Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого




Скачать 55.56 Kb.
НазваниеХарактеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого
Дата публикации31.03.2013
Размер55.56 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы

Н. А. Кузнецова


Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л.Н. Толстого

«Школа» - один из важнейших концептов в структуре языковой личности Л.Н.Толстого. Необходимо отметить огромную сложность индивидуально-авторского концепта «Школа», которая объясняется глубочайшими противоречиями толстовского учения. Противоречивость взглядов, в свою очередь, является следствием не только сложной социально-политической обстановки, но и обусловлена индивидуальными чертами личности гения Толстого, стремлением писателя к «истинному идеалу». Причиной неоднородности педагогических убеждений явилось и то, что Толстой-практик начал свою школьную деятельность гораздо раньше, чем Толстой-теоретик обосновал ключевые моменты своего учения. Основные педагогические статьи писателя были напечатаны после 1859г. Впервые Толстой стал заниматься с крестьянскими детьми в Яснополянской школе в 1849г., где постоянным учителем был дворовый Фока Демидыч. Некоторые исследователи не берут в расчет этот кратковременный период, т.к. участие Толстого в работе выражалось в том, что он временами обучал детей грамоте и принимал живое участие в детских играх. Этот факт только подтверждает высокую значимость концепта «Школа» для Л.Н.Толстого и в молодости.

Но, несмотря на разобщенность взглядов, есть тенденция к их объединению: убеждения и воззрения Толстого в области политики, науки, прогресса, религии, философии отразились на сущности его педагогической теории и практики. Эти аспекты мировоззрения Толстого складывались в эпоху, охватывающую 1861 – 1904гг. – время крестьянских реформ, развития крупного финансового капитала, строительства фабрик, железных дорог и вместе с тем обнищания деревни. Толстой прочно стоял на философских позициях идеализма, «непротивления злу насилием»; пропаганда «истинного» христианского смирения сочеталась с резкой критикой общественно-политической ситуации. Большое внимание уделялось проблемам искусства и морали в творчестве Л.Н.Толстого.

Активное учительство Толстого относится к 1859 – 1862гг. (период большого общественного подъема в России), когда писатель учил детей в Яснополянской школе, издавал журнал «Ясная Поляна», в котором напечатал свои основные педагогические статьи. Сам он называл то время «3-летнего страстного увлечения этим делом». Период с 1870 по 1876г., исследователи называют вторым периодом педагогической деятельности, в течение которого Толстой составил «Азбуку», «Новую азбуку», «Книги для чтения» др., снова занимался детьми, вел методическую работу среди учителей, принимал участие в общественной деятельности по народному образованию. Именно в это время Толстой сложился как педагог-теоретик. В последний период – начиная с 80-х и до смерти – Толстой подытожил свои педагогические взгляды в письме к Булгакову (1909), неоднократно высказывался по вопросам воспитания, настаивая на необходимости религиозного воспитания детей. [Пискунов, 2001].

Даже в периоды, когда Л. Толстой отдавал свое время художественному творчеству, он неоднократно возвращался и к педагогическим проблемам, собираясь еще поработать в области воспитания детей. Это видно из письма к А.А. Толстой 14 ноября 1865г.: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь написать резюме всего того, что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен» [Толстой, 1953, 21]

Говоря о развитии концепта «Школа» у Толстого, необходимо упомянуть о 2-х поездках за границу. Первая состоялась еще до начала активной педагогической деятельности в 1857г, но уже тогда писатель осмотрел Институт слепых и глухонемых в Цюрихе. Пребывание в Германии, Франции, Бельгии, Англии и Италии во время второй поездки в июне 1860г. Толстой широко использовал для изучения работы школ в этих странах. В результате путешествий сформировалось особое отношение к европейской школе (статьи «Письмо к неизвестному о немецких школах», «О народном образовании»). [Пискунов, 2001]. Большой критике Толстого подверглись школы Германии и других стран. Позднее писатель неоднократно высказывался о невозможности переноса европейской системы образования на русскую почву.

О высокой значимости концепта «Школа» в структуре концептосферы Толстого говорит и тот факт, что тема обучения и воспитания детей в дворянской семье затрагивается в его первых произведениях: трилогии «Детство»(1852), «Отрочество»(1854), «Юность»(1857). И именно повести можно считать начальной ступенью формирования концепта.

На примере 6 лет жизни Николеньки Иртеньева, главного героя трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», Толстой описывает диалектику различных периодов становления человека, что дает возможность проследить эволюцию художественного концепта «Школа» (от восприятия школьного обучения в детском возрасте до формирования концепта у «взрослых» героев).

Со временем концепт эволюционировал, становясь все более значимым для писателя. Направляя свой журнал «Ясная Поляна» в «Современник» в 1862г., Л.Н. Толстой писал: «Милостивый государь Николай Гаврилович. Вчера вышел 1-й номер журнала «Ясная Поляна». Я вас очень прошу внимательно прочесть его и сказать о нем искренне и серьезно ваше мнение в «Современнике». Я имел несчастье писать повести, и публика, не читая, будет говорить: «Да… «Детство» очень мило, но журнал…». А журнал и все дело (крестьянские школы) составляют для меня все». [Толстой, 1953, 414]

Огромное значение придавал Толстой «Азбуке», называл ее делом всей жизни: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления, поэтические получат из нее и, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Будучи в преклонном возрасте, Толстой посещал уроки в Яснополянской школе, интересуясь успехами, досугом детей.

Когда Толстой окончательно решил уйти из Ясной Поляны, он 25 октября 1910г. (за три дня до ухода) утром посетил Яснополянскую школу, обсуждал с детьми выпуск детского журнала «Солнышко». Даже в период величайшего душевного разлада писатель сохранял живой интерес к педагогической деятельности.

Итак, концепт «Школа» – один из центральных в концептосфере Л.Н. Толстого. Формирование и развитие его затрагивает огромный период жизни писателя, с ранней молодости и до самой смерти. Его философия, принцип «непротивления злу насилием», чувство справедливости стали причиной иного взгляда на привычные вещи. Личный опыт, наблюдения, путешествия заставили великого мыслителя XIX века расширять и углублять границы сложившегося в юности концепта. Писательский талант дал возможность выразить индивидуальные понятия и представления о школе в форме художественного произведения. Индивидуально-авторский концепт Толстого последовательно раскрывается в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» через описание главных персонажей-учителей: Карла Ивановича, St.-Jerome, но в еще большей степени носителем убеждений, взглядов, миропонимания писателя становится Николенька Иртеньев. Расширение, углубление смыслов происходит в педагогических сочинениях писателя. «Письмо к неизвестному о немецких школах», «О народном образовании» резко критикуют школы западной Европы и систему образования в России. Правильность своих педагогических взглядов Л.Н. Толстой обосновал в статье «О прогрессе и образовании». «Ясная поляна за ноябрь и декабрь месяцы», «В чем главная задача учителя», «Сельской учитель», «О воспитании» изображают индивидуально-авторскую модель школы.

Художественные и публицистические произведения Л.Н. Толстого показывают глубокое внимание писателя к теме школы, что свидетельствует о высоком рейтинге концепта для данной языковой личности.

Литература

  1. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 261с.

  2. Караулов Ю. Н. «Четыре кита» современной лингвистики или о предпосылках включения «языковой личности» в объект науки о языке (от содержания науки – к ее истории) // Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической науке: Сб. науч. Трудов. – М., 1986. – С. 33-Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 261 с. (2002, 264 Едиториал УРСС, Москва)

  3. Пискунов, А.И. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до XXв.: Учебное пособие для пед. учебн. заведений/ под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

  4. Толстой Л.Н Полн. собр. соч. в 90т/ Л. Н. Толстой. – М. – Л., 1928-1958

Т. 1: Детство, Юношеские опыты/ Л.Н. Толстой. – М., 1928.

Т. 2: Отрочество. Юность/ Л. Н. Толстой. – М.- Л., 1930.

Т. 8: Педагогические статьи 1860 – 1863/ Л. Н. Толстой. – М., 1936.

Т. 37: Произведения 1906-1910/ Л. Н. Толстой. – М., 1956.

Т. 38: Произведения 1909-1910/ Л.Н. Толстой. – М., 1936.

  1. Толстой, Л.Н Педагогические сочинения/Л. Н. Толстой/ сост., комментарии В.А. Вейкшан.- М.,1953.

Похожие:

Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconМетодика изучения концепта «школа» в творчестве л. Н. Толстого с опорой на косвенные номинации

Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconОбщая характеристика авторского права
Цель настоящей книги заключается в том, чтобы в простой и доступной форме рассказать о законодательстве, регулирующем объекты авторского...
Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconМобу «иншинская сош им. Л. Н. Толстого» 2011-2012 учебный год
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Иншинская средняя общеобразовательная школа им. Л. Н. Толстого»
Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconЛекция №26. Лев Толстой. Женитьба и семейная тема в жизни Л. Н. Толстого
Толстого. Уже вышла его “Трилогия” и имела успех, он – обладатель хорошего литературного имени и сотрудничает в “Современнике”, позднее...
Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconЕ. В. Шелестюк о диалектике устойчивости и изменчивости концепта и символа
Шелестюк Е. В. О диалектике устойчивости и изменчивости концепта и символа // Язык. Культура. Коммуникация. Мат-лы международной...
Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого icon«Школа Л. Н. Толстого как модель непрерывного образования нового типа» Курс по выбору
...
Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Почему? По какому плану дается характеристика любой отрасли? Этот урок необычен не только темой. Сегодня мы рассмотрим минеральные...
Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconФункционально-семантическое поле как средство репрезентации концепта...
Охватывает все аспекты содержания концепта, характерные для исследуемого периода. Данный глагол эксплицирует “чистое” немотивированное...
Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconХроническое соматическое заболевание как фактор, влияющий на индивидуально-психологические
Возрастной кризис 13-15 лет и индивидуально-психологические особенности подростков 18
Характеристика индивидуально-авторского концепта «Школа» в идеосфере Л. Н. Толстого iconОбщая характеристика профессии
Характерна однообразная рабочая поза положение сидя. Работает посменно, в том числе в ночную смену, индивидуально или в комплексных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница