Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка




Скачать 147,65 Kb.
НазваниеПрограмма «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка
Дата публикации23.05.2013
Размер147,65 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Литература > Программа
ПРОГРАММА

«Этика: азбука добра»

для внеурочной деятельности младших школьников

Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных

классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой

личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам

общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,

что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны

для детей данного возраста.

Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных

ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,

основ мировоззрения и самовоспитания.

^ Общая характеристика факультатива.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель

начальной школы предполагает организацию нравственного образования

младших школьников как в процессе изучения учебных предметов

(«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-

нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности

школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного

образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как

основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;

на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для

каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается

свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у

детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного

мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие,

пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную

сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы,

проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной

литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка

представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,

сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование

художественного произведения позволит учителю использоватьэмоционально-образную форму народных произведений и художественной

детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

^ Место предмета в учебном плане.

Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана

внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе: с 1 по 4

классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.

^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета .

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного

поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность

(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости;

мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям

добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса

к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.

Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация –

поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных

поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного

поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального

контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей

понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к

нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка –

мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за

выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека,

формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов

поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул

нравственного поведения и опора торможения нежелательных

(безнравственных) действий.

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Этика: азбуки добра » .

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о

характере взаимоотношений с другими людьми, что становится

предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к

людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия,

толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении,

младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические

ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного

отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений

художественной литературы – всё это нацелено на воспитание

первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

2значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),

развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый

характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять,

уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить

с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой

нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой

ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,

обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление

аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива

содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной

деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие

поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их

поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить

группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);

сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния

героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога,

признание возможности существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки

зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для

занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися

организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы

«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям

высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е.

работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,

альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке

помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики

позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с

целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу

учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке,

находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью

различных каталогов.

^ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). -

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в

школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное

сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

^ Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,

собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,

опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в

практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,

в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за

причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться

первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,

говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре

и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко

высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВА

«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»1

1 класс

Тема 1. Школьный этикет

Мы пришли на урок.

Зачем нужны перемены?

Мы – в школьной столовой.

^ Тема 2. Правила общения

Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1 Общее Мой учитель.

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Моя семья.

^ Тема 3. О трудолюбии

Что помогает учиться лучше (старательность).

Как мы трудимся: в школе и дома.

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные

вещи).

Тема 4. Культура внешнего вида

Основные правила Мойдодыра.

Каждой вещи свое место.

Тема 5. Внешкольный этикет

Правила поведения на улице, в транспорте.

«Спасибо» и «пожалуйста».

6

 

^ Содержание курса

1. Введение. Азбука этики как предмет.

Дать понятия «этика», «этикет». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правила поведения и отношения к внешнему виду. Познакомить с правилами этикета и золотым правилом этики.

^ 2. Этикет внешнего вида.

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте. Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.

^ 3. Школьный этикет. Этикет на уроке.

Дать понятие «этикет» и правила поведения на уроке. Показать необходимость этих правил для организации работы на уроке. Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке».

^ 4. Зачем быть вежливым.

Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Показать, что вежливость – самая необходимая черта человека.

5. Общение учащихся в форме спора.

 Содержание понятия «спор». Осмысление ситуации. Учебная игра-спор о причине опоздания на урок.

^ 6. Сказка о вежливости.

Дать понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

7. Правила содержания учебных вещей.

Правила ухода за рабочим местом в классе, сохранения учебных вещей, школьного имущества. Практическая часть урока. Ролевая игра.

^ 8. Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку.

Познакомить с правилами поведения на перемене, с правилами подготовки к уроку. Практическая часть урока. Подвижные игры.

^ 9. Учись учиться.

Умения, необходимые школьнику для учебы. Практическая часть урока. Учебные игры.

10. Выполнение учащимися своего режима.

Дать понятие «режим дня», «здоровье», «личная гигиена» учащихся.  Доказать необходимость соблюдения режима дня для укрепления здоровья человека. Составление схемы режима дня.  Советы доктора Айболита. Практическая часть урока.

^ 11. Конкурс на лучший деловой внешний вид.

 Соревнование на лучший деловой внешний вид.

12. Учись общаться.

Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.

^ 13. Этикет общения на празднике в школе.

Дать понятия «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.

^ 14. День рождения.

Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».

^ 15. Доброжелательное отношение к одноклассникам.

Дать понятия «класс», «одноклассники», «коллектив класса». Роль вежливого общения и взаимопомощи в классе для дальнейшей жизни. Содержание понятия «доброжелательное отношение».

^ 16. Общение с одноклассниками в форме игры.

Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг. Практическая часть урока. Учебные игры.

^ 17. Сказки в нашей жизни.

Дать понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
         Календарно-тематическое планирование 


 




1 класс (33часа)










1. Культура общения.-8ч




1.1. Понятие об этике и этикете.

05.09.11

1.2. Как стать красивым (осанка, походка, жесты, мимика).

12.09.11

1.3. Так поступают настоящие мужчины.

19.09.11

1.4. «Приятного аппетита!» Этикет за столом.

26.09.11

1.5. Приветствие и прощание.

03.10.11

1.6. Выражение просьбы и благодарности.

10.10.11

1.7. Вежливый разговор (обращение, тон речи, взгляд, умение уходить по окончании разговора).

17.10.11

1.8 Этикетные ситуации.

24.10.11

2 четверть-7час




2. Самовоспитание.




1.1. Верь себе. Уважай себя. Люби себя.

07.11.11

1.2. «Если я только для себя, то зачем я?»

14.11.11

1.3 Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

21.11.11

1.4. «Содержи всегда в порядке парту, книжки и тетрадки».

28.11.11

1.5. «Да здравствует мыло душистое!»

05.12.11

1.6. Этикет (повторение).

12.12.11

1.7. Итоги четверти: чему мы научились.

19.12.11

3 четверть-7час




3.Общечеловеческие нормы нравственности.








1.2. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»

09.01.12

1.3. О. Уальд «Мальчик-звезда»

16.01.12

1.4. Я и мои родители.

23.01.12

1.5. «Возлюби ближнего своего» Притча о милосердном самаритянине.

30.01.12

1.6. Не лги, не кради. М.Зощенко «Калоши и мороженое»

06.02.12

1.7. М.Зощенко. «Не надо врать».

13.02.12

1.8. «Не убий» Притча о Каине и Авеле.

27.02.12

1.9. Золотое правило.

05.03.12

1.10.Как я исполняю правила.

12.03.12

4. Я и Другой.

19.03.12

4 четверть-8ч




1.1. Знакомство.

02.04.12

1.2. Доброжелательность-необходимое условие общения.

09.04.12

1.3. М. Зощенко. «Елка»

16.04.12

1.4. Помни о сострадании и милосердии. А.Н Плещеев «Хорошо вам, детки».

23.04.12

1.5. Не делай другому того, чего себе не желаешь» Л.Н.Толстой  «Детство» (гл. «Ивины»).

30.04.12

1.6. К чему ведут капризы и непослушание. В. Даль. «Привередница»

07.05.12

1.7. О хитрости и неблагодарности. В.Даль. «Лиса и медведь»

14.05.12

1.8. Позаботимся о братьях наших меньших Л. Толстой «Собака Якова».

21.05.12


Знания, привычки и навыки к концу учебного года.




Дети должны знать:




1. Отличие понятий »этика» и «этикет»




2. Прав ила вежливости и красивых манер.




3. Заповеди и соответствующие притчи.




Должны уметь:




1.Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.




2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.




3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.




4. Быть доброжелательными.




5. Соблюдать Заповеди.




6. Сострадать животным. Не обижать их.




7. придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.




8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своём рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.




9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, все необходимое для работы в классе.




    

Литература

  1. Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

  2. О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  3. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

  4. Т.Н.Максимова Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

Похожие:

Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconПрограмма внеурочной деятельности младших школьников (для детей 1...
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности...
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconМастер-класс «Создание условий для формирования художественно-эстетических...
Ценность предметов художественно-эстетической направленности в воспитании младших школьников
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconПрограмма внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса мкоу «Хомутинская оош»
Данная программа представляет организацию внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом...
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconПояснительная записка Необходимость обращения к внеурочной деятельности...
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения фгос ноо
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconРабочая программа по внеурочной деятельности курс «Познай себя» ( авт. Рудякова О. Н.)
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию...
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconРабочая программа Внеурочной деятельности кружка «Путешествие в мир народной культуры»
Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность,...
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconПояснительная записка. Назначение программы
Программа внеурочной деятельности по гражданско патриотическому воспитанию «Я – гражданин»
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа обучения «Бумажная пластика»
Направляем Вам, для организации внеурочной деятельности в рамках фгос, Сборник программ технической направленности. (Приложение на...
Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Пояснительная записка iconПрограмма внеурочной деятельности для младших школьников «Школа после уроков»
Формирование образовательного пространства школы для решения задач социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля,самоопределения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница