Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания




НазваниеГ. А. Звычайная Протокол №1 заседания
страница1/3
Дата публикации24.05.2013
Размер0,81 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3



Управление образования администрации Вейделевского района

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей « Вейделевский районный

Дом детского творчества»

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор Дома детского творчества

______ Г.А. Звычайная

Протокол №1 заседания

педагогического совета

от___сентября 2009 года

Авторская программа дополнительного образования детей

«ВОЗРОЖДЕНИЕ»

(народные и православные традиции русского народа и родного края)

Возраст детей – 11-15 лет

Срок реализации – 3 года

Педагог дополнительного

образования:

Нарижняя Инна

Александровна

2009 г.

Структура программы

  1. Пояснительная записка стр. 2-8

  2. Содержание авторской программы стр. 9-19

  3. Учебно-тематический план стр. 20-35

  4. Методическое обеспечение авторской программы стр. 36-45

  5. Список литературы стр. 46- 47

  6. Результативность.

  7. Приложение.


«Жива традиция. Жива - от поколенья старшего

важны обряды и слова из прошлого, из нашего.»

(С.Шмаков)

Предисловие

До сих пор свежи в моей памяти дни, проведенные с моей бабушкой, ее дворик с плетнями и небольшой сельский домик с красивыми ставнями. Я помню запах свежевыбеленных стен, деревянный, скобленный стол с лавками, русскую печь, «жаворонков», испеченных на Благовещение. А как я, затаив дыхание, рассматривала расшитые рушники, вышитые гладью наволочки на подушках, которых на кровати было зачем-то очень много (неверное для гостей, которых раньше укладывали на полу). А какое уважение и почитание было в семье к иконам, которые находились в «красном углу». Передо мной и сейчас этот образ Божьей Матери, к которому не раз обращалась бабушка с молитвами. Наверное, еще с тех детских лет родилась у меня любовь к православию, к народным традициям и промыслам (люблю вязать крючком и спицами, обучаю этому девочек на занятиях кружка «Рукодельница»)

Воспоминания детства сохранили в памяти бабушкины прибаутки, пословицы, поговорки, присказки. Не один вечер не обходился без бабушкиных сказок или рассказов о своей молодости. Особенно я любила, когда она рассказывала о народных игрищах, девичьих играх и гаданиях, напевала песни, которые пели на свадьбах, с которыми провожали на службу (некоторые из них использую при изучении местного фольклора).

В деревне жизнь текла неспешно от праздника к празднику, по народному календарю. По народным приметам начинали любое дело, будь то посев, уборка урожая или вспашка. Сельская работа очень тяжелая, и только на праздниках жители могли отдохнуть ( если это Пасха или Троица, то по целых три дня). Придерживались наши жители и обрядовых традиций (на свадьбах, похоронах, крещении и др.)

Наше поколение воспитывалось в атеистических рамках. И когда стало возрождаться православие, строиться храмы, зазвенели колокола, стали совершать обряды в церкви (Крещение, Венчание, Отпевание и др.), то признаюсь честно я очень многого не знала: как правильно креститься, как вести себя в церкви, как и куда поставить свечку. Я старалась побольше приобрести православной литературы, изучила Библию. К счастью, в школе ввели учебно-методический комплекс «Православная культура», который мне очень нравится и нравится детям (этот курс преподаю 4-й год).

Я неизмеримо рада, что нынешнее поколение может не только прикоснуться к православным истокам, но и изучить, прочувствовать, а может быть и пересмотреть свои взгляды на жизнь, отношение к людям, ближним своим, постараться жить по нравственным законам, которые дает нам Православие. Только будучи взрослым человеком, я осознала, какой притягательной силой обладает народное творчество, как много оно дает для воспитания доброго сердца.

Яркие образы детства и любовь к родной деревне, восхищение красотой плодоносящей земли, талантом русского человека и его отношение к своим корням и православным и народным традициям обрели свое воплощение в авторской образовательной программе, обращенной к истории православия и культуры русского народа и нашего села.

  1. ^ Пояснительная записка

Содержание программы «Возрождение» направлено на интеллектуальное, духовное и творческое развитие личности ребенка.

Нравственные, духовные народные традиции наших предков особенно актуальны в эпоху перемен, время возрождения России, основой которой была всегда православная церковь. Дети знакомятся с православными и культурными традициями своего народа. На практических занятиях разучивают русские народные игры, инсценируют русские сказки, знакомятся с фольклором, разучивают песни и обрядовые действия календарных и православных праздников.

Традиции народа — это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это — живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. В старину люди были склонны видеть скрытый смысл и особую значимость в самых повседневных вещах.

Так формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по-своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, седых легендах, волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа — его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия — благородная задача, которая под силу не только великим историкам и следователям старины, но и нам, особенно жителям глубинок, где еще сохранились некоторые отголоски прошлых лет, отраженные в обрядах, фольклоре и т.д. Этому как раз и посвящены занятия по программе «Возрождение». Этому способствуют такие формы работы, как проектная и исследовательская деятельность. Содержание авторской программы раскрывает быт, культуру и традиции русского народа. На занятиях дети узнают как русские люди ели и пили, во что одевались и в каких домах жили, какими промыслами и ремеслами славились, а также — особенности семейного быта, правовых отношений, народной медицины, обрядов и праздников.

Все это в целом — душа и память народа, наполнявшая внутренним смыслом его размеренную жизнь, протекавшую согласно мудрым установлениям, выработанным трудовой жизнью, общением с природой и почитанием заветов отцов и дедов.

Занятия по домострою раскрывают понятия «семья», «домашний очаг». Для чего нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем районе, изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи. И помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Программа предусматривает изучение краеведческого материала, историю православия в области, районе, историю создания и разрушения церкви в селе Клименки, уход за святым источником на территории села; посещение храмов, монастырей, святых источников Белгородчины

Практические занятия знакомят с традициями русской кухни, русским национальным костюмом, народной и церковной музыкой, календарными и православными праздниками. На занятиях дети соприкасаются с духовным опытом своих предков. В ходе практических занятий, учатся применять полученные знания при подготовке к празднованию православных праздников (Пасха, Рождество, Троица и др.)

Содержание программы раскрывает основы понимания народного искусства Белгородчины как части отечественной культуры, тем самым приобщает подрастающее поколение к национальному достоянию России. Воспитанники узнают об истории народных ремесел, знакомятся и ремеслами нашего края.

Каждый год обучения предусматривает практические занятия по рукоделию. «Через творчество к духовности» - так можно назвать этот раздел. Дети получают навыки вязания крючком, вяжут предметы обихода. На второй год закрепляют умения и навыки, изготавливая более сложные изделия. На третий год рукодельницы осваивают основы кружевоплетения, выполняют творческие работы. Эти разделы по времени занимают примерно месяц в год, но это не обозначает, что воспитанники занимаются вязанием только это время. Из опыта работы видно, что главное привить любовь к данному виду рукоделия, научить вязать. И у многих детей эти занятия перерастают в хобби. Они вяжут изделия для себя, на выставки, конкурсы и т.д. А педагог в любую минуту может проконсультировать, помочь, подсказать.

На социальном уровне реализуется ряд основных общественных функций: творческая, мировоззренческая, коммуникабельная, самореализационная.

Данная программа является новой и актуальной, так как включает в себя многогранную деятельность не только теоретическую, но и практическую. Именно через различные виды творчества (фольклорное, театральное, художественное творчество, рукоделие) человек приходит к духовности. И в данной программе это наиболее ярко выражено.

Цель программы: - воспитание духовно богатой, всесторонне развитой личности через приобщение учащихся к ценностям этики и морали русского народа, основанным на культурообразующей религии нашей страны - Православии;

Задачи:

• изучение истории православных и народных традиций русского народа, родного края, села;

• формирование эстетического мировоззрения детей через приобщение к культурным традициям Белгородчины, родного села • воспитание высоких нравственных качеств в общении с памятниками православия, храмами, святыми источниками и т.д.

• изучение и освоение народного художественного творчества России и родного края

• формирование и развитие творческих способностей детей в разнообразных формах деятельности: (песенно - музыкальной, театральной, литературной, декоративно - прикладной и других видах деятельности) на основе интегрированного обучения и художественного развития личности, формирование эстетического вкуса

• сохранение и приумножение нравственных и культурных традиций русского народа (через поисковую и исследовательскую деятельность), воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям своего народа, края, села

• формирование правильного образа семьи, уважительного отношения к семейным традициям

• воспитание любви и уважения к ближним, к окружающим, почитание старших

Программа рассчитана на 3 года. Первый год обучаются дети 11-12 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 ч.) в групповой форме в составе 15 человек. 2-ой год приходится на 12-13 лет, а третий год обучения приходится на подростковый возраст-13-15 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 ч.)

^ Формы работы:

Формы проведения занятий очень разнообразные: беседы, экскурсии, практические занятия, праздники, посиделки, игры, конкурсы. Большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности. Для активизации творческих процессов используются , различные групповые формы работы в виде коллективной подготовки проектов, выставок, праздников.

^ Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Каждый учебный год ставит свои цели и задачи, степень осуществления которых проявляется в результате исследовательской, творческой, проектной деятельности, отчетных выставок, конкурсов, праздников.

По завершению первого года обучения :

  • дети должны знать историю быта русского народа, историю народных промыслов Руси, края, села; песенно-музыкальный и игровой фольклор нашего края; устное народное творчество ;

  • приобрести навыки театральной импровизации по мотивам народных сказок, уметь исполнять народные песни, водить хороводы, играть в русские народные игры;

  • обучится основными приемами вязания крючком, выполнять простейшие изделия;

  • приобрести навыки исследовательской и проектной деятельности;

  • проявлять творческую самостоятельность;

  • бережно относиться к историческому наследию России;

  • обладать культурой общения, этикета.

В течение второго учебного года дети должны получить наиболее полные знания по истории культуры русского народа, историю православных, календарных и простонародных праздников и обрядов. На занятиях по рукоделию дети, используя приобретенные ранее навыки вязания крючком, совершенствуют их, обучаются более сложным приемам, вяжут готовые изделия, выполняют творческие работы. Дети начинают знакомиться с историей православия нашего края. Участвуют в очных и заочных экскурсиях по святым местам Белгородчины, района, села. Проводят исследовательскую работу по истории возникновения и разрушения церкви в родном селе, участвуют в разработке проекта по возрождению храма. В весеннее и летнее время участвуют в операции «Святой источник».

По окончании 2 года обучения :

  • воспитанники должны знать историю православных, календарных и простонародных праздников и обрядов; уметь отличать языческие и православные праздники, их традиции;

  • иметь общее представление об истории православия нашего края (храмы, монастыри области и района)

  • уметь выполнять и защищать исследовательские работы, творческие проекты;

  • вязать крючком готовые изделия; уметь творчески претворять свои идеи в своих работах;

  • приобщиться к духовным ценностям православных и народных традиций

В течение третьего года обучения дети углубляют и обобщают знания по истории православия Белгородской области. Продолжают знакомство (очное и заочное) с храмами и монастырями края, знакомятся со святынями (чудотворными иконами, источниками и т. д.) Белогорья. Продолжают знакомство с культурой христианства. Закрепляют знания по изучению книг Священного Писания, нравственных законов жизни. Более подробно изучают историю главных христианских праздников и связанные с ними традиции, обычаи и обряды. В ходе практических занятий, учатся применять полученные знания при подготовке к празднованию православных праздников (Пасха, Рождество, Троица и др.) Знакомятся с историей русской кухни, старинными рецептами национальной и православной (постной) кухни. На практических занятиях учатся приготовлению некоторых блюд ( блины, квасы, кисели, чаи и. д.), учатся этикету. Получают представление о пользе здоровой пищи (блюд и напитков), необходимости применять полученные знания на практике.

На занятиях по рукоделию (вязание крючком) воспитанники закрепляют и углубляют знания и навыки вязания. Изучают искусство кружевоплетения; выполняют более сложные работы: салфетки, кружева, скатерти и т. д.)

^ По окончании 3 года обучени:

  • воспитанники должны знать историю православия в Белгородской области; святыни Белогорья, новомученников и святителей земли Белгородской; духовную культуру края (зодчество, скульптура, иконопись, музыка)

  • знать историю главных христианских праздников, и связанные с ними традиции и обычаи; применять на практике (в подготовке к праздникам) полученные знания и умения;

  • знать историю русской национальной кухни, значение и пользу постной кухни, уметь применять в повседневной жизни изученные рецепты русских блюд и напитков; пропагандировать пользу здоровой пищи, приготовленной по старинным русским рецептам

  • знать историю кружевоплетения; уметь выполнять изделия на основе кружевоплетения (салфетки, воротники, скатерти и т. д.)

  • применять умения и навыки в различных областях деятельности

  • пропагандировать этнографические знания и умения, организовывать различные формы работы в коллективе;

  • иметь систему нравственных ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, уважать прошлое и настоящее своей малой Родины - Святого Белогорья.

Данная авторская программа предполагает способы проверки ожидаемых результатов самим педагогом, с использованием традиционных систем оценки знаний, умений и навыков. Это фронтальный опрос; анкетирование и тестирование; ответы на вопросы в карточках; защита творческих, исследовательских работ и проектов.

Формами подведения итогов реализации авторской программы являются: выставки-конкурсы разного уровня, театрализованные праздники, персональные выставки, участие в совместных творческих проектах с администрацией села.

2. Содержание изучаемого курса

  1. год обучения

  1. «Откуда мы родом» (быт русского народа)

1. НАРОДНОСТЬ. Характеристика славян. Набожность. Неистощимое жизнелюбие. Непоколебимость народа и его слава. Сохранение народной мудрости в старинных песнях и сказках. Местные различия — не помеха народности .

2. ЖИЛИЩА. Древнейшие сведения о России. Здания деревянные и каменные хоромы. Единообразное построение и расположение комнат. Каменные палаты. Появление каменных домов. Уничтожение деревянных домов во время пожаров. Меры для предупреждения пожаров. Улучшение домов и образа жизни. Избы из срубов. Курени. Мазанки и хаты.

Исследовательская работа: «Ожившая «седая старина». История жилища. Хата, мазанка, изба. Убранство жилица (на краеведческом материале)

Проект: Изготовление макета предметов быта русской избы.

3. ДОМОВОДСТВО. Пища наших предков. Кушанья, подаваемые на стол. Изобилие продуктов. Действие водки на умственные способности. Соблюдение постов. Служебное содержание. Выпечка хлеба. Обеды. Закуски или десерт. Сахар. Разведение плодов и овощей. Взварен и пунш. Кофе и чай. Табак. Картофель. Практическое занятие: «Порядок подачи блюд». Обычаи и традиции русского народа. Гостеприимство и радушие – национальная черта русского народа.

^ Особенности русской кухни. Традиционные русские блюда, старинные русские рецепты. Особенности русского чаепития. Квасной пир и русская сдоба (куличи, пасхи, лепешки, блины и т. д.) Практическая работа: Семейное фирменное блюдо по старинным рецептам.

Посты и их значение в жизни православных людей. Великий пост. Петровский пост. Успенский пост. Рождественский пост. ^ Постная кухня. Великий пост. Холодные закуски. Первые блюда (Щи, супы, окрошка) Вторые блюда. Выпечка. (Пироги, оладьи, пампушки)

Православная кухня. Блюда на рождество. Мясные блюда. Выпечка.

Блюда на масленицу. Блины картофельные, гурьевские, яблочные, морковные, гречневые. Оладьи. Пироги. Суфле.^ Блюда на Пасху. Пасха царская. Пасха сырная. Пасха шоколадная. Куличи. Бабы.

Праздник русской кухни. Проведение посиделок с использованием русских, старинных блюд, чаепития. Забавы и игры на посиделках.

^ 5. ОБРАЗ ЖИЗНИ. Похвальные качества славян. Хлебосольство. Набожность. Занятия особ женского пола. Супружество и семейная жизнь. Обращение в общежитии. Верховая езда. Охота на зверя и птицу. Шуты. Поцелуйный обряд .Обретение женщинам свободы. Телеги и сани. Каптаны, рыдваны и колымаги. Кареты и коляски. Бани.

Род, семья, я. Дать понятия «Семья», «Род», «Я». Познакомить с семейными традициями. Семейный фотоальбом.

Проектно – исследовательская деятельность: «Составление генеологического древа своей семьи»

^ В едином хлебе – в едином дыму. Домострой, домостроитель, домочадцы. Роль мужчины и женщины в семье. Дитя. Сын и дочь, их место в семье. Проект: «Семейный лад – лучший клад»

Кровные узы и нравственные обязанности в семье. Роль дедушки и бабушки в семье. Домострой и национальные особенности

^ Практическая работа: « Образ домашнего очага». Семейные традиции и нравы. Права и обязанности в семье. Авторитет матери и отца в семье. Дом – лицо хозяина

4. ОДЕЖДА. Древнейшая одежда славян. Бороды .Серьги, ожерелье, монисты, кольца и перстни. Лапти. Пояса и кушаки. Рукавицы. Придворная одежда. Одежда в награду за заслугу. Наряд барышень. Иностранцы и русская одежда. Запрет иноземных обычаев. Гражданская, военная и простонародная одежда. Введение новых нарядов. Изделия русской выделки с самых ранних времен.

^ Практическая работа: «Народный костюм – душа народа». Изготовление макетов русского национального костюма

  1. Народные промыслы Руси.

^ 1.Русская матрешка. История создания. Роспись. Русская глиняная игрушка. Росписи: гжель, хохлома. Резьба, мозаика и роспись по дереву. Изделия из бересты. Резьба по кости. Художественное вязание. Золотое шитье.

2.Летопись ремесел и промыслов Белгородчины. Художественная обработка глины. Художественная обработка дерева. Художественная обработка ткани. Виды художественной обработки ткани. Узорное ткачество.Пояса, рушники, ручные полотенца, крестьянские «ковры»: попоны, постилки.Белгородская вышивка. Гладь. Виды глади.

Практическая работа: «Элементы белгородской вышивки»

^ 3.Орнаментальное искусство как вид художественного творчества. Орнаменты в русской вышивке. Понятие орнамента, его виды. Истоки художественной символики орнамента. Секреты белгородского орнамента.

^ 4.Вязание крючком. Кружевоплетение. Основные элементы вязания крючком. Практические занятия. Ажурное вязание крючком. Салфетки. Творческая работа «Чудеса своими руками».

  1. Первые шаги в культуру.

^ 1.Понятие «культура». Материальная и духовная

культура. Культура Православия.

2. Путешествие в «фольклорию». Знакомство с народной лексикой, с русскими народными песнями и танцами.

3. ХОРОВОДЫ . Весенние хороводы. Значение хороводов. Созывание девушек в хоровод. Приглашение парней в хоровод . Страсть девушек к забавам. Веночки, или Жених, ищущий невесту. Выбор невест. При долине соловей. Пташка на кусту. Казачок удалой. (Разучивание русских народных песен и хороводов нашего села.)

^ 4. Русские народные игры. Особенности русских игр. Значение игры в жизни человека. Разучивание русских народных игр.

5.Игры детские. Перегонки. Клецки. Пень. Теребить нос. Ярка. Хлопанье и хлопушка Горобец. Мышка. Крыноча. Клиок и другие

^ 6.Игры девические. Мак. Горелки. Лычки. Сижу-посижу

Без соли соль Жмурки. Котики. Корабль с мельницей

Колечко. Камешки. Колышки. Кумки. Коза и другие

^ 7.Игры мужские. Мяч. Мяч об землю и об стену.

Летучий мяч, или волан. Воробьи. Пытка. Свайка

Мушка. Чушки Чиж, или чижик. Кандалы. Шар или касло. Ветчинка. Бабки. Чеканка, или жожки. Альчик. Пыж. Скрагли. Скляп и другие

^ 8.Игры обоего пола. Ужище . Колючки. Жгут. Бружас. Медведь. Драгу. Венчик. Дергач. Король (малороссийский) Взвешивание соли. Кружок. Ламта. Столбики. Коршун и другие

^ 9.Русские народные сказки. Народная мудрость сказок.

10.Театральная постановка русской народной сказки «Теремок»

11.Практическое занятие – игра «Сказочное поле чудес

2 год обучения

  1. Времяисчисление и обряды

1.ВРЕМЯСЧИСЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ

^ 2. ПОХОРОНЫ. ПОМИНКИ. ДИМИТРИЕВСКАЯ СУББОТА

3.СВАДЬБЫ. ОБЗОР СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ. Расчесывание косы. Выдача невесты. Сватовство. Калым, лапша и баня. Прием молодых. Голосовые песни на свадьбах. 4.ЗАМЕТКИ О СВАДЕБНЫХ ОБРЯДАХ В НЕКОТОРЫХ ГУБЕРНИЯХ (Воронежской, Орловской, малороссийская свадьба). Деревенская свадьба. Мещанская и купеческая свадьбы . Старинная свадьба. Нынешняя свадьба.

5.Исследовательская работа: «Свадебные обрядовые традиции на территории нашего села»

  1. Простонародные обряды и обрядовые праздники

^ 1. Народные календарные праздники. Календарный цикл. Значение календарных праздников для наших предков. ПЕРВОЕ МАРТА. ВСТРЕЧА ВЕСНЫ. КРАСНАЯ ГОРКА. РАДОНИЦА. ЗАПАШКА. КУКУШКА. КУПАЛО. ЯРИЛО. ОБЖИНКИ. БАБЬЕ ЛЕТО. БРАТЧИНЫ

  1. ^ ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ 1.Царь Горох, или царь Боб. Татьяна-крещенская. 12 января

Аксиния (Ксения) – полузимница, или полухлебица. 24 января. Евдокия-свистунья. 1 марта . Герасим-грачёвник. 4 марта. Сороки. 9 марта Алексий Божий человек. 17 марта. Благовещение. 25 марта.

2.^ Святой Антипий-целитель. 11 апреля . Иоанн Воин — каратель воров. 18 апреля . Жены-мироносицы. Юрьев день. Юрьевы сроки и некоторые поверья, связанные с ним.

3.Власьев день. Опахивание. Еремий-запрягальник1 мая. Мавра-рассадница. 3 мая Святой Николай — хранитель от бед.9 мая и 6 декабря. Никита — страж гусей. 28 мая. Феодосия-колосяница. 29 мая

4.Акулина-гречишница. 13 июня. Борис и Глеб грозные. 24 июня. Петр-рыболов (Петров день). 29 июня. Прокопий-жатвенник. 8 июля Илия-громоносный 20 июля. Пантелеймон-заживный. 27 июля. Архидьякон Стефан. 2 августа

5.Фекла-заревница. 24 сентября. Сергий — хранитель кур. 25 сентября Савватий и Зосима — покровители пчел.27 сентября. Божья Матерь и Покров. 1 октября. Святая Пятница. 28 октября. Симеон и Иуда. 28 октября . Анастасия — хранительница овец. 29 октября

6.Кузьма и Демьян бессребреники. 1 ноября Кузьминки. Екатерина-женодавца. 24 ноября. Пророк Наум. 1 декабря. Спиридон-солнцеворот. 12 декабря. Царь Давид — укротитель гнева. 26 декабря. Василий Великий 31 декабря

^ 7.НЕДЕЛЯ ВАИЙ. ПАСХА

8. РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ. СЕМИК

9. ТРОИЦЫН ДЕНЬ

10. ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ. ПЕРВОЕ МАЯ Еремей-запрягальник (Иеремий) .

11. СВЯТКИ. СВЯТОЧНЫЕ ОБРЯДЫ. Празднество в честь зимнего солнцеворота. Готфские игры, перешедшие в святочные праздничные суеверия .Календы. Праздник вольности, дураков и ослов. Значение рогов . Стремление уничтожить календские потехи.

12. Коляда. Коляда у словаков. Коляда в России. Католические лепешки и печенные из теста изображения. Васильевская и Крещенская коляды. Остаток язычества и приметы. Колядование малороссийское

Практическая работа: «Разучивание колядок»

^ 13.Значение богоявленской воды. Славление Христа.

14.Щедривки. Вообще о Новом годе. Старинный гражданский год с 1 сентября . Встреча Нового года 1 сентября. Новый год с 1700 г., первого января. Обрядные действия в Новый год среди славян

^ 15. Исследовательская работа: «А как это было?» Местное славление и колядки (на краеведческом материале)

16. Овсень, старинный русский посыпальный обряд, и разные его названия Исчезновение обычая «посыпать». Заключение о Новом годе

^ 17. СВЯТОЧНЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ. Значение Святок у некоторых славянских племен. Значение Святок у русских. Время празднования Святок. Предмет святочных забав. Древность славянских гаданий и чародейство. Приглашение на Святки. Приезд девушек. Угощение. Вставание девушек. Гостинцы. Препровождение времени. Гости.

18. МАСЛЕНИЦА. Разгульные дни, общие у всех народов. Название Масленицы. Празднование Масленицы, введенное Петром I . Разные празднования Масленицы. Суеверные замечания. Банные проводы.

Масленица. Христианский смысл. Народные традиции. Встреча Масленицы, гулянья. Угощения, «тещины блины». Катание с гор. Катание в санях. Кулачный бой.

^ Прощёное воскресенье. Христианский смысл. Народные традиции. Проводы Масленицы. Отношение Церкви к Масленице. Масленица в пословицах и поговорках.

19.Театральная постановка праздника «Широкая масленица»

  1. «Рукодельница» (вязание крючком)

  1. 1.Отработка навыков вязания крючком. Основные приемы вязания.

  2. Выполнение простейших узоров

  3. Вязание изделий (Прихватки. Подставки под горячее. Сувениры и другие)

  4. Творческая работа: «Подарок своими руками»



  1. Святые места Белогорья.

1.Храмы, чудотворные иконы, святые источники, монастыри на территории области) (заочная экскурсия)

^ 2.Святоч земли Белгородской – святитель и чудотворец Иосаф Белгородский. Посещение храмов г. Белгорода.

3.Посещение храма и монастыря в с. Холки Чернянского р-на.

4. Православные памятники на территории нашего района (церкви, святые источники) 5. Посещение Покровского храма и святого источника в п. Вейделевка.

6.Исследовательская работа: «История создания и разрушения церкви в с. Клименки» 7. Разработка проекта «Возрождение храма»

^ 8.Операция «Святой источник» (уход за источниками и родниками на территории нашего села.

3 год обучения

  1. «Святое Белогорье» (Духовное краеведение Белгородчины)

  1   2   3

Похожие:

Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconПротокол №2 заседания Комиссии по проведению аукциона об итогах открытого...
Место проведения заседания: 393550, Тамбовская обл р п. Токаревка, пр. Революции, д. 125
Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconМетодические рекомендации «Детский музыкальный фольклор и требования...
Звычайная Г. А. – директор моу дод «Вейделевский районный Дом детского творчества»
Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconПротокол заседания межведомственного Совета при Главе Администрации...
Протокол заседания межведомственного Совета при Главе Администрации города Ноябрьска по противодействию коррупции
Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconПротокол заседания жюри муниципального конкурса научно-исследовательских...

Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconПротокол судебного заседания
Саратове уголовное дело по обвинению Русанова Олега Николаевича в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 3 Ук РФ
Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconПротокол заседания мо учителей моу «Байцуровская основная общеобразовательная школа»
Обсуждение и утверждение экзаменационного материала для проведения промежуточной аттестации
Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconПротокол №2 Заседания жюри Всероссийской филателистической выставки...

Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconПротокол №4 от 28. 11. 2012г. Заседания учебно-методического совета филиала кузгту в г. Белово
Присутствовали: Белов В. Ф., Сенчурова Ю. А., Верчагина И. Ю., Аксененко Е. Г., Дорофеева О. Е., Законнова Л. И., Мочалов И. М
Г. А. Звычайная Протокол №1 заседания iconПротокол совместного заседания мо учителей начальных классов с воспитателями детского сада
Повестка: Формирование качеств волевой активности у младших школьников; развитие внимания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница