Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество»




Скачать 51,58 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество»
Дата публикации18.05.2013
Размер51,58 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > Литература > Конспект
Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: «В.Я.Брюсов. Жизнь и творчество».
Цель урока: - познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества В.Я.Брюсова

- показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;

- разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
Оборудование: - мультимедийная установка.
Ход урока


  1. Повторение.

- Дайте определение символизма.

(Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы)
- Что такое символ?

(Многозначное иносказание) ( Слайд № 1)
- В чём различие «старших символистов» и «младосимволистов»?

(Основной принцип «старших символистов» - «искусство для искусства», т.е. отрыв от действительности, «младосимволисты» стремились соединить жизнь и идеал).
-Что нового внёс символизм в русскую поэзию?

(Символисты придали слову многозначность, открыли в нём множество оттенков и смыслов).


  1. ^ Реализация индивидуального домашнего задания.

  1. Слово учителя:

Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований , и ^ Валерий Яковлевич Брюсов - одно из более ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры.


  1. Сообщение ученика о жизни В.Я.Брюсова.( презентация).




  1. ^ Лекция учителя.

(По ходу лекции учащиеся делают краткие записи в рабочие тетради)

Ещё будучи гимназистом В.Я.Брюсов увлекся творчеством современных французских поэтов-символистов. В его рабочих тетрадях появляются стихи под общим заглавием «Символизм». Интересна его дневниковая запись от 4 марта 1893 года: «Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!».

Последующие годы проходят для Брюсова под знаком интенсивной организаторской работы: наладить символистские издательства, организовать журнал. Это была реклама символизма.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу,

опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой , и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. Вспомним стихотворение «Творчество». Мы его уже с вами читали, когда начали изучение символизма как литературного направления.

(Чтение стихотворения подготовленным учеником)

Лирический герой Брюсова — сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного.(Чтение стихотворения «Ассаргадон»)

Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда — как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях , блуждает вольной серной...». Чаще — в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы.

(Чтение стихотворения «Женщине»)

Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!»; «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса»; «Моя любовь — палящий полдень Явы». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты — в «грезу искусства» («Отреченье»):

Довольно! Надежды и чувства

Отныне былым назови,

Приветствуй лишь грезы искусства,

Ищи только вечной любви. (Слайд № 2)

Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, /Только ему, безраздельно, бесцельно» (Чтение стихотворения «Юному поэту»).

^ Брюсов требовал права поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы».(Слайд № 3)

В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем, ни к другим («Ключи тайн», статья-манифест, 1904).

Неколебимой истине

Не верю я давно.

И все моря, все пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала

Свободная ладья.

И Господа, и Дьявола

Хочу прославить я! (Слайд № 4)
^ Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года ^ «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой — ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города — средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. (Чтение стихотворения «Город», отметить тревожные настроения, изображение таинственности, призрачности жизни).

(Чтение стихотворения «Кинжал») Какова тема этого стихотворения? (назначения поэта и поэзии)

Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает свободу творчества.

  1. ^ Итог урока (самостоятельная работа по творчеству В.Я.Брюсова)

(Слайд № 5)

1 вариант

2 вариант

  1. К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов?

  2. Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова:

Неколебимой истине

Не верю я давно.

И все моря, все пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья.

И Господа, и Дьявола

Хочу прославить я!


  1. Какое название носит статья-манифест В. Я. Брюсова?

а) «Ключи Марии»,

б)«Тяжелые сны»,

в) «Ключи тайн»,

г) «Творчество».



  1. Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова.

  2. Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды?

3. Какая тема не является ведущей в творчестве В. Я. Брюсова?

а) тема природы,

б) тема истории,

в) тема любви,

г) урбанистическая тема.


V. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение К.Бальмонта

2 Подготовить сообщение с презентацией о биографии К.Д.Бальмонта.(индивидуально)

VI. Чтение наизусть стихотворений В.Я.Брюсова

Похожие:

Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода
Тема: Жизнь и творчество А. Ахматовой дооктябрьского периода. Художественное своеобразие ранней любовной лирики (на материале первого...
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconКонспект урока литературы в 11 классе по теме «В. В. Маяковский....
Цель: познакомиться с личностью В. Маяковского, с особенностями его ранней лирики; увидеть дух бунтарства и эпатажа в ранних произведениях...
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconКонспект урока литературы в 9 классе учителя русского языка и литературы...
Тема урока: Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconКонспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в...
Прежде чем мы определим тему нашего урока, я предлагаю вспомнить выводы, сделанные нами на предыдущем уроке
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconУрока Тема урока Кол-во часов
Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconКонспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева...
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconУрок литературы в 9 классе по теме: «Тема и идея в сказке Е. И. Замятина «Церковь Божия»
П. А. Флоренского, чья жизнь и судьба- служение народу. В 11 классе, ребята, изучая творчество М. А. Булгакова, его роман «Мастер...
Конспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество» iconТема урока: «Жизнь и творчество Бетховена»
Сегодняшняя тема нашего с вами урока это знакомство с творчеством великого немецкого композитора Л. В. Бетховена. (1770-1727)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница