Контрольные вопросы 153




НазваниеКонтрольные вопросы 153
страница1/14
Дата публикации20.05.2013
Размер2,12 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
pochit.ru > Литература > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Предисловие 4

Глава 1. Предмет и структура социологии 7

  1. Объект, предмет и научный статус социологии 7

  2. Структура современной социологии 24

Контрольные вопросы 32

Список литературы 34

Глава 2. Парадигмы в социологии 35

  1. Макросоциологические парадигмы . ., 36

  2. Микросоциологические парадигмы 49

  3. Проблема мультипарадигмальности в социологии

и варианты ее решения 63

Контрольные вопросы 87

Список литературы 89

Глава 3. Эволюция социологии 90

  1. Протосоциология 91

  2. Классическая социология 103

  3. Неоклассическая социология 116

  4. Постклассическая социология 126

  5. Постмодернистская социология 133

Контрольные вопросы 153

Список литературы 155

Указатель 157

ПРЕДИСЛОВИЕ

Студенты и преподаватели российских вузов остро нуждаются в учеб-нон литературе по социологии. Подобное утверждение выглядит странным в ситуации того разнообразия учебников и учебных пособий, которыми сегодня заполнены книжные магазины и библиотеки. Однако это изобилие отражает скорее возрастание спроса на учебную литературу, чем удовлетворение его. В России мало издается качественной, профессионально выполненной учебной литературы по социологии. У нас есть (и их немало) замечательные социологи — блестящие ученые и авторы интереснейших научных работ. Но научные работы, в которых профессионалы, не задерживаясь на очевидных для коллег вещах, обсуждают нюансы исследовательских проблем, не могут заменить учебники, в которых должно раскрываться содержание элементарных научных понятий, излагаться основы и логика научных теорий. Появились в России и профессиональные авторы — составители учебников и учебных пособий. Однако их профессионализм особого рода. Они умеют организовать доступный им материал в произведение, отвечающее формальным требованиям, на которые ориентируются издательства и образовательные учреждения. В то же время такие авторы далеко не всегда в достаточной степени владеют социолопшеской проблематикой и знакомы с новейшими тенденциями в социологии. В результате мы оказываемся в ситуации, когда у нас есть социология, в которой мало настоящей учебной литературы, и у нас есть учебная литература, в которой мало настоящей социологии.

Сложившуюся проблему невозможно решить быстро. Лишь постепенно совместные усилия ученых, преподавателей, издателей могут привести к тому, что рынок учебной литературы по социологии будет насыщен книгами, разнообразными с точки зрения освещаемой проблематики и унифицированными с точки зрения профессионального уровня. Важно, чтобы эти усилия были целенаправленными.

Цель предлагаемого учебного пособия — дать краткое, но систематическое изложение основ современной теоретической социологии. Теоретическая социология представлена здесь в ее нынешней сложности и неоднозначности, но в простой, доступной для начинающего изучать социологию читателя форме.

В современной социологии существуют различные, иногда диаметрально противоположные, теоретические подходы и концепции,

называемые в научном сообществе парадигмами. Но, несмотря на мультипарадигмалыюсть социологии, на острые дискуссии между сторонниками различных парадигм, теоретическая социология являет собой единую систему. Именно таким образом она и представлена в данном учебном пособии — как система, в которой каждая концепция, каждая теоретическая модель является элементом, взаимосвязанным с другими элементами.

Множественность теоретических подходов в современной социологии приводит к фактическому размыванию границы между теорией и историей социологии. Чтобы определить место концепции или теоретической модели в общей системе теоретической социологии, необходимо знать, в каком социальном и интеллектуальном контексте создана концепция или модель, т. е. чьим последователем и чьим оппонентом был тот или иной теоретик. Поэтому сейчас разница между теорией и историей в социологии — это разница между логическим изложением и историческим изложением одного и того же материала.

Перечисленные особенности современной теоретической социологии обусловили структуру учебного пособия. Глава 1 «Предмет и структура социологии» дает представление о специфике социологического взгляда на мир, социологии в целом и о месте в ней теоретического знания. В главе 2 «Парадигмы в социологии» речь идет об основных подходах, определяющих на данный момент направление и характер социологических исследований. Глава 3 «Эволюция социологии» посвящена условиям становления и логике развития социологии в XIX — начале XXI века.

Учебное пособие написано с учетом интересов и запросов студентов и преподавателей. Везде, где это возможно, даны компактные и однозначные определения.

> Принципиально важные для авторского видения определения выделены особо.

^ Положения, на которые при чтении следует обратить внимание и дополнительно обдумать их и проанализировать, выделены курсивом, значимые термины и понятия полужирным. В конце каждой главы предлагаются тестовые задания, включающие по десять контрольных вопросов с вариантами ответов. Также даны задания для самостоятельной работы, нацеленные на развитие навыков аналитической работы с социологическим материалом. Списки литературы в конце глав

сведены к минимуму, необходимому для решения главной учебной задачи: сформировать у студентов адекватные представления о структуре, понятийном аппарате и основной проблематике современной теоретической социологии.

В заключение хотелось бы выразить благодарность тем, кто способствовал автору в работе над этим учебным пособием. Во-первых, студентам факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Смольного института свободных искусств и наук, общение с которыми позволило автору лучше понять и яснее сформулировать представления о теоретической социологии. Во-вторых, автор благодарен сотрудникам кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета и ее заведующему профессору А. О. Бороноеву — коллегам, дискуссии и совместная работа с которыми стимулировали автора в разработке идей. В-третьих, сотрудникам гуманитарной редакции издательства «Питер», которые прилагают энергичные усилия по насыщению рынка книжной продукции качественной учебной литературой и которые в этой связи обратили внимание на работу автора.

Автор с благодарностью рассмотрит любые замечания и пожелания читателей, которые можно направлять по адресу: dvi@peterlink.ru.

Д. Иванов Санкт-Петербург, июль 2004 г.

Глава 1

^ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

В XXI век социология вступила, обладая всеми атрибутами развитой науки — специфической предметной областью, понятийным аппаратом, организованным в систему теорий, большим набором методов сбора и анализа данных, целым рядом признанных классиков и исследовательскими традициями, уходящими вглубь истории. Тем не менее вопрос «Что такое социология?» до сих пор оказывается сложным для многих, а в нашей стране — для большинства людей. В обыденном представлении социология чаще всего ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения и сообщениями в средствах массовой информации, в которых говорится о том, сколько процентов населения думают так, а сколько — иначе. Однако диапазон исследовательского интереса социологов не ограничивается проведением опросов, выявляющих общественное мнение по той или иной проблеме. Он простирается от сбора информации о предпочтениях разных людей при выборе ими кандидата в президенты страны, одежды или способа зарабатывать на жизнь до изучения причин и последствий безработицы, преступности или внутрисемейных конфликтов и до разработки теорий, объясняющих особенности исторического пути народа, страны, цивилизации. Широта сферы интересов социологов приводит к тому, что даже вполне образованные люди путают социологию с психологией, демографией, философией и т. д. Поэтому изучение социологии следует начинать с определения ее научного статуса, предмета и структуры — данные вопросы являются определяющими, поскольку ответы на них задают ориентиры для анализа содержания и значения теоретических построений социологов, исторических истоков и тенденций развития современной социологии

^ 1.1. Объект, предмет и научный статус социологии

Термин «социология», впервые введенный французским мыслителем Опостом Контом (1798-1857), происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (слово, учение). В буквальном смысле слова, социология — это наука об обществе. В обыденном языке понятие «общество» подразумевает совокупность или организованную группу людей. В этом значении слово «общество» выступает в таких выражениях, как «высшее общество», «общество защиты животных», «общество филателистов» и т. п. Но язык науки отличается от обыденного языка. На языке социологии слово «общество» означает исторически сложившийся тип социальной организации или социальной обусловленности явлений и процессов. Эта социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни, взаимодействий людей, оказывает влияние на мышление и поведение людей, проявляется в поступках, высказываниях, вещах, сделанных людьми. Таким образом, социологи наблюдают за совместной жизнью, взаимодействиями людей, но изучают социальные явления и процессы. Совместная жизнь людей служит для социологов материалом научных изысканий, или объектом. Под объектом науки понимается та реальность, на которую направлен исследовательский интерес. Объект социологии в общем совпадает с объектом других наук, которые принято называть общественными науками. Совместная жизнь людей служит объектом экономики, демографии, социальной психологии, политологии, этнографии и т. п. Но у каждой из общественных наук свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или иной науки. Предмет науки — это те аспекты или особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте, руководствуясь своими научными интересами, т. е. представлениями о важных, существенных явлениях и процессах. Выделенные аспекты или особенные черты — это не часть реально существующего объекта, а его научный образ, особый способ видения объекта, характерный для данной науки. Предмет науки — это всегда результат концептуализации, под которой понимается процесс формирования отдельной области познания при помощи понятий (концептов). В случае социологии данную область познания образуют явления и процессы, описываемые и объясняемые при помощи понятий «общество», «социальные взаимодействия», «социальные группы», «социализация», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные статусы», «социальные роли», «социальные конфликты», «социальные изменения» и т. д. Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, включаемых в область исследовательского интереса социологов, практически невозможно, поскольку перечень будет слишком велик и к тому же он постоянно обновляется по мере развития социологии.

Определение предмета социологии должно быть концептуальным, т. е. строиться на раскрытии смысла ключевого для данной науки понятия «социальное». В обыденном языке слово «социальное» используется в двух — широком и узком — значениях. В широком смысле это понятие объединяет все разновидности явлений совместной жизни людей — экономические, политические, религиозные, правовые и т. д. В узком смысле оно выделяет особую наряду с политикой и экономикой сферу общественной жизни — социальную, включающую образование, здравоохранение, помощь неимущим и т. д. Оба названных подхода к определению понятия социального социологическими не являются. Скорее они характерны для политики и журналистики. Но они содержат, хотя и в неявном виде, собственно социологический подход.

Социальное в широком смысле означает не просто сумму экономических, политических, правовых, религиозных и т. п. явлений и процессов, а связи, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического строя и этических норм, характерных для господствующей в стране религии. Политические явления и процессы выступают для нас как социальные, когда мы хотим, например, показать, что стабильность политического строя зависит не только от согласованности действий правительства и парламента, но и от соответствия уровня доходов уровню цен и распространенности в стране веротерпимости и религиозного фанатизма.

Социальное в узком смысле означает не просто сегмент общественной жизни, включающий все то, что не вошло в сферу политики и экономики, но те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Образование, например, мы относим к социальной сфере, поскольку осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих человеку быть полезным другим людям, успешно взаимодействовать с ними и добиваться признания с их стороны. О системе пенсионного обеспечения, помощи неимущим мы рассуждаем как о компоненте социальной сферы, когда стремимся подчеркнуть ее роль в оказании взаимной помощи, в поддержании у людей чувства справедливости и солидарности.

Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой точки зрения, предполагающей, что они социально обусловлены, т. е. обусловлены связями, складывающимися между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей; тем, что люди следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности — этнической, религиозной, профессиональной и т. п.

Однако собственно социологический подход предполагает выявление социальной обусловленности не только поступков людей и ситуаций, складывающихся в результате множества поступков многих людей, но и вещей, созданных или используемых людьми, и даже объектов, о которых неизвестно, кем или чем они созданны и существуют ли реально.

> Предмет современной социологии может быть определен как социальная обусловленность любых явлений.

Рассмотрим специфику социологического подхода к явлениям на четырех примерах.

^ Пример первый: социологический взгляд на экономику.

Социология экономики (или экономическая социология) как особая область исследований возможна и развивается наряду с собственно экономической наукой потому, что социологи рассматривают экономические явления с особой точки зрения. Они задают себе и другим вопросы, на которые можно ответить только исходя из социальной обусловленности экономического поведения. Классическим примером социологического подхода к экономическим явлениям может служить работа «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1864-1920) — немецкого социолога, одного из самых выдающихся в истории социологии ученых. Вебер задался вопросом, почему среди протестантов доля предпринимателей выше, чем среди католиков? Ответ, предложенный Вебером, опирается на обнаруженное им сходство между этическими принципами протестантизма (строгая самодисциплина, методичная организация своей жизни, посвящение себя хозяйственной деятельности как служению, предопределенному Богом) и принципами капиталистической организации промышленности и торговли. В качестве общей основы протестантской этики и духа капитализма Вебером представлена характерная для западной цивилизации в целом рациональность — отношение

к миру с точки зрения целесообразности, упорядоченности, полезности, эффективности.

«Протестантская этика и дух капитализма» (опубликована в 1905 г.) остается образцом для современных разработчиков проблематики социальных и культурных факторов экономического развития, несмотря на критику, показавшую, что обнаруженная Вебером большая по сравнению с католиками склонность протестантов к предпринимательству и накопительству объясняется не столько особенностями их этических установок, сколько тем, что в эпоху становления капитализма (XVI-XIX века) возможности для дискриминируемых1 этнических и религиозных меньшинств заниматься традиционно престижными видами деятельности — быть военными, юристами, чиновниками, членами ремесленных цехов и т. п. — были ограничены. Это зачастую оставляло кальвинистам, иудеям и пр. единственный путь к богатству и престижу — предпринимательство. В любом случае разница в экономическом поведении протестантов и католиков объясняется социальной обусловленностью данного поведения: выбор рода деятельности, профессии зависит от принадлежности к той или иной религиозной общности. Такая социальная обусловленность экономического поведения проявляется на уровне экономики страны в целом: профессиональная структура (сколько людей в каких профессиях заняты) обусловлена помимо других факторов социальной структурой (сколько людей к каким общностям принадлежат). Такого рода обусловленность является предметом профессионального интереса социологов. Социальную обусловленность экономических явлений можно выявить, задаваясь и другими вопросами.

Почему мусульмане и иудеи покупают баранину и говядину, а не свинину даже при условии, что последняя дешевле? Потому, что они руководствуются не соображениями выгоды, а религиозными запретами. Обычаи и моральные нормы, связанные с принадлежностью к религиозной общности, обусловливают поведение потребителей. А на уровне национальной экономики в целом это приводит к тому, что структура сельскохозяйственного производства (сколько производится продукции того или иного вида) обусловлена помимо других факторов социальной структурой (сколько людей к каким общностям принадлежат).

Почему женщины, выполняя одинаковую с мужчинами работу, в среднем получают меньше мужчин? Потому что работодатели и руководители при определении размеров вознаграждения руководствуются не только расчетом трудозатрат и их эффективности, но и так называемыми тендерными (от англ. genderрод, пол) стереотипами. Труд и заработок воспринимаются как естественное предназначение мужчины, который с ролью «добытчика» и «кормильца» должен справляться лучше женщины, чье естественное предназначение видится в том, чтобы быть «хранительницей семейного очага». Ценности и привычки, связанные с разделением работников на категории по половому принципу, обусловливают поведение работодателей и руководителей. А на уровне экономики страны в целом это проявляется в том, что система оплаты труда (каким работникам сколько платят) помимо прочих факторов обусловлена системой социальных статусов (какие общности, категории людей являются привилегированными, а какие — дискриминируемыми).

Почему врачи, учителя в современной России, годами не получая зарплату вовремя, продолжают работать? Потому что они руководствуются не только соображениями заработка, но и этическими принципами профессионального долга и традиционными ценностями, в число которых входит наличие постоянного места работы и уважаемой со стороны других людей профессии. Ценности, моральные нормы и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, обусловливают поведение работников. То, что для экономиста выглядит как предоставление или оказание медицинских и образовательных услуг, для социолога — исполнение социальных ролей, т. е. такое поведение, которое в представлении людей соответствует социальному статусу — званию врача и учителя.

Почему в рекламе товаров и услуг снимают звезд спорта, кино, шоу-бизнеса? Потому что потенциальные потребители руководствуются не только соображениями полезности товара или услуги, но и явным или плохо скрываемым желанием выглядеть так же, вести такой же «стильный» образ жизни, как и знаменитости. Ценности и привычки, ассоциируемые с принадлежностью к потребительской общности, которую призваны олицетворять знаменитости, обусловливают экономическое поведение. На уровне экономики страны в целом эта социальная обусловленность потребительского поведения выглядит как обусловленность структуры потребления (какие товары в каком количестве востребованы) помимо других факторов социальной структурой (для каких общностей, категорий людей какие товары являются символами престижного или достойного образа жизни).

Итак, социологический взгляд на экономику позволяет увидеть, что экономическим поведением людей не всегда движет сугубо экономический расчет «затраты-доход». Зачастую люди следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности — этнической, религиозной, тендерной, профессиональной и т. п. Тем самым экономика оказывается связанной с другими сферами жизни людей — религией, культурой, образованием и т. д. И все эти связи обнаруживаются и исследуются социологами, рассматривающими их в качестве форм социальной обусловленности экономических явлений. В социологии данные формы обозначаются такими понятиями, как «социальная структура», «социальный статус», «социальная роль» и т. д.

Пример второй: социологический взгляд на политику.

Социология политики (или политическая социология) успешно развивается наряду с собственно политической наукой — политологией, потому что современная политика ставит перед исследователями ряд вопросов, ответить на которые можно, только исходя из социальной обусловленности политического поведения.

Почему пожилые люди активнее участвуют в выборах, чем молодежь? Потому что пожилые люди и молодежь образуют общности, для которых характерны разные ценностные ориентации. Пожилые люди руководствуются привычкой следовать призывам политических лидеров и ценностями, в число которых входят наличие активной гражданской позиции и неукоснительное исполнение гражданского долга. Молодежь, усвоившая в постсоветский период другие ценности, в меньшей степени готова уделять свои время и внимание политическим выборам. Различия между поколениями в электоральном (от англ. electionsвыборы) поведении, с точки зрения социолога, обусловлены различиями в условиях социализации, т. е. процесса усвоения ценностных ориентации и навыков взаимодействия с другими людьми в ходе воспитания, получения образования, накопления жизненного опыта.

Почему среди министров и депутатов парламента больше мужчин, чем женщин? Потому что руководители государства при назначении чиновников и избиратели при голосовании руководствуются не только соображениями знаний и политического опыта кандидатов, но и тендерными стереотипами, предполагающими, что политика — дело по преимуществу мужское. Ценности и привычки, связанные с разделением политиков на категории по половому принципу, обусловливают поведение государственных руководителей и избирателей. А на уровне политической системы страны в целом для социолога это выглядит как обусловленность системы распределения власти (какие политики какие посты занимают) помимо прочих факторов системой социальных статусов (какие общности, категории людей являются привилегированными, а какие — дискриминируемыми).

Почему в современной России доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем доля участвующих в выборах среди людей со средними и высокими доходами? Потому что люди, испытывающие недостаток средств, не преуспевшие в сложившихся экономических условиях, в большей степени надеются на поддержку со стороны государства в решении своих проблем и чаще связывают с выбором тех или иных кандидатов на государственные посты надежды на улучшение своего положения. Преуспевающие, благополучные люди при решении своих проблем в большей степени рассчитывают на собственные силы и поддержку друзей и близких, нежели на помощь со стороны государства. Политическое поведение людей обусловливают ценности и привычки, связанные с принадлежностью к общности «бедных» или общности «богатых». То, что для политолога выглядит как политическая активность, для социолога — исполнение социальных ролей, т. е. такое поведение, которое в представлении людей соответствует социальному статусу — положению экономически активного, преуспевающего и финансово независимого человека или положению человека, нуждающегося в поддержке, защите его интересов и т. п.

Почему в избирательные списки современных политических партий наряду с профессиональными политиками и юристами включаются бизнесмены, звезды спорта и шоу-бизнеса? Потому что потенциальные избиратели руководствуются не знанием партийных программ или содержания законодательной деятельности членов и сторонников партии, а впечатлением, производимым партиями во время избирательной кампании. Привлечь внимание избирателей к партии можно с помощью мощной пропагандистской кампании, которую удастся провести, только если в ней участвуют вызывающие интерес и симпатию знаменитости и если ее оплачивают в обмен на место в списке кандидатов бизнесмены. Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к общности потребителей массовой культуры, обусловливают политическое поведение и избирателей, которые этим ценностям и привычкам следуют, и политиков, которые стремятся учесть и использовать приверженность людей данным ценностям и привычкам. На уровне политической системы страны в целом такая социальная обусловленность политического поведения выглядит для социолога как обусловленность состава политической элиты характером массовой культуры.

Итак, социологический взгляд на политику позволяет увидеть, что политическим поведением людей не всегда движет сугубо политический расчет «цели-средства». Люди не всегда руководствуются соображениями оптимальности стратегии и эффективности управления. Зачастую они следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, связанным с принадлежностью к общности — возрастной, профессиональной, культурной и т. п. Таким образом, политика оказывается связанной с образованием, культурой, экономикой и т. д. Все эти связи входят в предмет социологии, в рамках которой они исследуются в качестве форм социальной обусловленности политических явлений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы по курсу контрольные работы, тесты
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы Определение проекта и стадии проектирования
Контрольные работы (рефераты) по дисциплинам «Основы проектирования и конструирования» и «Техническая эксплуатация зданий» «по специальности...
Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы по теме: Магистрально-модульный принцип построения компьютера

Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы и задания
Бухгалтерский учет и учетная политика на сельскохозяйственных предприятиях
Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы по курсу политологии для студентов института государственного управления

Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы по курсу
Источники финансирования инвестиционной деятельности. График инвестиционных возможностей
Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы
Общие представления о кондициях на минеральное сырьё. Основные параметры кондиций
Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы
Объект, предмет, задачи и методы курса "Государственное и муниципальное управление"
Контрольные вопросы 153 iconКонтрольные вопросы, выносимые на экзамен
Финансовая система и ее структура. Централизованные и децентрализованные финансы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница