Города Зарайска Московской области




Скачать 118,41 Kb.
НазваниеГорода Зарайска Московской области
Дата публикации21.05.2013
Размер118,41 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 2

города Зарайска Московской области

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения

Выступление на заседании НМК гимназии № 2

учителя русского языка и литературы Н.И.Петушковой

2010

Многому я учусь у своих наставников,

ещё более – у своих товарищей,

но более всего – у своих учеников.
Проблемы формирования лингвистической и речевой компетенции в современном мире вызывают большой интерес. Ученые озабочены недостатками языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большинства населения. В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только на лингвистов, но, в первую очередь, на нас – учителей. Современная обстановка, сложившаяся в мировом сообществе, предъявляет определённые требования к будущему работнику, а пока школьнику. Выпускник школы должен обладать определенными качествами: критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня; быть коммуникабельным.

Именно поэтому современная концепция содержания образования русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической, но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Можно определить ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенции:

1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении» и т.п. Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников. Современная общественная практика отучает детей думать, наблюдать, оценивать: К.И. Чуковский точно подметил: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и всё остальное приложится». Затронутые проблемы имеют социальные корни, но мы не можем не учитывать социальные условия в обучении и воспитании, не говорить об отсутствии культуры мышления и низком общем культурном уровне наших воспитанников.

2. Невозможно обучать культуре владения языком вообще, «речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка» (Е. Ширяев). Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо без учёта цели, сферы и ситуации общения.

Вместе с тем в действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остаётся недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объёме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.

3. Нет сомнения в том, что формирование собственно коммуникативных умений и навыков возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и умений. Но именно здесь сосредоточена главная трудность и одна из причин потери интереса учащихся к учебным предметам. Лингвистическая теория и практика в большинстве современных учебников не даёт целостного представления о языковой системе как средстве, орудии мысли, средстве выражения определённого смысла.

4. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.

Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, - однако используемая сейчас методика в большей степени стремится развивать монологическую речь, игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать.

В связи с этим главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком, разными видами речевой деятельности. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть, на мой взгляд, основным принципом работы учителя, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и любви к своему «великому и могучему» языку.

Необходимость формирования данных компетенций определена образовательным стандартом по русскому языку, который в речевую (коммуникативную) компетентность включает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения; а в языковую (лингвистическую) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка.

Владение речью на высоком уровне возможно в том случае, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи (устной и письменной). Немаловажен и такой аспект культуры речи – этический, связанный с речевым этикетом: в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и т.п.

На основе использования интерактивных форм обучения, комплексного анализа текста, лингвистического смыслового анализа текста, концептуального анализа слова, осознания механизма порождения и восприятия речи возможно формирование умений и навыков нормативного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
Для себя определила следующие задачи:

1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

3. Вырабатывать навыки конструирования новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;

Мною используется система методов обучения учащихся по характеру взаимной деятельности учителя и ученика (И.Я. Лернер – М.Н. Скаткин):

- метод проблемного изложения;

- частично-поисковый;

- эвристический;

- исследовательский.

Для достижения цели я в своей деятельности использую следующие педагогические технологии:

-технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;

-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

-технология проведения учебных дискуссий развивает навыки публичного выступления;

-технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);

-проектная технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и коммуникативные умения, навыки работы с большим объемом информации;

-информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.

Для взаимодействия с классом на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке я создаю атмосферу доверия, взаимного уважения, вовлекаю школьников в активную самостоятельную деятельность. Особое место отвожу таким формам работы, как семинар, урок-исследование, урок-зачёт. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала.

На уроках - зачётах осуществляю групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей учеников. Кроме того, на таком уроке создаётся атмосфера сотрудничества ученик – ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает сотрудничество учитель – ученики. Этому способствуют интерактивные технологии. Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Устная работа.

  1. Традиционно провожу взаимопро­верку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. За­тем учащиеся меняются ролями, оцени­вают друг друга. Учитель может спро­сить любую пару.

  2. Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изучен­ному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом сни­маются монотонность и однообразие уст­ных опросов (учебный диалог привлека­ет внимание, заставляет включиться в работу).

^ Письменные работы.

  1. Уже несколько лет я использую такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний. Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...».

  2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а одноклассник расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает ор­фографическую и пунктуационную зор­кость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой, пополняет дидактическую копилку учителя.

Каждый урок русского языка, по моему убеждению, должен быть уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.

Слово – строительный материал. Чтобы ученики могли свободно обосновывать и доказывать свои суждения и выводы, нужно свободное владение словом. Я пришла к твёрдому правилу: ни одного урока без введения в него новых слов, ни одного урока без работы над значением слова, сферой его употребления.

^ Концептуальный анализ слова позволяет выявить индивидуальную и ментальную национальную специфику представления в языковой картине мира. Ярким примером такой работы является урок-семинар, которому предшествует предварительная исследовательская деятельность учащихся. На уроке собираем всю информацию о слове и составляем полную картину: семантика ключевого слова (выявление значения слова); этимология ключевого слова; синонимический ряд; концепт слова в текстах художественных произведений; ассоциативное представление. И, в завершении, метафорический портрет ключевого слова. Например, портрет слова «обида»:

- ^ Обида наваливается, раздувается, мучает, жжет, не отпускает;

- Обида проходит, растет, глотается, заглушается, просветляется;

- Обида просыпается, кипит, остывает, улетучивается.

«Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе» (Пабло Буаст)

Оживляет учебный процесс тщательно отобранный дидактический материал. Использую на уроках русского языка стихи современных поэтов, тексты художественных произведений, параллельно изучаемых на уроках литературы, предложения и тексты на военную тематику, придавая уроку и патриотический пафос и тонкий лиризм, делая понятными и близкими для школьников стихи, отдаленные от них временем. Постоянно звучат вопросы, выводы и призывы, обращенные непосредственно к детям: быть волевыми, стойкими, совершать добрые поступки, уважать военный и трудовой подвиг, любить все прекрасное на земле: родину, природу, семью.

Неиссякаемым океаном речевого, интеллектуального, нравственного развития являются произведения нашей классики, в большом объеме изучаемой на уроках литературы. Ничто из классики, выученное или просто знакомое учащимся, не должно лежать мертвым грузом. Язык наших писателей должен поражать и вызывать желание подражать.

Основой русского языка, я в этом глубоко убеждена, должна быть работа с текстом больших художников слова; в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения, твердая лингвистическая подготовка.

Предлагаю варианты использования текстов Н.В. Гоголя. «Перед нами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»- знаменитые слова писателя, и сам он дал нам возможность увидеть «громаду» в своих гениальных творениях и насладиться неизмеримостью языка великого писателя.

Что же за «новый язык» что должны увидеть особенного, «гоголевского» в языке его произведений? «Громада» необъятна, но показать некоторые характерные черты – необходимо.

  1. Сравнения вырастают до пределов самостоятельного эпизода. Примеров очень много: сравнение чёрных фраков с мухами на белом сияющем рафинаде, экипажа коробочки с арбузом и т.д.

  2. «Живопись словом», широкое употребление тропов и стилистических фигур.

  3. Обилие однородных членов, особенно выраженных глаголами и глагольными формами

(в предложении автора 37 слов, 11 из них слова-действия).

  1. «Обыгрывание» смыслового значения корня (в т.ч. – «говорящие» фамилии).

  2. Объединение слов разных стилевых пластов, да и само соединение стилей.

  3. Умение Гоголя соединить высокую, поэтическую лексику с просторечной, даже жаргонной, что необходимо для создания запоминающихся сцен, юмористических и сатирических картин.

  4. Широкое употребление пословиц, поговорок, фразеологизмов.

  5. Много в произведении писателя многоточий, восклицательных и вопросительных знаков.

  6. Очень любит Гоголь частицы и другие служебные части речи (в предложении А вот мёду и не купил бы -7 слов, из них 5 служебных).

  7. Широкое использование синонимов. Так, экипаж коробочки, похожий на арбуз, назван и экипажем, и колымагой, и бричкой, и неуклюжим дорожным произведением.

  8. Повтор слов: и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят купцы, летит лес… Чуден Днепр! Чуден Днепр! Чуден Днепр!

И многое можно увидеть в языке такого мастера слова, чтобы «погрузиться» в язык, как в океан.

Уроки объяснения или повторения языкового материала стараюсь сделать тематическими, идёт работа на текстовом материале, объединённом одной темой. Приведу для примера несколько таких тем (каждая тема оформляется строчкой писателя):

  1. Роль прилагательных в речи. Сосуд добра не исчерпать до дна. (Б.Окуджава) Соединяю работу по речевому и нравственному развитию.

  2. Правописание глаголов. В саду горит костёр рябины красной… (С. Есенин)

  3. Однородные члены предложения. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл… (А.Пушкин)

Тренировочно- закрепительные упражнения – непременное условие выработки прочных знаний. Но работа учителя – постоянный поиск наиболее эффективных приёмов преподавания.

На мой взгляд, сочинения-миниатюры – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Сочинение-миниатюра должно быть подготовлено всем ходом урока, его эмоциональным настроем, теснейшей связью с уроками литературы. Наступает момент, когда, взволнованные поэтическими образами мастеров художественного слова, дети пишут свою миниатюру о когда-то поразившем их. Вот несколько тем для сочинений-миниатюр, которые можно использовать в любом классе: «Вот дождик брызнул», «Сентябрь – чародей цвета», «Пробилась зелень», «Как работает суффикс», «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла», «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию» и т.д.

Результативность этой работы заключается в усвоении учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированности навыков самостоятельной работы, что позволяет учащимся конструировать новые тексты и создавать собственные решения проблем, повышении творческого потенциала учащихся, их коммуникативного навыка, познавательного интереса, интеллектуальных знаний, словесно-логического мышления.

Ученики учатся работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобретают умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, находить компромисс, логично излагать свою мысль.

В сознании школьников осуществляется синтез логических и ассоциативных структур, что успешно проявляется в речевой деятельности учащихся и по другим предметам.

Похожие:

Города Зарайска Московской области iconПравительство Московской области
Московской области, в системе образования Московской области, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской...
Города Зарайска Московской области iconПравительство московской области постановление
Правительства Московской области от 22. 06. 2001 n 188/21 #M12291 5806003"О создании государственного учреждения Московской области...
Города Зарайска Московской области iconОб утверждении долгосрочной целевой программы московской
Московской области, их формирования и реализации", постановлением Правительства Московской области от 08. 04. 2011 n 297/13 "О разработке...
Города Зарайска Московской области iconГорода протвино постановление
Федеральным базисным учебным планом и приказом Министра образования Московской области от 07. 06. 2012 №2604 «Об утверждении регионального...
Города Зарайска Московской области iconДоклад Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
В 2011-2012 учебном году гимназии присвоен статус региональной пилотной площадки по распространению инновационного опыта школы–победителя...
Города Зарайска Московской области iconДолгосрочные целевые программы Московской области
В 2012 году разработана и утверждена долгосрочная целевая программа в соответствии с постановлением правительства Московской области...
Города Зарайска Московской области iconО взаимодействии по реализации мероприятий по модернизации общего...
Лидии Николаевны, действующего на основании Положения о Министерстве образования Московской области, утвержденного постановлением...
Города Зарайска Московской области iconО взаимодействии по реализации комплекса мер по модернизации общего...
Лидии Николаевны, действующего на основании Положения о Министерстве образования Московской области, утвержденного постановлением...
Города Зарайска Московской области iconТерриториальные строительные нормы Московской области
Российской Федерации (СНиП 10-01-94) с учетом действующих законодательных и нормативных актов РФ и Московской области, концепции...
Города Зарайска Московской области iconМосковской области
Московской области, Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области утверждены "Методические указания по формированию...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница