выполнить анализ рассказа Шукшина; выявить нравственные мотивы современного произведения, характерные для русской классической...
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconПлан-конспект урока м. Ю. Лермонтов певец свободы. «Кавказ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской...
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» iconПлан-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник...
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница