Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год)




Скачать 50,48 Kb.
НазваниеОлимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год)
Дата публикации04.04.2013
Размер50,48 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год)

1. Поставьте ударение в следующих словах:  включат, газопровод, жалюзи, иконопись,   красивее, кулинария, некролог,  обеспечение, столяр, щавель.2.

2. Закончите формулировку. 
Звук [й] на письме может передаваться: 1……2…….
3. Придумайте два предложения, состоящие не менее чем из пяти знаменательных слов, в которых а) все согласные звуки являются глухими б) все согласные звуки являются звонкими.

4.  Названия детенышей животных часто образуются с помощью суффикса -енок, например: тигренок, совенок. Среди данных ниже пяти слов одно образовано по общему правилу, а другие — с некоторым отклонением, общим для всех четырех слов. Укажите слово, образованное по общему правилу.
 ягненок; теленок;  поросенок; цыпленок; гусенок

5. Определите способ словообразования следующих слов: наводнение, оплата, обрывок, многоступенчатый, мороженое, съезд, бездорожье, впустую.

6.  Все перечисленные ниже слова означают противоборство. Но одно из них по значению существенно отличается от остальных. Что это за слово?
бой; битва; дуэль; сражение; баталия.

7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: тщетно, денница, рудомёт, граять.

8. Напишите пословицу или поговорку, соответствующую латинскому крылатому выражению:

^ Otiumpostnegotium. – «Отдых после занятий».  Festinalente. – «Спеши медленно».

Plenusventernonstudetlibenter. – «Полный живот неохотно учится».

Alienavitiainoculishabemus, atergonostrasunt. – «Чужие пороки у нас на глазах, а свои за спиной».  Verbavolant, scriptamanent. – «Слова улетают, написанное остаётся».   AutCaesar, autnihil. – «Или Цезарь, или ничто».

9. Определите, какой частью речи могут быть следующие словоформы. Выделите финальную морфему,  определите, какие грамматические значения она может выражать в зависимости от принадлежности слова к определённому морфологическому классу:   Вой, летом, моя

10. Даны пары омонимичных существительных:
1) колода (кусок дерева) — колода (карт);2) ласка (зверек) — ласка (нежность);
3) косяк (двери) — косяк (птиц); 4) кол (заостренная палка) — кол (оценка).
В каких из этих пар между омонимами имеются различия в склонении?

11. Сравните две стихотворные цитаты; обратите внимание на выделенные части:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
^ Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка. (А.С. Пушкин. Телега жизни)

               Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,
 Был невыносим мне. Он крался бок о бок
И думал: «Ребячья зазноба. За ним,
К несчастью, придется присматривать в оба». (Б.Пастернак. Марбург)

Одинаково ли синтаксическое и смысловое строение выделенных частей?

12. Придумайте 5 предложений, демонстрирующих разные синтаксические роли инфинитива (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

13.  Какие из приведенных ниже сложных прилагательных не могут быть в названии словаря? Укажите их номера, свой ответ аргументируйте

^ 1). Русско-японский. 2). Русско-канадский. 3). Русско-австрийский. 4). Русско-бельгийский. 5). Русско-кубинский. 6). Русско-бразильский.

14. Восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении    А.С. Пушкина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста. Назовите изобразительные средства языка, которые использовал поэт.

тебя, обманет, если, жизнь,
сердись, не, не печалься,
уныния, день, в, смирись,
настанет, веселья, день, верь,


живет, сердце, будущем, в,
уныло, настоящее,
пройдет, все, мгновенно, все,
будет, то, что, мило, пройдет.


 

 

Ответы 9 класс, русский язык

 1. В начале слова   буквами е, ё, ю, я, а также сочетанием букв ЬЕ, ЬЁ, ЬЮ, ЬЯ, ЬИ,  ЪЕ, ЪЯ, ЪЮ, ЪЁ;

2. в иноязычных словах ЬО (как в слове медальон).

3.  2 б

 4.  гусенок, так как корень слова совпадает с корнями слов, обозначающих родителей – гусь-гусыня-гусенок – в отличие от других случаев, где названия животных не однокоренные названию детеныша – овца-баран-ягненок.

5.  Наводнение – суффиксальный, оплата – бессуффиксный, обрывок – суффиксальный, многоступенчатый – сложение с суффиксацией, мороженое – переход из одной части речи в другую, съезд – бессуффиксный, бездорожье – приставочно-суффиксальный, впустую – приставочно-суффиксальный,.

6.  дуэль, так как означает поединок двух людей.

7. тщетно – напрасно; денница – заря; рудомёт – врач-кровопускатель; граять – 1. каркать (о воронах), 2. хохотать до неприличия.

 8. 1. Делу время – потехе час. 2. Семь раз отмерь – один отрежь. 3. Сытое брюхо к ученью глухо. 4. В чужом глазу бревно видишь, в своем соломинку не замечаешь. 5. Что написано пером – не вырубишь и топором. 6. Каждому своё / Кесарю – кесарево. 7. Птицу видно по полёту. 8. Слава глаза застит.

 9. Вой – сущ. 2 скл. м.р. в И. п. ед.ч. с нулевым окончанием; глагол пов. накл., часть корня;  Летом – наречие  с суфф. – ом;  существит. 2 скл., ср.р., ед.ч, в Т.п. с окончанием. –ом; Моя – в зависимости от ударения: моЯ – притяжательное местоимение ж. р. ед. ч., в И. п., где –я – окончание; мОя – деепричастие с суфф. –я.

10. проверяем формой  Р.п., мн. ч.: пушистых ласок – нежных ласк; проверяем формой множественного числа: новые колья – первые в четверти

11.  Очевидно, в обеих цитатах мы имеем дело с обособленным приложением, выраженным существительным с зависимыми словами. Но где здесь приложение, а где – определяемое слово? Судя по расстановке знаков препинания, и в первом, и во втором случае приложением является второе словосочетание. Но вдумаемся в содержание приведенных отрывков.
В цитате из А.С. Пушкина приложение уточняет, разъясняет, что же имеется в виду под лихим ямщиком: время – вот кто гонит телегу. 
В цитате же из Б.Пастернака инстинкт сравнивается со стариком-подхалимом, т.е. определяемое получает образную (метафорическую) характеристику. Получается, что в приведенных цитатах из А.С. Пушкина и Б.Пастернака обособленное приложение несет разную смысловую нагрузку: в первом случае – разъясняющую, конкретизирующую, а во втором – сравнительную, образную.

12. Придумайте 5 предложений, демонстрирующих разные синтаксические роли инфинитива (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

13.  2, 4, 5, 6, т.к. нет языков канадского  и др.

14. Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.  – 5б.

 

 

 

Похожие:

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconОлимпиадные задания по русскому языку 11 класс (2012 г.)
Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфографического словаря, сделав необходимые пометы
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconРабочая программа по русскому языку для 5 (общеобразовательного) класса на 2012-2013 учебный год
Настоящая программа по русскому языку для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе...
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconВикторина по русскому языку 22 -23 ноября
«Рисуем пословицу». В течение недели висели на стенде задания для викторины по русскому языку и литературе. В 7 классе был дан открытый...
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconОлимпиадные задания по русскому языку 8 класс. (2012 г.)
Что такое топонимы? Есть ли в русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их, если они вам известны....
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconОлимпиадные задания по русскому языку  10 класс (2012 г.)
Апостроф, бутик,  вероисповедание,  догмат, донельзя, древко, дремота, знамение, избалованный, клала,   новорожденный, обнаружение,...
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconРабочая программа Русский язык 9 класс 2011 2012 учебный год
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном...
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconТематическое планирование по русскому языку для 9 класса. 2010-2011...
Тематическое планирование по русскому языку для 9 класса. 2010-2011 учебный год
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconРабочая программа по русскому языку для 5 классов составлена на основе...
Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова...
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса(2012 год) iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе Учитель-разработчик: Голочалова С. Ф
Рабочая программа разработана на основе государственной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница