Утверждено утверждено




НазваниеУтверждено утверждено
страница1/13
Дата публикации19.05.2013
Размер1.83 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
pochit.ru > Литература > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13





Краснодарский край Северский район

поселок городского типа Ильский



УТВЕРЖДЕНО




УТВЕРЖДЕНО


Начальник управления образования администрации муниципального образования Северский район




Решением педагогического совета МБОУ СОШ № 52 пгт Ильского

МО Северский район

протокол № 1

от 30.09.2011г.


_____________ В.С.Лукьянова




Директор _______ Т.С.Купреева


«___»____________2011г.




«30» августа 2011г.

^ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

^ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 52

ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ИЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

Принята управляющим

советом МБОУ СОШ № 52

пгт Ильского МО Северский район

протокол № 8 от «26» августа 2011г.

________ Завгородняя Е.Г.

председатель совета Ф.И.О

Северский район – 2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

СТР.


Предметное содержание учебных дисциплин, заложенное в учебных курсах (дисциплинах), оценивается через основные предметные грамотности(компетентности) в виде установления уровня освоения младшими школьниками культурных (т.е. исторически сложившихся в человеческой культуре) средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях общего образования.Уровень грамотности младшего школьника определяется степенью овладения учащимися учебными действиями и умениями. Основные группы действий, обеспечивающие предметные грамотности, а также ключевые компетентности приведены в таблице 2. 15

В предметной линии письмапроисходит введение букв и освоение правил русской графики, вытекающих из общего принципа письма с учетом позиции звука, обнаружение общего принципа русской орфографии и вытекающего из него общего орфографического правила, установление границ действия общего принципа русской орфографии — нахождение написаний, не подчиняющихся ему. В предметной линии высказыванияпроисходит открытие способов соединения слова с другими словами в речи (высказывании), типовых моделей поведения слов в речи — систематическое изучение грамматики русского языка. Предметная линия точек зрения открывает учащимся путь восхождения к автору, позволяя решать главную задачу искусства — задачу понимания авторского отношения и порождения моего собственного отношения к художественной модели мира, представленной в произведении. 33

Формами организации контроля по «окружающему миру» являются: фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса; индивидуальный устный опрос проводится в следующих формах: рассказ-описание, рассказ-рассуждение; при письменной проверке знаний используются контрольные работы, тестовые задания, работа с карточками-заданиями, графические работы. 85

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе. 85

Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми показана в таблице 9. 85

^ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МБОУ СОШ №52 пгтИльского МО Северский район была образована в 1953 году.

Характеристика обучающихся:

В настоящий момент школа насчитывает 21 класс, 534 учащихся, 32 учителя. Из них с высшим образованием – 32 учителя. В начальной школе 207 учащихся, 8 классов, 8учителей. В школе работает научное общество учащихся «Паллада»,члены которого являются победителями и призерами муниципального и регионального этапов научно- творческой конференции « Эврика»; организованы 3 класса казачьей направленности, учащиеся которых занимают победные и призовые места в муниципальных и региональных конкурсах и фестивалях. В школе уделяется большое внимание воспитанию личности патриота и гражданина. На протяжении 6 лет работает отряд «Юный Жуковец», занимающий последние 4 года первые места по военно-патриотическому воспитанию в Северском районе.

^ Характеристика педагогического коллектива

В школе работает зрелый, высокопрофессиональный, творческий коллектив педагогов. Из них имеют высшую категорию – 15 учителей, первую категорию - 13 , вторую категорию – 1 педагог. Имеют почетные звания «Отличник просвещения» - 2 , « Почетный работник общего образования РФ» - 1 , победителями и призерами муниципального этапа конкурса « Учитель года» являются 7 педагогов. В школе работает методический совет и 5 предметных методических объединений учителей.

Проблема, над которой работает педагогический коллектив школы: «Развитие личности школьника как основная цель обновления образования» Цель работы: повышение качества преподавания и воспитательной работы через реализацию личностно-ориентированного подхода.

         Направления работы:

- повышение уровня аналитической культуры учителей через системный анализ, самоанализ и рефлексию своей деятельности;

- активизация форм методической работы через творческие семинары, обмен опытом;

- повышение квалификации педагогов через курсы и другое плановое обучение и профессиональное самосовершенствование и саморазвитие;

- освоение и внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс.

^ Особенности управления школой

Управление школой осуществляется управляющим советом, директором и его заместителями с использованием информационных технологий как средства интенсификации управленческой деятельности. Наряду с этим в школе работает ученическое самоуправление в форме Совета старшеклассников, возглавляемого лидером ученического самоуправления; в начальной школе- детское объединение « Солнышко».

^ Характеристика микросоциума

МБОУ СОШ №52 расположена в поселке городского типа Ильском. Важным условием для успешной работы является центральное местонахождение школы среди объектов социума. В поселке 4 общеобразовательных учреждений; действуют 4 детских сада, один из которых федерального значения; спортивный комплекс « Прасковья»; поселковая библиотека; детская и взрослая поликлиники; аптеки; пункт охраны правопорядка ОВД Северского района; Свято-Никольский храм; Дом культуры; детская школа искусств( ДШИ); детская художественная школа ( ДХШ); детская спортивная школа (ДЮСШ); функционирует Ильское казачье общество, Совет ветеранов поселения. Удобное местонахождение школы дает возможность для взаимодействия с данными учреждениями. В течение многих лет доброе сотрудничество помогает нам организовать свободное время обучающихся.Мы приглашаем работников из ДШИ, дома культуры, представителей казачества, ветеранов на внеурочные мероприятия, а эти учреждения проводят тематические мероприятия для наших учащихся.

^ Характеристика социального статуса семей обучающихся

Количество обучающихся в ОУ - 534 человек

Из неполных семей - 136 человек ( 100 семей)

Из многодетных семей - 120 человек ( 35 семей)

Детей под опекой - 25человек ( семьи)

Детей- инвалидов - 5 человек

Дети-сироты - 1 человек

Население микрорайона: рабочие - 40 %, служащие - 30 %, интеллигенция - 30 % Несмотря на многослойность социума, образовательный заказ в основном совпадает: развитие творческих способностей детей, ориентация на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения ( что подтверждается на практике 23 выпускника школы в 2011 учебном году поступили в ВУЗы Краснодарского края и страны), успешную социализацию в условиях рыночной экономики.

Начальная школа МБОУ СОШ №52 работает по образовательной системе «Школа России».На базе школы работает «Школа будущего первоклассника», где в течении учебного года готовят будущих первоклассников, не посещающих детские дошкольные учреждения. МБОУСОШ №52 предоставляет спектр дополнительных услуг по 4 направлениям: художественно-эстетическое, научно-техническое, физкультурно-спортивное, культурологическое, в том числе и для начальной школы , где дети под руководством педагогов дополнительного образования занимаются различной кружковой деятельностью. За время функционирования классов казачьей направленности ( два из них в начальной школе) школа выстроила воспитательную работу в духовно-нравственном и патриотическом направлении, работая в содружестве с казачьим обществом поселка Ильского, с поселковым советом ветеранов, с отцом Кириллом Свято-Никольского храма. Организация воспитательной работы в данном направлении способствует развитию у школьников творческого потенциала. Для помощи и поддержки детей работает служба психологической помощи. Поэтому считаем, что с 1 сентября 2011 года наша школа может построить учебно-воспитательный процесс по внедрению федеральных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО). С учительским коллективом начальной школы проведена разъяснительная работа по ФГОС НОО, разработан план мероприятий о введении ФГОС НОО, заместитель директора по УВР Л.В.Бакулина в июле 2011 года прошла курсы повышения квалификации в ГОУ Краснодарского края ККИДППО по теме « Введение ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края», учителя первых классов- Н.П.Паникратова и М.В.Бекетова прослушали курсы повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса в начальной школе на основе ФГОС» в июле 2011г.

Данная основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО)школы составлена на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Концепции Образовательной системы «Школа России», а также социального заказа родителей младших школьников, концепции духовно-нравственного воспитания и развития.Программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МБОУ СОШ № 52, рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов и утверждена Решением педагогического совета (протокол № 1 от 30 августа 2011 года), управляющим советом МБОУ СОШ № 52 (протокол № 8 от 26 августа 2011 года)

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опираетсяна развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Особенности первой ступени общего образования.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию( в школе работает «Предшкольная подготовка» направленная на преемственность целей и задач дошкольного и начального школьного образования);

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные имиуниверсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования ,способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план образовательного учреждения;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работ;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Учебный план МБОУ СОШ № 52 составлен на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и обеспечивает реализацию федерального компонента и регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и компонента нашего образовательного учреждения. Основой реализации стандарта образования является учебный план в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. Одна из приоритетных задач, стоящих перед нашим учебным заведением, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России (Кубани), ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей школе.

Национально-региональный компонент В практической деятельности по введению регионального компонента государственного стандарта общего образования учителями ОУ используется: региональным компонентом государственного стандарта общего образования по учебным предметам, разработанным в соответствии с общей концепцией; региональным базисным учебным планом, учебно-методическими комплексами: учебные программы по «Кубановедению», Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. «Кубановедение» для 1-4 классов. –Краснодар: «Перспективы образования», 2010г, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы:

- «Кубанская азбука» О.Хамцова, А.Мовшович, В. Вторенко Краснодар 2010

Региональный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Региональный компонент по учебному предмету включает: цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете;

-обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования; -требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету – установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта общего образования.

-определение статуса регионального компонента в учебном плане образовательного учреждения; -определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежащих обязательному усвоению (не менее 10 % учебного времени);

-установление единых методологических подходов к изучению регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов;

-обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях;

-отражение баланса интересов и компетенции государства, региона и школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.

Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:

1.Принцип региональности – ориентация на учет особенностей Краснодарского края в учебно – воспитательном процессе.

2.Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.

3.Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.

4.Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.

5.Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края. Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования:

-введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Кубановедение”;

-органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.

-углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули.

В нашей школе краеведческий материал реализуется через уроки с региональным содержанием,занятия внеурочной деятельности. Так, для учащихся начальной проводятся кружки « История и культура Кубанского казачества», « Основы православной культуры», « Декоративно-прикладное творчество», « Кубанские игры и забавы». Данное дополнительное образование обогащает социокультурный компонент содержания обучения материалами о регионе, его истории и культуре.

Регионализация осуществляется и через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, консультации специалистов.

Экскурсии в музеи, на производства и т.д. – также одна из форм реализации регионального компонента.

Компонент образовательного учреждения
Профильное обучение для нашей школы осуществляется на протяжении более 8лет через функционирование классов экономического профиля. Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №52 пгт Ильского реализуется через учебный план  и внеурочную деятельность.Учебный план содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики".В соответствии с п. 16 ФГОС НОО организована внеурочная деятельность следующим образом (табл.2)

Таблица 2


Направления

деятельности

^ Название курса

Формы проведения

Спортивно- оздоровительное

Кружок « Уроки здоровья»

Участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, оздоровительные акции, спортивно-оздоровительные проекты

Общекультурное

Кружок «Наш дружный класс»

Игры с ролевым участием, КТД, социально- образовательные проекты, концерты, инсценировки, тематические праздники на уровне класса, школы

Обще-интеллектуальное

Кружок « Юный краевед»

посещение библиотек, музея, экскурсии по городу и краю, конференции, интеллектуальные марафоны

Познавательные беседы, предметные олимпиады, конкурсы

Социальное

Кружок « Доброе сердце

Выставки работ учащихся, посещение музеев, выставок, знакомство с интересными людьми,

художественные акции

Духовно-нравственное

Кружок «Зеркало души»

Этические беседы, ролевые игры коммуникативной культуры, тематические диспуты

Акции гражданственной направленности


* после утверждения СанПиН нового ФГОС.
^ Основная образовательная программа начальной школы МБОУ СОШ №52 пгт Ильского предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми

обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Школа обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Для внедрения ФГОС НОО нами была выбрана образовательная система «Школа России». В соответствии с возрастными особенностями, особенностями УМК «Школа России» начальный этап развивающего образования в МБОУ СОШ № 52 соответствует 1-4 классам общего образования.Он ставит в МОУ СОШ № 52 следующие стратегические цели:сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить ихэмоциональное благополучие,духовно-нравственное и патриотическое воспитание;развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ученика;формировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления, сознания и опыт осуществления различных видов деятельности;создавать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях; развивать у каждого ученика опыт ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

В основу реализации ООП МБОУ СОШ № 52,согласно ФГОС, положен деятельный подход (схема 1), который предполагает:

1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

2) переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологии образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

3) ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

4) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающегося;

5) учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

6) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

7)разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Схема1.

^ «ШКОЛА РОСИИ»
Деятельностный подход


Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

^ Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие

Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа России». Данная образовательная система позволяет обеспечить личностно-развивающее обучение младших школьниковна основе традиций отечественной школы и современных достижений психолого-педагогической науки и школьной практики. Приоритетным направлением для данной системы является духовно-нравственное развитие ребенка, утверждающее такие человеческие ценности, как доброта, терпимость, ответственность. Данная система обеспечивает гражданско-ориентированное образование младших школьников, включающее такие личностные качества, как гражданственность и патриотизм. Одной из важных задач в этом направлении является развитие у ребенка интереса к познанию, постижению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного величия.

Образовательная система « Школа России» обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников, направленное на развитие гражданственности и патриотизма школьников через воспитание таких человеческих ценностей, как согласие, сотрудничество и взаимопонимание.

Образовательная система « Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников, т.е. адекватным «дому», имея ввиду « встраивание» растущего человека, свободной и творческой личности, в биосферу с ее системой императивных ограничений. Это направление способствует развитию природосберегающего « чувства дома», любви и уважения к Природе во всех ее проявлениях. Одной из составляющих данного направления является эколого- этическая деятельность ученика, включающая анализ поступков, выработку норм жизни и направленная на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка в согласии с Природой.

Все эти четыре направления теснейшим образом взаимосвязаны и спроектированы на личность ученика. Для достижений целей развития личности считаем необходимым строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого потенциала ребенка.

Обучение по системе « Школа России» носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную деятельность, контролировать и оценивать результат своей деятельности. Проблемно-поисковый характер обучения дает возможность развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Концепция системы « Школа России» гарантирует достижение положительных результатов и обеспечивает слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс образования.

Считаем, что предлагаемая нами образовательная программа начального общего образования отвечает потребностям современного этапа развития нашей страны. Отсюда вытекает принципиальная особенность системы- построение на национально-значимых приоритетах.Программа базируется на следующих основных линиях развития школьника: личностно-развивающее, гражданско-ориентированное, глобально-ориентированное и экоадекватное образование. Главная идея системы: школа духовно-нравственного развития.

Эти четыре линии развития определяют содержание начального образования и опыт работы всего коллективаучителей начальных классов МБОУ СОШ № 52. При разработке программы учитывался накопленный позитивный опыт современного начального школьного образования.

При реализации ООП МБОУ СОШ № 52 определены этапы, в которых учитываются возрастные особенности начального школьного образования. В соответствии с возрастными особенностями младших школьников ООП начального образования условно делится на три этапа.

^ Первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. Его цель обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни. Этот план характеризуется тем, что,

1) он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена;

2) в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе. Решение задач данного периода образования осуществляется в течении 1 четверти учебного года.

^ Второй этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса).

Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности коллектива класса.Этот период характеризуется тем, что,

1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

2) происходит формирование учебной деятельности в классе, учащиеся обретают первые навыки пополнять свое образование без непосредственного руководства учителя;

3) самостоятельность младшего школьника достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий может и стремиться выполнить сам, без посторонней помощи;

4) складывается класс как учебное сообщество, способное втягивать в решение познавательных задач даже наименее мотивированных школьников.

^ Третий этап (второе полугодие 4-го года обучения – 5-й год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробирования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться. Переход от начальной ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников (повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками). Этот переход не должен носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни. Многих широко распространенных кризисных явлений (спад учебной мотивации, нарастание дисциплинарных трудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий, постепенный и длительный, таким образом, основная цель данного периода начального образования построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются: общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы. Результаты практических работ младших школьников предоставляются в виде: творческих работ (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме «портфолио» (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы); презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др.) знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки); выполненных работ в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Большое внимание МБОУСОШ № 52 уделяет региональному компоненту «Кубановедение». Для этого во всех учебных курсах до 10% отводится на краеведение, также введён курс «Кубановедение» отдельным занятием в учебном плане. Для возможности занятий по краеведению создан кабинет кубановедения.

Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме «портфолио» (дневника, накопительной папки).Оценка содержимого «портфолио» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Утверждено утверждено iconУтверждено утверждено
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования
Утверждено утверждено iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район
Утверждено утверждено iconУтверждено утверждено
Начальник отдела образования администрации муниципального образования Щербиновский район
Утверждено утверждено iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Павловский район
Утверждено утверждено iconУтверждено с учетом мнения профсоюзного утверждено комитета мбоу...
Настоящее Положение устанавливает порядок рассмотрения общественным органом управления школы, обеспечивающим демократический, государственно-общественный...
Утверждено утверждено iconУтверждено с учетом мнения профсоюзного утверждено комитета мбоу...
«Об утверждении методики формирования системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы...
Утверждено утверждено iconПравила проведения туристских походов (15 августа 2006 г. №26) (Утверждено...
Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 15. 08. 2006 №26
Утверждено утверждено iconУтверждено

Утверждено утверждено iconУтверждено утверждено

Утверждено утверждено iconУтверждено

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница